Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные и региональные программы занятости






В арсенале средств государственной активной политики занятости главное место занимают программы занятости. Эти программы могут быть направлены как на содействие занятости отдельных категорий населения и, прежде всего, кризисных групп: молодёжь, женщины, инвалиды, так и на преодоление специфических ситуаций в сфере занятости, обусловленных экономическими, демографическими, политическими потрясениями, стихийным бедствием.

В соответствии с законом Украины " О занятости населения" разрабатываются государственные и территориальные программы занятости населения. Эти программы направлены на:

-Содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и приоритетные отрасли народного хозяйства;

-Предотвращение развития безработицы и её сокращение путём повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;

-Улучшение системы воспроизводства рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;

-Защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, неспособных на равных конкурировать на рынке труда;

-Формирование материальной, кадровой, информационной, статистической финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;

-Содействие занятости населения, проживающего в сельской местности.

В особую категорию следует выделить специальные отраслевые программы занятости, предназначенные для разрешения на уровне отдельных отраслей и предприятий проблем скрытой безработицы, для содействия продуктивной занятости работников и практической реализации дифференцированного подхода к некоторым предприятиям, санации государственных предприятий и мер государственной политики на рынке труда. Специальные программы формируются и контролируется либо центральными государственными органами, либо региональными и местными органами управления. Программы центральных государственных органов управляются посредством принятия законодательных актов и бюджетных программ.

В разрабатываемых в Украине долгосрочных и краткосрочных программах обобщаются конкретные меры по созданию соответствующего правового, организационного и методического обеспечения политики занятости по направлениям:

-Формирование механизма дифференцированного подхода к проблеме сохранения рабочих мест;

-Регулирование трудовых миграций;

-Обеспечение дополнительных гарантий занятости отдельным категориям граждан;

-Содействие профессиональной мобильности работников;

-Содействие занятости путём развития социального партнёрства.

Меры по реализации государственной политики занятости на территориальном уровне учитывают необходимость содействия любым формам расширения сферы приложения труда, в том числе создание новых рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства и трудоустройства незанятого населения; обеспечение государственных гарантий занятости, улучшение системы профессиональной ориентации, подготовка и переподготовка кадров, материальной поддержки безработных и их семей; организация общественных работ и пр. В программах содействия занятости обосновывается организационное, научное и финансовое обеспечение всех запланированных мероприятий, необходимость контроля за их реализацией.

Учитывая, что программы содействия занятости – это динамичный инструмент активной политики государства, в мировой практике длительность их действия составляет, как правило, от шести месяцев до двух лет. В необходимых случаях срок их действия может быть продолжен путём принятия соответствующих нормативных актов. Если какая-либо страна формирует долгосрочную программу развития экономики, она должна иметь и долгосрочную стратегическую программу развития рынка труда, а также соответствующую программу содействия занятости.

Долгосрочные стратегические программы конкретизируются в определенных разделах годовых программ содействия занятости. Краткосрочность действия годовых программ активизирует мобилизацию всех ресурсов, необходимых для их выполнения, даёт возможность подвести итоги эффективности и скорректировать собственно политику занятости относительно различных групп трудоспособного населения или применительно к сложившейся экономической ситуации.

Формирование государственной программы имеет двойственный характер. С одной стороны, она разрабатывается снизу и представляет собой обобщение территориальных программ. С другой стороны, государственная программа формируется сверху, отражая задачи, которые могут быть определены только на общегосударственном и межрегиональном уровнях. Это осуществляется путём разработки законодательных актов, усовершенствования системы управления, координации финансовых затрат на реализацию мероприятий экономической и социальной политики в сфере занятости, повышения уровня её научного обоснования.

Финансирование программ занятости осуществляется за счёт средств Государственного фонда содействия занятости населения (ГФСЗН), который формируется и используется на государственном и местном уровнях. Основные источники денежных средств фонда следующие:

-Средства государственного и местного бюджетов;

-Обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений;

-Добровольные взносы общественных организаций, граждан, зарубежных фирм;

-Денежные средства службы занятости;

-Целевые финансовые отчисления предприятий;

-Другие поступления.

Главным источником поступления денежных средств в ГФСЗН являются обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений.

С 2001 года ГФСЗН упразднен, а его правопреемником является Фонд общеобязательного государственного страхования на случай безработицы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.