Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информированность пациента. Очень часто спрашивают, в какой мере следует информировать пациента об еще незнакомом для него Кататимном переживании образов






 

Очень часто спрашивают, в какой мере следует информировать пациента об еще незнакомом для него Кататимном переживании образов. При этом надо учитывать многое.

Необходимо учитывать образовательный уровень пациента. В принципе, желательно относиться к нему как полноправному партнеру. Нам хотелось бы, чтобы у него, по возможности, меньше складывалось “авторитарное” впечатление о нас, будто “мы заранее знаем, чем именно ему помочь”. Он должен как можно более точно узнать, как обычно протекает лечение, как оно действует и какие цели при этом можно достичь, а какие - нет. Правда, этот идеал широкого разъяснения психотерапевтического процесса ограничен тем, что пациент - при слишком когнитивной информации и при слишком когнитивном знании об интеллектуальных или даже научных взаимосвязях - склонен к тому, чтобы считать собственно эти знания (которые он может далее обогащать путем чтения соответствующей литературы) сами по себе эффективными. Тогда в ходе дальнейшего лечения он будет предпочитать оставаться на когнитивном, интеллектульном уровне. А именно этого следует избегать. Кататимное переживание образов - это один из немногих психотерапевтических методов, где огромную роль играет именно переживание, в этом заключается его основная суть. У склонных к интеллектуализации пациентов следует опасаться именно этой формы защиты. Поэтому в случае пациентов с академическим образованием я сознательно избегаю давать слишком обширную вводную интеллектуальную информацию относительно метода. В гораздо большей мере я говорю им о том, что З.Фрейд, а позднее К.Г.Юнг отмечали особое значение сновидений, которые они считали “королевским путем” к бессознательному. В соответствии с этим в сновидениях образно зашифровано бессознательное, но тем не менее оно выражено точно, осмысленно, и зачастую его без труда можно понять. Сновидение служит компенсацией бессознательной повседневной жизни. Человеческая фантазия также способна в творческой форме бессознательно решать проблемы. В ходе психотерапии при помощи сновидений наяву пациенту это становится все более и более ясно. Таким образом, в основном я пациенту говорю, что он сам все познает на собственном опыте, имея в виду связанную с этим осторожную позицию поддержки.

Позднее в некоторых сценах сновидения наяву я в определенном отношении иду навстречу явно интеллектуализирующим пациентам. Я объясняю напрашивающееся само собой и имеющее общее значение содержание образов, отмечаю множественную детерминацию символов, а так же говорю, что я могу предложить только наиболее общую отправную точку для интерпретации. Я отсылаю их к собственным ощущениям, их эмоциональным переживаниям и необходимости отмечать и собирать приходящие в голову мысли, чтобы понять предполагаемые взаимосвязи индивидуальной динамики. Когда я таким образом пытаюсь наглядно продемонстрировать этим пациентам множественность значения и глубину эмоциональной насыщенности символов сновидений наяву то, это часто сначала встречает непонимание у рационально настроенных интеллектуалов. Это в особенности относится к тому факту, что в сновидении наяву не действует закон противоречий. Поэтому таким пациентам я даю в ходе терапии последующие пояснения, например, о психологии первичного процесса, работе сновидения и т. п., делая это понемногу и демонстрируя это на ярких примерах.

При этом все же важно, чтобы психотерапевт не слишком расширял вводные пояснения из-за опасности свести тем самым пациента на интеллектуальные рельсы. Однако я всегда подчеркиваю, что пациент в любой момент может задать вопрос, а также должен обладать мужеством это сделать. Тем самым я могу своевременно узнать, что осталось для него непонятным. Я могу поддерживать с ним диалог. Кроме того я избегаю, чтобы из-за часто существующей у пациентов покорности он безропотно принимал все, что происходит или что ему рекомендуют (и тем не менее, сохранял при этом внутренние возражения и оговорки). Длительные дискуссии, со своей стороны, также могут служить сопротивлению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.