Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС 7.2. Принципы бюджетной системы.






 

Принципы бюджетной системы страны закрепляются в бюджетном законодательстве. Они отражают основополагающие требования к построению бюджетной системы, взаимосвязям бюджетов и организации результативного функционирования системы в целом и ее элементов в частности.

Законо­дательно установленные принципы ее организации и функционирования отражены в главе 5 БК РФ. Бюджетная система РФ основана на принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирова­ния дефицитовбюджетов между бюджетами бюджетной сис­темы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджетов


;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджета;

13) единства кассы.

 

Рассмотрим подробнее перечисленные принципы бюджетной системы РФ.

Принцип единства бюджетной системы РФ предполагает:

■ единство на всем бюджетном пространстве страны бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документациии и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

■ единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и бюджетных учреждений;

■ единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в законодательном порядке доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) и органов управлении государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита осуществляется на основе разграничения бюджетных полномочий публично-правовых образований, разделения расходных обязательств и вопросов ведения между органами публичной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип самостоятельности бюджетов — один из базовых принципов брджетной системы РФ. Наличие этого принципа позволяет разграничить понятия бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ. Принцип самостоятельности бюджетов многоаспектен и означает:

1) право и обязанность органов публичной власти самостоятель­но обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

2) право и обязанность органов публичной власти самостоятель­но осуществлять бюджетный процесс;

3) право органов публичной власти устанавливать в соответствии с НК РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачис­лению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

4) право органов публичной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за ис­ключением расходов, финансирование которых осуществляет­ся за счет межбюджетных и иных субвенций из других бюдже­тов);

5) недопустимость установления расходных обязательств, подле­жащих исполнению за счет доходов и источников финансиро­вания дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновремен­но за счет средств двух и более бюджетов или средств консоли­дированных бюджетов либо без определения конкретного бюд­жета, из которого они должны финансироваться;

6) право органов публичной власти предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавлива­емых иными органами государственной власти и местного са­моуправления, исключительно в форме межбюджетных транс­фертов;

7) недопустимость введения в действие в течение текущего фи­нансового года органами публичной власти изменений бюджет­ного и налогового законодательства РФ. Законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджет­ной системы РФ, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенса­цию увеличения расходов и (или) снижения доходов;

8) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективно­го исполнения бюджетов.

 

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований предполагает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов| РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными прпнципами и требованиями, установленными БК РФ. Этот принцип включает договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые не соответствуют БК РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников фи нансирования дефицитов бюджетов означает, что все бюджетные доходы, расходы и источники в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Этот принцип входит в определенное противоречие с формированием и использованием Резервнного фонда и Фонда национального благосостояния, которые формально считаются средствами федерального бюджета, но фактически учитываются и управляются обособленно от него.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Этот принцип также нацеливает органы публичной власти (уполномоченные ими при составлении, утверждении и исполнении бюджета на минимизацию размера бюджетного дефицита).

В последней редакции БК РФ были введены понятия нефтегазовых доходов федерального бюджета (доходы, используемые для обеспечения нефтегазового трансферта и формирования резервных фондов стабилизационного характера), нефтегазового дефицита федерального бюджета (дефицит бюджета без учета нефтегазовых доходов) и нефтегазового трансферта (средства нефтегазовых доходов Резервного фонда, используемые для финансирования нефтегазового дефицита бюджета).

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

(следует различать понятия эффективности и экономности использования бюджетных средств. Эффективность - это соотношение ре­зультатов и затрат (расходов), а экономность характеризуется выбором наиболее дешевого способа достижения результата, например товаров для общественных нужд по наиболее низким ценам. Результативность использования бюджетных средств предполагает, что бюджетный расход вызывает предоставление адекватного объема конкретного общественного блага (услуги), выраженного в натуральных количественных и качественных показателях. Наибольшая результативность бюджетных расходов может быть обеспечена на основе внедрения на всех уровнях бюджетной системы механизма БОР.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в частности касающейся:

■ субвенций и субсидий, полученных от других бюджетов бюд­жетной системы РФ;

■ средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

■ добровольных взносов, пожертвований, средств самообложе­ния граждан;

■ расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с между­народными договорами (соглашениями) с участием Россий­ской Федерации;

■ расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

■ отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к использованию (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) предполагает соблюдение следующих требований:

■ обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, представления информации о ходе исполнения бюджета а также доступность иных сведений о бюджетах;

■ обязательная открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений проектов бюджетов;

■ стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (финансового года и планового периода)

В современной России принцип прозрачности бюджетов пока реализуется не в полной мере, особенно неблагополучно обстоят дела в муниципальных образованиях и отдельных субъектах РФ. Требования к прозрачности бюджетной системы сформированы БК ГФ не в полном объеме. В мировой практике обязательным также является задействование различных форм общественного контроля.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных cредств предполагает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей средств. При этом последние могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств их главному распорядителю возникает либо в силу закона, нормативного акта Президента РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации, либо в силу создания организации (получателя бюджетных средств) главным распорядителем бюджетных средств от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов федеральной, региональной, мyниципальной власти за пределами соответственно территории Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования, а так же операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.