Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии 6 страница






 

1 В Художественном театре решался вопрос о постановке пьесы С. А. Найденова " Деньги" (поставлена не была).

2 Володя -- Сергеев Владимир Сергеевич, друг И. К. Алексеева. Впоследствии профессор Московского университета.

3 Смирнов Сергей Николаевич -- преподаватель русского языка и литературы во 2-й гимназии; родственник К. С. Станиславского.

 

160*

Дата устанавливается по репетициям " Юлия Цезаря". Послано в Ялту.

 

1 Вл. И. Немирович-Данченко ставил тогда " Юлия Цезаря", вовлекая в эту работу весь состав театра.

2 M. П. Лилина готовила роль Нины Заречной в " Чайке" (в связи с возобновлением спектакля). " В минуты поэтичного настроения в лунные ночи читала " Чайку", -- писала она Чехову.-- Знаю 1-й и 2-й акт и слегка почитывала 4-й. Но думаю, что двойкой подбородок и неимоверно толстые бока -- непреодолимые преграды. Все-таки жду Вас, чтобы прочитать Вам свою роль, без этого не стану репетировать" (" Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 237).

3 Остроумов А. А. -- клиницист-терапевт, профессор Московского университета, лечивший А. П. Чехова.

4 В письме к Вл. И. Немировичу-Данченко от 22 августа 1903 г. Чехов писал: " Пьеса Найденова хороша, только нужно, чтобы главное действ[ующее] лицо -- Купоросов был переделан в человека хорошего, ясного, более определенного, чтобы обстановка была поскромнее, без телефона и прочей пошлости (обстановка в пьесе возбуждает ожидания, которые не сбываются), и чтобы герои -- Теплов и учительница в конце IV акта не говорили о деньгах и не писали писем. В обстановке скромной, не кричащей, не режущей глаз и ушей, в покойных, очень покойных, скромных тонах пьеса может пройти с большим успехом. Вот тебе краткое мнение о пьесе" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 126). Немирович-Данченко отвечал на это: " Ты предлагаешь Найденову слишком капитальную переделку" (" Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 160).

 

1 Как известно из писем и мемуаров, работа Станиславского над ролью Брута была необычайно мучительной и напряженной.

 

Дата устанавливается по репетициям " Юлия Цезаря".

 

1 Письмо Чехова к Лилиной от 15 сентября 1903 г. опубликовано в Полн. собр. соч. и писем А. П. Чехова, т. XX, стр. 131--132.

2 Сцены в Сенате и на Форуме -- наиболее ответственные в " Юлии Цезаре".

3 В Художественном театре с нетерпением и волнением ждали новую пьесу Чехова " Вишневый сад".

 

Год устанавливается по упоминанию роли Брута; месяц и число -- по фразе: " Вчера... мы играли после долгого перерыва " Трех сестер" (этот спектакль состоялся 12 октября 1903 г.)

 

1 Крылов (псевдоним -- Виктор Александров) Виктор Александрович (1838--1906) -- драматург, переводчик, театральный рецензент. По количеству сочиненных пьес занимал одно из первых мест среди драматургов-ремесленников 90-х годов. Станиславский не раз говорил о вреде, который нанесла крыловская драматургия русскому театру.

2 Любошиц Семен Борисович -- журналист, театральный критик, писавший в газете " Новости дня" под псевдонимами " бо", " --б--", " --бо" и др.

 

1 Речь идет о пьесе " Вишневый сад".

 

Дата устанавливается по связи с письмом Станиславского к Чехову от 3 ноября 1903 г. (No 170).

 

Датируется по почтовому штемпелю.

 

1 " Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины, -- писала А. П. Чехову М. П. Лилина 11 ноября, -- мне она показалась жизнерадостной, и даже на репетицию этой пьесы весело ездить, а сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила " Чайку", потом " Вишневый сад", и почему-то мне представилось, что " Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей; так мне все кажется! " (" Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 238).

 

1 Чехов просил, чтобы роль Лопахина играл Станиславский: " Купца должен играть только Конст[антин] Серг[еевич]. Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать" (из письма к О. Л. Книппер от 28 октября 1903 г.; Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 167).

2 Роль Гаева принадлежала к лучшим сценическим созданиям Станиславского и исполнялась им в течение двадцати четырех лет. Последний раз Станиславский выступил в этой роли 6 июля 1928 г.

3 Манохин Н. Ф. -- артист Большого театра, преподаватель танцев.

 

Дата устанавливается по упоминанию спектакля " Три сестры", шедшего 1 ноября 1903 г.

 

1 В 1903 г. МХТ возобновил спектакль " Одинокие" Г. Гауптмана. " Одинокие" шли в декорациях В. А. Симова.

2 Чехов ответил 5 ноября: " Дом должен быть большой, солидный; деревянный (вроде Аксаковского, который, кажется, известен С. Т. Морозову) или каменный, это все равно. Он очень стар и велик, дачники таких домов не нанимают; такие дома обыкновенно ломают и материал пускают на постройку дач. Мебель старинная, стильная, солидная; разорение и задолженность не коснулись обстановки" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 177).

3 Станиславский предполагал вести третий и четвертый акты в одной декорации. Чехов не возражал. Потом было решено, что четвертый акт пойдет в декорациях первого акта. При первом издании " Вишневого сада" А. П. Чехов зачеркнул ремарку, обозначавшую место действия: " Зала в нижнем этаже", и написал: " Декорация первого акта".

 

1 Фраза Кулыгина в первом акте " Трех сестер".

2 Сулержицкий -- см. далее письма к Л. А. Сулержицкому.

 

1 В письме Чехова к Станиславскому от 30 октября 1903 г. говорилось: " Когда я писал Лопахина, то думалось мне, что это Ваша роль. Если она Вам почему-либо не улыбается, то возьмите Гаева. Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов, и мне вот казалось, что эта роль, центральная в пьесе, вышла бы у Вас блестяще" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 170).

2 Л. М. Леонидов вступил в труппу Художественного театра 18 февраля 1903 г. (до этого он был артистом театра Корша). 25 марта того же года Леонидов с большим успехом выступил в роли Васьки Пепла в " На дне", " Я старался, -- рассказывал Л. М. Леонидов, -- понять и почувствовать сущность спектаклей [MXT], мне хотелось разгадать секрет слаженности спектаклей, мне хотелось войти целиком в этот замечательный ансамбль" (" Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 458).

" После одной из последних генеральных репетиций " Вишневого сада", -- вспоминал Л. М. Леонидов, -- зашел ко мне Антон Павлович. Я очень обрадовался. Предложил ему сесть. Сел. Молчит. Но по глазам видно, что доволен. И тихо, глядя поверх пенсне, баском: " Послушайте, теперь же совсем хорошо...". Я был очень счастлив, услышав его одобрение, тем более что на похвалу Антон Павлович был скуп" (" Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 463).

3 Гастроли МХТ в Одессе в 1903 г. не состоялись.

 

1 Мамонтов (псевдоним -- Матов) Сергей Саввич (1867--1915) -- сын С. И. Мамонтова, литератор, сотрудник журнала " Русский артист" (1907-- 1909). Написал предисловие к рукописи Станиславского, появившейся в " Русском артисте" под названием " Художественный театр. Начало сезона. Записки К. С. Станиславского" (1907 г., No 9, 12--13, 1908 г., No 1и 11).

2 Сапожников Владимир Григорьевич -- фабрикант, двоюродный брат Станиславского.

3 " Дуня и Епиходов при Лопахине стоят, но не сидят, -- пояснил Чехов.-- Лопахин ведь держится свободно, барином, говорит прислуге ты, а она ему -- вы" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 181).

 

Дата устанавливается по упоминанию спектакля " Столпы общества"; он шел 7 ноября 1903 г.

 

1 Дорошевич Влас Михайлович (1864--1922) -- журналист, работал в редакции газеты " Русское слово".

" Русский листок" -- реакционная газета из так называемой " мелкой прессы".

2 " Станиславский будет очень хороший и оригинальный Гаев", -- писал. Чехов О. Л. Книппер 30 сентября 1903 г. (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 169).

3 Муратова Елена Павловна (1874--1921) -- артистка МХТ с 1901 г. до конца жизни; первая исполнительница роли Шарлотты.

4 Дарский M. E. -- см. о нем в письмах No 56 и 57 и прим. к ним.

5 Богданов-Бельский Николай Петрович (1868--1945) -- художник, член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1895 по 1918 г.). Написал портрет А. Р. Артема и подарил его Художественному театру.

 

1 Возобновление " Одиноких" с В. И. Качаловым в роли Иоганнеса было крупным событием в жизни Художественного театра.

2 Режиссерский план " Вишневого сада", написанный Станиславским, хранится в Музее МХАТ (архив КС).

 

1 10 ноября 1903 г. Чехов писал Станиславскому: " Вообще, пожалуйста, насчет декораций не стесняйтесь, я подчиняюсь Вам, изумляюсь и обыкновенно сижу у Вас в театре разинув рот. Тут и разговоров быть не может; что Вы ни сделаете, все будет прекрасно, во сто раз лучше всего того, что я мог бы придумать" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 180--181).

2 В. И. Качалов репетировал и играл роль Пети Трофимова.

3 До того как А. Р. Артем создал оригинальный и верный образ старого лакея Фирса в " Вишневом саде", он на репетициях невольно повторял краски ранее сыгранной роли древнего старца Курюкова из спектакля " Царь Федор Иоаннович".

 

1 " Если поезд можно показать без шума, без единого звука, то -- валяйте", -- соглашался Чехов в письме от 23 ноября 1903 г. (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 190). В спектакле этой постановочной детали не было.

2 " Дорогой Константин Сергеевич, сенокос бывает обыкновенно 20-- 25 июня, в это время коростель, кажется, уже не кричит, лягушки тоже уже умолкают к этому времени. Кричит только иволга", -- отвечал Чехов (там же, стр. 189).

 

Год устанавливается по упоминанию " Вишневого сада", число и месяц -- по спектаклю " Дядя Ваня", который шел 23 ноября 1903 г.

 

1 Веселовский Алексей Николаевич (1843--1918) -- профессор, историк литературы; В. В. Лужский делал профессора Серебрякова в " Дяде Ване" несколько похожим на Веселовского.

 

177*

1 Еще не видев Станиславского в роли Брута, В. В. Котляревская писала ему: " Вы играете в тех тонах и теми приемами, которыми будут играть, но которыми пока играете Вы один, первый: пройдет 20 лет, и все заиграют по-Вашему, а теперь это ново, чуждо и непонятно... Вы прокладываете новую дорогу (м. б., иногда оступаясь и спотыкаясь)... Вам суждено в каждом Вашем новом шаге вперед быть временно не понятым" (Музей МХАТ, архив КС).

2 Чехов спорил с театром о трактовке пьесы: " С чем он [А. П. Чехов] до самой смерти примириться не мог, -- писал Станиславский, -- это с тем, что его " Три сестры", а впоследствии " Вишневый сад" -- тяжелая драма русской жизни. Он был искренно убежден, что это была веселая комедия, почти водевиль" (" А. П. Чехов в Художественном театре", Собр. соч., т. 5, стр. 348--349).

После просмотренных репетиций, накануне премьеры, Чехов писал: " Пьеса моя пойдет, кажется, 17 января: успеха особенного не жду, дело идет вяло". Так воспринимал автор еще не готовый спектакль, который стал одним из лучших созданий Художественного театра.

" Антон Павлович умер, так и не дождавшись настоящего успеха, своего последнего благоуханного произведения", -- сожалел К. С. Станиславский.

3 В газетах появились статьи, в которых пересматривалась первоначальная отрицательная оценка исполнения Станиславским роли Брута; так, например, Матов (С. С. Мамонтов) писал: " Теперь... Станиславский играет Брута во всеоружии своего недюжинного ума и дарования, и играет превосходно. О созданном им образе Брута прежде всего надо сказать знаменательными словами его врага -- " это был человек! " (" Русское слово" от 27 октября 1903 г.).

Положительный отзыв Валерия Лясковского появился в " Русском слове" 11 декабря 1903 г.

Глубже всех проник в замысел Станиславского Л. А. Сулержицкий: " Вы, Вашей игрой, превратили эту прекрасную, но холодную античную статую в живого человека, облекли его в плоть и кровь, согрели его страданием и заставили его сойти со своего недосягаемого каменного пьедестала в сердца людей. Вы сделали его достоянием жизни... Пишу это не Алексееву, которого совсем не знаю, пишу не как знакомый, а как зритель, которому хочется слиться с актером... Пишу тому Станиславскому, который уже не раз поддерживал и укреплял людей в вере в " человека" (Музей МХАТ, архив КС).

Через несколько дней, 17 ноября 1903 г., посмотрев еще раз спектакль, Сулержицкий писал: " Прекрасно и прекрасно... Не верьте, дорогой К. С., никому, кто не в восторге от исполнения Брута... Эту игру, Вашего Брута, люди не успевают оценить в театре. Там слишком много блеску, света, " настоящего Рима", слишком много шума и движения, увлекательного, красивого движения, за что великое спасибо Владимиру Ивановичу; но когда человек придет домой и будет ложиться спать, тогда только выплывет у него... Брут, трогательный, чистый Брут. Он не даст покоя и будет живым упреком для совести всякого... А сбило Вас то, что ожидали большего одобрения... А то иногда чувствуется, что Вы не то что робеете, а не доверяете себе. Этого у Вас в Бруте не должно быть! " (там же).

В 1943 г., возвращаясь к воспоминаниям о " Юлии Цезаре", Немирович-Данченко говорил: " В то время как все другие исполнители от спектакля к спектаклю становились трафаретнее, ограничиваясь нажитой техникой, он, Константин Сергеевич, наоборот, как бы старался преодолеть неуспех и продолжал работать..." (Из дневника О. С. Бокшанской. Музей МХАТ, архив Н-Д).

 

178*

Дата устанавливается по связи с письмом к И. А. Тихомирову от 16 февраля 1904 г., по словам " завтра, в пятницу" и по времени пребывания А. П. Чехова в Москве.

 

1 О том, как К. С. Станиславский представлял себе организацию филиальных отделений МХТ в провинции, рассказывает С. А. Попов: " Мне хочется, -- говорил К. С. Станиславский, -- по крайней мере для начала, хоть в некоторых больших городах устроить театры наподобие нашего Художественного.

Будем дело развивать постепенно. Надо создать целый ряд как бы отдельных трупп с репертуаром в восемь-десять пьес, с полной обстановкой и со штатом необходимых работников. Сообразно количеству трупп арендуются в стольких же городах театры. Каждая труппа играет в городе один месяц, после чего переезжает в другой город, ее заменяет другая труппа, со своим репертуаром и так далее. В Москве будет, конечно центр, где все это будет готовиться... Надо будет создать со временем... ну, скажем, так: " Всероссийское общество провинциальных антреприз". Построить здание с театром, с отдельными помещениями с малыми сценами для работы каждой отдельной труппы, с гостиницей для артистов, там же завести собственные костюмерные и бутафорские мастерские" (сб. " О Станиславском", стр. 337--338).

 

179*

1 ...Ваше дело -- театр Народного дома в Нижнем Новгороде, который открылся по инициативе А. М. Горького в декабре 1903 г. на одной из рабочих окраин города. Народный дом в Нижнем Новгороде был построен в 1903 г. архитектором П. П. Малиновским. А. М. Горький принимал активное участие в сборе средств. В сентябре 1903 г. он писал Е. П. Пешковой: " Нар[одный] дом. Мы его не хотим сдавать Басманову, а думаем образовать паевую компанию, составить труппу и -- ставить пьесы. Мы -- это я, Чириков, Малиновские, Михельсон, Нейгардт -- думаем пригласить в пайщики Шаляпина, Мороз[ова], Алексеева, Панину. Артистов, полагаю, найдет Тихомиров и Андреева" (Собр. соч. и писем, т. 28, стр. 287). Об этом же Горький писал 20 октября 1903 г. К. П. Пятницкому: " В Народном доме мы устраиваем театр: мы -- С. Морозов, Шаляпин, Станиславский, Тихомиров, я с женой, Малиновский и прочая -- даже Бунин и Андреев. Тихомиров взял из театра отпуск на год и будет режиссером" (там же, стр. 290).

Труппу составили актеры-профессионалы, ученики школы МХТ и др. Намеченный репертуар был сильно урезан цензурой. Ни одна из пьес Горького не была разрешена, в то время как Городской драматический театр ставил " На дне". Административные власти чинили театру Народного дома всяческие препятствия, из-за которых он нес крупные убытки. 17 мая 1904 г. театр был закрыт.

2 Из письма В. В. Лужского к И. А. Тихомирову от 14 февраля 1904 г. выясняется, что указанный проект был выдвинут Станиславским: " У Константина Сергеевича есть деньги на это дело, по его словам, тысяч сто".

Немирович-Данченко, Качалов, Москвин и другие приняли проект " с большой охотой и интересом". Лужский приглашал в новое дело Тихомирова и через него других сотрудников нижегородского театра: " С Горьким уладим, ей-богу, уладим -- валяйте! У нас редко за последнее время так горел Константин Сергеевич, как загорелся в этом проекте" (Музей МХАТ, архив В. В. Лужского).

 

180*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.

 

1 М. Ф. Андреева в 1904 г. взяла отпуск на год, возвратилась в МХТ в 1905 г. и пробыла в нем до 1906 г.

 

181*

Дата устанавливается по ответному письму М. Ф. Андреевой от 26 февраля 1904 г., в котором она объясняла причины своих разногласий со Станиславским. " А если бы Вы обращали внимание на мои слова, Вы не решились бы упрекнуть меня в том, что я нанесла Вам обиду, не предупреждая Вас о своей просьбе об отпуске", -- писала она.

 

182*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Е. C. Зарудной-Кавос, ф. 445/71.

 

 

1 Об успехе спектакля " Вишневый сад" в Петербурге Чехова извещали многие его корреспонденты. Немирович-Данченко телеграфировал Чехову: " Общий тон исполнения великолепен по спокойствию, отчетливости, талантливости. Успех в смысле всеобщего восхищения огромный и больше, чем на какой-нибудь из твоих пьес" (" Избранные письма", стр. 264).

 

Дата устанавливается по петербургским гастролям МХТ и по свидетельству М. П. Лилиной.

 

1Из-за болезни детей М. П. Лилина не смогла выехать на гастроли в Петербург одновременно с театром.

2 Л. А. Косминская была второй исполнительницей роли Ани в " Вишневом саде".

3 М. Ф. -- М. Ф. Андреева.

4 Станиславский опасался, что В. И. Качалов перейдет в новый театр, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева.

5 Чюмина Ольга Николаевна (1862--1909) -- поэтесса и переводчица, друг Художественного театра.

 

Дата устанавливается по фразе письма: " Вчера кончил Брута" (последний раз роль Брута на гастролях в Петербурге Станиславский играл 14 апреля 1904 г.).

 

1 " Месяц в деревне" Станиславский мог видеть не 14-го, а 13 апреля 1904 г. Пьеса И. С. Тургенева была поставлена в Александрийском театре 18 ноября 1903 г. А. А. Саниным.

Станиславский осуществил постановку " Месяца в деревне" в МХТ через шесть лет. Поэтому в письме речь идет не о прямом заимствовании, а об ощутимом влиянии режиссерско-постановочных принципов Художественного театра.

2 Суреньянц Вардкес Яковлевич (1860--1921) -- живописец и театральный художник. В 1904 г. оформлял в МХТ спектакль из одноактных пьес Метерлинка.

 

Дата уточняется по содержанию письма: 16 апреля 1904 г. Станиславский играл в Петербурге роль Гаева в " Вишневом саде".

 

1 ...все ждут твоего дебюта -- то есть первого выступления М. П. Лилиной в роли Ани (" Вишневый сад") в Петербурге.

2 " Чад жизни" -- драма реакционного писателя Болеслава Маркевича.

 

 

1 Альберг (Икскуль-Гильдебранд) Ида Андреевна (1858--1915) -- известная финская драматическая артистка.

Через год, снова побывав на спектаклях Художественного театра, Альберг писала Станиславскому: " Я только что вернулась к себе, совершенно подавленная впечатлением от " Трех сестер". Сколько красоты в этом дивном произведении! Это трагедия нашей души -- такая интимная и нежная. В ее щемящей боли, в ее пессимизме столько веры, тепла и безграничного идеализма!

Не откажите, пожалуйста, передать мадам Книппер мое глубокое восхищение. Я плакала сегодня вместе с ней. И с какой удивительной тонкостью, с какой глубиной, с какой гениальностью воссоздаете Вы само произведение! Сердечное спасибо. Это были незабываемые минуты" (" Иностранная литература", 1956, No 10).

 

190*

Письма к М. Г. Савиной печатаются по подлинникам, хранящимся в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде, ф. 689, д. 1210.

 

1 Общедоступный театр при Литовском народном доме в Петербурге существовал на средства графини С. В. Паниной. Был открыт в 1903 г. Труппу возглавляли П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская.

2 См. письма No 178 и 179.

 

191*

1 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867--1942) -- поэт-символист. Пьесы Мориса Метерлинка " Слепые", " Непрошеная", " Там, внутри" шли на сцене Художественного театра в 1904 г. в переводе Бальмонта.

 

1 Письмо послано в день отъезда А. П. Чехова в Германию.

 

Письма к Л. Я. Гуревич печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Исключения оговариваются особо.

Гуревич Любовь Яковлевна (1866--1940) -- писательница, литературный и театральный критик, автор многочисленных статей о Художественном театре и Станиславском. Близкий друг Станиславского, Гуревич впоследствии готовила к изданию его книги.

 

1 В письме от 24 мая 1904 г. Гуревич сообщала Станиславскому, что в июле должны выйти в свет ее рассказы, и просила его " на свободе" прочитать книгу: "...и этот приговор -- именно от Вас -- мне нужен и важен, потому что Вашим мнениям по художественным вопросам я верю гораздо больше, чем мнению всех профессиональных современных критиков, больше, чем мнению большинства близких мне людей" (Музей МХАТ, архив КС).

Свою книгу " Седок" и другие рассказы" (изд. М. В. Пирожкова, 1904) Гуревич прислала Станиславскому с надписью: " Бесподобному художнику сцены Константину Сергеевичу Станиславскому от благодарного зрителя, автора. 17 июля 1904 г." (находится в библиотеке Дома-музея Станиславского).

 

195*

Дата на письме обозначена карандашом.

 

1 Сергей Митрофанович -- Зарудный, юрист (ум. в 1940 г.). Друг Художественного театра, состоял в переписке с актерами МХТ. В последние годы жизни -- сотрудник Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

2 Бальмонт писал Станиславскому из Парижа о своих встречах с Метерлинком.

 

Последнее письмо Станиславского к Чехову.

 

1 Contrexê ville -- курорт во Франции.

2 Мария Федоровна -- Андреева.

 

197*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве М. П. Чеховой.

 

1 Горького, как и Станиславского, возмущала пошлость газетных откликов на смерть Чехова: " Газеты полны заметками о Чехове -- в большинстве случаев -- тупоумно, холодно и пошло. Скверно умирать для писателя -- всякая тля и плесень литературная тотчас же начинает чертить узоры на лице покойника" (из письма к Е. П. Пешковой от 7 июля 1904 г., Собр. соч. и писем, т. 28, стр. 309).

2 Это письмо Станиславского к О. Л. Книппер-Чеховой не сохранилось.

 

1 Лидия Егоровна -- Гольст.

 

200*

Телеграмма подписана Станиславским и его матерью.

 

1 Правдин (Трейлебен) Осип Андреевич (1849--1921) -- артист Малого театра с 1878 г. до конца жизни.

2 Гольцев Виктор Александрович (1850--1906) -- литератор-публицист, с 1885 г. -- редактор журнала " Русская мысль". Чехов был в дружеских отношениях с Гольцевым.

Редакция " Русской мысли" взяла на себя организацию похорон А. П. Чехова.

3 В это время Станиславский продолжал работу над " Настольной книгой драматического артиста".

4 Станиславский интересовался техникой театрального освещения по французских театрах.

 

 

1 В местечке Обераммергау (юг Германии) под открытым небом, на фоне гор разыгрывались мистерии, привлекавшие множество туристов.

Мистерия " Жанна д'Арк" исполнялась, очевидно, в окрестностях Контрексевиля.

 

204*

1 Станиславский пишет это под впечатлением недавней смерти Чехова и размолвки с Горьким из-за его пьесы " Дачники".

" Что касается Горького, то если он напишет пьесу -- она будет у нас -- я в это верю", -- отвечал Немирович-Данченко в конце июля 1904 г. (Музей МХАТ, архив Н-Д).

2 Весной 1904 г. С. Т. Морозов вышел из состава пайщиков МХТ и отказался от должности директора театра. Однако осенью 1904 г. он изменил решение, согласившись оставить свой паевой взнос. При этом он отказывался от дальнейших денежных обязательств и от права решающего голоса в делах театра.

3 Имеется в виду временный уход из МХТ М. Ф. Андреевой.

4 В ответном письме Немирович-Данченко писал об О. Л. Книппер-Чеховой: " Теперь она вся отдастся сцене, и очень скоро. Она уже рвется играть и рвется в Москву".

5 Станиславский опасался, что Качалов уйдет из Художественного театра: " Качалов не уйдет", -- успокаивал Станиславского Немирович-Данченко в том же письме.

6 " Вы напрасно теряете в себя веру как в актера, и если плохое здоровье удержит Вас во вторых рядах, то Вы и там будете блестеть, как бы в первых рядах" (там же).

7 " Дружная работа будет без всякого сомнения, -- отвечал Немирович-Данченко. -- Насчет " первенства" мы уже с Вами обстреляны вконец. Все, что может быть вредного в этом смысле, уже пережито... Знаете, как супруги. Если прожили 5 лет, значит, проживут 15. Всю честь нашей стойкости отдаю Вам, но уже и воспользуюсь тем, что пережито". Подбадривая Станиславского, Немирович-Данченко заканчивал свое письмо: " Не падайте духом и берите от театра то, что он может дать радостного... Я очень надеюсь удержать общий тон уверенный и деятельный. В этом, в сущности, теперь вся моя забота. Пусть все лица улыбаются! "

8 В пьесе Е. Чирикова " Иван Мироныч" изображался верноподданный обыватель. Цензура формально могла придраться к тому, что на сцене критикуется должностное лицо -- инспектор гимназии.

9 Инсценированные рассказы Чехова " Злоумышленник", " Хирургия", " Унтер Пришибеев" были поставлены 21 декабря 1904 г. В главных ролях выступили В. Ф. Грибунин, И. М. Москвин, В. В. Лужский, А. Л. Вишневский.

10 " Консул Берник" -- первоначальное название пьесы Ибсена " Столпы общества" в русском переводе.

11 " Царь Федор Иоаннович" не шел на сцене МХТ с 16 февраля 1903 г. до 6 ноября 1905 г. Данных о цензурном запрете спектакля не имеется.

12 " Иванов" был поставлен в МХТ 21 октября 1904 г.

13 Речь идет о пьесе Горького " Дачники".

14 Пьесы Бьернсона и Стриндберга в МХТ не шли; " Привидения" Ибсена были поставлены Станиславским и Немировичем-Данченко 31 марта 1905 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.