Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирования представлений






ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

У ШКОЛЬНИКОВ 4— 6-х КЛАССОВ

В психологической литературе имеется ряд ценных работ, посвященных исследованию представлений у школьников раз­личных возрастов. Однако ряд исследователей ограничи­вается выявлением имеющихся представлений и анализом характерных особенностей их. Такие исследования имеют не-сомнешюе теоретическое и практическое значение, но они не 'дают возможности познать закономерности процесса форми­рования представлений. Конечно, важно знать, какие есть и каких нет представлений у школьников данного возраста. Но самая важная задача психологического исследования состоит в том, чтобы изучить закономерности динамики процесса { формирования представлений. Такой подход к исследованию ; > обеспечивает 'программирование и управление процессом фор-? мирования представлений, понятий и других психических яв- I „лений. Изучение динамики /процесса формирования представ-' лений и понятий имеет исключительное значение для выявле­ния возрастных и индивидуальных особенностей познаватель­ной деятельности личности.

В течение ряда лет мы с сотрудниками, аспирантами и -дипломантами (Е. Е. Букина, X. М. Гафурова, А. Г. Литвак, " П. А. Сорокун, «А. А. Степанов, И. Я. Тонконогий, ■ Е. М. Украинская, В. А. Феоктистова, и другие) изучали ди-■ намику процесса формирования представлений и понятий раз-рной степени обобщенности у школьников различных возра­стов. В настоящее время мы еще не можем обобщить весь ^большой экспериментальный материал. В данной работе мы сделали попытку обобщить экспериментальные данные, полу­ченные при изучении процесса формирования представлений у школьников 4, 5 и 6-х (классов, возникших на основе сло-" весного описания и непосредственного восприятия объектов.


 


I


Основным материалом явились басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» и рассказ узбекского 'писателя Сайда «Ум осла». Соответственно задачам исследования мы разработали мно­госерийную методику.

В первой серии экспериментов школьникам читали басню и выявляли усвоение содержания ее. Как только школьники усваивали содержание басни, им предлагалось нарисовать иллюстрацию к ней. Задачей первой серии экспериментов яви­лось выяснение особенностей представлений о ситуации и отдельных персонажах басни, возникших на основе смысло-*'вого описания.

Во второй серии опытов -испытуемые кратковременно вос­принимали соответствующую иллюстрацию к басне и после этого снова рисовали что представлению. В этой серии экспериментов выясняли влияние кратковременного восприя­тия на изменения представлений на основе словесного

описания.

В третьей серии -экспериментов школьники срисовывали иллюстрацию к 'басне. Время срисовывания не ограничива­лось.

В четвертой серии опытов в одном случае школьники ри­совали тю представлению через 4 дня, в другом — через 1, 2 и 3 месяца. В этой серии экспериментов выяснилось влияние целенаправленного восприятия, включенного «в изобразитель­ную деятельность, на процесс формирования представлений. В этой же серии опытов устанавливалось изменение пред­ставлений в процессе длительного сохранения их1. В экспе­риментах приняло участие более 240 школьников. Подбирались школьники, умеющие рисовать объекты из басен Крылова. Но самое главное заключалось в том, что построение много­серийного эксперимента исключало влияние навыков рисова­ния на выяснение процесса формирования образа по рисункам школьников. Ниже будет показано существенное изменение рисунков школьников после кратковременного восприятия иллюстрации, и в особенности после срисовывания соответ­ствующих иллюстраций. Такое построение методики убеди­тельно показывает существенные изменения рисунков на одном и том же уровне навыков и умений в изобразительной

деятельности.

Но если в разных сериях опытов отсутствовало изменение уровня навыков и умений изобразительной деятельности школьников, а в рисунках обнаружены существенные измене-

1 Основные эксперименты проведены нашими аспирантами Е. Е. Бу­киной, X. М. Гафуровой и дипломанткой Г. А. Кашеной.


ния, то рисунки школьников являются объективным показа­телем, дающим 'Возможность изучать представления и дина­мику их формирования.

В результате проведения экспериментов в 4, 5 и 6-х клас­сах по всем сериям получен большой фактический материал, дающий возможность сделать обоснованные выводы. В даль­нейшем изложении мы постараемся проанализировать, экспе­риментальные данные, полученные в каждой серии опытов.

I. Особенности представлений, возникших на основе

описания

Как уже указывалось, в первой серии экспериментов школьники рисовали соответствующую иллюстрацию к той или другой басне после прочтения экспериментатором текста. В результате анализа экспериментального материала отчет­ливо обнаружились три группы школьников, отличающиеся по особенностям процесса формирования представлений. В этих трех группах индивидуальных различий проявляются три основные фазы процесса формирования представлений.1

Это важное положение полностью подтверждается экспе­риментальными данными первой серии опытов. Обобщение экспериментальных данных позволило установить характер­ные особенности каждой фазы формирования представ­лений.

Наиболее важной особенностью каждой фазы формирова­ния представлений является своеобразие взаимоотношения восприятия, представлений и мышления, осуществляемого на базе речи.

Конкретное проявление этого взаимоотношения выра­жается в осмысливании целостного образа, в отражении пра-, вильных смысловых взаимоотношений между отдельными предметами и объектами (персонажами басни), в соотноше­нии существенных -и несущественных сторон и качеств, в со­отношении общих и конкретных признаков, в обобщении це­лостного образа. Именно эти факторы являются основными и определяющими различия каждой фазы формирования пред­ставлений. В.. условиях нашего эксперимента у школьников формировалось сложное представление о целостной ситуации басни как образное отражение содержания ее. Одновременно с этим формировались и представления об отдельных объек­тах (персонажах) целостного образа. Анализ эксперимент тального материала показал существенные различия -в фор­мировании представлений о ситуации басни и об отдельных персонажах. Вследствие этого: мы будем отдельно освещать процессы формирования представлений о ситуации басни и


I


об отдельных персонажах. Как уже указывалось, в экспери­ментах первой серии обнаружились 3 группы школьников, со­ответствующие 3 фазам формирования представлений о си­туации басни.

Представления первой группы школьников, находящихся на первой фазе формирования, характеризуются недостаточ­нойосмысленностью, схематичностью и недифференцирован­ностью образа. Из содержания каждой басни следует, что все персонажи находятся -в определенных связях^ и отношениях. На первой фазе формирования представлений, как правило, не отражаются эти связи и отношения персонажей, выражаю­щие смысловое содержание басни. Все персонажи присут­ствуют в рисунке, но они рядоположены, каждый из них изо-,.бражен сам по себе без взаимной связи с другими. В рисуй-- ках к басне «Свинья под дубом» изображен дуб и рядом с ним свинья, повернутая в противоположную сторону от дуба. В рисунках к басне «Ворона и Лисица» изображены лиса и ворона, но отражения связей между ними нет, лиса не «на цыпочках подходит, с 'вороны глаз не сводит», а отверну­лась от вороны, смотрит о противоположную сторону. Можно было бы привести еще ряд фактов, однако и этих достаточно, чтобы показать отсутствие в образном отражении смысловых связей и отношений между персонажами басни.

В представлении сохранились только внешние простран­ственные признаки ситуаций и не отражаются правильно про­странственные отношения и положения одного персонажа по отношению к другому. Недостаточное осмысливание про­странственных отношений и положений выражает недостаточ­ное осмысливание содержания басни. Таким образом, пред-? ставления о ситуации, находящиеся на первой фазе формиро- \ ван-ия целостного образа, характеризуются чрезмерной гене-рализованностью, недифференцированностью и недостаточной осмысленностью.

Представления второй группы школьников, находящихся на второй фазе формирования, правильно отражают общее пространственное расположение персонажей, однако и у этой группы школьников еще отсутствует правильное отражение взаимосвязи.между персонажами. В представлениях этой группы школьников заметно проявляется дифференцирован-ность образа, обнаруживается способность отграничения об­щего от единичного и наблюдается первоначальное обобще­ние. Однако обобщения возникают на недостаточном уровне дифференцированное™, вследствие чего обобщению подвер­гаются как адкеватные, так и неадекватные признаки.

Из изложенного следует, что на второй фазе формирова­ния представлений значительно возрастает уровень диффе-ренцированности и первоначальных обобщений, однако эти


i


процессы еще недостаточно совершенны и имеют ряд суще­ственных недостатков.

Школьники третьей группы, находящиеся на третьей фазе формирования представлений, правильно отражают смысло­вое содержание басни. В их представлениях отражаются1 связи и отношения между персонажами, устанавливаются: правильные соотношения.между общим и конкретным, отгра­ничиваются существенные стороны и качества от несуществен­ных. В результате этого возникает осмысленный и адекват­ный образ ситуации басни, правильно отражающий ее содер­жание.

Уже в первой серии экспериментов обнаружились суще­ственные индивидуальные и возрастные особенности в фа­зовой структуре формирования представлений. Для -того чтобы конкретно представить себе индивидуальные и возраст­ные особенности в фазовой структуре формирования пред­ставлений у школьников 4—б-х классов, приведем обобщаю­щую таблицу.

Таблица 1

Распределение школьников 4—6-х классов по фазам формирования представлений (в %)

 

 

Название басни 4 класс 5 класс 6 класс
I фаза фаза Ш фаза I фаза и фаза Ш фаза I фаза и фаза ш фаза
1. „Ворона и Ли­сица"   40, 5.   50, 5      
2. „Свинья под ду­бом"         66, 8 32, 2
3: „Волк и Ягне­нок"       12, 6   31, 5 18, 5 31, 5  
4. „Ум осла"       30, 7   23, 1 IS    

Приведенные в таблице данные показывают, что школь­ники одного и TQro же возраста находятся на разных фазах формирования представлений о ситуациях басен. При отра­жении содержания басни «Свинья под дубом» представления 30% школьников 4 класса находятся на первой фазе форми­рования, 70%—на второй фазе и ни одного школьника — на третьей фазе. После прочтения басни «Волк и Ягненок»-у 12, 6% школьников 5 класса возникли представления, харак­терные для первой фазы, представления 56% пятиклассников

193-

7 Ученые записки, т. 420


 


I

Г!

i

■ I

If


соответствовали второй фазе и 31, 5% пятиклассников — третьей фазе./Экспериментальные данные таблицы убеди­тельно показали, что представления школьников одного и того же возраста в зависимости от знаний и опыта находятся на различных фазах.^Распределение школьников одного воз­раста по фазам является важнейшим показателем типичных индивидуальных особённостей^ГНо в пределах одной и той же фазы представления школьников также имеют различия^ Та, -кого рода индивидуальные.различия являются показателем индивидуальных отклонений в пределах типической группы школьников. Психологическое содержание типических разли­чий обусловлено различием чувственного опыта и в особен­ности осмысливанием чувственных данных. Высказанные положения подтверждаются особенностями представлений, возникших после прочтения знакомого и незнакомого текста.,

После 'восприятия текста басни «Волк и Ягненок» пред­
ставления 12, 6% школьников 5 класса находились на первой
фазе, 56% — на второй и 31, 5%—на третьей фазе. Однако
после прочтения рассказа «Ум осла» представления 30, 7%
тех же пятиклассников соответствовали первой фазе, 46% —
второй и 23, 1%—третьей фазе. -, <

Более.низкий уровень-формирования представления во втором 'случае обусловлен меньшей степенью совпадения чув-стнснпых данных рассказа с опытом школьников и боль­шей трудностью осмысления содержания рассказа.

Аналогичные данные получены у школьников 4 класса. Если сопоставить распределение этих школьников по 'фазам формирования 'представлений, возникших на основе усвоения басен «Свинья под дубом» и «Ворона и Лисица», то обнару­жатся весьма существенные различия.

Как уже указывалось" после усвоения содержания басни «Свинья под дубом» представления 30% школьников 4 класса характерны для первой фазы, 70%—соответствуют второй фазе и ни одного — третьей фазе. После же усвоения басни «Ворона и Лисица» 100% школьников 4 класса находилось на высшей, третьей фазе формирования представлений, Такие чрезвычайно большие различия в формировании представле­ний обусловлены тем, что школьники 4 класса были хорошо знакомы с содержанием басни и. до эксперимента рисовали иллюстрации к ней.

Распределение школьников по фазам формирования пред­ставлений зависит от особенностей взаимоотношения восприя­тия, представления и мышления, характерного для той или другой группы школьников. Высказанное положение отно­сится как к формированию сложного образа о ситуации басни, так и к формированию образов об отдельных персона-жах^; Однако при формировании правильных 'представлений

\

Чй






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.