Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем суть журналистской специализации?






 

Различные предметные основания журналистской деятель­ности предполагают наличие разнообразных профессий и спе­циальностей, которые имеют тенденцию к усложнению. «На заре журналистики, — отмечает В.М. Горохов, — был распро­странен " деятельностный синкретизм", когда журналист совме­щал в себе редактора, издателя, публициста, организатора, сек­ретаря редакции, а иногда — наборщика и метранпажа. С раз­витием средств массовой информации, с обогащением их функций, вовлечением в журналистику значительного числа людей разных специальностей, с качественными переменами в производственно-технической сфере, с усложнением соци­альных связей журналистики с обществом такой " деятельност­ный синкретизм" перестал существовать и был заменен разде­лением и кооперацией в рамках единой журналистской дея­тельности»[26].

 

Сегодня мы имеем дело с многообразием журналистских специальностей. Свободный выбор профессиональных ориен­тации позволяет руководителям изданий с учетом личностных качеств сотрудников редакции более гибко решать вопросы о рациональном соотношении сил и возможностей журналистов. В редакционных коллективах часто можно встретить журнали­стов, способных проявить себя в различных видах творческой деятельности (редактор может быть прекрасным публицистом, а корреспондент — умелым организатором массовых редакци­онных мероприятий и т. д.). Данный факт говорит о том, что в газетах работает немало разносторонне одаренных людей.

 

Журналистика, как отмечают теоретики, изначально пред­полагает универсализм.[27] Связано это с тем, что в повседнев­ной практике газетчикам приходится отображать жизнь во всей ее многогранности и многообразии, используя все находящиеся в их распоряжении средства и формы. При этом мера универ­сальности зависит, на наш взгляд, и от уровня периодического издания, в котором журналист работает, и от величины редакци­онного коллектива, и от широты интересов самого человека. В то же время универсальность всегда связана со специализацией, выступающей ее оборотной стороной. Теоретики предлагают следующие типы журналистских специализаций. Одни различа­ют газетчиков по типу издания (журналист молодежной прессы, спортивный журналист, журналист-международник и т. д.)[28], другие по тематическому признаку (спортивный журналист, эко­номический обозреватель, политический обозреватель и т. д.), третьи по жанровым отличиям (очеркист, фельетонист, репор­тер и т. д.)[29].

 

Наличие разнообразных типов журналистских специаль­ностей — общеизвестный факт, но проблема, вызывающая у практиков постоянные споры, состоит в том, как в условиях все усложняющихся задач, возникающих перед газетчиками, совместить универсализм со специализацией. Редакционные коллективы по-разному решают столь сложный вопрос. Руко­водители одних изданий не ограничивают своих подчиненных «штатными» ролями. В других редакциях журналистов ориен­тируют на гармоничное сочетание универсализма со специали­зацией. Здесь, чтобы предостеречь молодых сотрудников от поверхностного освещения того или иного явления, для начала предлагают им разработку одной темы. Когда корреспондент достигает высокой компетенции в изучаемом им вопросе, от него, как правило, ждут свежих идей или предложений для ре­шения других актуальных проблем. В дальнейшем глубокое и свободное владение одной темой позволяет новичкам более легко освоить смежные направления, хорошо ориентироваться в про­блематике всего отдела.

 

Но быть всезнайкой в журналистике невозможно. Поэто­му большинство газетчиков предпочитает выбрать для себя одну ведущую тему. Вот какое признание сделал в свое время науч­ный обозреватель «Комсомольской правды» Я. Голованов: «За­нимаясь достаточно широким кругом вопросов в области науки и техники, я предпочитаю одну, наиболее близкую мне тему — космонавтику, сосредоточиваю на ней главное внимание».[30]

 

«Индивидуальность журналиста выявляется в профессио­нальной специализации, — отмечает В. М. Горохов. — При этом специализация журналиста, работающего в общеполитической прессе, не обладает той жесткой предметной замкнутостью, которая присуща, скажем, инженерной, агрономической или врачебной деятельности. Специализация журналиста своеобраз­на: глубокое освоение предмета сочетается с интересом к соци­альным, нравственным, психологическим проблемам, в которые этот предмет так или иначе включен. Журналистская специа­лизация позволяет свободно ориентироваться в определенном круге явлений и одновременно преодолевает " флюсоподобную" ограниченность профессионального знания. Универсализм и специализация органически сливаются в журналистике. Это по­зволяет не только оперативно откликаться на злобу дня, воз­действовать на массовую аудиторию, но и преодолевать " стер­тость" мыслей, возникающую от частого решения однотипных задач, избегать " амортизации" чувств, добиваться свежести и остроты взгляда на мир».[31]

 

Тенденция к универсальности обусловлена также измен­чивостью профессиональных ролей. Связано это с тем, что в общежурналистском сознании процесс обновления знаний, при­емов деятельности, переосмысление взглядов на отдельные ас­пекты профессии очень мобилен. Вот что пишет С.М. Гуревич: «Возрастают требования к уровню профессионального мастер­ства журналиста. Речь теперь идет не только о необходимости уверенного владения большинством жанров публицистики и других типов публикаций, о сочетании оперативности инфор­мации с умением провести ее масштабный и глубокий анализ. И не только о сочетании универсальности журналиста с его специализацией. В современных условиях его универсальность все чаще оборачивается необходимостью соединять несколько специальностей. Это прежде всего относится к сотрудникам малых редакций небольших изданий. Корреспондент районной газеты будет чувствовать себя уверенно, если он сможет не только собрать информацию для своего репортажа, но и сумеет сопроводить его своими фотоснимками. Это позволит ему по­высить уровень своей публикации, а редакции — уменьшить ее расходы на оплату фотокорреспондента. И совсем хорошо, если, подготовив тематическую полосу, он сдаст ее ответственному сек­ретарю редакции с грамотным макетом, разработанным в соот­ветствии с моделью издания».[32] О возрастании профессиональ­ных требований к современному журналисту говорят и редакто­ры петербургских изданий. Среди качеств, которыми должен, по их мнению, обладать сотрудник редакции, были названы:

 

«Реклама-шанс» — любознательность, обязательность, уме­ние формулировать мысли, общаться с людьми;

 

«Биржа труда» — знание социальных проблем города, уме­ние всесторонне рассматривать их;

 

«Ваша газета» — профессионализм, умение понять тему и изложить ее на бумаге;

 

«Экономика и жизнь. СПб. Региональный выпуск» — об­щие экономические знания в сочетании с углубленным пони­манием проблематики отдельных отраслей экономики, вдумчи­вость, аналитичность мышления, самостоятельность в выборе тематики публикации, в оценках и выводах; повышенная рабо­тоспособность, оперативность, умение работать в коллективе;

 

«Деловой Петербург» — знание языка, принципов постро­ения материала, психологии общения, бизнеса и экономики; умение извлекать информацию, излагать ее, делать обобщения, умение работать с фотоаппаратом, компьютером и т. д.;

 

«Капиталы Петербурга» — знание современной экономи­ческой ситуации, умение анализировать развитие экономичес­ких тенденций;

 

«Недвижимость Петербурга» — специальные знания по выбранному направлению, умение свободно излагать материал в рамках выработанной концепции;

 

«Gaudeamus» — умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;

 

«Странник» — умение самостоятельно находить тему;

 

«Не скучай» — широкий кругозор, эрудиция, умение ра­зобраться в любой проблеме.

 

Данные перечисления можно было бы продолжить. Но уже по приведенным высказываниям видно, сколь разнообразны профессиональные требования, предъявляемые журна­листу. С одной стороны, он должен обладать универсальными навыками и умениями, так как в повседневной газетной рабо­те приходится отображать жизнь во всей многогранности и многообразии, а с другой — специальными знаниями в из­бранной проблеме или теме. Начинающие журналисты, как нам кажется, теряются, сталкиваясь с данными требованиями, не понимая, что на практике универсальность всегда связана со специализацией.

 

В условиях все усложняющихся задач, стоящих перед жур­налистами, совместить универсальность со специализацией ста­новится все труднее. Сегодня, судя по результатам социологи­ческих опросов, многим редакциям нужны не просто пишущие журналисты, а профессионалы, хорошо разбирающиеся в оп­ределенной теме или проблеме. Данное положение особенно касается специализированных изданий, которые остро нужда­ются в сотрудниках, хорошо разбирающихся в экономических, правовых, психологических и других проблемах. Впрочем, не­смотря на наметившуюся на практике тенденцию углубления специализации журналистов, от универсальности никуда не уйти. У сотрудников СМИ появляется реальная потребность в рас­ширении знаний.

 

Отвечая на вопрос о необходимости повышения квалифи­кации сотрудников, представители большинства редакций от­метили следующие направления расширения профессиональ­ного кругозора:

 

1. Психология межличностного общения.

 

2. Теория и практика рекламы.

 

3. Менеджмент СМИ.

 

4. Маркетинг СМИ.

 

5. Методы саморазвития и реализации творческого по­тенциала.

 

6. Социологические исследования в практике СМИ.

 

7. Психология массовых коммуникаций.

 

8. Специальные дисциплины: театр («Вечерний Петер­бург»); политика в России («Смена»); кино («Кинонеделя»); рынок недвижимости, законодательство («Недвижимость Пе­тербурга»); наука и религия («Здоровье без тайн»), Именно к этим областям человеческих знаний журналисты проявляют интерес сегодня. Завтра — к другим. Поэтому успех в профессиональной деятельности всегда будет зависеть не только от творческих способностей, но и от уровня профессиональной подготовки, от качества и объема знаний. К сожалению, сегодня многие руководители изданий говорят о дефиците профессиона­лизма. Среди причин непрофессионализма бывший первый заме­ститель главного редактора газеты «Санкт-Петербургские ведо­мости» А. А. Юрков выделяет:

 

а) недостаток у «пишущей и вещающей братии» общей образованности, эрудиции, отсутствие системного взгляда на окружающий мир, фрагментарность в его восприятии и отсю­да — слабость в обобщении, систематизации, анализе фактов и явлений;

 

б) рекрутирование за последние годы журналистских кад­ров из числа практиков — экономистов, инженеров, юристов, врачей, учителей, историков, а то и просто добровольцев, при­шедших в редакции с митингов, не получивших не только жур­налистского образования, но и системного обучения[33];

 

в) общее снижение, прежде всего внутри редакционных кол­лективов, требовательности журналистов к качеству своего труда.

 

В этой связи А. А. Юрков предлагает следующие пути ре­шения проблемы:

 

а) более решительное совершенствование университет­ского образования журналистов, сочетающего в себе глубину и разносторонность с практичностью для современных условий и задач СМИ;

 

б) постепенное развитие сети практического обучения азам журналистского мастерства, в том числе и на базе факультета журналистики (отдельный вопрос — стимулирование такого обучения в редакциях);

 

в) активизация профессиональных контактов, максималь­но приближенных к журналисткой практике, совместная выра­ботка определенных профессиональных критериев; создание в этих целях специального печатного органа в региональном мас­штабе.[34]

 

На факультете журналистики Санкт-Петербургского госу­дарственного университета к вопросам кадровой подготовки будущих журналистов относятся чрезвычайно серьезно. На воп­рос: «Какие направления и учебные дисциплины в журналист­ском образовании необходимы в настоящее время и требуют своего развития?» — вузовские преподаватели ответили:

 

— расширение курсов журналистского права и психологии на теоретическом и тренинговом уровне;

 

— курс политологии журналистики;

 

— этика журналистики;

 

— экономика СМИ;

 

— дизайн печатной продукции;

 

— основы ораторского искусства;

 

— теория и методика журналистского творчества;

 

— непрерывная производственная практика и т. д. При этом к основным задачам факультета по подготовке журналистских кадров были отнесены следующие:

 

— предоставление фундаментального гуманитарного обра­зования;

 

— привитие необходимых в журналистской практике на­выков;

 

— обучение теории и практике в соответствии с выбран­ной студентом специализацией;

 

— формирование профессионального сознания и др.

 

В ходе опроса преподаватели высказали свои пожелания по поводу оптимизации учебного процесса: соединить учебные ис­следования с выполнением заказных проектов — прежде всего социологических исследований практики СМИ; ввести регуляр­ную (между сессиями) отчетность студентов по всем дисципли­нам; привлекать «звездных» преподавателей с других факульте­тов вместо заштатных халтурщиков; поощрять экстерны — осо­бенно на ОЗО; более четко отработать программы профилирующих дисциплин; создать единый цикл обучения по цепочке «лекция — лабораторные занятия — внутрисеместровая практика — произ­водственная летняя практика»; больше индивидуального вовлече­ния студентов в учебный процесс как через устные формы (семи­нары, «круглые столы» и т.п.), так и через всевозможные пись­менные; коренное изменение характера практических занятий по специальности в связи с новыми технологиями и характером тру­да журналиста; возобновление творческих мастерских (студий); развитие производственных цехов для изготовления журналист­ской продукции; использование мини-редакций и производствен­ных цехов в качестве баз практики; организация всех подразделе­ний (кафедр и т. д.) в единую учебно-производственную цепь с конечным результатом — журналистская продукция.

 

Высказанные мнения свидетельствуют, что преподаватели факультета журналистики также ратуют за необходимость сбли­жения учебного процесса с журналистской практикой. При этом наряду с новыми подходами в организации учебного процесса предлагаются и старые, как, например, возобновление творчес­ких мастерских. В принципе это правильный путь: не отказыва­ясь от наработанного опыта, искать новые методики, формы и способы обучения студентов. Ведь то, какой будет завтрашняя журналистика, во многом зависит и от тех, кто сегодня вводит молодых в профессию.

 

Исходя из собственных представлений о будущей профес­сии, студенты факультета журналистики СПбГУ на вопрос: «Какие учебные дисциплины необходимо добавить в учебную программу факультета?» — ответили:

 

— второй иностранный язык — 31, 9 %;

 

— компьютерную грамотность — 26, 0 %;

 

— юриспруденцию — 18, 5%;

 

— экономику, историю искусств — 14, 5 %;

 

— этику и эстетику — 8, 4 %;

 

— историю религии, историю зарубежных стран — 7, 6 %;

 

— актерское мастерство, культуру — 4, 2 %;

 

— художественную литературу — 2, 5 %;

 

— социологию, режиссуру, естественные предметы, латынь, делопроизводство, стенографию, отечественную историю — 1, 7 %;

 

— историю философии, ораторское мастерство, астроло­гию, экологию, самооборону, политологию, вождение автомо­биля — 1, 7%.

 

На вопрос анкеты: «Занимаетесь ли вы в свободное время самообразованием?» — были получены следующие ответы:

 

1. Да (укажите, в каких областях знаний) — 84, 9 %.

 

2. Нет — 13, 4 %.

 

Были указаны следующие области знаний:

 

— литература — 28, 6 %;

 

— иностранный язык — 26, 0 %;

 

— психология — 19, 3 %;

 

— искусство — 12, 6 %;

 

— философия — 10, 0 %;

 

— история — 7, 6 %;

 

— экономика — 5, 9 %;

 

— политика, культура, компьютер, медицина — 4, 2 %;

 

— юриспруденция, религия — 3, 4 %.

 

Исходя из приведенных данных, можно заключить, что у будущих журналистов в сфере познавательных интересов веду­щие позиции занимают прикладные дисциплины, которые могут пригодиться им на практике. Отсюда и потребность в овладении такими специальными знаниями, как психология, компьютерная грамотность, экономика, экология, юриспруденция и т. д. Льви­ную долю времени студенты уделяют самообразованию, а неко­торые еще и совмещают учебу с работой в редакции. При этом подавляющее большинство опрошенных важное значение при­дает летней производственной и внутрисеместровой практике. Но на деле в редакциях их не ждут. Зачастую они просто предо­ставлены самим себе.

 

Вот как отзываются студенты о практике (специально при­водим лишь крайние суждения студентов, так как в них про­сматривается определенная тенденция): «В редакции не дают простора для творческой деятельности; не дают возможности работать по интересующей теме; используют в качестве рек­ламных агентов; нет разнообразия в деятельности; студент ли­шен свободы деятельности и возможности публиковать мате­риалы; присутствуют формализм, чрезмерное опекунство, не­серьезное отношение к практикантам» и т. д.

 

По нашим наблюдениям, во многих редакциях предпочте­ния отдаются, в основном, наиболее подготовленным студентам, которые, как правило, учатся на старших курсах. Ведь более опыт­ному студенту можно поручить и серьезное редакционное зада­ние, да и с редактированием представленного материала меньше проблем. Другое дело — новички, у которых нет ни практичес­ких навыков и умений, ни четких тематических предпочтений, ни специальных знаний, которые позволили бы им компетентно разобраться в той или иной проблематике. В современных усло­виях, когда в каждом редакционном коллективе предпочтение отдается только высококвалифицированным кадрам, никто, ес­тественно, с необстрелянными новичками возиться не будет. Почему? Мнения практиков можно свести к следующему поло­жению: «Для введения новичка в курс дела нужны время и же­лание, чего, увы, не всегда хватает».

 

Да, действительно, в условиях напряженной редакционной работы практикам некогда заниматься со студентами. Сегодня о временах профессионального наставничества можно только вспоминать. Но без такого рода поддержки трудно подготовить квалифицированного специалиста. Вот какое мнение высказа­ла по данной проблеме декан факультета журналистики СпбГУ М. А. Шишкина: «Ошибочно думают те, кто считает, что под­готовка специалистов — это только забота университета. Ник­то и никогда готового не даст. В профессиональном инвестиро­вании должны участвовать все заинтересованные стороны. Не вложив в студента определенные знания сегодня, сложно рас­считывать на то, что в будущем мы получим готового специалис­та. Нам давно пора осознать, что в деле подготовки журналист­ских кадров мы не соседи, а единая семья».[35] Конечно, по­добного рода осознание приходит не сразу. Но чем раньше оно придет, тем быстрее будут выработаны общие подходы в деле подготовки журналистских кадров.

 

Рассмотрев различные аспекты журналистской специали­зации и профессиональной ориентации журналистов, можно зак­лючить, что и квалификационные требования, предъявляемые будущим сотрудникам в редакционных коллективах, и познава­тельные интересы студентов, и характер обучения на факульте­те журналистики во многом предопределяются практическими нуждами журналистики. Как мы убедились, современному жур­налисту для эффективной деятельности необходимо умело соче­тать универсализм со специализацией, ему нужны не только ба­зовые университетские знания, но и специальные, в зависимос­ти от профиля будущей работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.