Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Адаптация - приспособляемость организма к внешним и внутренним изменениям, приспособление литературного произведения к его экранному воплощению.






Адаптация - приспособляемость организма к внешним и внутренним изменениям, приспособление литературного произведения к его экранному воплощению.

Адепт (лат. adeptus - достигший) - человек, посвященный в тайны учения, секты и пр.; ревностный приверженец учения, идеи (СИС[36]).

Алгоритм - точное предписание, задающее вычислительный или иной алгоритмический процесс.

Амбивалентность (лат. ambo - оба и valentia - сила) - двойственное переживание одного и того же объекта, вызывающего противоположные чувства (любви и ненависти и т.п.).

Ангажированность (фр. engagement - обязательство, наем, приглашения играть в спектакле) - центральный момент в вовлеченности (погружении) зрителя в произведение искусства, художника - в его создание, понятие, в современной эстетике являющаяся альтернативой понятию эстетической незаинтересованности.

Анимация (лат. anima - душа) - одушевление, оживление объектов на экране.

Антифонная музыка (греч. antiphonos - звучащий в ответ) - музыка, в которой солисту всегда «отвечает» хор.

Антропоцентризм — религиозное учение.

Антропоцентрический поворот (в технике) - изменения в конструкции машин, аппаратов, приборов и устройств, которые делают их более приспособленными к взаимодействию с человеком.

Априорные категории - в философии И. Канта пространство и время, как формы сознания (категории) (СЭС[37]).

Аранжировка (фр. arranger - приводить в порядок) - переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте; изменения музыки в процессе исполнения, характерные для джаза (СИС).

Арпеджо - исполнение аккорда не одновременно, а в разбивку, обычно начиная с нижнего тона, применяемое в игре на арфе; смещение звуков или целых музыкальных структур во времени и по высоте.

Архетип (греч. arche - начало, tipos - образ) - врожденная психическая структура (прообраз, первообраз), таящаяся в глубинах «коллективного бессознательного» - одна из главных категорий «аналитической психологии» К. Юнга (ЛНК).

Аспект (лат. aspectus - вид) - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.

Аттрактор (лат. attrahere - притягивающий) - устойчивое состояние динамической системы, описываемое траекторией аттрактора на фазовой диаграмме, к которой стягиваются другие траектории (переходов состояний) при их попадании в область действия аттрактора.

Аттракцион - техническое устройство, служащее для развлечения, как например, карусель или компьютерная система виртуальной реальности; эффектный цирковой или эстрадный номер.

Аудиовизуальная культура — новая звукозрительная коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми -культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную).

Аудиовизуальное - искусственно созданные объекты, в которых осмысленно объединены звук и изображение, предназначенные для тиражирования, трансляции, распространения на разных носителях и по разным каналам.

Аудиовизуальные технологии - технологии создания аудиовизуального действия, а также аудиовизуальных продуктов, их распространения и воспроизведения на основе аналоговых или цифровых форм записи аудиовизуальной информации.

Аудиовизуальный синкретизм — соединение зрительных и слуховых ощущений, дающее полную картину развивающегося пространства, протяженного во времени.

Аутистическое мышление - мышление, подчиняющееся эффективным потребностям, а не логике и разуму.

Биорецепторы — система анализаторов (рецепторов) восприятия окружающей действительности.

Бифуркация (лат. bifurcus - раздвоенный) - разделение, раздвоение, разветвление направлений эволюции динамической системы, решений нелинейных уравнений и т.п.

Вестерн (англ. western - западный) - жанр преимущественно американских фильмов, посвященных первым поселенцам американского Запада.

Вертикальный монтаж — концепция монтажа С. Эйзенштейна, представленного партиями звука, цвета, объема и др. в виде строчек оркестровой партитуры, увеличивающих степень «похожести» кинотекста на реальность.

Видеоадаптер - видеокарта (плата), обеспечивающая подготовку видеоданных в цифровой форме для отображения на экране дисплея.

Видеоискусство - относительно самостоятельная сфера творчества и распространения произведений экрана на видеоносителях.

Видеоконференция — речевое общение в сети, сопровождаемое в окне монитора видеозаписью партнеров почти в реальном времени (с той задержкой, которую дает качество конкретной коммуникационной сети).

Видеотеатр - кинозал, специально оборудованный для коллективного просмотра видеофильмов на большом экране.

«Видеопиратство» — незаконная перезапись, тиражирование и распространение фильмов в различных технических формах.

Видеоэкранные игры — игры, опосредованные компьютерными программами.

Визуальная антропология — отрасль знания и деятельности, исследующая повседневность на основе этнографии, этнологии, опираясь на документальные аудиовизуальные записи.

Винчестер - магнитный накопитель на жестком диске емкостью в десятки гигабайт.

Внешние устройства ПК:

относительно процессора - элементы системной платы (оперативная память, системная шина, видеоадаптер и т.п.);

относительно системной платы - дисковые виды памяти (винчестер, CD-ROM и др.);

относительно системного блока - устройства ввода, устройства вывода, переносные устройства памяти (винчестер, флэш-память и др.).

Виртуальная зависимость (англ. virtual addiction disorder) - дезадаптация и подчинение реальной жизни виртуальным переживаниям.

Виртуальный образ - виртуальный объект внутреннего мира человека, представляющий предметы, и сопровождающие их восприятие переживания и чувства.

Виртуальная реальность — реальность, которая не существует, но дается индивиду в ощущениях.

Виртуальное пространство — иллюзорное пространство, создаваемое в результате взаимодействия индивидуального сознания и матриц коллективного бессознательного на базе локальных социокультурных полей.

Виртуальные явления - события, пребывающие в скрытом состоянии и могущие проявиться, как возможные, обычные или выдуманные.

Виртуальный (лат. virtualis - возможный) - объект или эффект, который может или должен проявиться при некотором условии.

«Всемирная паутина» (англ. World Wide Web - мир, обширный, пау-тина) — пользовательский интерфейс - гипертекстовая технология с удобной системой гиперсвязей, часто отождествляемый с Интернетом.

Вторичные знаковые системы - искусственные языки общества, культуры, науки, надстраиваемые над естественными устно-письменными языками.

Гармония (греч. armonia - связь, стройность, соразмерность) - слияние компонентов объекта в единое целое, существенная характеристика прекрасного; один из важнейших разделов музыковедения.

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - этическое учение, признающее высшим благом наслаждение.

Гипертекст - форма организации и представления текстового материала, в которой, в отличие от линейного текста, смысловая структура базируется на объединении внутренних структур содержания с компьютерной программой, которое позволяет, переходя между взаимосвязанными текстовыми фрагментами, осваивать структуру смысловых связей.

Глобкомфакт — полифункциональный объект глобальной коммуникации, в котором возникает широкая гамма его процессуальных и предметных, художественных и нехудожественных составляющих: неологизм, параллельный искусствоведческому понятию артефакта, предложенный Я. Б. Иоскевичем.

Глубина художественного пространства ТВ - последовательные трансформации реальности на пути к конечному результату телевизионного творчества.

Девальвация - обесценивание; законодательное уменьшение золотого содержания денежной единицы какой-либо страны.

Девиантный (лат. deviatio - уклонение) - отклонение от правильного направления развития, приводящее к отклонению в строении органа, организма, психики и т. п.

Детерминант — определитель в математике; в общем словоупотреблении - причинная обусловленность (СИС).

Джазовый джем-сейшн — деятельность по порождению музыкального текста множеством пользователей, когда исчезает традиционное понятие авторства и открывается поле для свободной импровизации.

Диахронный - предмет изучения, взятый в историческом времени развития, в противоположность синхронии - единовременному срезу исторических реалий (термин лингвистики).

Дизайн (англ. design - конструировать) - процесс художественного проектирования, а также эстетический облик объектов проектирования.

Дистанционное обучение — обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый пространственно разделены.

Домашний кинотеатр - комплекс воспроизводящей техники, интегрирующий функции аудиоплеера, телевизора и видеомагнитофона.

Жест художника — «художественное поведение», как основная составляющая артефакта, иногда замещающая артефакт.

Жидкокристаллический дисплей — дисплей на жидких кристаллах, изменяющих оптическую структуру и свойства в зависимости от электрического заряда.

Заппинг - перещелкивание кнопок ПДУ «нетерпеливым кинозрителем» по ходу телепоказа.

Звукозапись — процесс записи звуковой информации, а также сама записанная информация, осуществляющаяся на механической, магнитной, фотографической, магнитооптической или оптической основе.

Знак - материальные чувственно воспринимаемые предмет, явление или действие, используемые как заместители другого предмета, свойства или отношения и могущие быть копиями (иконическими знаками), признаками (индексными) и символами, для понимания которых необходимо знание их значения (СЭС).

Игра - непродуктивная деятельность, мотив которой заключается в самом процессе, а не в результатах (СЭС).

Иконоскоп - передающая и телевизионная трубка, преобразующая оптическое изображение в электрический сигнал.

Иконические знаки (иконы) — знаки, фиксирующие отношения визуального подобия означаемого и означающего.

Индексы — знаки, устанавливающие отношения между означающим и означаемым по ассоциации.

Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление в искусстве, ставящее в центр внимания художника изобразительно-выразительные средства искусства (ЛНК).

Индустриальная основа кинематографа - комплекс производственных и сбытовых предприятий, являющийся отраслью экономики, ориентированной на самоокупаемость и высокую рентабельность кинодеятельности.

Инструментальное действие — любой акт, явный или скрытый процесс и результат его осуществления, носящий целенаправленный характер, в котором заложен способ достижения какой-либо цели.

Инструментация - процессы приобретения навыков использования инструментов, овладения «схемами» действия.

Инструментальное программное обеспечение - комплекс программ, предназначенный для создания программных систем, включающий в свой состав компиляторы (трансляторы) с языков программирования, интерпретаторы (исполнители программы в процессе их трансляции), программы редактирования программ, записанных на символьном языке программирования, библиотеки стандартных программ и др.

Интерактивное искусство - область деятельности, идей и опыта, в которых формируются потоки образной, текстовой и звуковой (смешанной) информации, управление которой доступно пользователю (зрителю), влияющему на эстетику художественной формы.

Интерактивное телевидение — телевидение, предоставляющее пользователю возможность выбора программы и, в перспективе, возможность выбора направления развития экранного произведения.

Интерактивность (англ. interactivity) - неклассический тип взаимодействия реципиента с артефактом, получивший развитие под воздействием виртуальной реальности в искусстве, сетевых способов передачи художественной информации, составляющий в современной культуре предмет герменевтики (ЛНК).

Интернет (лат. inter - «между», англ. net - сеть) - глобальная компьютерная сеть, объединяющая информационные ресурсы ряда компьютерных сетей.

Интернет-зависимость (англ. Internet Addiction Disorder) - патологическая, непреодолимая тяга к использованию Интернета.

Интертекст — результат взаимодействия многих текстов: литературных, живописных и др., как технически опосредованных, так и неопосредственных.

Интертекстуальность - существование линейного текста в пространственно-временном окружении других текстов; принципиальный художественный прием эстетики постмодернизма и деконструкции текста, предполагающих открытость не только текста, но и контекста, вписанного в бесконечное множество других, более широких контекстов.

Интерфейс (англ. interface) - средства связи и сопряжения устройств ПК, обеспечивающие их эффективное взаимодействие; в широком значении -средства обеспечения связи и взаимодействия ПК с сетью, ПК с любой ЭВМ, пользователя с ПК и т. п.

Интранет (лат. intra - внутри, англ. net - сеть) - локальная вычислительная сеть, полностью подобная сети Интернет.

Информатика - наука о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе, являющаяся комплексным научным направлением междисциплинарного характера.

Инфосфера — информационная сфера общества, включающая в себя всю созданную человеком знаковую среду и средства ее создания и поддержки функционирования.

Информационное общество - общество, в котором обеспечивается всеобщая доступность информации, способное предоставить технические средства доступа всем членам общества и ориентированное на производство знаний.

Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан.

Информационная революция — этап развития НТР, характеризующийся широким распространением коммуникационной и информационной техники, стремительным ростом объемов хранимой в электронной форме, обрабатываемой и передаваемой информации, возникновением новых «информационных» наук и расширением целей, задач и методов традиционных, в том числе и многих гуманитарных, наук.

Искусственный интеллект — компьютерная (программно-аппаратная) информационно-алгоритмическая система моделирования познавательных процессов человека.

Искусствоведение (искусствознание) - комплекс общественных наук, изучающих художественную культуру, отдельные виды искусства, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и различными явлениями культуры, вопросы формы и содержания художественных произведений и др. (СЭС).

Искусство участия - новый тип художественной деятельности, поле активности, которое формируется благодаря распространению компьютерных игр и виртуальных машин.

Исчезновение экрана — футуристическое вторжение виртуальной реальности в повседневную жизнь, когда сам экран исчезает, и экранная культура, саморастворяясь, приобретает иной смысл, где стирается грань между реальным и воображаемым и снимаются нынешние запреты на передачу ощущений, запахов, всего того, что экран передать не может.

Иррациональное (лат. irrationalis - неразумный) - невыразимый в понятиях, недоступный разуму; в математике - несоизмеримый.

Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение) - содержание сообщения или сигнала.

Кадр — ограниченная часть видимого пространства, заключенная в рамку отрезка пленки и/или экрана.

Катарсис - эмоциональная разрядка зрителей в процессе переживания трагедии.

Катахреза — такое использование орудия, которое вызывает к жизни новые функции, связанные с его применением и управлением им.

Киберклан (кельт. clann - род) - группа людей, всей своей жизнью включенных в киберпространство.

«Киберпространство»:

1) метафора информационной сети;

2) технологическая система связи и взаимодействия пользователей на основе информационных технологий.

Кинетическое искусство - искусство, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами (ЛНК).

Кинескоп — принимающая телевизионная трубка, использующаяся в телевизорах для воспроизведения передаваемого изображения.

Кинетоскоп - аппарат для индивидуального просмотра движущихся фотографий (фильмов).

Клон (греч. klon - ветвь, побег, отпрыск) видеоэкранной игры - схема компьютерной игры (алгоритм), порождающая серию игр, отличающихся содержательной реализацией персонажей, дизайном и глубиной детализации -мелкими подробностями и несущественными возможностями.

Клон-имидж - электронный двойник актера, эксплуатируемый в самых различных мультимедийных продуктах для расширения его или их популярности.

Книжная культура — культура, в которой носителем неизменяемых текстов и иной информации является твердый (бумажный) носитель.

Когерер (от лат. cogerentia - сцепление) - в первом радиоприемнике А.С.Попова - стеклянная труба с металлическими опилками внутри, требующих встряхивания.

Когнитивные науки (англ. cognition - знание) - науки о знаниях и процессах познания.

Комбинированные формы записи визуального и аудиовизуального - совокупности любых фиксируемых «текстов» (например, комиксы, фотороманы и др.).

Компакт-диск — вид оптического диска большой емкости памяти, с которого данные, а также музыкальные записи, считываются лазерным лучом на дисководе CD-ROM.

Компьютерная графика - метод получения с помощью компьютера изображений, в том числе движущихся.

Компьютерная музыка - направление электронного музыкального искусства, представляющее необычное соединение обыденных звуков и музыки.

Компьютерные искусства — изобразительные и музыкальные произведения, полученные с помощью компьютера, которые воспроизводятся преимущественно на компьютерной технике, но могут существовать также в виде печатных документов, рисунков, мультипликации и музыкальных записей, воспроизводимых без участия компьютера.

Компьютерные телекоммуникации - линии непосредственной связи ЭВМ, разнообразные коммуникационные системы и оборудование связи: телефонной, радио, оптико-волоконной и космической (спутниковой).

Компьютерный вокал — пение, подобное пению человеческому, генерируемое компьютерным музыкальным редактором и синтезатором.

Конвенциональный (лат. convention - соглашение) - условный, принятый, соответствующий традициям (СИС).

Конвергенция (лат. convergere - приближаться) телефонной связи, телевизионной и компьютерной техники - сближение и интеграция технических средств, объединение функций различных устройств в одном техническом приборе.

Консуетал (лат. обычный) - привычный ряд событий, свойства которого очень похожи на сновидения, которые укладываются в рамки обычной жизни.

Концепт (лат. conceptus - мысль) - идея, представление, основная мысль.

Концепция «множественных реальностей» - виртуальная реальность, осваиваемая не только как составляющая компьютерных игр, но и как среда обширного культурного взаимодействия.

Концепция «нового изображения» — масштабное явление взаимосвязи, взаимовидения, взаимонаблюдения, основывающееся на повсеместном распространении сетевых камер, благодаря которым пользователь Интернета может заглянуть «во все уголки мира».

Концерт - сценическая форма презентации культуры, имеющая последовательность «номеров».

Креативный (лат. createonis - созидание) - творческий.

Круговая кинопанорама (кругорама, циркорама) - вид кинематографа, в котором изображение проецируется на экран полного кругового обзора.

Культурный дискурс (лат. discursus - рассуждение, суета и т.п., фр. dis-cours - речь) - связный текст, взятый в событийном аспекте и рассматриваемый как социальное действие (ЛЭС).

Логос (греч. logos - понятие, мысль, слово) - понятие древнегреческой философии, введенное Гераклитом, объединяющее слово (речь, высказывание) и смысл (понятие, суждение); в христианстве отождествляют со вторым лицом святой троицы (СЭС).

Локальная вычислительная сеть (ЛВС) - компьютерная сеть на предприятии, организации, территории (корпоративная, городская и т. п. сеть), соединяющая несколько ЭВМ на расстоянии до трех километров.

Магнитная запись изображения — запись электрических сигналов, несущих информацию об изображении (видеосигналов) на магнитный носитель (ленту, диск, барабан).

Магнитная звукозапись — звукозапись, носителем которой является магнитная лента.

Магнитная лента - гибкая пластмассовая лента, покрытая тонким магнитным слоем, являющаяся носителем звуковой информации, в основном аналоговой.

Маргинальный (лат. marginalis - на краю) - близкий к пределу, находящийся на краю; заметки, написанные на полях, выносные заголовки на полях журнала и т. п. (СИС).

Массовая культура — тип культуры, характеризующийся индустриально-коммерческой формой производства и распространения духовных продуктов.

Междисциплинарные науки - науки, методы и результаты которых находят применение во многих предметных областях, научно-технических и гуманитарных сферах деятельности.

Ментальность (лат. mentality - умственный) - интеллектуальный мир человека, способ мышления, склад ума, мировосприятие, которые создают картину мира и скрепляются традицией.

Методология (греч. methodos - прием, способ; logos - учение) - учение о научном методе (способе) познания; совокупность методов конкретной науки (СИС).

Микропроцессор (МП) - специализированная ЭВМ, выполненная на одном кремниевом кристалле и имеющая набор команд, ориентированный на решение какого-либо узкого класса задач.

Микропроцессор ПК — центральное устройство ПК, выполняющее арифметико-логические операции и управляющее исполнением программы, памятью и др. устройствами.

Микрофон - преобразователь звуковых колебаний в электрические.

Мимезис - подражание в процессе обучения и творчестве.

Мозаичная культура - культура, проявляющаяся во фрагментации и индивидуализации структуры знаний человека и его культурного опыта.

Мозаичные экраны - форма концентрации, «сжатия» разнохарактерной информации, одновременно представляемой на одном или нескольких экранах.

Модем — устройство, преобразующее сигналы от ПК в форму, воспринимаемую телефонной сетью, и обратно.

Модальность (лат. modus - способ, наклонение) - выражаемый суждением характер достоверности как возможной, действительной или необходимой; отношения говорящего к высказыванию и высказывания к действительности (СИС).

Монтаж (в кино) - подбор и соединение кусков фильма в определенной последовательности (СИС).

Музыкальные скульптуры - новое направление развития компьютерных искусств, представляющее собой создание системы звучащих скульптур, на характер «звучания» которых может влиять аудитория.

Музыкальный компьютер — ПК, оснащенный звуковой картой с аудио-синтезатором, внешними MIDI-устройством, MIDI-клавиатурой и программой -музыкальным редактором.

Мультимедиа (англ. multi - много, medium - среда, посредник) -«многосредовая» новая информационная технология, объединяющая технологии создания и обработки текста, изображения, трехмерной графики, музыки, анимации, видеоклипа и элементов виртуальной реальности.

Мультимедийные технологии — технологии, позволяющие объединить на одном персональном компьютере текст, графику, электронную живопись, движущиеся изображения - видео и анимацию, речь и музыкальный звук.

Мультипликация (лат. multiplication - умножение) - вид киноискусства, создающего свои произведения путем съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов; термин «анимация», означающий то же самое, акцентирует «одушевление» персонажей мультипликационного фильма.

Мысленный образ - совокупность структурных свойств и связей между свойствами реальности, используемых для описания внешнего и внутреннего мира индивида или сообщества.

Нанотехника — техника, элементной базой которой являются отдельные атомы, молекулы и молекулярные системы. Нанотехнология:

1) новая наука, изучающая закономерности физико-химических процессов на уровне нанометровых размеров с целью управления атомами и молекулами при создании наноматериалов и наноустройств;

2) технологии производства наноматериалов и наноустройств с использованием туннельной микроскопии - сканирующих микроскопов для конструирования наноструктур.

Научно-техническая революция (НТР) - преобразование производительных сил на основе достижений науки, превращение науки в ведущую производительную силу.

Негэнтропия - мера организованности материи, рассматриваемая, в противоположность понятию «энтропия», как меры ее дезорганизации или хаоса.

Новые аудиовизуальные технологии - часть современных информационных технологий, предназначенная для создания, фиксации, хранения, распространения и воспроизведения аудиовизуальных информационных продуктов.

Новые информационные технологии — цифровые технологии создания, обработки, использования и распространения информации с помощью электронных вычислительных машин, технических средств коммуникации и программ общего и специального назначения.

Новые коммуникативные системы - коммуникативные системы, способные порождать типы «текстов», которые ранее (вне данных средств) не существовали, как, например, аудиовизуальные средства общения (видеотелефон и т. п.).

«Некнижные материалы» — современные средства хранения информации, к которым относятся звукозаписи, неподвижные изображения, изображения в движении и др. и их комбинации.

«Обиходная» музыка - музыка, основанная на личной солидарности людей и связанная с их непосредственным участием в ее исполнении.

Оболочка — резидентная программа, упрощающая обращение к постоянно используемым командам операционной системы, не обеспеченной графическим интерфейсом.

Обратная связь — физическое или информационное воздействие, подаваемое с выхода физической или информационной системы на ее вход, усиливающее результаты функционирования системы (положительной обратной связь) или их ослабляющая (отрицательная обратная связь).

Операционная система - комплекс программ (оболочка), представляющий собой пользовательский интерфейс нижнего уровня, обеспечивающий простой и эффективный доступ к ресурсам ЭВМ.

Операция — психическое инструментальное действие, характеризующееся неоднократным достижением цели, устойчиво связанной со способами ее достижения.

«Оптический театр» Эмиля Рейно - представление, в котором демонстрировалось не фотографическое движущееся изображение, а рисованное.

Обтюратор - заслонка, с частотой проекции кадра перекрывающая световой поток в киносъемочных, кинопроекционных и других аппаратах.

Пагинация (лат. pagina - страница) - порядковая нумерация страниц рукописи или книги (СИС).

Пантеон - храм всех богов (греч.), усыпальница выдающихся людей (Древний Рим).

Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - пример, взятый для сравнения, доказательства, принятый за основание и т.п. (СИС).

Параметр порядка — численное значение физической величины, определяющее переход диссипативной (рассеивающей энергию или вещество) системы в другое физическое состояние: пример - точка кипения воды.

Паттерны - устойчивые макросостояния перцептивно-лигвистичес-ких структур интеракций; благодаря этой структурной устойчивости создаются схемы объяснения (парадигмы) науки и средства выразительности (стили) искусства.

Первичные знаковые системы — знаковые системы, представляющие собой естественные языки людей.

Первобытное мышление (сознание) - пралогическое (дологическое) или инологическое мышление, обращающее внимание исключительно на мистические причины и обнаруживающее полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум.

Периферийное оборудование ПК — технические средства ввода и вывода информации, устройства внешней памяти и технические средства телеобработки данных.

Персональный компьютер (ПК) — высокопроизводительная настольная или переносная вычислительная машина на базе мощного микропроцессора, имеющая широкий набор устройств внешней памяти, периферии и программ и таким образом обеспечивающая пользователя индивидуальными средствами создания, обработки и передачи информации в информационной сети.

Перформанс (англ. performance - исполнение) - публичное создание художественного артефакта, не претендующего на профессионализм, долговечность, основанное на жесте, эпатаже, провокационности в аспекте самодостаточности творческого акта (ЛНК).

Перцепция (лат. perceptio - восприятие) - непосредственное восприятие объективной действительности органами чувств человека (СИС).

Пленэр (фр. plein air - вольный воздух) - работа художника не в мастерской, а на открытом воздухе; пленэрная живопись стремится к передаче естественного света и воздуха, реальных оттенков цвета объектов, наблюдаемых в природе (СИС).

Постмодерн (лат. post - после, фр. moderne - современный) -культурное течение, охватывающее философию, науку, эстетику и искусство, характеризующее эпоху культуры, разочарованной в идеалах Возрождения и Просвещения (ЛНК).

Постсинхронизация - синхронизация в фильме изображения и звука, записанных по отдельности.

Прагматика — наука, изучающая отношения между интерпретатором знака и знаком.

Презумпция (лат. praesumptio - предположение) - предположение вероятности случая, факта; предположение невиновности до тех пор, пока достоверность поступка не доказана (юридический термин).

Прикладное программное обеспечение - комплекс программ, объединяющий программы, созданные для решения тех или иных задач пользователя, а также пакеты прикладных программ, ориентированные на решение массовых научных, инженерных, издательских, экономических и др. задач.

Принцип подчинения (slaving principe) - подчинение большого числа параметров состояния малому количеству параметров порядка.

Принципы корпоративного управления - равенство участников, общая цель максимизации прибыли, свобода выбора и смены партнера.

Программа ЭВМ — машинный алгоритм, представляющий последовательность машинных команд, приводящую к решению задачи на ЭВМ.

Программное обеспечением ЭВМ — совокупность программ и документации, необходимой для их эксплуатации.

Проекция (лат. projectio - выбрасывание вперед) - изображение предмета на плоскости или иной поверхности.

Протехно (лат. pro - приставка «за») - позиция, отстаивающая технический прогресс.

Прототекст (греч. protos - первый) - первоначальный, исходный, старинный и т.п. текст.

Процесс ретрибализации — существование индивида в составе все новых сообществ, групп, объединенных общими интересами в метасистеме гомогенной культуры.

Процесс самоорганизации культуры - процесс, связанный с интерактивными блужданиями людей по пространствам языков и чувственных средств науки и искусства.

Прямой репортаж — телерепортаж, построенный по схеме «действительность - экран», где сама действительность еще художественно не преобразована.

Психологические орудия (инструменты) - социальные приспособления, такие как знаки языка, исчисления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы и т. п. средства выражения смыслов, служащие для ориентации человека в окружающем мире и овладения собственными психическими процессами.

Психическое инструментальное действие — воздействие субъекта на предметный мир, преобразование предметной ситуации.

Психические потребности — потребности сенсорной активности, адаптации, совместного действия, креативные, социального взаимодействия и др.

Рабочая станция - миниЭВМ, производительность которой выше мощности самых высокопроизводительных ПК, применяемая в качестве рабочих мест ЛВС анимационных студий, рекламных агентств, в других организациях, выпускающих аудиовизуальные информационные продукты.

Радио (лат. radio - излучение) - способ беспроволочной передачи сообщений при помощи радиоволн.

Ресурсы Интернета - WWW, электронная почта, конференции, чаты и средства передачи файлов.

Ретрансляция культуры - процессы фиксации культуры и передачи следующим поколениям.

Рецепторы (лат. recipere - получать) - нервные окончания, воспринимающие информацию об изменениях во внешней (экстероцепторы) и внутренней (интероцепторы) среде организма.

Рефлексия (лат. reflexio - отражение) - размышление, подверженное сомнениям и противоречиям, включающее анализ собственного состояния; в общем словоупотреблении - отражение и отраженное.

Референт (лат. referens - сообщающий) - докладчик или консультант по должности; предмет, обозначенный словом или др. знаком (денотат) (СИС).

Референция знака — указание знака на вещь.

Реципиент (лат. retipientis - принимающий) - испытуемый, принимающий (человек или орган) донорскую помощь в лечебных или научных (экспериментальных) целях, объект испытаний в психологии и проч.

Речевые технологии - компьютерные технологии, обеспечивающие автоматическое распознавание живой и автоматический синтез машинной речи.

Самоорганизация — коллективный эффект спонтанного упорядочивания и эволюции нелинейных динамических систем, возникающий на макроуровне системы.

Семантика - наука об отношениях между знаками и означаемыми.

Семиозис - знаковый процесс порождения и функционирования знаковых систем.

Семиотика (греч. semeion - знак, признак) - наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем (СЭС).

Семиотика или семиология (от греч знак) — наука о знаках и знаковом поведении.

Сервер - мощный компьютер и программное обеспечение, предоставляющие возможность связи пользователя с Web-страницами Интернета.

Сетевая конференция - публичная переписка через Интернет, в которой может принять участие любой желающий.

Сетевое программное обеспечение — комплекс программ, установленных частью на сервере и частью на всех ПК сети, обеспечивающий своим абонентам коллективное использование ресурсов сети, управляя доступом к сетевым ресурсам, информационными потоками и т.п.

Сетевой протокол - система соглашений по обмену данными между источником и приемником информации.

Сетевые художественные артефакты - вовлеченные в художественный процесс новые предметные и процессуальные компоненты, конструируемые на базе гипертекстовых структур мультимедийными средствами репрезентации.

«Сетература» (от «сеть» и «литература») - новый вид литературного творчества, осуществляемого в информационной сети.

Символ (греч. simbolon) - знак, фиксирующий конвенциональные отношения между означаемым и означающим, которые есть результат соглашения, правила, устанавливающего отношение между означающим и означаемым (СИС).

Символическое моделирование - моделирование, основанное на использовании знаковых систем для описания (создания модели) логического объекта, из которого по определенным правилам можно выводить свойства реального объекта.

Симультанность (фр. simultane) - одновременность.

Симуляция (лат. simulatio) - притворство.

Синергетика (греч. synergeia - содействие) - наука, изучающая процессы самоорганизации в лазере, мозге, двигательных функциях человека и животных, в обществе, популяциях и биоценозах и во многих других сферах жизни.

Синергетическая динамика культуры - коллективный эффект субъектов, изменяющих макросостояния культуры под воздействием параметров порядка, формируемых на микроуровне сложными интеракциями субъектов культуры.

Синергетическая интерактивность — процесс взаимодействия, состоящий в флуктуациях, творческих поисках людей (интеракциях), описываемых через структуры восприятия и языка.

Синкретизм — единство разнородных элементов.

Синтактика — раздел семиотики, наука об отношениях между знаками.

Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Система коммуникации — исторически развившиеся способности людей к взаимному общению, форма (техника) связи, средства массовой коммуникации.

Системная плата (англ. motherboard - материнская) - основная часть ПК, несущая центральный МП и микросхемы управления внутренними связями, потоком данных, прерываниями и интерфейсными системами.

Системное программное обеспечение - операционные системы и их оболочки.

Сканер — устройства считывания и ввода текста, изображений, фотографий с твердого носителя - бумаги, слайда и др.

Скейлинг (scaling) - детерминизм фрактального описания, подразумевающий поиск и интерпретацию масштабных инвариантов, характеризующих нерегулярность, изрезанность формы на различных масштабах.

Сон, как виртуальная реальность — проекции личностных смыслов и духовных конструктов, представленных в неразрывном континууме.

«Союзкино» - орган управления киноотраслью; созданный при правительстве СССР в 1930 г.

Специальные эффекты:

1) компоузинг - электронный спецэффект, создающий видимость непрерывного перехода в фантазматических иллюзиях, дематериализации объектов, их раздвоения и т.п., заменяющий комбинированные киносъемки;

2) морфинг - компьютерный способ превращения одного кинематографического объекта в другой путем его постепенной непрерывной деформации (ЛНК).

Средства ввода информации в ПК:

ручные: клавиатура, мышь, джойстик, трекбол, игровые манипуляторы (рули, педали и т.д.) и др.;

видео: сканер, графический планшет, видеомагнитофон (подключенный на ввод), телевизионный тюнер, ресивер для приема спутникового сигнала, встроенная PC-камера, внешние цифровые фото-и видеокамера, инфракрасный порт и др.;

аудиальные: микрофон, магнитофон, различные музыкальные инструменты, синтезаторы и др.;

датчики системы виртуальной реальности: киберкостюм, киберперчатки, киберсапоги;

средства связи с Интернетом: телефонная линия, модем, сетевая карта, выделенная линия ЛВС, приемник сигналов беспроводной сети.

Средства ввода и вывода информации ПК - аудиокарта, модем, шлем виртуальной реальности с микрофоном и очками-дисплеями, видеокарта. Средства вывода информации из ПК:

устройства вывода на твердый носитель: принтер, плоттер (графопостроитель), ксерокопировальный аппарат с интерфейсом для подключения к ПК;

устройства, подключаемые к видеоадаптеру: электронно-лучевой дисплей, в том числе телевизор, жидкокристаллический и газоплазменный монитор, очки-дисплей;

устройства, подключаемые к аудиокарте: динамик, акустическая система и др.;

осязательные: сектор Брайля на клавиатуре для слепых и слабовидящих пользователей.

Средства экстериоризации памяти — техническая память, рассматриваемая как феномен аккумулирования программ поведения, представляющий «истинную инстанцию, способную поставлять символическую репрезентацию реальности».

Странный аттрактор - область аттрактора, в которой траектории находятся в состоянии случайных блужданий (или «привлекающего хаоса»).

Стереокино (стереоскопическое кино) - вид кинематографа, технические средства которого создают иллюзию объемного изображения (СЭС).

Структура — взаиморасположение и связь частей целого.

Структурализм - направление в гуманитарном знании, связанное с использованием структурного метода моделирования элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, истории и др., имеющее объектом исследования культуру, как совокупность знаковых систем (СЭС).

Суггестия (лат. uggestio - внушение) - категория эстетики западноевропейского символизма, определяющая чистое искусство, как «продукт суггестивной магии» (Ш.Бодлер) (ЛНК).

Сценарий (итал. scenario) - литературное произведение, предназначенное для кинематографического или телевизионного воплощения; краткое описание или схема действий для воплощения в спектакле того или иного рода искусства - драматического, балетного и т.п.

Твердый носитель информации - бумага или другой информационный носитель, не требующий специального устройства чтения информации.

Тезаурус (греч. thesauros - запас) - толковый словарь, а также систематизированные данные определенной предметной области, служащие для ориентации в ней; метафорическое значение - сокровищница.

Телевидение (от греч. tele - далеко, лат. visio - видение) - система передачи изображения в пространстве, дальновидение, видение на расстоянии.

Телеграф Морзе — телеграф, основанный на передаче сигналов разной длительности, принимаемых в виде системы тире и точек.

Телезритель-актер (telespect-acteur) - активно действующий зритель, зритель-соавтор.

Телетеатр - кинозал, специально оборудованный для показа прямых телевизионных трансляций на большой экран.

Телефон (греч. tele - далеко, phone - звук) - прибор для передачи членораздельной речи.

Телепортация (греч. tele - далеко, фр. porter - носить) - непосредственный перенос тел в пространстве или во времени.

Темперация (лат. temperatio - правильное соотношение) - естественная «сложенность» чего-либо; в музыке - точное значение высоты и позиций звуковой шкалы (звукоряда).

Теологическая теория кино (греч. theos - бог, logos - учение) - теория, согласно которой именно текст Творца запечатлевается и передается благодаря механизмам экранного искусства.

Теория «развернутого кино» — теория кино, согласно которой кино призвано сочетать различные формы аудиовизуальной записи и воспроизведения с реальным сценическим действием, что приводит на практике к созданию особого рода хэппенингов.

Технический артефакт - искусственноe орудие действия.

Технические искусства — искусства эпохи «технической воспроизводимости» (В. Беньямин) произведений, которое лишает их «ауры» единственности, изменяя природу искусства (ЛНК).

Технические фильтры — средства «языка экрана», непосредственно связанные с возможностями аппаратуры (свойства объектива, фокусировка и т. п.).

Технический прагматизм - практическое использование достижений техники без амбиций социокультурного переустройства.

Технология — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции (СЭС).

Технология творчества - система предварительного проектирования творческого процесса в системе взаимосвязанных средств, методов и приемов, инструментирующих выполнение определенной творческой деятельности.

Транспозиция — перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал с изменением тональности произведения.

Трансцендентный (лат. transcendens - потусторонний) - выходящий за пределы сознания, запредельный; в математике неалгебраические функции и числа, не удовлетворяющие никакому алгебраическому уравнению (СИС).

Треугольник экранной коммуникации - схематическое изображение в форме треугольника компонент, составляющих экранную коммуникацию, -техники, социального функционирования и «языка» экрана.

Универсальный «знаковый фонд» аудиовизуальной сферы — функция общения, объединяющая кинематографические и телевизионные экранные формы.

Урбанизация (лат. urbanus - городской) - рост крупных городов; распространение черт жизни крупных городов в др. поселениях, например, в сельской местности.

Феноменология (греч. phainomenon - являющееся) - учение о саморазвитии духа (Гегель); исследование духовных сущностей сознания, как независящих от реальности и чувственного опыта (Гуссерль); процесс явления, явленное и т. п.

Фильм - любая форма записи изображения в движении, вне зависимости от ее материального носителя.

Филология - наука о литературе и языке.

Флуктуация (лат. fluctuation - колебание) - случайное отклонение числовой характеристики величины или траектории частицы от средних показателей в динамической (синергетической) системе.

Флэш-память — переносная (внешняя) память на кремниевом кристалле, работающая на принципе сохранения заряда в транзисторных ячейках без электропитания, используемая для записи и длительного хранения любых данных, включая изображения и звук.

Фонограф - прибор для механической записи и воспроизведения звука, в котором носителем звука является обернутый фольгой вал, покрытый воском, а запись производит игла-резец, связанная с мембраной, вычерчивающая на валу канавку переменной глубины.

Фотография — разновидность визуальной коммуникации наряду с различными «техниками» живописи, гравюры и т.д., являющаяся технически обусловленной формой «письменности».

Функция рамки - ограничение поле зрения, обеспечивающее усиление функции внимания в центре воспринимаемого объекта, действия и т.п.

Фракталы — геометрические формы, принципиально отличные от линий, точек и плоскостей, применяемые для описания сложных нерегулярных фрагментов действительности.

Фрактальные объекты - объекты, имеющие свойство масштабной инвариантности (самоподобия), некоторые фрагменты которых повторяются, следуя некоторой закономерности.

Хакеры — энтузиасты компьютерных технологий, занимавшиеся разработкой их аппаратного ядра. В узком смысле - взломщики компьютерных сетей.

Хакерская этика -правила и принципы, обязывающие избегать повреждений компьютерной системы; осуществлять свободный обмен технической информацией («информация должна быть свободной»), развивать человеческие знания (никакие бюрократические барьеры не могут противостоять улучшению систем) и др.

Хронотоп (греч. chronos - время, англ. topos - пространство) -единство пространство и времени.

Художественный монтаж - способ сопоставления и противопоставления рядом положенных (в последовательности) кадров для выражения мысли художника.

Хэппенинг (от англ. to happen, happening - букв. происходить здесь и сейчас) - импровизационное театральное действо с участием аудитории, стремящееся к спонтанности, к непосредственному физическому контакту с публикой, к карнавализации жизни и стиранию границ между искусством и жизнью (ЛНК).

Цветомузыка (светомузыка) - синтез музыки и пространственно организованного света, цвета, изображения, абстрактных светоцветовых образов и т. п., реализуемый соединением музыки с красочным светоживописным материалом, существующий в рамках кинетического искусства, оп-арта, абстрактного кино и нефигуративной компьютерной анимации (ЛНК).

Цифровая обработка звука — преобразование аналогового сигнала в дискретный код с представлением его в числовой (двоичной) форме и его изменение компьютерной программой.

Чат (англ. chat - непринужденная беседа, болтовня) - письменное общение «в прямом эфире» с любым человеком (или группой людей) в мире в режиме реального времени через Интернет.

Человекомерность аудиовизуальных пространств — цельность, неделимость, синкретизм потенциальных возможностей образной реальности, заключающаяся в единстве эстетических, художественных, технических, коммуникативных, физиологических и психических свойств аудиовизуальных пространств.

Черный ящик - термин кибернетики, применяемый для обозначения систем, структуры которых неизвестны или сложны, и которые изучают на основе входных данных и их соотношений с выходными.

Широкий экран - экран так называемого широкоэкранного кино, использовавшего сжимающую изображение анаморфную (искажающую) оптику для размещения изображения на 35-миллиметровой пленке, которое растягивается при проецирование на широкий экран, имеющий пропорции от 1/1, 85 до 1/2, 35 (СЭС).

Эйдетический — образ, формируемый специфической способностью памяти сохранять долгое время яркое представление предметов; эйдетическая память принадлежит детскому возрасту и редка у взрослых людей.

Экранная культура - тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является временной поток экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь, временное моделирование объекта на экране и письменные тексты и многое другое, противопоставляемый книжной культуре и культуре личного контакта.

Электронная почта — технология адресной передачи писем и файлов от пользователя к другому пользователю через Интернет, представляющая вид сервиса, клиенты которого получают индивидуальный «почтовый ящик» для получения персональных сообщений и ряд других услуг.

Электронография - новые технологии записи звуковых и зрительных сигналов, а также сигналов виртуальной реальности, осязательных (возможно), обонятельных и др.

Электрофон (проигрыватель) - устройство для воспроизведения звука, записанного на грампластинках.

Экран, его виды - киноэкран, миниатюрный дисплей видеотелефона, экран телевизора и монитор PC, «видеостена», также производятся гибкие пластиковые дисплеи, по внешнему виду приближающиеся к бумажной странице.

Энтропия (греч. en - внутрь, trope - поворот) - мера неопределенности случайной величины (СИС); состояние в процессе активации, противоположное хаотичности и дезорганизованности.

Эклерный метод мультипликации — метод, в котором в начале игру актеров снимают на пленку, а затем художник кадр за кадром обводит контуры движений реальных актеров и вручную превращает их в рисованные персонажи, раскрашивая обведенные контуры.

Экспертная система (лат. expertus - опытный) - пакет прикладных программ, позволяющие пользователю получать надежные решения определенного круга задач, привлекая знания экспертов из базы знаний проблемной области, распространенных в медицине (диагностика), в геологоразведческой работе, в поиске новых химических веществ, в фармацевтике и других областях (МЭС).

Экстериоризация (лат. exterior - внешний) - переход действия из внутренней свернутой формы в форму развернутого действия (СИС).

Эргономичность (греч. ergon - работа, nomos - закон) - оптимальное соответствие предмета труда условию обеспечения высокой производительности, удобств, сохранения сил и здоровья работника (СИС).

«Язык экрана» - «система знаковых систем»; системная организация разнородных знаковых систем экранных миров - предметного, устной речи, положений и движений человеческого тела, мимики и жеста и т.п.

Язык программирования — формальный язык описания данных и представления алгоритмов (программ) для их последующей трансляции в исполняемый машинный код.

Americain Way of Life — американский образ жизни.

МТБ - франко-немецкий телеканал, который, как и российский канал «Культура», демонстрирует фильмы и образовательные программы без рекламных вставок.

Artificial - искусственные феномены.

Dungeon's (в компьютерных играх) - Повелитель подземелий, направляющий игру.

«Cоnsort» (англ. concert - концерт) - ансамбль инструментов, играющих совместно.

ExpoNet — зона сетевого общения, в которой главенствует экспозиция.

«Homo ludens» («Человек Играющий») - название книги голландского исследователя Йохана Хейзинги.

Mass media - «массовый посредник», средства массовой коммуникации, обычно, печатная периодика, радио, телевидение, Интернет; реже -письмо, языки и т. п.

MeetNet — зона сетевого общения, в которой реплика превалирует над экспозицией.

Multifunction — клавиатура MFII, имеющая 102 клавиши.

Non finito - незавершенность артефакта как принцип творчества.

Pentium - микропроцессор фирмы Intel.

Techne - мастерство автора, его знание ремесла, умение создать некий законченный и самодостаточный предмет - артефакт; синоним собственно искусства.

Telecommuting — заочная встреча.

Upgrade — повышение качества персонального компьютера путем замены устаревших компонент более современными.

Windows ME (англ. Millennium Edition) - версия «ОС тысячелетия», приуроченная к началу XXI в.

Zapping - переключение телевизионных программ на переносном пульте.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.