Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 25 страница






4. Психологические упражнения стимулируют осознавания, дают прямой или метафорический опыт переживаний.

Рис. 10. Преимущества тренинга как формы работы с клиентами

Действительно, система работы, когда консультант предлагает кли­енту упражнение и затем обсуждает эффекты, дает намного меньше, чем обсуждение в группе, но отнюдь не хуже, чем обычная консульта­тивная беседа, а порой даже лучше, потому что упражнения являются как бы катализаторами психических процессов, которых при обыч­ной беседе можно было бы дожидаться довольно долго.

Другое дело, если психолог будет прятаться за упражнения, скры­ваясь от клиента как личность, да и как профессионал. Тогда он ли­шит человека необходимого живого общения, непосредственных ре­акций, которые он мог бы получить в группе. И здесь мы выходим на важный аспект применения индивидуальных психологических тренингов (ИПТ) вместо традиционной психотерапии. Как психотерапия стано­вится мертвой и неэффективной, когда психолог прячет свою личность за профессиональной личиной (а еще хуже, если он прячет ее за низкопрофессиональной личиной), также и ИПТ не отменяет живое вза­имодействие, в котором к консультанту предъявляется гораздо боль­ше требований, чем к клиенту.

Внимание, эмпатия, профессиональные знания, а главное — умение пребывать «здесь и теперь», умение понимать и доверять себе и клиенту — остаются воздухом терапии, какими бы техническими средствами мы ее ни оснащали.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИПТ

Основной процесс — подбор упражнений и выстраивание их в оп­ределенную программу. Даже для обычного группового тренинга при­ходится немало потрудиться, прежде чем удается создать достаточно логичную и одновременно гибкую конструкцию, позволяющую, со­блюдая структуру тренинга, учитывать процессы, происходящие с участниками.

При составлении ИПТ я встретилась с теми же трудностями, да еще и ограничениями — отсутствием возможности участия в едином дей­ствии нескольких людей. Но тем не менее задача оказалась выполни­мой. Многие книги по самопомощи построены на таких упражнени­ях, выполняемых в одиночку, и комментариях к ним. Здесь же клиент имеет живое общение с консультантом, с которым можно обговорить не общие идеи, а конкретные собственные переживания.

Разработка ИПТ

Разработка ИПТ начинается с выяснения его актуальности. Обыч­но при консультировании клиентов достаточно быстро проявляется картина наиболее часто встречающихся проблем.

С другой стороны, разрабатываемая тема должна интересовать кон­сультанта, поскольку после разработки им ИПТ к нему начнут «при­тягиваться» клиенты именно с данной проблемой. Я не берусь рассуж­дать о причинах такого притяжения, однако оно известно многим прак­тикующим консультантам. Кроме того, коллеги, зная о разработке, переправляют к нему клиентов. Без личной заинтересованности в теме работать даже с несколькими клиентами довольно трудно.

Выявив актуальность и свою заинтересованность темой, необхо­димо четко разобраться с целеполаганием и целевой группой ИПТ.

Целевая группа тренинга — определение категории клиентов или тех проблем, для которых он предназначен или решению которых посвя­щен.

Например, ИПТ «Я люблю себя» предназначен для клиентов от 21 года и старше, чьи трудности связаны с непринятием себя, низкой самооценкой, игнорированием собственных потребностей и интере­сов во имя других.

Цель тренинга — это основной вопрос при создании любого тре­нинга, в том числе и ИПТ. А. А. Александров отмечает, что целью груп­повой работы является «коррекция нарушенной системы отношений, неадекватных реакций и форм поведения»102. Далее он указывает, что эти изменения проходят на основе изменений в трех сферах: 1) когни­тивной, 2) эмоциональной, 3) поведенческой.

И. В. Вачков пишет: «...Общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психи­ческого здоровья;

• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и грамотного общения с людьми;

• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

• содействие процессу личностного развития, реализации твор­ческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха»

 

Глава 8. Использование психологических упражнений в индивидуальном консультировании

Конкретные цели ИПТ формулируются в соответствии с общими задачами тренингов и целями, поставленными создателем ИПТ. Цель отражает предназначение ИПТ, то есть определяется тем, для стиму­ляции каких именно осмыслений и изменений он предназначен.

Формулировка цели должна звучать точно и согласно законам по­зитивного мышления. Она должна содержать в себе то, к чему должен прийти клиент, а не то, от чего он хочет «убежать».

Например, можно предположить, что цель ИПТ «Психологичес­кая диета» — обучение навыкам эмоционального самовосстановления в условиях дистресса. Цели ИПТ «Зеркало моего Я»: 1) стимулирова­ние сознавания способов своего поведения и его причин; 2) стимули­рование уяснения меры своего участия в возникновении конфликт­ных и травмирующих ситуаций; 3) изменение восприятия своих отно­шений с окружающими. Цель ИПТ «Я люблю себя» — стимулирование изменения эмоционального отношения к самому себе, получение эмо­циональной поддержки, ослабление защитных механизмов, повыше­ние самооценки и самоуважения, изменение восприятия своих отно­шений с окружающими.

Здесь я привожу названия и цели, которые сама использовала при работе с клиентами, в то время как каждый консультант может пред­ложить свои варианты.

Слишком широко определенная цель или целевая группа в конеч­ном итоге может привести к ошибочному применению тренинга. На­пример, цель «Работа с гневом» — ошибочна, так как не определяет сути и сферы этой работы и дает возможность нескольких ее интер­претаций: работа по осознаванию своего гнева, работа с моделями проявления гнева и работа по принятию своего гнева. Таким образом, истинная цель остается неясна. Целевая группа «люди, испытываю­щие затруднения при переживании эмоции гнева» тоже слишком ши­роко определена. Например, для «разблокирования» подавленного гнева нужны одни упражнения, а для изменения деструктивного про­явления гнева на конструктивные модели — другие и т. п.

Следующий вопрос: сколько контактов с клиентом потребуется, что­бы выполнить все упражнения будущего тренинга. По крайней мере, приблизительно это должно быть определено заранее, поскольку мож­но найти бесконечное множество замечательных упражнений почти на каждую тему или разработать их самостоятельно, но клиенту вовсе не нужны наши профессиональные изыски. Для него важно за макси­мально короткое время получить максимально возможный эффект.

Например, мой опыт показывает, что сообщение о двадцати тренинговых занятиях клиента пугают (хотя, позже они могут посетить и больше индивидуальных сессий, поначалу такой объем работы оттал­кивает). Пяти таких занятий всегда слишком мало для достижения цели. Оптимальное число — от 8 до 12 занятий при контактах 1-2 раза в неделю. Иногда после окончания тренинга клиенты просят продол­жения работы по какой-нибудь из «вскрывшихся» проблем. Тогда они либо просят проведения с ними другого тренинга и даже соглашаются на групповую работу, либо выражают желание «поразбираться без уп­ражнений».

Важный момент, который надо иметь в виду, — объем каждого за­нятия. Как правило, по времени — это примерно один час. За это вре­мя клиент может сообщить о своих раздумьях, переживаниях и собы­тиях за период с момента прошлого занятия, выполнить одно, редко два упражнения, обсудить полученный опыт после каждого из них, под­вести резюме занятию и договориться о следующем.

Это серьезная нагрузка для одной сессии, и на большее просто нет смысла рассчитывать. Значит, в тренинг может быть включено от 8 до 20 (но это максимум!) упражнений. Причем, последнее занятие лучше всего посвятить подведению итогов тренинга, проверке эффективно­сти проведенной работы и обсуждению дальнейших планов клиента, связанных с изменениями.

Определившись с «размерами» тренинга, необходимо наметить ос­новные его этапы, то есть основные темы каждого занятия.

Тема занятия должна отражать определенный этап или шаг на пути к цели.

Структура занятия должна содержать:

• вступительную (разминочную) часть; если это не первое за­нятие, то во вступительной части обсуждаются переживания, результаты размышлений и события, связанные с предыду­щим тренинговым контактом;

• основную часть (состоящую из определенных упражнений и обсуждений результатов их выполнения);

• заключительную часть (в ней могут подводиться итоги данно­го занятия, намечаться план самостоятельной работы (если это необходимо) между контактами с психологом, прояснять­ся некоторые вопросы и формулироваться проблемы, вскрыв­шиеся в процессе выполнения упражнений).

Например, в ИПТ «Я люблю себя», посвященном развитию безус­ловного принятия себя, тема одного занятия называется «Любовь в ма­теринском лоне», тема второго — «Рождение с любовью», тема третьего «Нежные руки матери» и т. д. Соответственно этим темам выполняются

упражнения, построенные на соединении направленной визуализации и фокусировании на ощущениях и эмоциональном состоянии.

Существенным вопросом методологии тренинга является подбор или разработка упражнений, основным критерием привлечения кото­рых является точное целеполагание и продумывание возможных по­следствий.

Д. С. Витакер пишет: «Иногда можно наблюдать, что игры, упраж­нения или различные занятия используются так, что в первую очередь отвечают потребностям ведущего, а не членов группы... На самом же деле игры и упражнения являются весьма мощными механизмами, которые при верном подборе и правильном использовании могут не­посредственно принести ту пользу, которую вы и намереваетесь при­нести. Однако чтобы это произошло, игры и упражнения и различные занятия требуют тщательного подбора с учетом той конкретной ситу­ации, в которой оказались люди, с которыми вы работаете, и с пол­ным осознанием всех возможных последствий».

Опираясь на практические рекомендации Витакер, я выделила сле­дующий ряд вопросов, которые необходимо обдумать при подборе и разработке упражнений для ИПТ.

1. Получение какого опыта вы планируете стимулировать с помо­щью упражнения?

2. Каковы возможные побочные результаты упражнения кроме запланированных?

3. Что вы будете делать с возможными побочными результатами упражнения? Будете ли вы включать их в «актив» в дальнейший процесс тренинга? Будете ли вы вообще каким-то образом ра­ботать с этими последствиями?

4. Не окажутся ли отдельные последствия вредными? В каком слу­чае это может произойти? Каким образом вы собираетесь ней­трализовать возможные вредные последствия?

5. Есть ли возможность совсем избежать вредных последствий? Каким образом?

6. Каким образом опыт, предполагаемый при выполнении данного упражнения, связан с опытом предыдущего упражнения и как он будет связан с предполагаемым опытом последующего уп­ражнения?

7. Видите ли вы последовательный процесс нарастания или «пе­ретекания» опыта, приближающий к цели тренинга? Как это, по-вашему, выглядит?

1де взять необходимые упражнения? В большинстве случаев можно использовать уже готовые разработки. Сейчас выпускается достаточ­но много литературы по групповым тренингам, посвященным опре­деленным темам и задачам. Некоторые из методик вполне поддаются трансформации для индивидуального использования. Кроме того, раз­личные книги по психологической самопомощи также содержат зада­ния, уже рассчитанные на индивидуальное выполнение.

Ну а если вы обладаете опытом и умением создавать тренинговые модели жизненных ситуаций, то вполне можете придумать упражне­ния самостоятельно. Только не забудьте опробовать их на себе и своих коллегах (с их согласия) прежде, чем предложите клиентам.

Я в своих индивидуальных тренингах использовала ролевые игры и телесно-ориентированные упражнения, выполняемые в парах. В та­ком случае мне выпадала роль второго партнера. Иногда для лучшего понимания переживаний члена семьи созависимого клиент сам ис­полнял роль своего близкого, тогда я играла роль клиента в бытовой ситуации, а он был одновременно моим протагонистом.

Многие упражнения, связанные с направленной или ненаправ­ленной визуализацией, предназначены для индивидуального выпол­нения. Группа обычно вносит при обсуждении разнообразие опыта и переживаний. Но когда воздействие группы по каким-то причинам невозможно, обсуждение с консультантом также производит замет­ный эффект.

Индивидуальная работа с клиентом позволяет модифицировать почти каждое упражнение, делая его максимально соответствующим особенностям данного конкретного клиента и обстоятельствам его жизни.

Описание каждого упражнения содержит:

• цель упражнения,

• инструкцию,

• примерное время для его выполнения (если возможно его предусмотреть),

• необходимые пояснения (для психолога и для клиента),

• дополнительные вопросы или различные модификации, ко­торые могут использоваться для обсуждения или вместо ос­новного варианта упражнения.

В принципе, тренинг должен содержать некий инструментарий или хотя бы описание возможного мониторинга, то есть указание на то, по каким признакам будет возможно отследить эффективность тренинга.

По опыту знаю, что это самая трудная часть. Дело в том, что изме­нения могут происходить совсем не так, как мы ожидаем, и у разных людей по-разному. Кроме того, эффект может быть отсроченным во времени. Поэтому лучшее, что получилось у меня, это:

1) записи высказываний клиента, когда он подводит итоги каждо­му занятию (это позволяет затем совместно с клиентом просле­дить, как и в каком направлении происходили изменения) и

2) небольшое анкетирование в конце тренинга.

Заключительная анкета состоит всего из нескольких вопросов, ко­торые задаются устно (ответы на них фиксируются психологом для своего анализа и возможных дополнений, изменений ИПТ).

Примерные вопросы к клиенту на заключительном занятии ИПТ.

1. Какой самый важный опыт вы получили в результате прохож­дения ИПТ?

2. Какие изменения произошли в ваших мыслях, чувствах, убеж­дениях, поведении и т. п. в результате прохождения ИПТ?

3. Чему вы научились в период прохождения ИПТ и как вы соби­раетесь этим воспользоваться (или уже пользуетесь) в вашей жизни?

4. Какие трудности возникли в период прохождения ИПТ и что необходимо, чтобы с ними справиться?

5. Что вам больше всего понравилось и что больше всего не по­нравилось в построении ИПТ и в стиле ведущего?

6. Что вы хотите еще добавить к тому, что уже сказали?

Когда программа тренинга в целом продумана, ее необходимо под­робно написать и выстроить в определенную структуру.

Структура ИПТ, в принципе, аналогична структуре любого тренинга личностного роста (хотя, на мой взгляд, это название звучит несколь­ко странно, — как можно тренировать личностный рост? — я сохра­няю его как общепринятое).

Насколько жесткой должна быть структура тренинга, решается в каждом случае, исходя из целей ИПТ. Вообще, чем более гибко пост­роена программа тренинга, тем легче будет приспособить ее к каждо­му клиенту, поскольку гибкость дает возможность естественно пере­текать от одной части к другой или использовать только несколько упражнений из программы.

В целом, в структуру тренинга входят:

1. Название, которое передает суть и цели данного тренинга. Напри­мер: «Зеркало моего Я», «Встреча со Смертью», «Я люблю себя».

2. Цель данного тренинга.

3. Целевая группа тренинга.

4. Временные рамки, то есть общее количество времени заня­тий тренинга, количество занятий, время каждого занятия и частота занятий. Например: ИПТ рассчитан на 10 часов и со­стоит из 10 занятий по 1 часу, которые проходят 2 раза в не­делю.

5. Темы занятий, структура и содержание каждого занятия.

6. Заключительное занятие, на котором подводятся итоги всему, что произошло в период прохождения ИПТ.

7. Мониторинг: заключительное анкетирование; анализ высказы­ваний; подведение итогов по процессу изменений.

Методы проведения ИПТ

Методы проведения ИПТ зависят от трех составляющих: 1) лично­сти психолога; 2) личности клиента и 3) темы тренинга.

В данном случае я не случайно поставила психолога на первое мес­то, в отличие от классического и справедливого порядка, когда на пер­вое место ставят клиента. Дело в том, что автор идеи тренинга и ее разработчик опирается, в первую очередь, на свое видение проблемы (по поводу которой создается тренинг), свое философское понимание роли психотерапии в ее разрешении и свое представление о возмож­ных методах воздействия.

И. В. Вачков пишет: «Тренинги, будучи формой практической пси­хологической работы, всегда отражают своим содержанием определен­ную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жест­кими манипулятивными приемами при помощи положительно­го подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вред­ные, ненужные, по мнению ведущего;

2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит фор­мирование и отработка умений и навыков эффективного пове­дения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью которого явля­ется прежде всего передача психологических знаний, а также раз­витие некоторых умений и навыков;

4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участ­ников и самостоятельного поиска ими способов решения соб­ственных психологических проблем»105.

Соответственно данным парадигмам, тренер может:

• полностью взять на себя ответственность за изменения, про­исходящие с клиентом, не интересуясь его внутриличностны-ми процессами и пониманием происходящего (стиль «дрес­сировщик»);

• заниматься натаскиванием для развития необходимых уме­ний и навыков (стиль «тренер»);

• осуществлять сотрудничество с клиентом, но не рисковать полностью отдавать ему ответственность за себя (стиль «учи­тель»);

• брать на себя ответственность только за создание благопри­ятных условий, которые будут способствовать самоизменени­ям (стиль «ведущий» или «фасилитатор»).

Далее И. В. Бачков пишет: «Разумеется, далеко не каждый прово­димый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществ­ляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в лите­ратуре не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направ­ления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем приме­няемые им методики и приемы»106.

И все-таки, упражнения, уже подобранные ведущим ИПТ, обязы­вают его к определенному стилю поведения. Например, упражнения, относящиеся к НЛП, в значительной степени требуют директивных указаний по ходу выполнения упражнений и внимания, в основном, к сенсорному опыту клиента. Некоторые упражнения, основанные на направленном фантазировании (например «Любимое дерево», «Полет на облаке»), требуют такого же внимания к сенсорному опыту, но при этом строятся не на директивных указаниях, а на выслушивании рас­сказа клиента о том, что он переживает, дополнительных вопросах, а за­тем на обсуждении пережитого.

Некоторые экзистенциально-направленные упражнения (напри­мер, «Мудрый старец», «Разговор со Смертью», «Три года до смерти», «Если я получу в подарок еще одну жизнь» и многие другие) требуют от ведущего роли фасилитатора, предполагающей внимательное, за­интересованное выслушивание с уточняющими вопросами и невме­шательством в процесс.

Упражнения, связанные с диалогом субличностей клиента («Обще­ние с Внутренним Ребенком», «Диалог Я-Матери с Я-Женщиной» и т. п.), часто подразумевают помощь, поддержку и даже некоторое по­средничество между конфликтующими субличностями, а иногда про­сто теплые слова участия после диалога.

Безусловно, невозможно рассмотреть весь спектр различных мето­дологических подходов при проведении ИПТ. Важно только учиты­вать, что тренинг будет тем успешнее, чем он более гибок, чем в боль­шей степени он отражает проблемные стороны клиента и чем лучше сочетается стиль консультанта с потребностями клиента.

Опробирование ИПТ

Опробирование ИПТ — довольно трудный процесс. Иногда случа­ется так, что любовно выстроенная пирамида упражнений буквально рассыпается перед неожиданными реакциями (или их полным отсут­ствием) клиента. Особую сложность составляет как раз момент инди­видуальности, а не группового воздействия.

В группе мы можем достаточно убедиться в верности или ошибоч­ности построения программы тренинга по реакциям большинства уча­стников. В конце концов, вопрос к группе «Что сейчас происходит?» помогает разобраться и ведущему, в чем его ошибка. При проведении индивидуального тренинга почти невозможно сразу определить (если, конечно, не применяешь давно известное и многократно проверен­ное упражнение), что именно является причиной неожиданной реак­ции или ее отсутствия: особенности клиента, ошибка в разработке или ошибка в ведении.

Вот здесь-то и проверяется позиция консультанта. В принципе, нет ничего зазорного в обсуждении всех этих вопросов с клиентом. Впол­не допустимо спросить: «Как вы думаете, что привело к такой реак­ции: само упражнение, то, как я с вами разговаривала или что-то в ваших мыслях, ассоциациях?» Как правило, клиенты охотно дают объяснения. Причем, если я говорю, например, что ИПТ только что разработан и я с удовольствием приму помощь в виде комментариев и замечаний, клиенты начинают в буквальном смысле слова сотрудни­чать со мной. Иногда мы снова делаем упражнение в новом варианте, в ряде случаев мы оставляем его и переходим к следующему.

Однако мнение и реакции одного клиента далеко не всегда могут служить поводом для изменений в содержании тренинга. Только пос­ле того, как, по крайней мере, несколько человек пройдут разработан­ный ИПТ, можно суммировать наблюдения и внести коррекцию.

Второй вариант тренинга необходимо вновь опробовать. Иногда вы­ясняется, что в некоторых случаях лучше «работает» один вариант, в других случаях — второй. Это означает только одно — в большин­стве случаев тренинг, даже достаточно жестко структурированный, не может быть неподвижным сооружением, напоминающим монумент.

Тренинг — это всегда нечто живое, изменчивое, никогда в точнос­ти не повторяющееся. И ведущий всегда должен быть готов поменять местами упражнения, пропустить какое-нибудь из них или буквально на ходу модифицировать его «под клиента». В моей практике случа­лось, что после двух-трех упражнений мы уже не возвращались к са­мому тренингу, так как возникала необходимость обсуждать возник­шие при их выполнении чувства, мысли и озарения. Порой динами­ческие процессы клиента в таких случаях намного опережали задачи тренинга и делали его уже не актуальным.

В общем, необходимо быть «здесь и теперь» с клиентом, его про­блемой, его переживаниями и находиться в состоянии творчества.

Приложение.

 

ЖЕСТКАЯ ЛЮБОВЬ. МЕТОДИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЗАВИСИМЫХ, РАЗРАБОТАННАЯ АНГЛИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «РОДИТЕЛИ НАРКОМАНОВ»

Близкие, живущие рядом с человеком, пристрастившимся к нар­котикам, реагируют на изменение его поведения обычно одинаково: обиды, гнев, чувство виновности, нервные срывы, ощущение беспо­лезности и бессилия.

ЧУВСТВО ВИНЫ

Вся семья наркомана выбита из нормальной колеи жизни и страда­ет. Обычно родители ощущают ответственность за состояние ребенка и задают себе вопросы: «Где упустили? В чем наша ошибка?». Вопросы правомерные, но даже ответив на них, вы не найдете выхода из ситуа­ции. Самому же наркоману выгодно, что вы ощущаете себя виновны­ми, и он / она также прилипают к этой мысли: «Это вы во всем вино­ваты — никогда не понимали меня! Вы всегда только стремились по­давлять меня, командовать, унижать (или вам не было дела до меня и т. п.)». И все это еще больше усиливает чувство виновности родителей (или супруги).

 

Приложение

ГНЕВ

Все в семье становятся раздражительными. Нет ничего удивитель­ного, что обычно уравновешенные и здравомыслящие взрослые под влиянием резко изменившегося поведения своего ребенка начинают говорить и совершать поступки, ранее им не свойственные.

В период психического срыва люди могут действовать как буйные сумасшедшие. Родители могут: упрекать, угрожать, обзывать, ругать, упрашивать, даже бить. Но ни одно из этих средств, конечно, не идет на пользу ситуации. Наркоман только ощущает угрозу и неприятие его близкими; эти чувства добавляют смятение к его ненормальному, боль­ному состоянию.

ВРЕДЯЩАЯ ЗАЩИТА СВОЕГО РЕБЕНКА

С целью защитить и уберечь от лишних неприятностей многие ро­дители сами раздают долги, сделанные наркоманом, звонят в школу или на работу и придумывают причины его отсутствия, лгут на звонки по телефону. Родители боятся, что наркоман навредит своей жизни, потому они пытаются вмешаться и исправить его поступки, исходя из лучших намерений. Возможно, многие, в первую очередь, думают и о своей репутации. Многие делают все это, движимые чувством винов­ности. Другим невыносимо видеть сына / дочь страдающим.

НАГРАДЫ ЗА ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Когда наркомана спасают и заглаживают его ошибки, именно этим родители усиливают его склонность продолжать поведение, которое уже привело его к беде. Ведь за свое плохое поведение он получает вознаграждение — сначала в виде кайфа от наркотика, а потом еще и облегчение всех последствий — на работе все улаже­но, долги — отданы, проданные вещи заменены новыми. Таким об­разом, «заботливые родители» сделали все, чтобы ребенок не столк­нулся с результатом своего поведения и не сделал бы выводов. Ребенок, которого постоянно прощают за то, что он / она пропускает, а потом и теряет работу / учебу, за то, что не исполняет обязанности по дому, за то, что теряет (а потом и ворует) деньги или вещи, прак­тикует в своей семье быть безответственным, непригодным к жиз­ни в обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.