Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и интерпретация полученных данных






 

При обработке данных используются как общенаучные ме­тоды (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.), так и общена­учные процедуры (систематизация, классификация, группиров­ка, типологизация и т. д.). Рассмотрим такие процедуры анализа данных, как группировка, классификация и типологизация.

 

Стратегия качественного анализа предполагает обнаруже­ние неких общих закономерностей в различных явлениях дей­ствительности, а также выяснение причинно-следственных свя­зей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и груп­пируются по определенным признакам и критериям. «Группи­ровка и классификация, — пишет В. А. Ядов, — элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. С помощью этих действий мы " уплотняем" информацию, как бы расширяем области подобия и устанавливаем новые границы различий в массе эмпирических данных»[29]. Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации является группировка. Группировка позволяет разделить цело­стную совокупность объектов или данных на однородные груп­пы таким образом, чтобы различия внутри группы были суще­ственно меньше, чем между группами. При группировке важно обеспечить однородность и сопоставимость признаков, по ко­торым осуществляется деление[30].

 

Вот, например, как журналистка Т. Коростикова группи­рует и анализирует разнородные факты, касающиеся загрязне­ния озера Байкал. Основным признаком для их отбора и ос­мысления стало загрязнение озера сточными водами. «Подлин­ным роком Байкала стал Целлюлозно-бумажный комбинат.

 

Экологи утверждают: если варить целлюлозу еще лет пять, в I Байкале произойдут необратимые изменения. Промышленную и бытовую грязь несет в Байкал река Селенга. Она вбирает ее на территориях Монголии, Бурятии... Без всякой очистки идет в озеро грязь прибрежных городков и поселков. Особенно био­логов тревожат... стиральные порошки»[31]. Систематизиро­ванные таким образом факты наглядно показывают, как поги­бает Байкал. Автор использует простую группировку.

 

Существует и перекрестная группировка (или перекрест­ная классификация) — это связывание предварительно упоря­доченных данных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью: а) обнаружить какие-то взаимозависимости, б) опре­делить направление влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. В журналистском анализе данных пере­крестная группировка может быть направлена на поиск тен­денций или на изучение динамических процессов, происходя­щих в обществе.

 

Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Процесс типологиза­ции начинается уже с момента отбора фактов. Для решения этой задачи журналисты могут использовать два способа. В пер­вом случае типические свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором случае найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой даль­нейшей типизации. Журналист настойчиво ищет в жизни та­кие объекты и явления, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцетрированы интересующие его черты. Метод типологизации активно используется в прессе. Именно благо­даря ему становится возможным создание портретов героев нашего времени, обобщение социальных явлений.

 

Мы рассмотрели различные методы, используемые при сборе и анализе информации. Для каждого метода существу­ют свои процедурные правила, разрабатывается и особый ра­бочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Особенности их использования зависят, во-первых, от стоящих перед журналистом задач, во-вторых, от объекта и предмета изучения и описания, в-третьих, от масштаба организационных мероприятий, связанных с применением на практике того или иного метода. Заметим и другое: сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопро­никновению методов, что повышает уровень культуры жур­налистского труда

 

Сноски

 

[1] Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, про­грамма, методы. Самара, 1995. С.38.

 

[2] Там же.

 

[3] Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского твор­чества. М., 1988. С.42.

 

[4] Там же. С. 54.

 

[5] Там же.

 

[6] Журналистика и социология /Под ред. И, Д. Фомичевой. М., 1995. С. 111.

 

[7] Никитин Н. Вариант работы — негласный //Журналист. 1997. № 2. С. 24-26.

 

[8] Ядов В.А. Указ. соч. С. 129.

 

[9] Кашинская Л. В. Эксперимент как метод журналист­ской деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журнали­стика. 1986. № 6. С.26.

 

[10] Методика и техника организации журналистского наблюде­ния /Сост. В.П. Таловов. Л., 1983. С. 20.

 

[11] Лескова Н. Секреты кодирования //Общая газета. 1997. 17 — 23 июля.

 

[12] Орехова Л. Четыре тысячи «баксов» за полную бездеятель­ность // Общая газета. 1997. 17 — 23 июля.

 

[13]Арифджанов Р., Мостовщиков С. Похождения с потребитель­ской корзиной по берегам Лены и Волги//Известия. 1996. 19 янв.

 

[14] Кашинская Л. В. Указ. соч. С. 32.

 

[15] См.: Ядов В. А. Указ. соч. С. 143.

 

[16] Белановский С. А. Методика и техника фокусированного ин­тервью. М., 1993. С. 86.

 

[17] Труд журналиста: Методика и техника журналистского об­щения: (Интервью, беседа «за круглым столом») /Сост. В.П. Таловов. Л., 1983. С. 7.

 

[18] Белановский С.А. Указ. соч. С. 105.

 

[19] См.: Там же. С. 10.

 

[20] Мезенцев М. Т. Публицистический прогноз. Ростов н/Д., 1983. С. 130.

 

[21] Прогнозирование в социологических исследованиях. Мето­дологические проблемы/Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М., 1978. С. 11.

 

[22] Политковская А. Великой черноземной державы больше нет //Общая газета. 1997. 17 —23 июля.

 

[23] Биографический метод: История. Методология. Практика. М., 1994. С. 5, 6.

 

[24] Там же. С. 5, 6

 

[25] Там же. С. 6, 7.

 

[26] Кокурина Е. Сэр Эндрю Хаксли, мастер-одиночка //Общая газета. 1997. 17 —23 июля.

 

[27] См.: Биографический метод. С. 24 — 27.

 

[28] Там же. С. 33.

 

[29] Ядов В. А. Указ. соч. С. 202.

 

[30] Экспертные оценки в социологических исследованиях /Отв. ред. С. Б. Крымский. Киев, 1990. С. 76.

 

[31] Коростикова Т. Почему никто не хочет спасать Байкал? //Аргументы и факты. 1997. № 38.

 

 

Глава 3. ФАКТ КАК ОСНОВА ЖУРНАЛИСТКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.