Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глубинные аспекты женской психологии

Robert A. Johnson

SHE

Understanding Feminine Psychology

Revised Edition

Harper Perennial A Division of Harper Collins Publishers

Роберт А. Джонсон

ОНА

Глубинные аспекты женской психологии

 

Перевод с английского

 

Москва

" Когито-Центр" 2005

 

УДК 159.964.2

ББК88

Д42

Перевод с английского В. К. Мершавки

Все права защищены. Любое использование материалов

данной книги полностью или частично без разрешения

правообладателя запрещается

Д 42 Джонсон Р. А.

Она: Глубинные аспекты женской психологии / Пер. с англ.- М.: " Когито-Центр", 2005.- 112 с. (Юнгианская психология)

УДК 159.964.2 ББК88

В какой мере истории жизни всех женщин похожи между собой и в чем состоит их существенное психологическое отличие? Какое место в жизни женщины занимают мужчины на разных этапах ее развития? Как женщины могут обнаружить в себе Психею и Афродиту? Что такое женская зрелость? Ответы на все эти вопросы можно найти в увлекательной книге Роберта Джонсона, посвященной глубинным проблемам женской психологии.

Книга адресована широкому кругу читателей.

© " Когито-Центр", 2005

ISBN 0-06-055179-8 (англ.) ISBN 5-89353-152-3 (рус.)

 

Посвящается Джону А. Сэнфорду, крестному отцу этой книги

Выражение благодарности

Я выражаю глубокую признательность Гленде Тэйлор и Хелен Мэйси за их самоотверженную работу, связанную с расшифровкой, внесением дополнений, редактированием и набором лекционного материала, который лег в основу этой книги. Моя огромная благодарность прихожанам церкви апостола Павла в Сан-Диего за их вклад в содержание этой книги, а также многочисленным читателям и моим друзьям за постоянную поддержку, которая мне очень помогла при переиздании этой книги.

 

Содержание

Выражение благодарности 5

Введение 9

Рождение Психеи 15

Юность Психеи 23

Эрос 31

Противостояние 45

Любовь или влюбленность 55

Исчезновение Эроса 61

Страдания Психеи 67

Испытания 75

Современная Психея 101

Библиография 111

 

Введение

Греческий миф об Эросе и Психее - не просто универсальное, но и самое подходящее повествование для изучения женской психологии. Этот древний дохристианский миф, долгое время бытовавший в устной форме, был впервые записан в эпоху античности и до сих пор не потерял своего глубокого смысла.

Это не так странно, как может показаться на первый взгляд. Поскольку биологическая природа человека с античных времен осталась неизменной, не изменилась и его бессознательная психическая динамика. Базовые физиологические и психологические потребности все это время оставались прежними, тогда как форма их удовлетворения время от времени менялась.

Вот почему для изучения личности и основных типов поведения человека весьма полезно обратиться к самым древним первоисточникам. Они способны дать истинную картину, хотя нам не всегда хватает умения ее распознать. Но, раскрыв ее, мы начинаем видеть огромное

 

" г^> Она Глубинные аспекты женской психологии

разнообразие и изменение стилей поведения, характерных для нашего времени.

РОЛЬ МИФА

Мифы являются богатыми источниками психологического инсайта. Великая литература, как и великое искусство, чрезвычайно точно передает характерные черты человеческой натуры. Мифы - особый род литературы, в которой нет одного автора. Они создаются на протяжении целой культурной эпохи, впитывая в себя все богатство воображения и деятельности человека, представляя собой экстракт духа и опыта, относящихся к данной культуре. Весьма вероятно, что основное содержание мифа порождается определенным мотивом; потом сюжет многократно уточняется и распространяется, подобно кругам на воде: точно так же люди постоянно пересказывают друг другу занимательные истории. Таким образом сохраняют свою жизнь характерные и универсальные для человечества сюжеты, тогда как конкретные люди и целые эпохи уходят в историю. Мифы - это отражение коллективного образа; они содержат в себе и доводят до нас общечеловеческие истины.

Тем не менее в нашем сознании укрепилось расхожее рационалистичное определение мифа как повествования с вымышленным и фантастическим содержанием. Часто приходится слы-

ю

 

Введение usn

тать нечто подобное: " Да это всего лишь миф, значит, сплошной вымысел". Подробности мифологической истории могут не найти в жизни подтверждения или же оказаться абсолютной фантастикой, но в глубине содержания мифа лежит универсальная истина.

Миф может быть фантазией или продуктом воображения, оставаясь при этом истинным и адекватным реальности. Он воплощает в себе множество граней и уровней бытия, включающего как внешний мир, так и менее постижимый мир внутренний.

Эту путаницу, связанную с узким определением реальности, можно проиллюстрировать на примере тревожных мыслей маленького мальчика, возникших после ночного кошмара. Чтобы его успокоить, родители могут сколь угодно долго уговаривать сына, что это был всего лишь сон и появившегося в нем чудовища в реальной жизни не существует. Но эти уговоры ребенка не убеждают, и он абсолютно прав. Для него чудовище было реальностью, такой же живой и настоящей, как и любое другое пережива ние событий внешнего мира. И хотя приснившийся монстр существовал в его воображении, а не в реальной действительности, для ребенка это была угрожающая ситуация, возбуждающая его эмоционально и физически. Для него это была его собственная внутренняя реальность, которую бессмысленно отрицать.

 

vc" Она: Глубинные аспекты женской психологии

Мифы изучали многие психологи. К. Г. Юнг, исследуя глубинные уровни человеческой психики, обращал особое внимание на мифы, ибо считал, что именно в них заложена первооснова человеческой личности. Анализируя миф об Эросе и Психее, мы попытаемся найти и осмыслить эту первооснову.

В первую очередь нам следует научиться психологически мыслить. Когда мы начинаем соприкасаться с содержанием мифов, сказок и собственных снов, происходит нечто очень важное. Терминология и мир древних мифов кажутся весьма странными, архаичными и далекими от современности, но, вслушиваясь в них внимательно и относясь к ним серьезно, мы начинаем что-то слышать и понимать. Иногда возникает необходимость в интерпретации символических значений, но, уловив общий смысл содержания, эту интерпретацию сделать совсем нетрудно.

Многие психологи интерпретировали миф об Эросе и Психее с точки зрения его отношения к женской психологии. В самом начале нашего исследования имеет смысл отметить, что в более широком контексте речь идет о проявлении фемининности как в мужчине, так и в женщине. Считать, что этот миф имеет отношение только к женщинам, - значит существенно его ограничить.

Во время одного из своих самых глубоких ин-сайтов Юнг отметил, что каждая женщина об-

 

Введение vs*>

ладает рядом мужских психологических черт, не являющихся для нее основными, по аналогии с тем, что каждый мужчина имеет рецессивные женские гормоны и хромосомы. Юнг назвал существующую в мужчине часть женщины ани-мой, а мужскую часть в женщине - анимусом.

 

Об аниме и аиимусе было написано достаточно, и мы, в свою очередь, также поговорим о них позже. С этой точки зрения, говоря о проявлении женственности в мифе об Эросе и Психее, мы имеем в виду не только женщину, но и мужскую аниму. Связь этого мифа с женской психологией более очевидна, ибо фемининность - преобладающая черта женщины. В то же время, безусловно, существует определенная параллель с внутренней фемининностью, присущей мужской психологии.

 

Рождение Психеи

Наша история начинается так: " В одном королевстве..." И, сами того не осознавая, мы проникаем внутренним взором в то самое королевство, которое называется нашим внутренним миром. Если вслушаться в мелодию древних языков, можно услышать, как звучит в них внутренний мир, редко доступный современному рациональному сознанию. А это может означать, что всего несколько слов " в одном королевстве..." обещают нам золотые россыпи ценных открытий и прозрений.

НАЧАЛО ИСТОРИИ

Жили-были король и королева, и было у них три дочери. Две старшие - обычные принцессы, ничего примечательного.

Третья дочь - воплощение человеческой души, даже имя у нее подходящее - Психея, или, в переводе с греческого, душа. Она возьмет нас с собой в путешествие в глубину внутреннего мира.

 

< г? ^ Она: Глубинные аспекты женской психологии

Психея имеет такое же отношение к мифическому королевству, как и к земному.

Вы узнаете в себе всех троих? Кто не сможет узнать самую обычную часть самого себя и вместе с тем - уникальную духовную самость, которая чувствует себя весьма неуютно в обыденной, повседневной жизни?

Личность этой необычной принцессы была столь притягательной, что люди стали говорить: " Это новая Афродита, богиня, которая в храме Афродиты займет ее место, ибо скоро превзойдет ее во всех отношениях! " Афродита мучилась и страдала, глядя на пепел, оставшийся от священного огня в остывающем храме, ибо ее культ уступал место культу новой прекрасной девы.

В те времена Афродита была богиней женственности, которая правила с давних пор, с каких именно - никто не мог вспомнить точно. Она не могла спокойно смотреть на восхождение этой новой богини женственности. Ее ярость и ревность напоминали апокалипсис; разбудить божественную ярость или потребовать смены внутреннего бога или богини - значит потрясти все основы внутреннего мира*.

Более подробно об этом можно прочитать в книге: Shapira L. L. The Cassandra Complex. Living with Disbelief. A Modern Perspective on Hysteria. Toronto: Inner City Books, 1988. (Примеч. пер.)

 

Рождение Психеи

ЭЛЕМЕНТЫ МИФОЛОГИИ

Обратим внимание на происхождение обеих богинь - Афродиты и Психеи. Хронос, самый младший и самый хитрый сын бога неба Урана, серпом оскопил своего отца и, бросив его гениталии в море, таким образом оплодотворил его. Так родилась Афродита. Рождение Афродиты увековечил Боттичелли в своей знаменитой картине " Рождение Венеры" 1: из морской пены появляется богиня во всем своем женском великолепии. Это рождение как бы олицетворяет неземную природу женственности в ее архетипической форме, находящуюся в разительном контрасте с человеческим происхождением Психеи", которая, по преданию, появилась на свет от выпавшей росы! Обратите внимание па этот удивительный язык! Он становится полон психологических инсайтов, если вы в состоянии услышать содержащееся в нем архаическое послание.

Поняв разницу между этими двумя рождениями, можно понять природу двух типов женственности. Афродита - богиня, рожденная морем. Она обладает первобытной океанической женской силой, царствуя с незапамятных

Венера - римское имя Афродиты.

Согласно олимпийскому мифу творения, природа и население Земли появились в результате дождя (или росы), выпавшего с Урана-неба на Гею-Землю. (Примеч. пер.)

 

< < ЙЛ Она: Глубинные аспекты женской психологии

времен в своих владениях - на морском дне. Психологически это значит, что она правит в бессознательном, символизированном морской пучиной. Она почти недоступна обычному сознанию: с таким же успехом можно пытаться управлять приливами и отливами. Такой ар-хетипической женственностью можно восхищаться, ее можно боготворить или быть ею раздавленным, но войти с ней в контакт чрезвычайно трудно. Задача Психеи как раз и состоит в том, чтобы использовать свою человечность для обуздания и смягчения великой архетипи-ческой женственности. В этом суть мифа.

Каждая женщина имеет внутри себя Афродиту. Ее можно распознать по переполняющей ее женственности и по величию, которое бросается в глаза, но не имеет конкретного отношения к реальности.

Об Афродите и ее владычестве существует много занимательных историй. Например, у нее есть слуга, который постоянно носит перед ней зеркало; в это зеркало богиня время от времени смотрится. Кто-то готовит для нее превосходную парфюмерию. Афродита очень ревнива и нетерпима даже к малейшему соперничеству. Она постоянно устраивает брачные союзы и никогда не бывает удовлетворена. Все вокруг должны приумножать ее богатство.

В образе Афродиты воплощается принцип отражения любого переживания в нашем со-

 

Рождение Психеи " 5> >

знании. В той же мере, в которой мужчина занят поиском, исследованием и распространением нового, Афродита отражает и ассимилирует. Зеркало Афродиты - символическое воплощение самых глубинных черт богини любви. Она часто предлагает человеку посмотреть на отражение в зеркале, где он может увидеть себя, безнадежно застрявшего в своих проекциях, которые до сих пор были неразличимы. Процесс осознания происходящего может начаться с вопроса, что же именно отражается. Ответ на него поможет человеку избежать вовлечения в спутанный клубок эмоций. Все это может происходить на фоне внешних событий. Однако очень важно представлять себе и понимать, что многие явления внутреннего мира оказываются от нас скрытыми и проявляются как внешние события, если они полностью не отрефлексированы в субъективном внутреннем мире, где они, собственно, и возникли. Афродита заставляет смотреть в зеркало чаще, чем нам хочется. Когда человек влюбляется и начинает видеть в другом черты бога или богини, это значит, что он видит свое бессмертие и бо-гоподобие, отраженные Афродитой. Мы настолько не готовы видеть в себе и добродетели, и недостатки, что между их рефлексией в сознании и окончательным принятием обычно лежит длинный путь страданий. Психея совершила длительное путешествие, начавшееся с ее

 

v5^ Она: Глубинные аспекты женской психологии

влюбленности в Эроса и закончившееся открытием своего бессмертия2.

Афродита - великая богиня-мать с точки зрения ее будущей невестки. Когда женщина несет свою грацию и красоту в мир, это свидетельствует о влиянии внутренней энергии Афродиты (или Венеры). Но если Афродита находится в конфликте со своей невесткой, она бывает ревнива, неуступчива и на каждом шагу чинит Психее препятствия. Такая драма между свекровью и невесткой характерна для любой культуры; она вносит свой вклад в развитие личности каждой молодой женщины. Для нее совладать с властью свекрови - значит достичь женской зрелости. С этого момента она больше не росинка, наивно попавшая в мир и вступившая в брак.

Современная разумная женщина очень смущается, обнаружив в себе сущность Афродиты, которая проявляется в примитивных трюках и в игре инстинктов. Афродита часто демонстрирует свой деспотический характер, считая, что ее слово - закон.

Вполне естественно, что на определенной стадии эволюции человечества, при появлении нового воплощения фемининности, богиня, которая воплощала ее прежде, переполняется гневом. Афродита будет использовать все имеющи-

2 Я благодарю Бетти Смит за этот инсайт.

 

Рождение Психеи < ^>

еся в ее распоряжении средства, чтобы унизить свою соперницу. Каждая женщина это знает, вспоминая регрессивные импульсы живущей глубоко внутри Афродиты; как только женщина становится ее добычей, возникает ужасная картина. Только в редкой и весьма незаурядной семье в момент проявления своей сущности Афродита может быть названа своим настоящим именем, а энергия - сублимирована для полезного применения.

Энергия Афродиты имеет большую ценность. Она способствует развитию личности и стимулирует к росту все ее окружение. В момент роста все старые способы поведения и старые привычки должны уступить свое место новым. Кажется, что старое постоянно мешает появлению и развитию нового, но при определенной настойчивости в " старом" сознании зарождаются и вызревают ростки нового.

Есть притча о первом слоне, родившемся в плену. Сначала хозяин очень обрадовался, но затем пришел в ужас, увидев, как все слоновье стадо собралось в круг и взрослые слоны стали гонять новорожденного слоненка от одного слона к другому. Хозяин думал, что они хотели замучить его до смерти, но слоны просто заставляли слоненка дышать.

Очень часто в момент появления нового кажется, будто случилось что-то страшное, но вскоре мы начинаем понимать, что произошло

 

v? *> Она: Глубинные аспекты женской психологии

именно то, что требовалось. Афродита, которую можно упрекать постоянно, тем не менее создает все необходимые условия для эволюции Психеи. Очень легко сохранять оптимизм после того, как событие произошло, но крайне трудно - в момент, когда оно происходит. Это может напоминать постоянно движущуюся внутреннюю хаотическую эволюционную борьбу. Прежний способ жизни, отраженный в природе Афродиты, регрессивен. Он тянет женщину назад, в бессознательное, одновременно заставляя ее идти к новой жизни, при этом всегда - с большим риском. Может случиться так, что эволюция пойдет другим путем или влияние Афродиты окажется единственным стимулом к росту. Например, бывают женщины, которые не могут достичь зрелости, пока не столкнутся лицом к лицу с властолюбивой свекровью или мачехой.

ВНУТРЕННЯЯ БОРЬБА

Многие неприятности современной женщины связаны с противостоянием ее двух внутренних сущностей - Афродиты и Психеи. Такая метафора помогает воссоздать картину психологического процесса; если женщина сможет понять, что с ней происходит, она окажется на верном пути к обретению нового сознания.

 

Юность Психеи

Узнав кое-что о природе Афродиты, древнего и потому более примитивного типа женственности, давайте рассмотрим новые черты женственности, которые сформировались несколько позже. В отличие от рожденной в морской пене Афродиты, Психея родилась от выпавшей на землю росы. Этот переход от океанической природы Афродиты к земной природе Психеи говорит об определенном прогрессе развития женственности: от древних океанических черт - к новым человеческим формам. Таким образом, мы переходим от гигантских океанических пропорций к меньшему, более постижимому масштабу.

Психея - такое волшебное и неземное существо, она настолько невинна и девственна, что ей можно только поклоняться, но в нее никак нельзя влюбиться. Она обречена на постоянное одиночество и не может найти себе мужа.

Психея существует внутри каждой женщины в качестве не сравнимого ни с чем опыта жизни

 

vs" Она: Глубинные аспекты женской психологии

в одиночестве. Любая женщина - в какой-то степени достойная любви принцесса, имеющая уникальные, присущие только ей одной совершенства и слишком большую для обычной повседневной жизни душевную глубину. Если женщина в одиночестве оказалась никем не понятой и считает, что люди добры, но далеки от нее, значит, она почувствовала в себе Психею. Как правило, это очень болезненное ощущение, которое женщина часто переживает, не понимая его природы. Пребывать в этом состоянии - значит оставаться не затронутой эмоционально в отношениях с окружающими.

Если женщина позволит проявиться природе Психеи в повседневных отношениях типа " ты - мне, я - тебе", из этого не выйдет ничего хорошего. Если сущность Психеи заполняет большую часть внутреннего мира женщины, это становится для нее серьезной и болезненной проблемой. Она будет причитать, обливаясь слезами: " Меня никто не понимает". И это действительно так. Каждая женщина в любое время жизни имеет эту склонность. Если вы увидите это качество в женщине и сможете с ним соприкоснуться, не сравнимая ни с чем красота и божественное очарование Психеи могут достичь сознания, и тогда начнется благотворная эволюция.

Если женщина физически привлекательна, проблема становится более сложной. В этом

 

Юность Психеи юг,

отношении весьма характерный пример - личность Мэрилин Монро: несмотря на всеобщее поклонение, ей было чрезвычайно трудно обрести в отношениях с кем-либо из мужчин подлинную близость. В конце концов жизнь стала для нее невыносимой. Оказалось, что для такой женщины, обладающей божественными чертами и почти непревзойденным совершенством, в мире не бывает простых человеческих отношений. Если вам понятна эта психодинамика, вы можете представить себе эволюцию Психеи.

Однажды я видел фильм о любви между двумя людьми, начисто лишенными всякой внешней привлекательности. Благодаря волшебству фантазии каждый из них был прекрасен в глазах другого, и между двумя обаятельными, привлекательными людьми продолжались любовные отношения. В конце фильма камера вновь показала их лица такими, какими они были в действительности. Но зрители уже знали иной облик персонажей, ибо видели существующих внутри них бога и богиню, которые были несравнимо сильнее и могущественнее внешней привлекательности героев. Этот пример позволяет увидеть пропасть, существующую между внутренней божественной природой человека и его обыденной внешностью. Именно об этой пропасти пойдет наше дальнейшее повествование.

 

Она: Глубинные аспекты женской психологии

БРАК ПСИХЕИ

Психея приводила своих родителей в отчаяние, ибо обе ее старшие сестры успешно вышли замуж за королей соседних владений, а руки младшей не просил никто. Мужчины только боготворили ее. Король пошел к оракулу, не ведая, что находится под влиянием Афродиты, а та, полная негодования и ненависти к Психее, заставила оракула предсказать девушке ужасное будущее! Ей предстояло обручиться со Смертью, самым злым, отвратительным и могущественным существом. По закону Психею следовало отправить высоко в горы, приковать там к скале и оставить до поры, пока она не достанется зловещей Смерти.

В Древней Греции предсказания оракулов не подвергались сомнению, считаясь неоспоримой истиной. Поэтому родители Психеи, выполняя священную волю, снарядили свадебный кортеж, походивший более на похоронную процессию, усадили туда Психею и привезли ее высоко в горы, к одинокой скале. Здесь в потоке слез смешались белизна свадебного убранства и мрачность похоронного траура. Затем родители погасили факелы и оставили Психею одну в темноте.

Что мы можем отсюда извлечь? Психея вышла замуж - за Смерть. По сути, каждая девушка как бы умирает в день своего бракосочетания, ибо закончился определенный этап ее жизни. В ней умирают многие существовавшие

 

Юность Психеи < ^>

до сих пор черты, характеризующие женскую сущность. В этом смысле брак для нее - это похороны. Многие характерные эпизоды брачных церемоний привнесены из древнейших погребальных обрядов. Жених приходит со своим лучшим другом и приятелями, чтобы похитить невесту, тогда как подружки невесты охраняют ее невинность. Как и положено по ритуалу, между ними начинается борьба, и невеста плачет так, будто отмерла часть ее жизни. Для нее наступает новая жизнь, и свадебное торжество знаменует собой появление новой матриархальной власти.

Мы не в полной мере осознаем двойной аспект бракосочетания и стремимся видеть в нем лишь праздничный белый цвет и наслаждение. Если отмирание части прошлой жизни не находит своего отражения в соответствующих ритуалах, оно все равно обязательно проявится позже в эмоциональном настрое и менее приемлемой форме. Например, некоторые женщины спустя несколько месяцев или даже лет могут испытывать отвращение к браку и сильную обиду.

На фотографиях свадебной церемонии в Турции я увидел мальчиков восьми-девяти лет, каждый из которых прыгал на одной ноге, согнув другую в колене и привязав ее голень к бедру. Этот ритуал должен был напоминать о том, что в браке испытывается не только наслаждение, но и боль.

 

" 5" Она: Глубинные аспекты женской психологии

Африканские свадьбы не считаются полноценными, пока новобрачная не станет обладать определенным количеством шрамов и ран. Брак не считается подлинным, если не было похищения. От брака можно получить наслаждение после того, как будет отдано должное всем священным ритуальным элементам. Афродита не любит, когда девушки умирают в руках мужчин. Она не может допустить, чтобы мужчины сводили их в могилу. Поэтому в момент окончания девичества в каждой женщине рыдает Афродита. Она продолжает играть свою двойную, парадоксальную роль: с одной стороны, она страстно желает брака, а с другой - сопротивляется и оплакивает потерю девичества. Это эхо древних ритуалов по-прежнему живет глубоко внутри нас и нагляднее всего дает о себе знать в процессе совершения обрядов и церемоний.

Здесь мы снова сталкиваемся с парадоксом эволюции. Именно Афродита приговорила Психею к смерти, но она же выступала и в роли свахи, предвестницы брака и одновременно его противницы. Поступательный эволюционный процесс в направлении брака сопровождается регрессивными порывами страстного желания к обретению автономии и свободы и восстановления статус-кво.

Однажды я увидел очень остроумную карикатуру, отражающую архетипическую власть брака. На ней было изображено отношение каждого

 

Юность Психеи vs"

из родителей к происходящему во время свадьбы. Отец новобрачной был зол на наглеца, который посмел увести от него родную дочь. Отец мужа испытывал триумф, став обладателем верховной власти в мужском обществе. Мать новобрачной была в ужасе от того, что это животное овладело ее ребенком. Мать мужа была в гневе на мегеру, которая соблазнила и увела от нее сына. В этой карикатуре отразилось множество древних архетипов, встроенных и внедрившихся в человеческое поведение и мышление и находящихся в глубинных слоях бессознательного на протяжении несчетного числа лет эволюционного процесса. Если мы в свое время не обратим на них внимания, они дадут знать о себе позже и вызовут много неприятностей.

 

Эрос

Афродита намеревалась окончательно избавиться от Психеи и для этого решила воспользоваться помощью своего сына, бога любви Эроса. Эрос, Амур, Купидон - это разные имена одного бога, бога любви. Так как Купидон деградировал до уровня шутливых любовных открыток, а Амур в какой-то мере потерял свое величие, будем называть этого благородного бога Эросом.

Эрос постоянно имел при себе полный колчан стрел, и встреча с ним сулила неприятность каждому обитателю Олимпа. Все боги и богини чувствовали его силу. Но Эрос был под пятой у своей матери, которая заставляла его воспламенить Психею любовью к самому чудовищному и отвратительному зверю, чтобы накрепко связать ее с ним и тем самым прекратить постоянное соперничество. Одна из характерных черт Афродиты - постоянная регрессия. Она хочет, чтобы все вернулось на круги своя, чтобы эволюция повернула вспять. Афродита - это

 

< < о Она: Глубинные аспекты женской психологии

голос традиции, но по иронии судьбы именно он помогает дальнейшему развитию сюжета нашей истории.

Образ Эроса можно рассматривать с разных точек зрения. Его можно представить себе как абстрактного мужчину, мужа или проявление маскулинности в отношениях между людьми; он может символизировать союз и гармонию; в момент кульминации Эрос - не только сексуальность. Следует помнить, что он пускает свои стрелы не в гениталии, а в сердце. Далее по мере развития мифологического сюжета об этих особенностях Эроса мы поговорим подробнее.

БРАК СО СМЕРТЬЮ

Эрос отправился выполнять приказ матери, но, увидев Психею, случайно поранил себе палец одной из своих стрел и тут же влюбился в девушку. Он решил объявить Психею своей невестой и попросил своего друга по имени Западный Ветер перенести ее с горной вершины в Райскую Долину. Западный Ветер сделал все, о чем его попросили, и Психея, ожидавшая прихода Смерти, вдруг очутилась в земном раю. Она ни о чем не спрашивала Эроса, а лишь наслаждалась, потрясенная неожиданным поворотом судьбы. Вместо Смерти к Психее пришел Эрос, но, несмотря на свою неземную красоту, он означал для нее смерть. Все мужья несут же-

 

Эрос

нам смерть в том смысле, что лишают их жизни в девичестве и толкают к эволюции и женской зрелости. Как это ни парадоксально, но вы можете одновременно чувствовать благодарность и обиду по отношению к человеку, который заставляет вас унизиться, чтобы начать путь личностного развития и роста. Оракул был абсолютно прав: в архетипическом смысле мужчина является для женщины смертью. Когда он увидит у своей спутницы тоскливое выражение лица, это означает, что для него наступило время быть ласковым и предупредительным. Возможно, в этот миг она в какой-то степени переживает смерть своего девичества. Если мужчина в этот момент проявит чуткость и понимание, он может значительно облегчить женщине это крайне тяжелое для нее время переживаний.

Не имея аналогичного этапа развития в своей жизни, мужчина редко понимает, что брак для женщины - одновременно и смерть, и воскресение. Свадьба для мужчины не является священнодействием, но для женщины она в значительной степени такова. Однажды жена может взглянуть на мужа полными слез глазами, обнаружив, что она связана браком, тогда как он - ни в малейшей степени. Эта связь ощущается особенно сильно, если есть дети. Женщина может сколько угодно обижаться на судьбу, но не надеть на себя эти жизненные путы для нее хуже смерти.

 

v5" Она: Глубинные аспекты женской психологии

Встречаются пятидесятилетние женщины, которые, несмотря на то что уже стали бабушками, ни разу не побывали на скале Смерти. Выпавшая земная роса не заслоняет от них весь мир даже в среднем возрасте. С другой стороны, встречаются юные шестнадцатилетние девушки, познавшие этот опыт, пережившие его. Их можно узнать по поразительной мудрости, таящейся в глубине взгляда.

Такие события не происходят автоматически и не связаны с каким-то определенным возрастом. Я знал шестнадцатилетнюю девочку, имевшую ребенка. Она скрывала свою беременность и роды, чтобы все было тихо и спокойно, а затем отдала ребенка в приют, и получилось так, что больше она его практически не видела. Вернувшись к прежней жизни, как будто ничего не случилось, она ничему не научилась на скале Смерти. Какое-то время спустя она вышла замуж и при этом вполне могла бы претендовать на то, чтобы называться девственницей. Все, что с ней произошло, совершенно не затронуло ее психологически, хотя она и перенесла роды*.

Столкновение с Эросом неизбежно приводит к прощанию с женской наивностью и детской невинностью, причем оно может происходить в разные моменты жизни женщины, а не только в мо-

Подробнее об этом можно прочитать в книге: Qualls-Corbett N. The Sacred Prostitute. Toronto: Inner City Books, 1988. (Примеч. пер.)

 

Эрос

мент замужества. Одни девочки испытали это столкновение весьма рано, при этом их опыт был очень жестоким; другие не знали его вообще.

Брак несет в себе абсолютно разный опыт для мужчины и женщины. Он как бы делает мужчину выше ростом, придает ему больше силы и власти, его значимость и статус возрастают. Как правило, муж не осознает, что убивает в своей жене Психею и что он должен это сделать. Если она ведет себя странно, у нее все получается из рук вон плохо или продолжаются бесконечные рыдания и потоки слез, значит, мужчина, по существу, не понимает, что он и она воспринимают брак совершенно по-разному. Женщина тоже растет vi развивается в браке, но это происходит лишь после ее пребывания на скале Смерти.

РАЙСКИЙ САД

Психея очутилась в волшебном раю. Там было все, что она только могла пожелать. Ее муж, бог Эрос, был с ней каждую ночь и ограничил ее лишь в одном. Он взял с жены обещание, что она не будет пытаться на него смотреть и следить за ним. Она может иметь все, что пожелает, сколько угодно жить в раю, но при этом не задавать никаких вопросов и даже не пробовать его увидеть. Психея на это согласилась.

Почти каждый мужчина хочет того же от жены. Если она занята своим делом и не стремится

 

v^> Она: Глубинные аспекты женской психологии

слишком много знать, в доме царят мир и покой. Мужчина хочет старого патриархального брака, где он решает все наиболее важные вопросы, а женщине остается лишь соглашаться с его решениями, и тогда жизнь течет благополучно. Большинство мужчин лелеют надежду, что все будет происходить именно так и когда-нибудь, совсем скоро, жизнь в браке станет именно такой.

Вероятно, такое отношение к браку - эхо примирительного патриархального менталитета, когда женщина полностью принадлежала мужчине. В наших современных традициях до сих пор кое в чем сохранились следы патриархальных обычаев: например, когда жена берет фамилию мужа. Эрос настаивает, чтобы она не задавала никаких вопросов и никогда на него не смотрела. Это и есть условие патриархального брака.

Каждый незрелый Эрос - творец рая. Подобно подростку, он похищает девушку и обещает ей устроить полную счастья жизнь. В этом основной секрет Эроса: он хочет обрести свой рай, но без малейшей ответственности и серьезных сознательных отношений. В той или иной степени это присуще каждому мужчине. Для эволюции и личностного роста необходима женственность, и максимальный акцент в мифах делается на присутствующих в них аспектах женственности. Для мужчины это ужасное испытание. Он хочет просто оставаться в раю.

 

ЭрОС *Л7*

Послушайте возлюбленных, создающих себе рай. И весь разговор целиком, и каждое слово в отдельности как бы взяты из иного, райского мира. Рай, который они создают, может быть предвестником истинного рая. Но этот другой рай можно будет обрести лишь намного позже в результате затраты огромных усилий. Не следует слишком критично относиться к этому преждевременному Эдему, но каждый опытный человек знает, что первое впечатление от него не может быть очень длительным и стабильным.

В бессознательном мужчины есть нечто такое, что питает его надежду добиться от жены согласия ни о чем его не спрашивать. Часто эта установка по отношению к браку состоит в том, что для него брак должен быть удобным, но не обременительным. Если мужчину увлекает что-то внешнее, он хочет быть свободным и забыть о том, что состоит в браке. Когда женщина внезапно обнаружит у мужчины эту установку, она может испытать потрясение. Брак - это сплошные обязательства женщины, а для мужчины в нем нет никакой безысходности. Я помню, одна женщина рассказывала, как плакала целыми днями, открыв, что для мужа брак - всего лишь одна из многих сторон жизни, тогда как в ее жизни он играл главную роль. Так она открыла в своем муже Эроса, созидающего рай.

 

Она: Глубинные аспекты женской психологии

ПОТЕРЯ РАЯ

Любой рай имеет недостаток. В каждом живет змей или змея, которые олицетворяют полную противоположность мира и спокойствия, царящих в саду Эдема.

И в раю, где жила Психея, вскоре появилась змея в обличье двух ее старших сестер, оплакивающих, хотя и не вполне искренно, потерю младшей сестры. Когда они узнали, что Психея, выйдя замуж за бога, живет в райском саду, их зависти не было границ. Подойдя к подножию утеса, где оставалась Психея, они стали звать ее, беспокоясь о ее здоровье и вслух желая ей всяческих благ.

Наивная Психея известила об этом Эроса. Муж не раз ее предупреждал о грозящей опасности. Он прямо сказал, что, если она послушает преследующих ее сестер, случится несчастье. Если Психея и впредь не станет его ни о чем спрашивать, у нее родится ребенок, который будет бессмертным богом; если же она нарушит свою клятву и задаст вопрос, родится девочка, которая будет простой смертной. Хуже того, при первом же ее вопросе Эрос ее покинет.

Тогда Психея вновь согласилась ни о чем не спрашивать мужа. Но сестры звали ее снова и снова, и наконец Психея вымолила у мужа разрешение им ее навестить. Прошло немного времени, и сестры, принесенные с высокого уте-

 

Эрос чв*>

са Западным Ветром, целые и невредимые, очутились в великолепном райском саду. Они восхищались и наслаждались от души, как могли. Но их переполняли зависть и ревность к младшей сестре. Они засыпали ее вопросами о муже, и наивная Психея старалась описать, каким она его себе представляла, ибо ни разу его не видела. Она подарила сестрам груду поразительных, редких подарков и отправила их домой.

Эрос постоянно предостерегал Психею, но сестры вскоре появились вновь. На этот раз Психея, забыв все, что она говорила прежде о муже, рассказала им другую фантазию. По возвращении домой сестры долго размышляли и придумали хитрый и коварный план, который состоял в следующем: придя в гости к сестре в третий раз, они скажут ей, что в действительности ее муж - страшный, отвратительный змей. Как только у нее родится ребенок, он сожрет его вместе с матерью.

Но они хотят спасти Психею от такого ужасного конца. Чтобы остаться в живых, она должна сделать следующее: взять светильник, поместить его в сосуд, накрыть сосуд покрывалом и поставить в спальню. Глубокой ночью, когда супруг крепко уснет, она зажжет светильник, увидит наконец своего ужасного мужа и отрежет ему голову. Психея не могла долго выдержать напор сестер и, вняв их советам, стала готовиться к разоблачению своего ужасного мужа.

 

vs^ Она: Глубинные аспекты женской психологии

Эрос вернулся домой после наступления темноты, лег на ложе рядом с Психеей и уснул. В полночь она сняла со светильника покрывало, схватила нож, приподнялась над мужем и впервые на него посмотрела. К величайшему удивлению и смущению, переполненная чувством вины, она увидела перед собой бога любви, самого прекрасного из всех живущих на Олимпе. Изумленная и потрясенная увиденным, Психея решила убить себя, чтобы расплатиться за свою ужасную ошибку. Собираясь покончить с собой, она случайно укололась одной из стрел Эроса и без памяти влюбилась в своего мужа, которого увидела впервые в жизни.

Вдруг ее рука, державшая светильник, дрогнула, и на правое плечо Эроса упала капля горячего масла. Проснувшись от сильной боли, тот понял, что случилось, тут же расправил крылья и улетел прочь. Бедная Психея сначала за него уцепилась, но этого хватило лишь на то, чтобы унестись за пределы райского сада. Покинутая мужем, она упала на землю и лежала, убитая горем, в полном одиночестве. Эрос подлетел к Психее, упрекнул, что она его не послушала и нарушила свое обещание, а потому ей придется лишиться райского сада, и добавил, что будет так, как он предупреждал: у нее родится ребенок, девочка, простая смертная. А теперь он должен наказать Психею за ее непослушание и покинуть ее. Сказав это, он улетел прочь, к своей матери Афродите.

 

Эрос

СОВРЕМЕННАЯ ДРАМА

В разные времена супруги вновь и вновь разыгрывают эту драму. Какое сообщение несет нам этот архаичный, полный поэзии мифологический язык о женщине и ее отношениях с мужчиной и своей внутренней маскулинностью?

Сестры - это раздраженные голоса, раздающиеся внутри нас (а часто - извне) и выполняющие двойную функцию: разрушение прежнего отношения к жизни и осознание нового отношения. За утренним кофе часто разыгрывается сцена, где две сестры замышляют свой коварный план. Они выполняют свою двойную миссию, бросая вызов старому патриархальному миру и подстрекая друг друга к осознанию происходящего, цена которого может быть значительно выше, чем они себе представляют. Вероятно, мы платим прометееву цену за полное осознание того, чего так страстно желаем.

Допрашивающие сестры - страшное зрелище. Несмотря на то что они являются предвестницами нового сознания, у каждой женщины все же существует опасность задержаться и застыть на этой стадии развития, чтобы всю последующую жизнь играть разрушающую роль. Вы можете видеть в мужчинах источник своих бед, оставаясь на скале Смерти; точно так же можно оказаться в состоянии двух старших сестер и разрушать все, что пытается создать мужчина.

 

< < гл Она: Глубинные аспекты женской психологии

Как правило, женщина проходит со своим партнером через весьма любопытную и ставящую ее в тупик последовательность отношений. Мужчина для нее может быть и богом любви, и Смертью на вершине скалы, и кем-то неизвестным в раю, и очень восприимчивым человеком при ее настойчивом желании что-либо понять. И, наконец, когда на вершине Олимпа она приходит к собственной божественной сущности, он предстает перед ней в качестве бога любви. Буквально все сбивает мужчину с толку. Не следует удивляться тому, что каждый день, приходя домой, он робко оглядывается, пытаясь понять, какая именно роль уготовлена ему сегодня. Теперь добавьте пристрастное участие его анимы, и вы получите сложный, но весьма занимательный сюжет.

Сестры олицетворяют собой требование эволюции, источник которой нам неизвестен. Это может быть тень Психеи. Юнг описывал теневые стороны личности как вытесненные элементы нашей психики или еще не прожитые возможности полного личностного потенциала. Вследствие недостаточного внимания к ним и разных препятствий эти непрожитые и вытесненные черты остаются архаичными или даже становятся опасными, уходя в тень. Несмотря на вытеснение, этот скрытый потенциал добра или зла остается в бессознательном, где он накапливает энергию, пока она не найдет выхода в сознание,

 

Эрос чг? "

подобно тому как в критический момент в жизни Психеи появились ее сестры. Если мы будем в себя вглядываться, осознавая лишь наличие любви и великодушия, как это произошло с Психеей, мы недооценим существующую теневую сторону. Это приведет к тому, что нам придется покинуть наивный рай, в котором было так уютно, и отправиться на поиски новых открытий своей истинной сущности.

Юнг говорил, что желание личностного роста часто появляется в сознании из тени. Поэтому те же сестры, играя скорее менее, чем более приятную роль в жизни Психеи, все-таки добросовестно ей служат3.

К. С. Льюис оригинально трактует этот сюжет мифа в своей книге " Till We Have Faces" как наивное отношение Психеи к своей красоте и не слишком приятную реакцию на нее ее менее красивых сестер.

 

Противостояние

Эрос прилагал много усилий, чтобы держать в неведении Психею. Он обещал ей райскую жизнь при условии, что она не будет пытаться на него смотреть и не станет его ни о чем спрашивать. Именно так он рассчитывал сохранить над ней власть.

Нередко часть своей жизни женщина находится под властью мужчины, но, если ей удается избавиться от этой власти, она неизбежно попадает в зависимость от анимуса, своей внутренней маскулинности. Жизненный путь женщины - это непрерывная борьба за свое развитие в связи с доминированием в жизни маскулинных ценностей, независимо от того, сталкивается ли она с ними во внешнем мире или внутри, в контексте собственного анимуса. Точно такая же параллель существует в жизни мужчины, когда он пытается обнаружить и осмыслить свое отношение к женскому образу жизни, вне зависимости от того, находит ли он его во взаимоотношениях с реально существующей женщиной или в процессе

 

< ^> Она: Глубинные аспекты женской психологии

героической борьбы за аниму, его внутреннюю женственность.

Несмотря на бесконечное разнообразие человеческих судеб, которые создают неповторимую индивидуальность жизни, поиск женщиной общего языка с элементами маскулинности в определенной мере предсказуем. Впервые молодая женщина соприкасается с маскулинностью отца, затем с поглощающей ее маскулинностью в брачный период, после этого - с Эросом, обещающим рай, если она не станет задавать вопросов. Позже она находит в Эросе бога любви, кем, собственно, он и является. И в рамках этой драмы, и вне ее расходуется очень много психической энергии.

Вероятно, в биографии каждой женщины есть трепетные главы описания ее влюбленности, открытие и потеря райского сада и, если Богу будет угодно, повторное открытие райского сада уже в состоянии зрелости, которое не менее прекрасно, чем первое.

В первый раз мы попадаем в райский сад во время ухаживаний медового месяца. В это время Психея оказывается в самом желанном из всех существующих райских уголков, где исполняется ее любая прихоть. Это самый настоящий райский сад, сад Эдема, место, где возникает ощущение абсолютного счастья. Мы надеемся, что такое состояние будет длиться вечно, но в каждом саду есть змея или змей,

 

Противостояние < ^>

то есть призрак тени, который рано или поздно разрушает счастливую жизнь.

СРЕДСТВА

Тень заставляет женщину исследовать райский сад и дает ей для этого изысканные и сильные средства. Это, в первую очередь, спрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, это ее способность к осознанию. Свет - всегда символ сознания, отличающегося особой ясностью и остротой; в нашем случае таким символом сознания выступает светильник. Горючее, добытое из земли, или масло, получаемое из плодов, сгорая в лампе, превращаются в теплый, мягкий и ласковый свет. Это не жесткий свет солнечных лучей высокой интенсивности, а ласковое женское тепло природного света. Одно из его названий - Свет Жизни.

Другой инструмент - очень острый нож. Следует заметить, что Психея использует лишь одно из имеющихся у нее средств. По-моему, в этом месте мифа содержится очень мудрый совет. Женщина, осторожно и мягко проливающая свет в сложных ситуациях, способна творить чудеса; женщина, держащая в руках нож, способна убить. Так что же последует дальше: преображение или убийство? Это критический момент

 

< ^> Она: Глубинные аспекты женской психологии

выбора, момент истины, особенно для современной женщины. Если первым в ход пойдет нож, он причинит много вреда. Если же в первую очередь будет использована лампа, тогда есть шанс для осознания и внутреннего роста. Осторожно обращаясь со своими инструментами, женщина может совершить чудесное открытие и обнаружить бога любви, Эроса в его истинном обличье. И тогда она уже будет довольна тем, что ее свет порождает чудо. Страстно желая женщину, мужчина часто испытывает потребность получить от нее свет, чтобы распознать свою истинную природу и божественность. Каждая женщина держит в своих руках эту неуловимую и вместе с тем могучую власть.

Что же такое лампа, и что она помогает обнаружить? В лучшем случае мужчина знает, что он собой представляет, и понимает, что где-то внутри него скрыто божественное величие и могущество. Но в момент, когда женщина зажигает светильник, он ощущает призыв жить в соответствии с ними, проявляя силу своего мужского сознания. Естественно, он дрожит! Кроме того, он ждет от женщины подтверждения своей значимости. Мужчина, потерпевший поражение и проявивший свою несостоятельность в глазах реальной женщины или внутренней женственности, может оказаться в ужасном состоянии, ибо обычно именно присутствие женщины напоминает мужчине о самом лучшем, что у него есть.

 

Противостояние < ^>

Во время Второй мировой войны на Алеутских островах образовалось несколько изолированных друг от друга мужских групп. Из-за неожиданно возникших проблем с транспортом они лишились отдыха и покоя. Кроме того, они не имели возможности развлекаться и принимать гостей. Больше половины мужчин пережили нервный срыв. Они перестали бриться, отпустили волосы и прекратили делать все необходимое для того, чтобы поддерживать опрятный внешний вид. Это происходило потому, что рядом не было женщины, Психеи, смотрящей на Эроса, чтобы напомнить о его силе и состоятельности.

Упавшему духом мужчине может быть достаточно какого-нибудь знака внимания, а иногда - просто женского взгляда, чтобы обрести ощущение собственной ценности. Наверное, именно это место - самое тонкое в мужской психологии. Большинство мужчин получают глубинное ощущение своей мужской значимости от женщины - жены или матери или, если обладают высокой степенью рефлексии, от своей анимы. Зажигая светильник, женщина видит сама и показывает мужчине его ценность.

Однажды я присутствовал при семейном скандале в момент, когда женщина энергично схватилась за нож. У мужа был целый список провинностей, и в этом списке оказалось обвинение в том, что он поздно возвращается с работы, причем оно

 

" гл Она: Глубинные аспекты женской психологии

было далеко не первым. Он возмутился: " Неужели ты не понимаешь, что я торчу на этой чертовой работе, чтобы больше заработать и обеспечить семью? " Женщина опустилась на место. Место ножа заняла лампа. Он продолжал: " Я не пошел бы на работу, если б не ты. Я ненавижу эту работу и хожу туда только ради тебя и детей". Таким образом в их отношениях внезапно открылась новая сторона. Женщина подняла светильник и посмотрела на происходящее, и то, что она увидела, тронуло ее душу.

Мужчина очень зависит от женщины, освещающей семейную жизнь, ибо сам не обладает способностью раскрыть ее смысл. Жизнь для него часто суха и скучна, пока кто-либо не привнесет в нее определенный вкус. Всего несколько слов, произнесенных женщиной, могут придать значимость целому дню напряженного труда и вызвать у мужчины чувство благодарности. Мужчина знает и хочет этого, он стремится к этому изо всех сил, давая возможность женщине пролить хотя бы немного света. Приходя домой и рассказывая о том, что произошло за день, он фактически просит женщину, чтобы она придала смысл его деятельности. Основное призвание женщины - хранить свет.

Прикосновение к свету или сознанию - серьезное и жестокое испытание; часто осознание становится для мужчины весьма болезненным. Может быть, именно поэтому он так сильно

 

Противостояние < г? >

остерегается женщин. Главная причина " петушиного" поведения мужчины - тщетные усилия скрыть от женщины свой страх. Чаще всего задача женщины - привести мужчину к постепенному осознанию существующих отношений. Почти всегда именно она произносит такую или похожую на нее фразу: " Давай сядем и поговорим о том, что между нами происходит". В большинстве случаев именно женщина стимулирует личностный рост и развитие отношений. Мужчина всего этого боится, но еще больше боится это потерять.

Мы можем двояко понимать функцию или символизм масла в светильнике Психеи. Можно говорить о масле, уменьшающем трение, то есть о средстве, смягчающем и облегчающем напряженную и запутанную ситуацию. А можно - о попадании в котел с кипящим маслом. В смутном мужском восприятии женственности эти два разных смысла не всегда ясно отличаются друг от друга.

Однажды я оказался в обществе старого, как мир, патриарха-иудея и разговаривал с ним о том, почему у него в доме возникает ощущение безжизненности. Дети выросли и ушли из дома, сам он давно отошел от активной деятельности, и в его опустевшем жилище поселились мрак и пустота. Я ощущал что-то неладное и спросил его, соблюдаются ли в его в доме какие-нибудь ритуалы. " Нет никаких ритуалов, - ответил

 

vs*> Она: Глубинные аспекты женской психологии

он, - много лет назад мы перестали их соблюдать. В них нет никакого смысла". Я посоветовал ему попросить жену зажечь субботние свечи на вечер в следующую пятницу4. " Вздор! " - воскликнул он. Но я настоял и был очень удивлен тем, что он мне рассказал на следующей неделе, когда мы встретились вновь. " Я не знаю, что случилось, - сказал он, - но, когда я попросил жену зажечь субботние свечи, она зарыдала и сделала, как я хотел. С тех пор дом для нас преобразился и стал совершенно иным! " А произошло следующее. Во-первых, в доме был восстановлен древний ритуал, а во-вторых, женщина вновь обрела свое древнейшее право проливать мягкий свет, который согревает, одушевляет и наполняет жизнь смыслом.

Немногие женщины понимают, насколько сильно у мужчины желание чувствовать рядом женственность. Однако это не должно обременять женщину, и ей не следует ставить это обстоятельство во главу угла, оставаясь внутренне одинокой. Как только мужчина находит в себе внутреннюю женственность, он перестает требовать от находящейся рядом женщины, чтобы она жила только ради него. Но, если женщина стремится сделать мужчине самый драгоценный подарок, если она действительно хочет утолить

У ортодоксальных иудеев суббота начинается с заходом солнца в пятницу вечером Согласно древнему обычаю, в начале субботы женщина зажигает субботние свечи

 

Противостояние vo" "

величайший мужской голод (голод, который мужчина редко демонстрирует, но который существует постоянно), она станет очень женственной именно в тот момент, когда мужчина будет страстно желать найти в ней это драгоценное качество. Истинная правда заключена в том, что, получив от женщины ощущение женственности тогда, когда он больше всего в нем нуждается, мужчина снова может взвалить на плечи свое бремя и нести его, не зная усталости.

 

Любовь или влюбленность

Афродита решила задачу эволюции сознания весьма необычным способом. То, что раньше считалось цепью оплошностей и ошибок, превратилось в совершенно изумительный путь внутреннего развития. Хитрая и неискренняя в глубине души, Афродита в приступе ревности сделала все, чтобы заставить Психею обручиться со Смертью - чудовищем, обитающим высоко в горах. Она послала своего сына, бога любви Эроса, устроить Психее свадьбу, но тот случайно укололся одной из своих стрел и без памяти влюбился в девушку. После этого в критический момент своей жизни сама Психея поранилась любовной стрелой Эроса и влюбилась в него.

Что же представляет собой состояние влюбленности, если влюбленный становится настолько сильным, чтобы творить чудеса, не обращая внимания на волю судьбы? Прежде чем попытаться разгадать эту тайну, следует обратить внимание на то, что любовь и влюбленность - два разных понятия, которые не следует путать.

 

< ^-> Она: Глубинные аспекты женской психологии

Любить - значит пройти от начала до конца весь опыт соединения одной человеческой жизни с другой. Это означает видеть в любимом человеке реальную личность и ценить его за ординарность, недостатки, самобытность и значимость самой человеческой личности. Если мы когда-либо сможем пробраться через туман проекций, в которых проводим большую часть жизни, то начнем воспринимать обычное как исключительное. Вся беда заключается в нашем ослеплении собственными проекциями; мы редко видим другого человека таким, какой он есть, оценивая его глубину и благородство. Такая любовь длится долго и поддерживается ординарностью* повседневных чувств. Один мой друг образно говорит о ней так: " Волнение любви, прошедшей через жернова жизни". Любовь проявляется в каждом событии повседневной жизни, она не нуждается в сверхчеловеческом масштабе5. Человек работает, общается, ошибается, спасается и живет, захваченный ежедневным потоком событий.

Если же человек влюблен, он как бы соприкасается со сверхчеловеческим уровнем бытия. Он уносится прочь от суеты повседневности на божественный простор, где уже нет места для

* " Ординарность" в английском языке - слово, производное от " упорядоченность", " заданность". (Примеч. пер.)

5 Подробное обсуждение этой темы можно найти в книге Роберта Джонсона " Мы: Глубинные аспекты романтической любви".

 

Любовь или влюбленность < <:? >

человеческих ценностей. Нас как бы захватывает неизвестно откуда взявшийся вихрь и бросает в совершенно иной мир, где обычные человеческие ценности не имеют никакой цены. Если любовь - это НО вольт сетевого напряжения, то влюбленность - это 100000 вольт сверхчеловеческой энергии, которая не может долго сохраняться в домашних условиях. Влюбленность - это удел богов и богинь, она существует вне пространства и времени.

Уже было сказано о том, что Психея оказалась первой из смертных, кому удалось увидеть бога любви во всей его прелести и, оставшись живой, потом об этом рассказать. Мы оказались в самой сердцевине повествования: смертная девушка влюбляется в бога и, не потеряв веры в любовь, остается верной своей человеческой природе. Возвышенный финал этого повествования - прямое следствие того, что Психея остается верной себе и своей любви6.

Давайте поставим мысленный эксперимент: представим себе, что на земле не осталось никого, за исключением вас и еще одного человека. Исследуйте свое отношение к этому человеку в течение дня и обратите внимание на ценность, которую он для вас представляет. Пройдет совсем немного времени, и этот человек станет

Подробности можно найти в книге Роберта Джонсона " Ecstasy", в которой описывается, как смертная женщина Семела влюбляется в Зевса и, поплатившись за свою ошибку, сгорает заживо.

 

" гг-> Она' Глубинные аспекты женской психологии

для вас воплощением чуда. Такая концентрация внимания на одном объекте, имеющая неземное происхождение, характерна для состояния влюбленности. В состоянии влюбленности может оказаться каждый человек, но мы можем замечать это чудесное состояние лишь случайно и время от времени. Оно совсем не похоже на любовь, где " все перемелется", которая длится долго и существует в " домашних условиях". (Если бы кто-нибудь двадцать лет назад мне сказал, что я сведу вместе " любовь" и " надолго", то я был бы шокирован и, скорее всего, сильно разозлился. Но вместе со средним возрастом появляются крупицы мудрости.)

Случилось так, что и Эрос, и Психея укололись волшебными стрелами и оказались в мире влюбленных. Произошло чудо, которое неизбежно повлекло за собой страдания. Психея избавилась от брака со смертью, Эрос раскрыл свой божественный облик. Психея изгнана из рая; страдающий Эрос улетел прочь к матери. Влюбленность лишает людей обыкновенного человеческого покоя, но наделяет их огромной энергией, необходимой для развития личности.

Раньше опыт соприкосновения с божественным началом в первую очередь имел религиозный контекст; сейчас, имея индивидуальный опыт глубоких переживаний, мы далеко ушли от этих представлений. В наше время для обычных людей романтическая любовь - практически

 

Любовь или влюбленность vs> >

единственная возможность соприкоснуться с божественным началом. Влюбленность - это исключительная возможность смотреть на человека и видеть стоящую за ним божественную сущность. Нет ничего удивительного в том, что, влюбляясь, мы превращаемся в слепых. Мы находимся рядом с реальным человеком, но концентрируем свое внимание на чем-то более величественном, чем обычное человеческое создание. С точки зрения психологии это означает, что затронуты некие пласты нашей психики, сформировавшиеся еще до этого мифа. Если вы неосторожно прикоснулись к содержанию архетипа, то можете просто погибнуть. Миф нам говорит, что может случиться, если простой смертный подвергнется воздействию архетипа. Он сможет пережить это воздействие, лишь радикально изменившись. Смертные соприкасаются с неземной реальностью и продолжают жить, рассказывая о том, что им пришлось испытать. В этом контексте можно понять, что означает ранение стрелой бога любви. Каждый человек может ощутить это потрясающее воздействие, вызывающее глубинные нарушения психики. Влюбленность - невероятное по своей силе жизненное переживание, которое можно сравнить, наверное, только со взрывом.

Жители Азии не имеют никакого понятия о влюбленности. Они вступают в отношения спокойно, постепенно, без драматизма, не затронутые стрелами Эроса. Свадебный обряд всегда очень

 

v^> Она: Глубинные аспекты женской психологии

хорошо организован. Согласно традиции, жених не видит своей невесты до окончания брачной церемонии, пока она не снимет украшающие ее наряд цветы и гирлянды. После того, следуя тщательно расписанному для новобрачных сценарию, жених ведет невесту в дом. Он сохраняет энергию, которую мы тратим в период влюбленности, пока не войдет в брачный чертог, где боги и богини наделят его огромной силой.

Наша история - о женщине, которая соприкоснулась с чем-то более грандиозным по сравнению с обычным человеческим опытом. Оставшаяся часть мифа повествует о том, как Психея пережила это соприкосновение с божественным.

 

Исчезновение Эроса

Раскрытие божественной сущности Эроса привело его к мучительным страданиям. Наступил конец райской жизни, ибо обнаружилась его истинная сущность - не божественного жениха на гибельной свадьбе и не творца райских наслаждений, а живого воплощения любви. Это раскрытие оказалось для него весьма чувствительным и не менее болезненным, чем слава обманщика и хвастуна, сделавшего меньше, чем обещал. Как странно, что наши лучшие качества могут причинить столько боли! Вряд ли можно все предвидеть заранее, тем не менее именно так часто происходит в разных жизненных ситуациях. Мой учитель рассказал мне случай, который вполне подходит для иллюстрации того, о чем говорилось выше. Очень возбужденный молодой человек пришел на консультацию после шести месяцев анализа. " Тони, все это ужасно! " - " Что случилось? Плохие новости? - спросил Тони, не менее возбужденный. - Но что же случилось, скажи мне, наконец! " - " Тони, мой

 

vs> " Она. Глубинные аспекты женской психологии

невроз исчез, и я не знаю, как жить дальше! " Смысл этого примера абсолютно ясен. Потеря старого способа адаптации к реальности - плохая новость для человека, даже если он может адаптироваться по-новому гораздо лучше. И Эрос, и Психея оказались сильно травмированы при наступлении следующего этапа эволюционного процесса, хотя для каждого из них рана была благотворной и полезной.

По иронии судьбы именно в момент, когда приходит влюбленность, вы должны признать индивидуальность и уникальность личности другого человека и, как следствие этого, его потребность в собственном личностном пространстве и некоторой дистанции. Отдалившись друг от друга, вы сразу начинаете осознавать наличие этой дистанции, ощущать разобщенность и осложнение отношений. Как правило, у человека (мужчины или женщины) возникает страшное чувство подчиненности, едва он вообразит в своем партнере бога или богиню. Вслед за этим приходят изоляция и одиночество. Эрос выполнил свое обещание: у Психеи родился ребенок. Конечно, это была девочка, а не мальчик, и не богиня, а простая смертная. А Эрос покинул Психею. Так происходит и в реальной жизни: на смену райским наслаждениям приходит обыденное и земное.

Когда подобные события происходят в реальности, очень часто ранний брак превращается

 

Исчезновение Эроса " ^>

в печальную драму. Как только женщина увидит, что мужчина не является создателем и творцом рая, как она предполагала ранее, едва она раскроет уловки и секрет его " невидимости", оба супруга испытают сильное потрясение. Оно несет в себе огромный потенциал расширения сознания, но проявляется в болезненных переживаниях. И мужчина, и женщина покидают райский сад и находят прочную основу в человеческой жизни и человеческом измерении. И очень хорошо, что все происходит именно так, ибо люди делают больше хорошего, совершая человеческие поступки, а не божественные деяния. Однако цена этому - человеческое страдание.

Итак, Эросулетелкматери, кАфродите, и с этого момента он будет занимать в нашем повествовании очень мало места. Бедная Психея отныне продолжит свое странствие в одиночестве, хотя у нее гораздо больше помощников, чем она предполагает. Даже великая пожирающая свекровь, Афродита, продолжает о ней заботиться на всем ее извилистом и запутанном пути. В это время мужчина может разорвать брачные узы и вернуться в родительский дом. Или, не сделав этого физически, он может погрузиться в непрерывное молчание, перейти на поверхностный уровень общения и отстраниться эмоционально. Психологически это означает, что он вернулся в матер

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспортируя Америку | Дивовижні пейзажі з різних куточків світу




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.