Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенситивы находят убийц






Горбовский А. – Пророки и прозорливцы в своем отечестве

 

ББК 88.6 Г 67

Горбовский А.А.

Г 67 Пророки и прозорливцы в своем отечестве, 1990г. 102 с.

0303020000—437

© МП «Эго», 1990

© Ленинградское отделение

РППО «Союзбланкоиздат», 1990

© Издательство «Прометей», 1990

 

Сенситивы находят убийц

В одном из тихих переулков в самом центре Москвы стоит неприметный особняк. Те, кому поручено было обеспечить его неприметность, постарались, чтобы у входа в дом не было никакой вывески, никакого обозначения. Именно они позаботились также и о том, чтобы окна всех трех этажей были полузадернуты одинаковыми кремовыми занавесками. Так что, руководствуясь одним этим признаком, можно без труда отличить это в остальном весьма неприметное здание от соседних.

После того, как вы распознали это здание, вы можете войти в него, потянув на себя массивную дверь, задернутую, очевидно, также для неприметности тканью того же цвета, что и занавески. Как только дверь закроется за вами, прямо у входа справа от себя вы увидите странное сооружение, нечто среднее между конторкой, бюваром и моделью баррикады, которое хорошо известно каждому, кому случалось бывать в подобных тихих и неприметных особняках. За конторкой лицом к входящему стоит (непременно стоит!) молодой человек в милицейской форме, старшина, если судить по погонам и нашивкам. Но, коль скоро вы человек опытный, вас не обманут эти внешние знаки различия и по некоторым неуловимым признакам вы догадаетесь о его настоящем звании. Обычно это бывает младший лейтенант или лейтенант.

Если, симулируя некоторую рассеянность, вы попытаетесь пройти мимо него, он весьма благожелательно окликнет вас:

— Простите, вы к кому?

Именно в этот момент вы замечаете обычно одного или двух молодых людей, чем-то похожих на него, расположившихся чуть поодаль в холле и явно не обращающих на вас ни малейшего внимания. А если и обращают, то делают это так же неприметно, как неприметно само здание, где оказались вы.

В ответ на его вопрос вы говорите молодому человеку, к кому идете, и протягиваете удостоверение личности или паспорт. Опять же, если в этих стенах вы человек не случайный, вы назовете того, к кому идете, без звания. Не " к майору Петрову", а просто " к Петрову". Это нюанс, но он будет понят и оценен вашим собеседником, что будет дано понять вам также на некоем нюансе. *

Перебрав несколько листков, разложенных на конторке, старшина найдет тот, где указана ваша фамилия, и, отметив в нем время, вручит его вам. Это - пропуск, право на вход, а после соответствующих процедур — на выход из здания. А пока, с пропуском в руке, вы можете направиться в кабинет, где вас ждут. Путь туда без вашего вопроса вам любезно объяснит тот же старшина. Если же он не стал делать этого, можете расценить это как знак некой доверительности — по какому-то признаку он догадался, что вы здесь не первый раз.

" Майор Петров", упомянутый скорее для примера, находится на втором этаже, но поскольку он занимается делами, которые сейчас не интересуют нас, пройдем мимо его кабинета, обозначенного, как и остальные, только номером и проследуем дальше, по короткому коридору к предпоследней двери. Здесь, миновав секретаршу в штатском, хотя имеющую звание и погоны, мы попадаем, наконец, к нашей цели — в кабинет полковника У. Ограничимся этой начальной буквой, если мы не хотим омрачить те несколько предпенсионных лет, которые остались этому в общем довольно добродушному и интеллигентному человеку. Кроме самого полковника, который походит чем-то на популярного английского киноактера, и еще двух его коллег, здесь же находятся трое штатских — мужчина средних лет и две женщины. Хотя полковник сидит за своим служебным столом, как бы председательствуя, по тому, как неопределенно расположились остальные в креслах просторного кабинета, сразу становится понятно, что это не служебное совещание, а нечто неофициальное. И разговор тоже соответствует явной неофициальности этой встречи - речь идет о последнем событии спортивного сезона, причем говорят об этом столь оживленно, что можно было бы подумать, что люди эти собрались здесь только ради этого. Но мы с вами этого не подумаем, дождемся той минуты, когда в дверь проскользнет невидный человек с папочкой и мягким движением положит ее перед полковником. Тот тотчас же раскроет ее, но когда он сделает это, вошедшего уже не будет в кабинете. Для тех, кто работает в системе, никакая специальность не требует такой сноровки и школы, как связанная с бумагами и начальством.

— Милые дамы, — произнес полковник, вынимая из папки несколько фотографий, — позвольте мне для краткости назвать вас так. И вы, — он назвал имя и отчество штатского. — Мы встречаемся с вами в этих стенах не первый раз. И должен сказать от себя и от руководства, мы весьма признательны вам за ту помощь, которую время от времени вы оказываете нашему ведомству. Как вы понимаете, мы стараемся обращаться к вам только тогда, когда вопрос оказывается достаточно важным и когда все другие наши возможности оказались исчерпаны. Эта сумма обстоятельств привела к нашей встрече и на этот раз. Не буду загромождать вас деталями, тем более; что в этом случае у меня их и нет. Единственное, что есть, это фотография, которую я хотел бы по казать вам.

С этими словами полковник протянул руку с фотографиями прямо перед собой, и в ту же секунду они были подхвачены одним из его коллег, бесшумно метнувшимся к столу, за которым находился полковник. Одна из женщин взяла снимок, другая, не глядя, положила' его перед собой изображением вниз. Мужчина не взял, сделав рукой отвергающий жест.

— Как видите, — продолжал полковник, — перед вами клише для печатания денег. Причем довольно крупных купюр — по пятьдесят и по сто рублей. Они были обнаружены случайно. Это единственная нить, единственный след, который мы имеем. Я знаю, обычно вы не задаете вопросов, но если бы вы их и задали, повторяю, сегодня я едва ли мог бы сказать вам больше того, что сказал.

- Вижу берег, — произнес мужчина.

— Зима, — вставила одна из женщин.

Мужчина кивнул. Сквозь благородные черты его аристократического лица смотрели, казалось, и на этот кабинет и на полковника под портретами Ленина и Горбачева целая вереница его аристократических предков, таких же, как и он в эту минуту, знающих что-то, видящих что-то недоступное другим.

Теперь заговорили, уточняя друг друга, две женщины. Потом опять мужчина. Обрастая все большими деталями, вставала картина:

— Зимний вечер. Нет, скорее, ночь. Но не поздно еще... Да, еще не ночь, но темно, темнеет рано. Уже луна... Не вижу луны... Я вроде вижу, но неясно. Вижу скорее свет на снегу. Кажется, лунный... Да, именно на снегу... Берег пустынный. Дом на косогоре, выше берега... Ничего рядом нет, только дом. Дом вижу четко. Деревянный, деревенский, четыре окна. Света в окнах нет... Да, света нет. Забор. Скорее штакетник, видно, новый. Или покрашенный недавно. Цвета не вижу, темно. Но покрашен недавно...

Это было как замедленный фильм. Потом они видели, как из дома вышли двое, мужчина и женщина. Тогда же само собой стало уточняться время: между одиннадцатью и двенадцатью вечера. Мужчина и женщина несли сумку, тяжелую сумку. С трудом несли. Дошли до берега, пошли вдоль него, перешли на лед. Лед некрепкий. Трещит под ногами. В одном месте лед разбит, вода. Бросают туда содержимое сумки. Всплеск. Темная вода. Неглубоко. Идут обратно.

Как выяснилось позднее, все было именно так. Когда ассигнаций было изготовлено достаточно, " на три жизни", они не поддались искушению многих фальшивомонетчиков продолжать это, пока их не поймают. Можно ли было убрать концы более надежно, чем бросив не нужные больше клише у глухого берега в воду? Это дело, возможно, никогда даже бы и не всплыло, потрудись они пройти еще хотя бы несколько метров дальше от берега. Там же, где бросили они содержимое сумки, летом, когда река обмелела, проступило дно и ребятишки нашли клише. Они притащили их домой для своих детских нужд, но вскоре тяжелые свинцовые пластины оказались в сейфе следователей уголовного розыска, растерянных и не имеющих ни малейшей идеи, где и кого искать. Тогда-то, когда тщетно были испробованы все другие пути и подходы, и пригласили их, этих троих, в тот неприметный особняк, где уже случалось им бывать по другим подобным поводам.

Как и до этого, никто, кроме нескольких человек, уже работавших с ними, не знал, ни кто эти люди, ни зачем были они приглашены в кабинет полковника. Даже следователям, непосредственно занимавшимся этим делом, не было сказано, откуда, каким путем была получена та подробнейшая информация,, которая и позволила им прямым путем выйти на злоумышленников.

Фальшивомонетчики были предельно осмотрительны. Было их действительно только двое. Так что утечки информации через других сообщников, они знали, быть не могло. К тому же, даже уничтожив клише, они не роскошествовали, старались поначалу жить не выше своих средств, чтобы не привлечь к себе внимание. Хотя им удалось напечатать огромную сумму, и постепенно и незаметно они вкладывали эти деньги в дело, пускали их в оборот, делалось это так, что почти невозможно было найти ни малейшей нити, ни малейшего следа, ведущего к ним.

Не замеченные ни на чем предосудительном ранее, не значившиеся ни в одной из криминальных картотек, могли ли они предположить, что профессиональные охотники за преступниками обратятся на этот раз к ясновидящим?

Блюдя идеологическую чистоту нравов, советская пресса если и упоминала о подобных людях, то обычно только иронически, изобличая их как обманщиков и шарлатанов. Поэтому, когда в свое время уголовный розыск все-таки обратился к ним, те, кто сделали это, пошли на определенный политический риск. Вот почему они, как и высшие чины милиции, давшие на это согласие, меньше всего хотели, чтобы факт этот стал известен где-то за пределами стен, в которых происходили встречи, подобные той, о которой я пишу сейчас. Поскольку приглашенные были из разных городов и ведомству надлежало оплатить гостиницу и стоимость их билетов, в данных, переданных в бухгалтерию, они числились как свидетели, проходящие якобы по одному делу. Когда же позднее финансовая ревизия обнаружила это несоответствие, те, кто подписывал их бумаги, предпочли скорее понести наказание, чем сказать правду, кто в действительности были эти люди и для какой цели потребовалось приглашать их в Москву.

Те двое, что почти год назад бросили клише под лед в темную ночную воду, сами, как оказалось, жили за сотни километров от того места. Собравшиеся в кабинете полковника назвали сначала регион — Сибирь, а потом и город — Иркутск, где жили эти двое.

— Пошла картинка, пошла, пошла. Вижу дом, старый с колоннами. Рядом фабрика, какая-то фабрика. Забор. Вход на фабрику. Ворота. На доме чугунный балкон.

" Картинка пошла" у одной из женщин. Когда она замолчала, сразу же заговорила другая.

— Дом вижу. Серый или грязно-желтый, старый, ремонт давно был. Лестница. Одно перило оторвано, левое. Второй этаж...

Место, где жили преступники, и даже описание внешности оказались столь точны, что оперативникам, установив, где расположен такой дом, что было сделано без труда, оставалось только подняться на второй этаж и позвонить у нужной двери.

Это дело — далеко не единственное из числа тех, что были раскрыты исключительно с помощью тех, кто оказался наделен этим редким и необъяснимым даром " прямого знания", или инсайта. Осмотрительность, к которой прибегает милиция, когда использует этих людей, простирается так далеко, что, обнаружив носителя этого дара, принимаются особые меры, чтобы окружающие не узнали, не догадались бы об этой его способности. Если же уже знают, ему могут помочь перебраться на новое место, в другой город.

- Причина, почему принимаем мы такие предосторожности, — пояснил мне полковник У., — заключается не только в том, что мы должны оградить этих людей от возможного давления, а то и мести преступников. Другая опасность в том, что преступный мир сам начнет вербовать подобных людей и тогда бороться с ним станет еще труднее.

Казалось бы, если носитель этого дара способен воспринимать вещи, происходящие далеко от него, лежащие в прошлом, будущем и настоящем, ему тем более не составило бы труда заранее узнать о чем-то, могущем угрожать ему. Оказывается, это не так, или точнее не совсем так. Восприятие информации избирательно, существует нечто вроде барьера, мешающего провидцу видеть вещи, относящиеся к нему самому.

Впрочем, это не единственное ограничение, сопутствующее этому дару. Другое, не менее важное, заключается в том, что носитель его, судя по всему, не волен обратить свои способности на цели корысти, стяжательства и зла. Именно поэтому в перечне имен тех, кто необычайно преуспел в жизни, составил миллионное состояние, нам не найти имен провидцев, ясновидящих и пророков. И если кто-то из них все же впадал в соблазн стяжательства, рано или поздно он терял свой дар и

 

конец его был жалок. Классический, хотя и забытый пример — судьба английского прорицателя Хейро.

В девяностых годах прошлого века в Лондоне в своей квартире полицией был обнаружен убитым некий джентльмен. Сыщики из Скотленд-Ярда, прибывшие на место преступления, не нашли ни малейших следов, которые указывали бы на убийцу. Так и было сказано разочарованным репортерам, когда на пороге квартиры, где проводилось расследование, появился случайно проходивший мимо молодой человек. Окинув взглядом комнату, после секундной паузы он произнес:

— Убийца — юный джентльмен. Он богат, носит золотые часы в левом кармане брюк, он в близком родстве с человеком, который был убит.

Никто из сыщиков не принял, понятное дело, ни одного его слова всерьез. Иное дело репортеры. Для них само появление Хейро, так звали прохожего, и то, что он сказал, было хоть какой-то информацией, которую можно было вставить в номер.' Газеты, вышедшие на следующий день, упомянули о странном молодом человеке и его словах. А еще через день за этим последовало сообщение — убийца был арестован. Сенсация же заключалась в том, что им оказался действительно богатый юноша с золотыми часами в левом кармане брюк. К тому же это был сын убитого, близкий родственник, как сказал Хейро.

Так он стал знаменит. Богатые клиенты осаждали его. Вскоре он переехал в Нью-Йорк, где открыл контору. Деловые люди, которых интересовали конкретные вопросы бизнеса, не скупились на гонорары. Информация, которую давал он, оказывалась, надо полагать, достаточной точной — в мире бизнеса платить деньги за товар, который не стоит этого, не принято. А ему платили. И немалые суммы.

Оскар Уайльд (1856—1900), кумир тогдашней публики, встретив Хейро, заявил, что не верит в его способности. Хейро спорить не стал. Вглядевшись в писателя чуть более пристально, он сказал только, что через пять лет Уайльд примет позор и вынужден будет уйти в изгнание. Кумир тогдашней публики рассмеялся ему в лицо. Судьба Уайльда известна. То, что произошло с ним, — и позор, и изгнание — совершилось ровно через пять лет*.

Ему же, Хейро, принадлежит другое сенсационное предсказание: за одиннадцать лет он назвал будущему английскому королю Эдуарду VII год и месяц его смерти. Листок с записью слов провидца король хранил в столе до последнего своего дня.

Имя английского предсказателя оказалось связано и с Россией. По просьбе Эдуарда VII он составил гороскоп русскому императору, предсказав трагическую его судьбу. Когда же зимой 1904—1905 годов он сам побывал в России, ему передали, что Распутин хочет видеть его. Тому, что предсказал ему Хейро, суждено было сбыться с такой же неотвратимостью: сначала влияние и огромная власть над людьми, а затем ужасный финал - " я вижу насильственную смерть в стенах дворца. Вам будут угрожать яд, нож и пуля. После этого воды Невы сомкнутся над вами". Вспомнил ли эти слова Распутин, когда в последнюю ночь остался один на один со своими убийцами?

 

* В июле 1894 года Оскар Уайльд посетил известную в то время лондонскую предсказательницу, у которой в те же годы побывал и молодой Уинстон Черчилль. То, что сказала она Уайльду, совпало с тем, что услышал он от Хейро, а главное — с тем, что действительно произошло с ним. Правда, в отличие от Хейро, она нашла для того, что видела, более мягкую, щадящую форму: " Мне видится ваша жизнь блистательной и благополучной до некоего момента. После него передо мной стена. За ней я не вижу ничего".

 

Однако взлет провидца, попытавшегося сделать из своего дара шоу и бизнес, оказался недолог. Дар начал покидать его и оставил так же внезапно, как и пришел. В забвении, безвестности, а затем и в нищете он прожил еще несколько десятилетий, пока в 1936 году полицейский не подобрал его, лежащего больным на улице, и ни отправил умирать в больницу для бедных.

Я вспомнил о Хейро и его судьбе, когда полковник У. заговорил об опасности, что преступный мир станет использовать подобных людей для своих целей. Действительно ли в самом этом даре заложено нечто, что мешает использовать его для корыстных и низких целей?

Помню, как в Болгарии тамошняя прорицательница говорила мне, что иногда к ней приходят люди, спрашивающие о кладах.

- Я отказываю им и никогда не стараюсь даже задаваться этим вопросом. Почему-то мне активно не хочется приближаться к этой области, входить в нее. К тому же мне кажется, что если бы я даже попыталась, у меня из этого ничего бы не получилось.

Разговаривая с одним из московских сенситивов, наделенным даром " прямого знания", я спросил:

— Ваша способность, которой лишены другие, дает, очевидно, вам определенные преимущества. " Прямое знание", инсайт, позволяет вам успешнее строить свои дела. Чисто теоретически вы и другие, подобные вам, могли бы заранее знать, например, какая лошадь придет первая на ипподроме, или указать нужный выигрыш в спортлото. Значит ли это, что эти и другие возможности широко открыты перед вами и такими, как вы?

Собеседник мой явно растерялся. Ответ, который я услышал, звучал примерно так:

— То, о чем говорите вы, как-то просто не приходило мне в голову. Дайте подумать. Знаете, мне кажется, из этого ничего бы не получилось. Прежде всего есть нравственный запрет, который чувствуешь так же осязаемо, как вы могли бы почувствовать.эту стену, протянув руку. Это одно. Другое, я подумал сейчас об этом и мне кажется, если бы я или кто-то попытался эксплуатировать свой дар в таких целях, он поте рял бы его. Мне кажется, это должно было бы произойти даже до того, как он стал бы делать это. Сама возможность, что в будущем он посту пил бы так, лишила бы его этой способности изначально. То есть он вооб ще не получил бы этого дара. Но коль скоро он все-таки получил его, то только в силу того, что в его будущем не лежало такого поступка. Я говорю " запрет", но это совсем не то, не страх воздаяния. Это совершенная невозможность, несовместимость обладания этой способностью и следования эгоистическим, низменным интересам. Право, не знаю, как объяснить это.

По-моему, он объяснил. Я во всяком случае, как кажется мне, понял. Когда оперативные работники и следователь приехали на место убийства, оказалось, что делать им там практически нечего. Убийцу никто не видел, он не оставил ни отпечатков пальцев, ни малейших следов, которые могли бы вести к нему. Среди немногих предметов, приобщенных к делу, оказался листок бумаги с несколькими словами. Очевидно, обрывок письма. Кому принадлежит написанное — установить не удалось. Маловероятно, но был шанс, что этот клочок бумаги выпал из кармана убийцы. Но даже, если и так, он не вел никуда. Листок этот не мог вести никуда в руках даже самого опытного криминалиста. Но не в руках ясновидящего.

Сначала " пошла картинка", на которой ясновидящие увидели этого человека. Дали его словесный портрет. Потом смогли описать квартиру, дом, улицу, на которой он жил. И наконец, был назван город в Сибири за тысячу километров от места преступления.

Информация эта, которую получили следователи, помогла им собрать улики, и убийца, который был совершенно уверен, что никто никогда не найдет его, предстал перед судом.

Другой случай. К Лидии К., наделенной даром такого " прямого знания", обратились следователи из Смоленска. Пропали две женщины, бухгалтер и кассирша. Пропали после того, как получили в банке значительную сумму наличными, предназначенную для выдачи жалования. Стали ли они добычей преступников или сами отправились в бега — ни по одной из версий у следствия не было ничего, ни малейших данных, ни ниточки, ни намека.

- Я попросила показать мне их фото, — рассказывает Лидия К. — Ну что ж? С первого взгляда видно, что и та и другая не живы. Сомнения даже нет. Нужно было найти, где похоронены они или зарыты. Я посмотрела по карте Смоленска. Там их не было'. Тогда мне принесли очень подробную карту окрестностей города. Здесь я " увидела" их. Обозначила место - на берегу реки. Сказала, что зарыты они неглубоко, примерно на полметра. Поисковая группа отправилась в место, которое я указала, и сразу же нашла их. Зарыты были они действительно неглубоко. Кто это сделал? Я " видела" этого человека и описала его. Дала словесный портрет, как говорят в таких случаях. Этот человек, — сказала я, — обладает властью, ездит на машине. Очень искушен в делах закона и права. Он был близок с одной из убитых. С ней и вошел в сговор, чтобы совершить преступление. Но вместо того, чтобы убить одну, он убил обеих. Так он собирался сделать с самого начала, это не было импульсивным поступком. Потом мне позвонили из Смоленска. Убийца был арестован. То, что показал он, подтвердило мои слова. Человеком этим оказался прокурор города.

Лидия К. не единственная, кто может сказать, взглянув на фото, жив человек или нет. Другие ясновидящие тоже могут делать это, хотя затрудняются объяснить, как приходит им это знание. " Провидцы", " поэты" — слова эти не случайно стоят рядом. В годы, когда само слово " ясновидящий" не было в ходу в нашей стране и не было ничего известно об этом их даре, Анна Ахматова писала:

Когда человек умирает, Изменяются его портреты.

По-другому глаза глядят и губы

Улыбаются другой улыбкой.

Я заметила это, вернувшись

С похорон одного поэта.

И с тех пор проверяла часто

И моя догадка подтвердилась.

Однако знание это, ощущение неуловимой перемены, которая происходит с портретом, имеет одну особенность. Лидия К. рассказала об этом. Как-то в Москве пропал летчик, военный. Его отец и родные обратились к ней на следующий день после того, как он исчез. Она взглянула на фото. " Он жив", - сказала она и добавила, что с ним что-то случилось, все тело как будто в ссадинах или ранах. Она указала даже, где нужно искать его - в небольшом лесу, возле Белой Дачи. Милиция и родные отправились туда. Можно представить себе отчаяние и ужас отца, когда его сына действительно нашли там, но убитым.

— Я всегда принимаю такие вещи очень близко к сердцу и переживала вместе с отцом, - продолжает Лидия К. - Но к этому у меня примешалось еще и, я бы сказала, профессиональное: почему я так ошиблась? Я снова смотрела на портрет и видела, что человек, который на нем, жив. Правда, я заметила, что фото какое-то как бы гаснущее. Я наблюдала несколько дней и видела, как нечто, что я ощутила на нем, как бы меркнет. На третий день оно померкло почти совершенно, но еще было там. И полностью погасло на девятый день. Потом я много раз проверяла это с фотографиями других людей. Это подтверждалось. Три дня и девять дней после смерти. Но — только у тех, кто умер насильственной смертью, кто был убит. У тех, кто просто скончался, этого не было. Их фотографии меркнут сразу. Я не знаю, не берусь судить, почему это так. Но так происходит.

 

2. Прямое знание, или " инсайт"

" Прямое знание", инсайт имеет в России как бы две школы, два русла: христианскую традицию и дохристианскую языческую практику, шаманство. При этом шаманская и христианская практики имеют порой столь много общего, что невольно наводят на мысль о неких общих источниках.

Одно из частных проявлений " прямого знания" - " говорение на языках". Практика эта и сегодня присутствует в некоторых национальных районах России, где господствует традиция шаманства. По наблюдениям этнографов, некоторые чукчи, обитающие севернее Камчатки, в экстатических состояниях начинают разговаривать и петь на якутском, юкагирском и других языках, которых в обычном состоянии они не знают. Эта же практика присутствует и в других шаманских сообществах. У Гиндукушского племени буришков шаман в состоянии транса тоже начинает говорить на языках, которые неведомы ему в обычном состоянии.

Эта шаманская практика невольно приводит на ум аналогичные факты из истории христианства. В Деяниях Святых Апостолов (2.4) говорится: " Исполнились все Духи Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать". О даре говорить на других языках именно как о даре есть упоминание и в других местах Нового Завета.

Говоря о внехристианской практике, можно упомянуть и Аполлония Тианского*. Во время путешествия на Восток, когда спутник его Дамид удивился, что тот говорит на языках разных народов и племен, встречающихся на их пути, Аполлоний заметил:

— Я, друг мой, хоть никогда никаким языкам не учился, понимаю все. Не дивись, что ведомы мне все людские наречия, ибо внятно мне также и человеческое молчание.

Известны факты такого " говорения на языках" и среди медиумов. В одном из таких свидетельств говорится о девушке, которая не знала никакого другого языка, кроме своего родного, английского, " и немного французского, которому училась в школе; тем не менее она говорила на девяти или десяти различных языках, иногда по целому часу, с легкостью и скоростью природного языка. Был недавно случай, что один из наших посетителей, родом грек, имел с ней несколько свиданий, на которых, иногда по целым часам, вел разговор на греческом языке, и получал через нее ответы иногда на этом языке, а иногда на английском; между тем, до этого, она никогда не слышала ни одного слова на ново-греческом языке".

Есть сообщения о случаях, когда медиум подобным же образом говорит на китайском языке или на языке одного из индейских племен, которых в обычном состоянии он не только не знает, но, возможно, никогда и не слышал.

Более частое проявление " прямого видения" — дистанционное восприятие — то, что происходило в кабинете полковника. Способность эта, которую сегодня пытаются обнаружить у разных людей и поставить на службу государству, - качество, нередко сопровождающее как шаманов, так и святых. И сегодня у шаманов слова " он видит на тридцать верст" означают, что тот, к кому они относятся, обладает шаманским даром. Характерна и ритуальная фраза, которую произносит эскимос, желающий, чтобы шаман принял его в ученики: " Я пришел к тебе потому, что хочу видеть".

Если говорить о христианской традиции, то летописи и монастырские записи сохранили немало свидетельств этого дара. Однажды, повествует такого рода запись, преподобный - Сергий Радонежский** сидел за трапезой с братией. Вдруг, как рассказывали присутствовавшие при том, он встал из-за стола, отвесил поклон в сторону и произнес:

— Радуйся и ты, пастыре Христова стада, и благословение Господне да будет с тобою.

Сидевшие с ним спросили, недоумевая:

—С кем ты говоришь, отче?

—Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву, - ответил отец Сергий. — Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: " Мир тебе, духовный брат". Вот я и ответил ему.

Несколько монахов, встав из-за стола, поспешили к тому месту и действительно догнали Святителя Стефана, который уже продолжал путь. Он подтвердил сказанное слово в слово.

 

* Аполлоний Тианский (I в. н.э.) - греческий философ, среди источников о нем - сочинение Флавия Филострата. -*-»*-«•

** Сергий Радонежский (1321-1391) - святой Православной Церкви, основатель 1роице-Сергиева монастыря (Загорск Московской области).

 

Подобных свидетельств, дошедших до нас, было бы, несомненно, значительно больше, если бы носители этого дара не старались скрывать его. Во всяком случае, так поступали духовидцы, пребывавшие в русле основных мировых религий.

Лишь после смерти Серафима Саровского*, когда на столе его рядом с пачкой нераспечатанных писем нашли стопку готовых, написанных на них ответов, известно стало об этом его даре. Рассказы тех, кто обращался к нему со своими бедами, сохранили немало свидетельств такого " прямого знания".

Как-то пришел к нему один из местных крестьян:

— Батюшка, у меня лошадь украли, и я теперь без нее совсем нищий, а ты, говорят, угадываешь.

Отец Серафим, рассказывал потом крестьянин, взял его за голову, приложил к своей и сказал:

— Огради себя молчанием и поспеши теперь в село (он назвал это село), и когда будешь подходить к нему, то свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома, там ты увидишь калиточку, войди в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча.

Крестьянин тут же отправился по этому указанию и действительно нашел свою лошадь точно там, где сказал ему отец Серафим.

В сообщениях о " прямом знании" просматривается некая закономерность; чаще других такому прозрению открываются события, окрашенные эмоционально, связанные с чьим-то несчастьем, а то и гибелью, катастрофой.

Странно, дерзко повел себя Василий Блаженный* на пиру у царя Ивана Грозного** — трижды выплеснул на пол поднесенную ему от царя чашу. А на окрик разгневанного царя ответил, казалось бы, и вовсе бессмыслицей:

— Я тушу пожар в Новгороде.

О том, что речи юродивого имели пророческий смысл, было известно. Тотчас же в Новгород был отправлен гонец. Вернувшись через несколько дней — столько занял путь туда и обратно — он подтвердил: именно в тот день и час там вспыхнул великий пожар, истребивший чуть ли не полгорода.

Этот факт невольно приводит на память подобный эпизод, связанный с именем Сведенборга*. Среди других свидетельств, рассказывающих об этом, — письмо Иммануила Канта** Шарлотте фон Кноблох. "...В субботу часа в четыре после полудня Сведенборг прибыл в Готенбург из Англии. Г-н Уильям Кастел пригласил его в свой дом вместе с другими, которых набралось пятнадцать человек. Около шести часов Сведенборг вышел и вернулся в общество бледный и встревоженный.

 

* Серафим Саровский (1760—1833) — святой Православной Церкви, монах Саровскойпустыни (Тамбовскаяобл.).

* Василий Блаженный — русский юродивый, пророк и чудотворец, был канони зирован после смерти. Склеп его находится в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

** Иван Грозный (1530-1584) - первый русский правитель, носивший титул царя. Период его царствования был отмечен небывалыми жестокостями и казнями, в которых принимал иногда участие сам царь. Состоял в переписке с английской королевой Елизаветой I, договаривался с ней о праве убежища, если подданные восстанут против него и ему придется искать спасения.

*Сведенборг Эмануэль (1688-1772) - шведский ученый и философ.

** Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

 

Он сказал, что в Стокгольме в районе Зюденмальм вспыхнул сильный пожар, который быстро распространяется. (Готенбург расположен на расстоянии пятидесяти немецких миль, или около трехсот английских миль от Стокгольма.) Сведенборг не находил покоя и часто выходил. Он сказал, что дом одного из его друзей, которого он назвал, сгорел дотла и что его собственный дом в опасности. В восемь часов, вернувшись в очередной раз, он радостно воскликнул: " Слава Богу! Огонь удалось потушить за три подъезда до моего дома! " Рассказ об этом вызвал большой переполох во всем городе, но больше всего в компании, в которой он был. В тот же вечер об этом сообщили губернатору. Утром в воскресенье Сведенборг был приглашен к губернатору, который расспрашивал его об этом несчастье. Сведенборг подробно описал пожар, сказал, как он начался, как был погашен и сколь долго продолжался. Через несколько дней в город прибыли нарочный из Стокгольма и королевский курьер, присутствовавшие при пожаре. То, что рассказали они, по времени и по деталям полностью совпало с рассказом Сведенборга".

В другом случае, в 1762 году, будучи в Амстердаме, Сведенборг во время разговора вдруг изменился в лиц(е и не мог продолжать беседы. Придя в себя, на расспросы присутствовавших он ответил:

— В этот самый час умер русский император Петр III.

И действительно, спустя какое-то время газеты подтвердили это. Убийство русского императора произошло именно в тот самый день и час.

Я упоминал уже, что " прямое знание", инсайт, проявляется чаще всего в трагических, эмоциально напряженных обстоятельствах. Пример такого видения — эпизод, связанный с именей Фрэнсиса Бэкона*. В 1578 году, находясь в пути между Лондоном и Парижем, внезапно, как " озарением", он узнал о смерти своего отца, скончавшегося в тот же день и час. Рядом с этим сообщением можно было бы поставить случаи такого же " прямого знания" из русской церковной жизни. В 1833 году в день, когда в своей обители умер великий русский святой Серафим Саровский, старец Филарет, находившийся за сотни верст от Сарова, объявил братии о смерти святого.

Случаи такого инсайта не минуют и мир адептов коммунической идеологии. В 1936 г. Николай Островский** скончался в Москве. Когда пришли к его матери, находившейся в то время в Сочи, чтобы сообщить полученную по телеграфу скорбную весть, она неведомым образом сама уже знала об этом.

Можно предположить, что люди вообще наделены потенциальной способностью к " прямому знанию", к восприятию событий и объектов, находящихся за пределами известных нам органов чувств. Именно это имел в виду Парацельс*, когда писал: " Человек обладает силой, позволяющей ему видеть своих друзей и обстоятельства, в которых они находятся, несмотря на то что люди, о которых идет речь, могут в это время находиться за тысячи миль".

 

 

* Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - известный английский философ, автор утопии " Новая Атлантида", лорд-канцлер при короле Якове I;;

** Островский Николай Алексеевич (1904—1936) — советский писатель, автор романа " Как закалялась сталь", который десятилетиями насаждался официальной советской пропагандой, особенно среди молодежи, в качестве своего рода жизненного катехизиса.

 

Свойство это может проявляться как качество, сопутствующее вершинам духовного совершенства. Я приводил некоторые такие примеры. История являет нам имена духовидцев, святых и пророков.

Но в то же время известно достаточно и других факторов, когда носителем этого дара оказывается человек, вовсе не наделенный какими-то особыми совершенствами. У некоторых же качество это вообще может проявиться только раз в жизни и затем исчезнуть бесследно. Как иллюстрацию такого спонтанного инсайта, приведу эпизод, который упоминает ленинградский психолог Л.Л. Васильев в одной из своих работ.

" Я могу сообщить Вам, — писала ему женщина, с которой произошел этот случай, — один кажущийся совершенно невероятным факт. Осенью 1942 г. мой муж был в военной школе политсостава в Шадринске. Я знала, что на фронт его пошлют после мая. Я работала тогда в горкоме союза начальной и средней школы (председателем союза). Однажды, в марте, я пришла домой очень усталой. Жила я тогда далеко от центра, дорога — вся пешком. Помню, села в кресло в столовой и моментально уснула. И вдруг вижу — получила от мужа телеграмму такого содержания: " Выезжаю сегодня Свердловск, едем фронт, целую Юрий". Вскочила, нет телеграммы! Но я так ясно ее видела, что поверила сама, что такая телеграмма мне быть должна. Я не стала даже есть, бросилась моментально обратно в город. Прибежала в гороно к заведующему Цы-пину Леониду Ивановичу и стала просить его, чтобы он мне дал командировочное удостоверение, сказала, что муж едет на фронт, что я получила от него телеграмму. С первым же поездом в Свердловск, в 5 часов утра, я выехала. Там у меня жила дочь, муж которой работал в НКВД. Приехала к ней (она сейчас живет со мной — Скутина Маргарита Васильевна), рассказала ей о полученной во сне телеграмме. Билет я купила до Шадринска. Нам надо было ехать на станцию и закомпостировать его. Мы оделись, но около часу не могли уйти из дому. Сидели в шубах, чего-то ждали, разговаривали. Вдруг — барабанный стук в дверь. Дочь кинулась открывать ее — мой муж стоял в дверях... " Мама здесь? " — первое, что он спросил. " Здесь! " — ответила Рита. " Я так и знал! ". Оказалось, что он действительно мне такую телеграмму написал, но не отправил, хотя много раз пытался, но все раздумывал, успею ли я ее получить, или это будет лишняя трепка нервов. Я " получила" эту неотправленную телеграмму. Поезд-эшелон мужа стоял в Свердловске два часа, и я смогла проводить его на фронт.

Все факты, о которых я Вам писала, известны всем членам моей семьи. Сын Василий Георгиевич Агеносов — директор средней шкоды № 32, он помнит все мельчайшие подробности этих странных моих йидений. С. Агеносова".

Итак, у одних дар этот может проявиться спонтанно и единственный раз, как в случае, приведенном выше. Другим может сопутствовать всю жизнь. Дар " прямого знания" может оказаться достоянием как святого, так и человека толпы. Следуя этому разбросу фактов, разделились и мнения исследователей.

 

* Парацельс (1493-1541) - врач и ученый, оставивший заметный след в истории науки.

 

Те, кто связывает этот дар исключительно с высокой духовностью, полагают, что качество это получит максимальное распространение в будущем, по мере совершенствования человеческого рода. Проявляясь сегодня, дар этот как бы приходит к нам из будущего.

Другие, наоборот, в таком импульсивном, необъяснимом " прямом знании" видят чисто атавистическое свойство. Когда-то на ранних этапах, когда человек только выходил из животного мира, оно помогло его выживанию, пока не оказалось вытеснено впоследствии логическим мышлением и интеллектом. Согласно этой точке зрения, " прямое знание", инсайт - свойство, приходящее к нам не из будущего, а доставшееся в наследство от прошлого.

Дискуссия эта, происходящая среди советских исследовательских групп, носит далеко не отвлеченный характер. Смысл ее — в попытке понять, какие именно механизмы в сознании человека, сопутствующие этому дару, могут быть развиты, чтобы человек мог активнее приобщиться к этой способности.

Некоторые такие группы, практикующие " прямое знание", изучающие его, входят в Союз научных и инженерных обществ СССР. Одна из них — московская группа, которую возглавляет кандидат психологических наук Инга Панченко, состоит всего из трех человек. Конечно, если бы они приняли в свой круг теоретиков и любителей строить разного рода концепции, объяснения и гипотезы, численность возросла бы многократно. Но члены группы - практики, т.е. люди, сами в высокой степени наделенные этим даром " прямого знания". Поддерживая активные контакты с другими своими коллегами по всей стране, они не ищут контактов с официальными инстанциями. То, чем занимаются они, не является местом их службы, не связано ни с материальным вознаграждением, ни с зависимостью от начальства, и этой своей независимостью они, понятное дело, весьма дорожат.

В эту группу время от времени обращаются люди, попавшие в затруднительное положение, испытывающие тревогу о своих близких. Недавно сюда в отчаянии и горе обратились как-то родители семнадцатилетней девушки — она исчезла из дома. Ни слова, ни записки, была и нет.

—Первое, что нужно было узнать, — говорит Светлана Чернетская, член этой группы, — это жива ли она. Инга у нас за такие дела берется не всегда. Она говорит, что ей бывает очень тяжело, когда она узнает, что произошло что-то плохое, и это нужно сказать человеку. Но раз люди обратились к нам, помочь нужно. У меня сразу пошла информация — жива. Хотя с тех пор, как пропала она, десять дней прошло. Меня спрашивают иногда, что служит вам ключом, какая-то личная вещь человека, имя? Нет, ни то, ни другое. Имени ее я не знала, не знаю до сих пор и не спрашивала. Фотографию только потом принесли мне ее мать, бабушка и следователь, которые пришли ко мне. Сначала же связались со мной и спросили о ее судьбе по телефону. Мать позвонила. И тогда же, сразу я смогла сказать им, что она жива.

Я позвонил Светлане Чернетской примерно через час после это го, — подключается к разговору другой член группы, Виктор Балашов. — Что она почувствовала, она мне говорить не стала, но я сразу сказал тоже — жива. И сразу в сознании всплыло — телефонные звонки, звонящий телефон. Я сразу поинтересовался, были ли какие-то звонки после ее исчезновения. " Да, — ответили мне ее близкие, — были телефонные звонки, но на другом конце провода молчание, никто не отвечает". И тогда же, когда пришел образ телефонных звонков, пошла картинка. Я увидел ее, эту девушку. Идет по улице, я вижу, идет в обнимку с каким-то парнем. Его тоже четко видел. Из тех, кого зовут " красавцами". Я видел, как они поднимались в какую-то квартирку, она на кухне готовит обед. Словом, с ней все в порядке. Я так и сказал ее близким. И еще одно — ощущение временной протяженности. Я почувствовал, через два месяца она появится. Это не словами приходит — два месяца. Я сказал, ждите ее или вести от нее через этот срок.

- У меня родилось то же ощущение, - продолжает Светлана Чер-нетская. — Два месяца. Как приходит это — объяснить трудно. Обычно, когда мы работаем вместе, мы, как бы проверяя друг друга, говорим " вижу то-то, чувствую то-то". Так было и сейчас. И вот прошло два месяца, мне звонит бабушка этой девушки. " Я звоню, мол, для того, чтобы вам сказать, что вы были правы: два месяца прошло. Вчера мы получили от нее первую весточку — письмо. Она возвращается".

В практике этой группы есть несколько случаев, когда " увиденное" не смогло получить подтверждения. Это случаи, когда проверка оказалась невозможна. С одной стороны полная уверенность, что все обстоит именно так, как видится им, с другой — столь же абсолютная невозможность получить внешние подтверждения этого.

Некоторое время назад к ним обратилась жена сотрудника советского торгового представительства во Франции Б. Левковского. В начале марта 1989 года он исчез. По свидетельству сослуживцев, после рабочего дня он сел в машину, направляясь домой. Но дома не появился. Больше никто не видел его. Через пару дней машину его нашли на мосту через Сену. " С этого момента, — писала " Правда", — возникают вопросы, ответы на которые советская сторона до сих пор не получила".

Три недели спустя французская сторона представила тело человека, который был обнаружен в Сене. По версии французской полиции, это было тело Левковского. Гибель, вернее убийство его произошло якобы неделю спустя после исчезновения. Позднее полиция приняла версию, что тело находилось в воде все три недели. Но был ли этой действительно тот человек, которого искали? Почему на признание насильственной смерти французский суд не возбудил уголовного дела, как делается это всегда? Почему сын его говорил на похоронах: " Это не мой отец? " Не потому ли возникла версия сначала убийства, а потом самоубийства исчезнувшего сотрудника, что обе стороны стремились " закрыть вопрос"? А версия и обнаруженный труп формально давали такую возможность.

Тем не менее люди, близко знавшие исчезнувшего, и родные оставались в недоумении. " Это полный абсурд", - комментировал французскую версию заместитель директора " Внешпосылторга" К. Медведев. То, что жена (или вдова) исчезнувшего обратилась к ясновидящим, говорит само за себя. Как говорят Светлана и Виктор, " картинка пошла" сразу.

— Мы слушали ее, слушали, — рассказывает Виктор Балашов, — потом я говорю: " Вы извините нас, но мне кажется, мы должны будем сказать вам нечто, не совпадающее с вашей версией. Скажите, есть ли там такое помещение, где колонны идут — три подряд и, поворачивая под углом, уходят дальше? Зал с колоннами и там маленькие столики, кресла. Есть ли такое помещение, где мог бы бывать ваш муж, участвовать в деловых встречах? " Она руками всплеснула: " Это же наше торгпредство! " Получив такое подтверждение, мне сразу становится легче; я на верном пути. Я продолжаю. Говорю ей, что вижу ее мужа, сидящего за таким столиком, против него такой элегантный, худощавый француз, седоватые волосы, глаза красивые, бородка у него. Словом, описал его. Деловой человек. Человек, который принимает важные решения. Про себя я назвал его " босс". Светлана, которая тоже " увидела" его, назвала его про себя " шеф". Но, что важно — в разговоре участвует женщина, молодая. Я описал ее — стройная блондинка, в черном. Она, эта женщина, говорю я, имеет отношение к вашему мужу. Хотя я очень деликатно сформулировал, наша посетительница насторожилась. Мужа ее мы уже как бы " видели", чувствовали, а когда она после этих моих слов, вспомнив почему-то о фотографиях, вручила их нам, наше видение подтвердилось. Высокий, представительный, интеллигентное лицо. Я понимаю, что сужу со стороны, не могу вникать в этот случай, браки разные бывают, но тут явное, я бы сказал, несоответствие. Ну, хорошо, я продолжаю. Говорю ей, что было дальше. Не обязательно в день его исчезновения, но это ситуация, имеющая прямое отношение к происшедшему. Они вышли вместе, втроем, сели в светлую машину. " Белые " Жигули", — говорит она, — он водит белые " Жигули! ". Он сел за руль, те двое сели сзади. Я вижу автостраду, ведущую из города. Не могу сказать, какое направление, север или юг, не знаю. Но вот миль через пятнадцать примерно — ответвление налево. Там стоит трехэтажный старинный особняк, по архитектуре восемнадцатого века, наверху мезонин небольшой. Парапет, выложенный полукругом. За домом присматривает один человек, человек этот — садовник. Дом окружен парком или садом, за домом озеро. Словом, это то место, где находится ой сейчас. Я мог видеть его там, на фоне окна, через которое видны ветки сада. Он играл в шахматы. Светлана видела то же, что я, вплоть до деталей. Сказали ей все это. Ну хорошо. К нам пришли, нас спросили, мы ответили. Она только что говорила, как любит мужа. Теперь уелышала, что он жив. И вот реакция - она обиделась: " Этого не может быть! " С такой интонацией, как если бы мы допустили некое покушение на ее политическую добродетель. Не утешилась, не обрадовалась, а обиделась. Очень обиделась!

В каком-то смысле ее замешательство и обиду можно понять. Хотя мне это и несимпатично.

—Скажите, — спросил я Ингу Панченко, — приходилось ли вам гово рить людям жестокие вещи?

Да. Я всегда делаю это, когда считаю, что обязана это сделать. Ска жем, когда приходится сказать женщине, что этот мужчина не будет вам ни другом, ни мужем никогда. Никогда. Это большая ответственность — произнести это слово. Или мужчине сказать, что эта женщина не будет тебе подругой никогда. Когда говоришь, всегда есть ощущение абсолют ной твердой уверенности, что это так. Если возможно, стараешься смягчить эту правду. Всякий раз это зависит от обстоятельств. Если чувствуешь, что человеку нужно сказать так, чтобы как отрезало — так и говоршь. Перед тем, как сказать, мгновенно чувствуешь, как нужно сделать это.

Это " мгновенно чувствуешь" передает стиль ощущения сенситива, но совершенно непонятно для человека, не имеющего опыта " прямого знания". Чтобы прикоснуться, приобщиться к этому знанию, сенситиву не нужно бывает порой даже особого настроя. Как-то муж Светланы Ч., разговаривая из дома по телефону, стал просить собеседника передать сочувствие какому-то третьему лицу.

—Что случилось? — спросила Светлана.

—У его коллеги машину угнали, — ответил муж, продолжая разговор.

— " Жигули", темно-синие, вдоль кузова нестандартный металлический яркий молдинг. — Так " увидела" или " мгновенно почувствовала" она.

Собеседник мужа не знал, как выглядит машина, но, уточнив, он подтвердил — машина была именно такой.

— Пусть ищут на Рублевском шоссе. — И снова Светлана Ч. не знала, не могла бы сказать, откуда она знает это и почему уверена в этом.

Когда с этих слов потерпевший стал просить милицию, которая вела розыски машины, поискать на Рублевском шоссе, его с большим подозрением стали расспрашивать, откуда ему известно, где может оказаться его машина. Когда же на другой день ее нашли именно там, на обочине Рублевского шоссе, подозрения возросли еще больше: не находится ли владелец в сговоре с угонщиками, рассчитывая на страховку?

Все попытки объяснить следователю, что существует такое явление, как ясновидение, все попытки объяснить ему, как действительно обстояло дело, вызывали у него лишь язвительную усмешку.

В другом случае, чтобы убедить следователя, что он обладает этим даром, ясновидящий стал перечислять все, что находится у того в карманах, включая огрызок карандаша, причем назвал даже полустершуюся фабричную надпись, которая была на нем.

Впрочем, скепсис следователей, как и любого человека, который не сталкивался с этим феноменом, можно понять.

Опыты по " дальновидению" уже несколько лет ведутся с Еленой Юрьевной Агарковой, живущей в Москве. Экспериментатор звонит ей по телефону с другого конца города и спрашивает, что она " видит" из того, что лежит перед ним на столе, висит на стене или находится в комнате. После небольшой паузы она точно описывает предмет. Причем в некоторых случаях, когда предмет оказывается слабо освещен, просит зажечь дополнительный свет. Как-то ей позвонили из Новосибирска, города находящегося за 2000 миль от Москвы, и попросили описать, что она " видит". В комнате, откуда позвонили ей, собралось довольно много народа, все сидели за столом и пили чай. Первое, что " увидела" она, был чайный сервиз — красный, с крупными петухами. После этого она стала одного за другим описывать всех сидевших за столом — кто как выглядит, в чем одет и т д. Когда очередь дошла до женщины, она описала не только ее, но и очень подробно цвет и фасон ее платья.

— Сначала я вижу очень смутно, — поясняет она, — но постепенно тьма расходится и тогда все проступает ясно. Легче видеть более круп ные предметы, особенно если они находятся на этом месте довольно долго.

Для обычного человека шпионские истории, погони и перестрелка — все это некий захватывающий спектакль, который он всю жизнь безопасно наблюдает со стороны - на экране телевизора, на печатных страницах. Время от времени судьба сводит меня с людьми.» для которых это повседневный мир их бытия. Но здесь я говорю не о них, а о некоторой ситуации, связанной с их миром.

Какое-то время назад к одному московскому сенситиву, просившему не упоминать его имени, как я полагаю, не только из скромности, пришли люди, назвавшиеся сотрудниками уголовного розыска. Они принесли три фотографии: молодого человека, его жены и ребенка. Все трое пропали. В субботу они отправились на машине на прогулку в лес и не вернулись. Выяснилось это только в понедельник, когда молодого человека не оказалось на его рабочем месте. По тревоге были подняты все службы, что делается в подобной ситуации только в исключительном случае. Но этот случай был именно исключительным, хотя сенситиву об этом и не было сказано. Его спросили об одном: " Жив ли — и где? "

Тот ответил только на первый вопрос: пропавший жив и телесных повреждений у него нет. Указать хотя бы в общих чертах место, где находится, он не мог. Сказал только, что видит его вне Москвы, в доме, окруженном лесом. С ним два человека. Но это не его жена и ребенок.

Человек, которого так старались найти люди, назвавшиеся сотрудниками уголовного розыска, был не кто иной, как шифровальщик учреждения столь закрытого, что ни близкие, ни друзья не знали ни настоящего места его работы, ни занятия. Те, кто сумели узнать это, выследить и похитить его, имели для этого, надо думать, достаточно веские причины. Нетрудно предположить, что могло быть им от него нужно и как могли они пытаться добиться этого.

Я не привожу здесь других, возможно более драматических случаев, оказавшихся известными мне. Впрочем, один все-таки расскажу. Точнее — обозначу. За несколько дней до XIX партконференции, происходившей, как известно, в Москве, Виктора Б. пригласили в ту организацию, о которой все знают и знали, но которую до недавних лет упоминать всуе было не принято. Поэтому я-и не упоминаю. Там ему показали фотографии двух самодельных взрывных устройств. И то и другое нашли в метро. Страшно представить себе, к каким последствиям и человеческим жертвам это могло бы привести, если б они взорвались. К счастью, этого не произошло. И в том и другом случае пассажиры, заметив кем-то " случайно" забытые вещи, отнесли их в милицию.

Дежурный милиционер развернул сверток... Если бы нашедший вынес его из вагона на следующей станции или вообще бы замешкался, мощный фугас взорвался бы у него в руках. Времени до взрыва, установленного на часовом механизме, оставалось всего пять минут. В другой бомбе запаса времени, когда ее вскрыли, оставалось около получаса. Можно было понять тревогу, которая охватила службы, отвечавшие за безопасность в городе. Тем более накануне политического события, к которому приковано было внимание не только в стране, но и за рубежом. По чистой случайности оказалось так, что эти две бомбы нашли и их удалось обезвредить. А что будет завтра? Лучшие эксперты обследовали скрупулезно каждый миллиметр взрывных устройств. Ничего. Ни малейшей информации, ни малейшей нити, за которую можно было бы ухватиться. Не было даже отпечатка пальцев, что вообще было странно. Тогда-то, в этой исключительной ситуации решено было прибегнуть к столь же исключительному способу поиска террориста. К помощи ясновидящего.

— Прежде всего меня спросили, — вспоминает Виктор Б., — могу ли я указать, где были изготовлены бомбы. Я увидел как бы сарай из белого кирпича, на окраине Москвы. Если ехать по Ярославской дороге, по правую руку. Не доезжая до первой станции. По моему описанию найти его, я думаю, не составляло труда. Другое, что интересовало их — кто подбросил бомбы, как выглядели эти люди. Это я увидел тоже, без особого труда. Особого труда в этом деле, собственно говоря, и нет. Картинка либо приходит, либо не приходит. Здесь она пришла. Я рас сказал, как выглядели один и другой — те, кто подложил эти бомбы в метро. Оба молодые, один старше, другой моложе. Тот, что старше — крепкого, такого спортивного типа парень, в куртке. Другой поменьше ростом, совсем молоденький, круглолицый такой. Когда я давал под робные описания, один из тех, кто разговаривал со мной, воскликнул: 'Так вы же говорите о тех, кто принес эти бомбы! ". Я ответил: " Вы просили меня назвать тех, кто подбросил. О них я и говорю". После это го я описал путь каждого: на какой станции вошел в метро, где делал пересадку, в каком вагоне ехал. Тогда принесли досье с фотографиями тех, кто, как считали, проявил героизм, нашли и сдали эти свертки в милицию. Я только взглянул — они! " Бдительные пассажиры" были те самые двое, которые вошли с бомбами в метро. Когда на месте с них снимали допрос, был записан путь, которым ехал каждый - на какой станции вошел, где пересаживался, в каком вагоне ехал и т.д. Оказалось, что описание их маршрутов полностью воспроизводило то, что я расска зал перед этим. Иными словами, как понял я тогда, никакого злодейства не предполагалось, это был чисто политический акт. Накануне парт конференции кому-то очень было нужно во имя каких-то политических игр создать видимость угрозы террористических актов. Многие москви чи помнят, как в те дни на всех станциях метро дикторский голос бес прерывно призывал тех, кто в столько-то часов и столько-то минут тог да-то следовал по такой-то линии и заметил, кто оставил в вагоне сумку с женским профилем, срочно позвонить по такому-то телефону. Поняли ли мои собеседники, что то, что интересовало их, если и было терро ристическим актом, то не столько в прямом, сколько в политическом смысле? Я не уверен. Объяснять очевидное я им не стал. Тем более, по думал я, там у них у входа Дзержинский стоит, окруженный цветами. Пусть он их вдохновляет. Иными словами, как мы и видим, официаль ные инстанции в критических ситуациях отнюдь не избегают обращаться за помощью к провидцам и людям, наделенным способностью к " прямо му знанию".

В ряду других сообщений и фактов, связанных с ясновидением, есть несколько, по поводу которых я до сих пор не знаю, как отнестись к ним. Одно из них связано с именем Юрия Гагарина. Какое-то время назад Виктор Балашов сказал мне:

— Как вы знаете, по фотографии мы совершенно точно может сказать, жив человек или нет. Так вот, по фотографии получается, что Гагарин не умер. Он жив. Когда я увидел это, я не поверил себе. Попросил неко торых моих коллег, кто владеет этим даром, проверить. Они подтверди ли, изумившись не менее меня. Тогда я постарался " настроиться" на Гагарина, как делаю я это, когда стараюсь узнать что-то о человеке, который жив. Я " увидел" его где-то за высоким зеленым забором, в кресле на колесах. Он действительно живой, но ум его мертв.

Я не мог решиться, не знал, что делать, как отнестись к тому, что услышал, пока через полгода примерно не получил странного подтверждения в не менее странных словах Ванги, записанных ее собеседником:

- Но вы должны знать все: Юра Гагарин не умер. Он был взят. (Кем, почему, когда — не говорит).

До сих пор речь шла о случаях, когда взгляд провидца был обращен на события, лежащие в настоящем или в прошлом. Другая и значительно более сложная область — предзнание будущего.

3. Россия — страна пророков

Если существует способность пророчества, то во всех ли людях, более или менее, разумеется, или в самых редких случаях, из множества миллионов людей в одном каком-нибудь экземпляре?

Ф.М. Достоевский

Рассказывая о времени, когда он жил в Нижнем Новгороде, Горький приводил случай с хорошим своим знакомым, Пименом Власьевым. " Как-то в субботу помылись с ним в бане, — вспоминал Горький, — и пошли в трактир пить чай. Вдруг Пимен, глядя на меня милыми глазами, говорит:

— Постой-к а?

Рука его, державшая блюдечко чая, задрожала, он постав ил блюдечко на стол и, к чему-то прислушиваясь, перекрестился.

—Что ты, Пимен?

—А, видишь, мил друг, сей минут божья думка души моей коснулась, скоро, значит, Господь позовет меня на его работу...

—Полно-ка, ты такой здоровяга!

— Молчок! —сказал он важно и радостно. — Не говори - знаю! В четверг его убила лошадь".

Факт, приводимый Горьким, не единичен. Нередко неведомым чувством люди узнают вдруг о приближении своей смерти и обычно не ошибаются никогда. О дне своего ухода знал, например, Достоевский — рано утром того самого дня, который оказался для него последним. Из воспоминаний жены его, А.Г. Достоевской:

" — Ну как ты себя чувствуешь, дорогой мой? — спросила я, наклонившись к нему.

—Знаешь, Аня, — сказал Федор Михайлович полушепотом, — я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.

—Голубчик мой, зачем ты это думаешь? — говорила я в страшном беспокойстве, - ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет, очевидно, образовалась " пробка", как говорил Кошлаков. Ради Бога не мучай се бя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя!

—Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие".

О дне своего ухода известно было и Григорию Сковороде*. Он был совершенно здоров, когда, прийдя в слободу Ивановку, объявил всем о приближающейся своей кончине, сам вырыл себе могилу, вернулся в свою " комнатку", переменил белье, положил под голову свои сочинения и умер. Знал свой день и час и В.Н. Татищев**. Также будучи совершенно здоров, он принял причастие Святых Тайн и велел рыть себе могилу.

Летописи упоминают о некоторых русских князьях, которым дано было, как бы заглянуть в будущее, узнать о своем последнем дне. Так, великий князь киевский Мстислав* " заранее знал о дне представления своего". Князь Ярослав Галицкий, за три дня узнав о приближении смерти, созвал бояр, священников, нищих и прочий люд, чтобы попросить прощения за обиды и проститься со всеми. О последнем своем дне заранее знали и многие святые православной церкви — от Серафима Саровского до преподобного Еразма из Печерской обители и св. Феодосия, который " откровения божьего сподобился и о дне исхода своего узнал".

Знание дня своей кончины, знание будущего к одним может прийти внезапно и, казалось бы, без усилий с их стороны, к другим — в итоге многолетней духовной практики. О таких писал в свое время Григорий Богослов**. "... Владычественный их ум от Духа принимает такие образы, по коим они соприсутствовали будущему, как настоящему".

Соприсутствовали будущему, как настоящему...

Свидетельства о пророчествах и предзнаниях рассеяны по страницам российской истории. Приведу только несколько из них, могущих быть тем более интересными, что они связаны с именами хорошо известных исторических лиц.

Русский царь Василий III решил насильно постричь в монахини свою супругу, Соломонию, чтобы взять в жены Елену Глинскую. При этом он запросил, как полагалось в то время, благословения на новый брак патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского. Все трое ответили царю единодушным отказом. Патриарх же Иерусалимский, Марк, пояснил причину, как открылось это отцам церкви: " если дерзнешь вступить в законопреступное супружество, то будешь иметь сына, который удивит мир своей лютостью". Василий III поступил вопреки этому пророчеству. Сын, родившийся от этого брака, действительно, удивил мир своею лютостью и вошел в историю под именем Ивана Грозного.

Под знаком пророчества оказался и наследник царя-изверга. Взойти на троц после Ивана Грозного должен был старший его сын Иоанн. Когда Василий Блаженный умирал, царь вместе с обоими сыновьями и дочерью Анастасией пришел проститься и просить его молиться за них. И здесь, на смертном одре, блаженный обратился вдруг к младшему сыну царя, Федору, и в присутствии всех предрек, что вовсе не старшему, не Иоанну, а ему, младшему, предстоит принять царство. Как известно, так и случилось - хотя, когда было сказано это, не было ничего, что предвещало бы, что царь в припадке гнева убьет старшего своего сына. И, когда опустеет трон, на него взойдет младший, Федор.

 

* Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) - украинский филосов и поэт.

** Татищев Василий Никитич (1686-1750) - известный русский историк, государственный деятель, автор " Истории Российской с древнейших времен".

 

* Мстислав Владимирович (1076-1132) - сын князя Владимира Мономаха. ** Григорий Богослов (Григорий Назианзин) (330-390) - греческий церковный деятель и мыслитель.

 

Что касается самого Ивана Грозного, то известно, что в последний год своей жизни он повелел привезти в Москву из Архангельска и его окрестностей тамошних баб-колдуний. Двенадцать ведьм поместили под замок, поставив надежный караул. Б.Я. Вельский, один из самых доверенных людей царя, каждый день посещал их, передавая потом, что говорили они Ивану Грозному. Но вот однажды в один голос колдуньи объявили, что царь-де умрет 18 марта. Можно представить себе, как должны были не понравиться такие речи царю. И действительно, " за такое вранье" он повелел 18 же марта сжечь их живьем.

Однако, когда рано утром того дня Вельский с сопровождающими явился, чтобы исполнить волю царя, ведьмы подняли крик: день, мол, только начался, не






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.