Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические расстройства развития речи и языка.






 

Общая характеристика. К данной группе относятся расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах онтогенеза. Состояние нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами.

Специфические расстройства развития речи часто приводят к таким вторичным последствиям, как трудности при чтении и письме, нарушения межличностных отношений, нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах.

 

Этапы лечебно-диагностических мероприятий

1-й – обследование и постановка диагноза;

2-й – лечение, коррекция.

 

Обследование и постановка диагноза. Перечень необходимых обследований включает однократные консультации логопеда и невролога.

Дополнительные исследования (при наличии показаний) психолога (по методике Векслера), психотерапевта, стоматолога-ортодонта; ЭЭГ.

 

 

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции (дислалия)

Общая характеристика. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в их заменах, смешении, пропусках.

Формирование нормального звукопроизношения у детей происходит до 4-5 лет.

Распространенность расстройства составляет 10% у детей младше 8 лет и 5% у детей старше 8 лет. У мальчиков встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

Различают:

парциальную (простую) дислалию, проявляющуюся выпадением одного или двух звуков, речь остается понятной;

множественную дислалию, которая касается более чем двух звуков, понимание речи затруднено;

универсальную дислалию, которая касается множества звуков; речь при этом непонятна.

Физиологическая дислалия является нормальной переходной стадией в процессе развития речи, заканчивается на четвертом году жизни. Если нарушения звукопроизношения сохраняются, можно говорить либо об органической, либо о функциональной дислалии.

Органическая дислалия обусловлена анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (неправильный прикус, деформация верхнего неба, языка, короткая уздечка и другие).

Функциональная дислалия характеризуется дефектами звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата, аналогичные нарушения часто встречаются у родственников ребенка. Причинами возникновения функциональной дислалии могут быть неправильное речевое воспитание, иноязычное речевое окружение, отсутствие разумного контроля за развитием речи, нарушения фонематического слуха, минимальная мозговая дисфункция, соматическая ослабленность ребенка.

Дети с расстройством развития артикуляции могут иметь сопутствующие нарушения социального, эмоционального и поведенческого характера.

Условия лечения: амбулаторно-поликлинические или специализированное детское учреждение (логопедические занятия).

Продолжительность лечения: до достижения результата.

Характер и алгоритм лечения. Коррекционные логопедические занятия. Необходимо раннее начало лечения. Количество занятий зависит от формы дислалии.

Основные принципы коррекционных занятий:

упражнения должны продолжаться недолго;

занятия должны проводиться под контролем слуха;

для постановки нарушенных звуков нужно использовать вспомогательные звуки;

необходимо избегать избыточной артикуляции или чрезмерного напряжения;

логоритмика (по показаниям);

массаж, ЛФК (по показаниям);

психотерапия (семейная, игровая);

медикаментозное лечение показано при наличии сопутствующих проблем эмоционального и поведенческого характера.

Ожидаемый результат: коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков, расширение словарного запаса.

 

 

F80.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.