Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности веры в Коран






Все выше сказанное наглядно показывает нам, что вера в Писания (Книги) Аллаха – это один из основопологающих столпов Ислама. И так как Священный Коран отменяет все Писания, ниспосланные до него, и свидетельствует о них, а также поскольку с приходом Пророка Мухаммада, e, и ниспослания ему Корана людям и джиннам предписано поклоняться Аллаху только на основе коранических законоположений, то и вера в эту Божественную Книгу имеет некоторые свои особенности. И для того чтобы вера человека в Коран была по-настоящему истинной, ему не только необходимо признать положения, касающиеся всех Священных Писаний в целом, но и уверовать в следующие особенности Корана:

1. Призыв Корана и его закон имеют всеобщий характер и распространяются на всех представителей рода людей и джиннов. Никому из людей и джиннов не дано право отказаться от веры в Коран или поклоняться Аллаху не так, как предписано в нем. Всевышний Аллах сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (сура «аль-Фуркан», 1-аят).

Всевышний также повелел Своему пророку, e, сказать: «Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (сура «аль-Ан’ам», 19-аят).

Аллах также сообщил нам о словах джиннов: «Воистину, мы слышали удивительный Коран. & Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него» (сура «аль-Джинн», 1-2-аят).

2. Коран аннулировал все Божественные Книги, которые были ниспосланы до него, и поэтому после его ниспослания ни люди Писания, ни кто-либо иной из людей и джиннов не вправе опираться на какое-либо иное Писание при поклонении Аллаху. Истинной религией является только та, которая провозглашена Кораном, и нет иной истинной религии, кроме нее, также как нет иного поклонения, кроме того, которое предписано в Коране и в Сунне Пророка Мухаммада, e. Дозволено лишь то, что объявлено в Коране и Сунне дозволенным, и запрещено только то, что они объявили запрещенным. Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято» (сура «Аль Имран», 85-аят);

«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах» (сура «ан-Ниса», 105-аят).

Выше приводился хадис Джабира бин Абдуллаха, о том, что Пророк, e, запретил своим сподвижникам читать книги людей Писания: «Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, если бы Муса был жив, ему бы не оставалось ничего, кроме как последовать за мной» (Ахмад «Муснад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177)).

3. Шариат ниспосланный с Кораном - легкий и доступный, по сравнению с законоположениями тех Книг (Писаний), которые предшествовали ему и которые имели множество тяжелых и обременительных уложений. Господь сказал: «…которые последуют за Посланником, неграмотным (не уме­ющим читать и писать) Пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков, которые были на них» (сура «аль-А’раф», 157-аят).

4. Коран – это уникальный из всех Божественных Книг, сохранение текста и значения которого от всякого вида искажений Всевышний Аллах взял на Себя. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура «аль-Хиджр», 9-аят);

«Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспос­лано от Мудрого, Достохвального» (сура «Фуссылят», 42-аят).

Аллах, Свят Он и Велик, обязывает себя чем пожелает, и Он обязал себя тем, что истолкует Коран и разъяснит заложенный Им же в него смысл: «Нам надлежит собрать его и прочесть. & Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. & Нам надлежит разъяснять его» (сура «аль-Кийама», 17-19-аят).

Хафиз Ибн Касир в тафсире последнего аята написал: «Т.е. «После того как ты запомнишь и прочтешь его, Мы внушим и разъясним тебе тот смысл, который Мы заложили в нем»».

Чтобы выполнить Свое обещание и сохранить Коран, Аллах вывел из общины мусульман ученых и знатоков, исправно выполнявших и выполняющих свои обязанности по отношению к Его Книге со времен Пророка, e, вплоть до наших дней. Они учили наизусть и берегли текст Корана, постигали тот истинный смысл, который был заложен в нем Всевышним, и воплощали в жизнь его законоположения. Эти ученые берегли как текст, так и смысл Корана и верно служили ему. Они написали многотомные тафсиры-толкования Корана, книги о его письме и способах чтения, труды о ясных (мухкам) и иносказательных (муташабих) аятах, о том, какие откровения были ниспосланы в мекканский, а какие в мединский периоды, о вынесении решений на основании аятов Корана, об отменяющих (насх) и отмененных (мансух) аятах, об обстоятельствах ниспослания аятов, о коранических притчах и повествованиях, о неподражаемости Корана, и множество других книг и трудов во всех сферах коранической науки. Вот так, по причине усилий ученых Ислама, искренне служивших Книге Аллаха, изучавших и распространявших коранические науки, Аллах сохранил Коран от искажений и изменений, и благодаря этому мы имеем возможность читать и понимать его в том виде, в котором он был ниспослан.

5. Великий Коран, также как и все остальные небесные Писания, неповторим и неподражаем. Эта Божественная Книга является самым великим из чудес, которые Аллах даровал Своему Пророку, e. Коран – это вечный и непреложный довод, приведенный Аллахом в поддержку Своего Посланника, e, и всех тех, кто следует по его пути вплоть до Дня Воскресения. От Абу Хурейры сообщается, что Пророк, e, сказал: «Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано из знамений то, благодаря чему люди начинали верить в него. Что же касается меня, то мне были дарованы откровения, которые ниспослал мне Аллах, и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у любого из них» (аль-Бухари «Сахих» (4981), Муслим «Сахих» (152)).

Священный Коран неподражаем и в его композиции, и в красноречивости, и в совершенстве его слога. Их божественная бесподобность настолько изумительна, что Всевышний предложил людям и джиннам сочинить нечто подобное Корану или хотя бы части его. Этот вызов Всевышний бросил всем им в три этапа. Сначала людям и джинам было предложено сочинить что-либо подобное Корану целиком, однако ни те, ни другие не смогли сделать этого и оказались бессильны пред этим вызовом. Всевышний Аллах сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его!» О, нет! Просто они не веруют. Пусть приведут подобное ему (Корану) повествование, если они говорят правду» (сура «ат-Тур», 33-34-аяты).

Ни люди, ни джинны не способны принять такой вызов, и Всевышний Господь подтвердил это, сказав: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (сура «аль-Исра», 88-аят).

Когда неспособность людей и джиннов привести что-либо, подобное Корану, в целом стала очевидной, Аллах бросил им вызов сочинить хотя бы десять сур, подобных сурам Корана, однако они не смогли осилить и это. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (сура «Худ», 13-аят).

И наконец, когда была выявлена неспособность людей и джиннов сочинить даже десять сур, подобных кораническим, Аллах предложил им сочинить хотя бы одну суру, но и пред этим они оказались бессильны. Всевышний Аллах сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду» (сура «Йунус», 38-аят).

Все выше приведенные доводы убедительно доказывают неподражаемость и бесподобие Корана, ведь творения не смогли принять брошенный им вызов Творца даже в самой его легкой форме. Творения не сумели и не смогут сочинить даже одну суру, подобную даже самой короткой суре Корана, состоящей всего из трех аятов.

6. Аллах в Своем Коране дал разъяснение всех вопросов, касающихся как религии, так и мирской жизни, а также жизни вечной, предстоящей после смерти, в знании чего нуждаются люди. Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику, e: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (сура «ан-Нахль», 89-аят).

Он также сказал: «Мы ничего не упустили в Писании» (сура «аль-Ан’ам», 38-аят). Имам толкователей Корана из числа сподвижников Абдуллах Ибн Мас’уд сказал: «Аллах ниспослал в этом Коране всевозможные знания и разъяснил в нем для нас все сущее».

7. Аллах по своей милости облегчил понимание и изучение Корана для каждого, кто искренне задумывается над ним и размышляет о нем. Всевышний Господь сказал: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли вспоминающие?» (сура «аль-Камар», 17-аят);

«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (сура «Сад», 29-аят).

Имам-муфассир из числа последователей сподвижников Муджахид в толковании первого аята сказал: «Это значит, что Аллах облегчил чтение Корана». Имам ас-Судди сказал: «Т.е. «Мы облегчили произнесение Корана устами»». Ибн ‘Аббас же сказал: «Если бы Аллах не облегчил произнесение Корана человеческими устами, то ни одно из творений не смогло бы произнести Слово Аллаха» (Ибн Касир «Тафсир» (8/453)).

Имам Ибн Джарир ат-Табари и другие выдающиеся комментаторы Корана отмечали, что Аллах облегчил как чтение текста Корана, так и размышление над его смыслом и извлечение из него полезных уроков (Ибн Джарир «Тафсир» (27/96)). И такой вывод является правильным, как в этом легко убедиться.

8. Священный Коран объял в себя суть всех предыдущих Божественных Писаний и основы шариатов предыдущих посланников. Как засвидетельствовал об этом сам Всевышний Аллах: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (сура «аль-Маида», 48-аят);

«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее» (сура «аш-Шура», 13-аят).

9. В Коране приводятся правдивейшие истории о предыдущих посланниках и древних народах и сообщаются о них такие исторические подробности, которых не было в предыдущих Писаниях. Всевышний сообщил об этом: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце» (сура «Худ», 120-аят);

«Это – некоторые из повествований о селениях, которые Мы рассказываем тебе. Одни из них все еще существуют, а другие уже скошены» (сура «Худ», 100-аят);

«Вот так Мы рассказываем тебе вести о том, что было в прошлом. Мы уже даровали тебе Напоминание» (сура «Та ха», 99-аят).

10. Великий Коран – это последняя по времени ниспослания и заключительняя Книга Аллаха, которая свидетельствует об истинности всех других небесных Писаний. Всевышний Аллах сказал об этом: «Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат и Инджиль, & которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран)» (сура «Аль Имран», 3-4-аяты);

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (сура «аль-Маида», 48-аят).

В данной работе упомянуты лишь некоторые из характерных черт Священного Корана, которые отличают эту Божественную Книгу от всех остальных Писаний. И пока человек не уверует в эти особенности и не станет руководствоваться этим в своей жизни, вера его не будет правильной. А Аллаху ведомо об этом лучше!

Вся хвала принадлежит Аллаху! И да благословит и приветствует Аллах Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

 

При составлении статьи были использованы материалы из книги «Усуль аль-иман», авторы: проф. Салих ас-Сухейми; проф. Абд ар-Раззак аль-Бадр; проф. Ибрахим ар-Рухейли; редакционный совет: проф. Али Насир Факихи; проф. Ахмад аль-Гамиди; перевод с арабского Кулиева Э. Р.

 


[1] В сборнике достоверных хадисов имама Муслима приводится хадис о том, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила однажды Посланника Аллаха, e, о смысле высказывания Всевышнего «Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте» (сура «ат-Таквир», 23-аят), и он ответил ей: «Это был Джибриль. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял собой все пространство между небом и землей» (Муслим «Сахих» (177)).

Имам Ахмад в своем «Муснаде» передает от Абдуллаха ибн Масуда его следующие слова: «Посланник Аллаха, e, видел Джибриля в его настоящем облике: у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев осыпаются самоцветы, жемчуга и яхонты, о которых известно одному Аллаху» (Ахмад «Муснад» (1/395), (6/294). Хафиз Ибн Касир назвал цепочку передатчиков этого хадиса хорошей).

[2] Со слов повелителя правоверных Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Однажды, когда мы сидели около Посланника Аллаха, e, к нам пришел человек в чисто белой одежде и с очень черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас не знал его. Он уселся прямо напротив Пророка, уперся коленями в его колени и, положив ладони на бедра, сказал: «О Мухаммад! Расскажи мне об Исламе». Посланник Аллаха, e, сказал: «Ислам – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь закят, постишься в рамадане и совершаешь хадж к Дому, если можешь добраться до него». «Правильно», – сказал мужчина. Мы же удивились тому, что он сначала спросил его, а затем сам же подтвердил его правдивость. Затем он сказал: «Расскажи мне о вере». Пророк сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом». «И это правильно», – сказал мужчина. Затем он сказал: «Расскажи мне об ихсане». Пророк, e, сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя». «Расскажи мне о (Судном) Часе», – попросил человек. Пророк, e, сказал: «Тот, кого спрашивают, сведущ об этом не более, чем тот, кто спрашивает». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи овец будут соперничать в возведении домов»,ответил он. Затем этот человек удалился, а я еще долго сидел рядом с Пророком. Потом он спросил меня: «Знаешь ли ты, о, Умар, кто спрашивал меня?». Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Поистине, сам Джибриль пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии» (Муслим «Сахих» (8)).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.