Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы сбора первичной информации






На этапе разработки замысла будущего произведения жур­налисту необходимо определиться с объектом изучения. В дан­ном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуа­ция, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную дея­тельность по сбору и анализу фактических данных. Для успеш­ной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первич­ной информации, так как именно от качества собранного мате­риала зависит содержательная насыщенность будущего произ­ведения. Поэтому в журналистской практике используется це­лый арсенал методов сбора первичной информации.

 

К традиционным журналистским методам, как правило, от­носят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориенти­рованы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной дей­ствительности. С развитием журналистики данные методы до­полнялись и обогащались конкретными методиками из социо­логии и психологии, представляющими «совокупность техни­ческих приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь»[1]. Все мето­ды можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблю­дение, эксперимент, интервью и др.), а вторые — при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).

 

В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и эксперт­ные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления дей­ствительности. В силу того, что каждый метод таит в себе раз­личные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных опера­ций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

 

Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации ис­следования. Это — наиболее общее, притом собирательное по­нятие, относимое к системе приемов сбора и обработки инфор­мации.[2]

 

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется со стадиальным характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. За­мысел будущего произведения, как отмечалось в гл.1, можно соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиальность познания объекта действи­тельности предполагает его всестороннее изучение, На этом этапе журналист решает, какой метод сбора первичной инфор­мации наиболее предпочтителен, какая техника более эффек­тивна, наконец, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитичес­кую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требу­ется умело использовать общенаучные методы анализа и ин­терпретации данных.

 

Говоря о факторах, определяющих формирование мето­дов деятельности журналиста в творческом акте, Г.В. Лазути­на выделяет следующие:

 

а) стадиальность творческого процесса;

 

б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

 

в) характер источников информации (более широко — структура информационной среды);

 

г) законы познания, законы восприятия и переработки ин­формации;

 

е) законы общения.

 

«Это, — заключает автор, — обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесен­ность их с определенной стадией творческого акта — во-вто­рых»[3]. Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть ра­циональные основания для использования того или иного мето­да в зависимости от стоящих перед ним задач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.