Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональный стереотип поведения накладывает отпечаток на имидж личности и либо способствует формированию доверия, либо побуждает насторожиться и ограничить контакты.






Притягательный психогигиенический образ партнера таков:

человек внешне и внутренне спокоен,

активен,

в хорошем настроении,

доброжелателен,

оптимистичен,

миролюбив.

В данном " Я-образе" представлены основные коммуникабельные качества личности, обладающие положительным энергетическим свойством. Однако наивно полагать, что при всех обстоятельствах кому-либо удастся сохранить именно такой " Я-образ". Человек — не бог и не ангел и, конечно, бывает в разных состояниях. Более того, правомерно допустить, что психогигиенический " Я-образ" должен изменяться адекватно обстоятельствам, соответственно характеру воздействий – положительных, нейтральных или отрицательных. При этом эмоции должны оставаться под контролем.


Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический " Я-образ" меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.

Вполне естественно, если эмоции " дышат": в ответ на положительные воздействия откликаются положительными проявлениями, а на отрицательные – негативными. Важно, чтобы они не " зашкаливали", не переходили в крайности, не создавали тем самым трудности в общении и не вредили самой личности.

Вам предлагается оценить логичность, адекватность и коммуникабельность собственного психогигиенического " Я-образа". Вы сможете это сделать с помощью приводимого ниже перечня эмоционально окрашенных элементов имиджа делового партнера (спокоен внешне, уверен в себе и т. д.) и набора шкал, прилагаемых к этим элементам. Каждая шкала содержит от нуля до 10 условных баллов: ноль баллов означает полное отсутствие измеряемого элемента, 10 – максимальное его проявление.

Оценка эмоционально окрашенных элементов " Я-образа" с помощью шкал проводится трижды:

1) сначала по каждому элементу отмечается норма – как вы чувствуете себя обычно, чаще всего, в повседневном общении. Нужное значение на шкале обводится " кружком";

2) затем вы вспоминаете себя в очень неблагоприятной ситуации -когда случается ссора, конфликт, когда что-то вас выводит из равновесия. Насколько в подобных случаях вы теряете душевное равновесие? Где окажутся ваши оценки на каждой шкале? Обводите их " треугольником";

3) наконец, представьте, что бывает с вами, когда вам очень хорошо, когда ситуация весьма благоприятна. В какой степени это отразится на разных ваших состояниях? На каждой шкале обведите нужную цифру " квадратом".

Таким образом, на каждой шкале будет три отметки – " кружок", " треугольник" и " квадрат". Не смущайтесь, если совпадут оценки элементов " обычно", " неблагоприятно" или " благоприятно" – совмещайте фигуры.

ВАШ ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЙ «Я-ОБРАЗ":

О-обычно в норме

А – возможный минимум в неблагоприятной ситуации – возможный максимум в благоприятной ситуации

Я бываю:

спокойным внешне 0 12345678910

спокойным внутренне 0 12 3 4 5 6 7 8 9 10 активным 012345678910

вхорошемнастроении0 123 4 5 67 89 10 доброжелательным 0 12 3 4 5 6 7 8 9 10


оптимистичным  
миролюбивым  

Обработка банных. На каждой оценочной шкале следует проследить за сочетанием сразу 3-х показателей — " обычно", " неблагоприятно", " благоприятно". Комбинации баллов на шкале дают представление о характере изменений, происходящих с психогигиеническим " Я-образом" по тому или иному параметру.

Проведенные нами обследования выявили несколько устойчивых вариантов сочетаний оценок и соответствующих им типов изменений " Я-образа". С помощью приводимой ниже таблицы вы можете расшифровать полученные на шкалах данные:

Тип изменений " Я-образа" Обычно Неблагоприятно Благоприятно
  (баллы) (баллы) (баллы)
1. Нормальная изменчивость 4-6 3-4 8-10
2. Приемлемая ригидность 4-6 3-4 6-7
3. Гипертимическая ригидность 7-8 4-7 8-10
4. Эйфорическая ригидность 9-10 7-10 9-10
5. Дистимическая ригидность 2-4 0-4 4-6
6. Дисфорическая ригидность 0-5 0-2 3-5
7. Экзальтированная 3-7 0-2 8-10
изменчивость      
8. Неадекватная изменчивость 4-5 6-8 6-10

В случае, если комбинация полученных вами 3-х оценок на шкале не отражена в таблице, отождествляйте ее с наиболее близким типом. Интерпретация результатов:

1. Нормальная изменчивость " Я-образа" означает, что ответные эмоциональные реакции на жизненные ситуации адекватны и, по всей вероятности, сохраняют коммуникабельную форму. Такой вариант изменений предпочтителен и свидетельствует в пользу имиджа.

Оценка " обычно" в границах 4—6 баллов, то есть в центре шкалы; при неблагоприятной ситуации оценка несколько снижается — в пределах 3—4 баллов; в благоприятной ситуации — повышается до 8—10 баллов. Эмоции " дышат", выполняют свою энергетическую и сигнальную функцию. Партнёры, вероятно, видят естественные реакции наблюдаемого человека. Следовательно, он открыт и откликается эмоциями на воздействия. Есть основания доверять ему.

2. Приемлемая ригидность " Я-образа" выражается в том, что эмоциональные состояния мало меняются в соответствии со смыслом воздействий. Эмоции слабо " дышат" и, возможно, недостаточно информируют партнеров о переживаниях событий. Тем не менее состояния сохраняют коммуникабельную форму, что, как правило, импонирует


участникам совместной деятельности. Баллы: " обычно" – 4-6; " неблагоприятно" – 3^; " благоприятно" – 6-7.

3. Гипертимическая ригидность " Я-образа". В этом случае эмоциональный стереотип поведения.во всех ситуациях отличается мажорными окрасками: " обычно" – 7-8 баллов, " неблагоприятно" – 4-7, " благоприятно" -8-10 баллов.

Постоянно высокий энергетический тонус – естественное для респондента состояние, но в конце концов его ресурсы " изнашиваются". При этом очень узок диапазон проявления эмоций, они в завышенных значениях даже в состоянии " обычно". Когда наступает " благоприятная" ситуация, эмоции не могут адекватно проявляться. Данное обстоятельство несколько затрудняет расшифровку эмоций со стороны окружающих: личность всегда на подъеме, и трудно понять, как она относится к позитивным переменам. Однако в целом ее психогигиенический " Я-образ" находится в коммуникабельных границах, хотя, возможно, партнеры чувствуют некоторый дискомфорт.

4. Эйфорическая ригидность " Я-образа" отмечается в том случае, когда очень высоки (7-10 баллов) и сливаются значения " обычно", " неблагоприятно" и " благоприятно". Индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления Понятно, эмоции " не дышат", очень перегружены их смысловые значения для партнеров, имижд становится некоммуникабельным

Самый тяжелый для взаимодействия вариант, когда три фигуры на шкале – " кружок", " треугольник" и " квадрат" сливаются в районе 9-10 баллов Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости Человек с таким психогигиеническим статусом не может вызвать доверие.

5. Дистимическая ригидность " Я-образа" проявляется в том, что эмоции индивида функционируют в узком диапазоне сниженных значений шкалы- " обычно" – 2-4 балла, " неблагоприятно" – 0-4, " благоприятно" -4-6.

Эмоции " дышат" плохо, преобладают минорные окраски состояний, определяющих имидж, что приводит к снижению коммуникабельности личности и доверия к ней. В своем психогигиеническом " Я-образе" личность с готовностью демонстрирует негативно окрашенные состояния и не может откликаться на положительные ситуации.

6. Дисфорическая ригидность " Я-образа" характеризуется тем, что диапазон эмоционального реагирования по шкале не бывает выше 5 баллов Но самое показательное то, что оценки " обычно" и " неблагоприятно" сливаются в границах 0-3 баллов. Личность страдает серьезными нарушениями в сфере эмоциональной отзывчивости, а ее имидж утрачивает коммуникабельность.

7. Экзальтированная изменчивость " Я-образа". Основным показателем в этом случае является очень большой диапазон


эмоционального реагирования: в " неблагоприятных" обстоятельствах -минимум баллов (0-2), в " благоприятных" – максимум (8-10) В обоих крайностях эмоции выдают большую энергию и перегружены информацией В результате они утрачивают коммуникабельность и вредят имиджу личности.

8. Неадекватная изменчивость " Я-образа". Проявляется в том, что на неблагоприятные воздействия человек почему-то реагирует в диапазоне гипертимических или эйфорческих значений шкал При этом нормативные его реакции происходят в средних шкальных интервалах. Очевидно, это случаи парамимии, когда возникают реакции, противоположные общепринятым.

В ходе наших обследований была выявлена частота (%) типов изменений психогигиенического " Я-образа" по 8 описанным состояниям у представителей ряда профессиональных групп (N – число опрошенных):

Тип изменении " Я-образа" Врачи N=79 Медсестры Воспитатели Временно безработ N=113 N=38 N=27
1 Нормальная изменчивость 17, 3 15, 9 25, 1 ! 1, 3
2 Приемлемая ригидность 10, 9 12, 8 6, 4 3, 8
3 Гипертимическая ригидность 27, 8 23, 5 20, 6 25, 4
4 Эйфорическая ригидность 12, 1 13, 9 18, 3 24, 3
5 Дистимическая ригидность 5, 0 9, 4 2, 6 7, 6
6 Дисфорическая ригидность 0, 8 1, 3 1, 9  
7 Экзальтированная изменчивость 20, 0 14, 7 22, 0 25, 9
8 Неадекватная изменчивость 6, 0 8, 3 3, 0 1, 6

Правило 2. Преодолевайте двойственность и неопределенность эмоциональных состояний.

Правило адресовано людям, эмоции которых проявляются в ограниченном диапазоне, ригидны по своей природе и потому обычно неярки. Такие эмоции нуждаются в коррекции

Как известно, деловое и тем более дружеское, семейное общение эффективно в том случае, если достаточно ясны и понятны отношения, намерения и умонастроения партнеров. Если же кто-либо из участников взаимодействия остается загадкой, непредсказуем или неубедителен, это снижает определенность коммуникации. Партнеры настораживаются и вынуждены предпринимать дополнительные меры с тем, чтобы выявить сущность общающейся стороны.

Рассмотрим весьма вероятную ситуацию. Пациент, обратившийся в


медицинское учреждение, рассчитывает встретить сочувствие и сопереживание. Однако врач на протяжении приема ведет себя эмоционально сдержанно, суховато. По крайней мере, такой вывод можно сделать, наблюдая за его лицом и слушая его голос. Медика можно понять: профессиональное общение требует большой отдачи, приходится экономить энергию. Но поймет ли это пациент? Не поймет и, вероятно, подумает: " Какой неотзывчивый врач".

Теперь представьте, что родитель беседует с учителем о сыне или дочери. Естественно, от педагога ожидать участия и понимания. Однако он эмоционально не проявляет себя, хотя, возможно, все принял близко к сердцу. Тем не менее его экспрессия не соответствовала ожиданиям партнера, и он остался недовольным, почувствовал некоторую обиду. Учителя тоже можно понять: общение с детьми и родителями отнимает много сил. Партнер же скорее всего подумает: не умеет войти в положение, равнодушен к исполняемым обязанностям.

Судьба часто связывает нас: учитель оказывается пациентом врача, а врач узнает в учителе своего пациента. Так и хочется сказать: будем взаимно эмоционально отзывчивыми.

Профессионал в сфере человеческих отношений должен выработать такую экспрессию, которая была бы достаточно информативной и коммуникабельной для партнеров и в то же время экономичной.

Несмотря на кажущуюся простоту изложенного требования, практика свидетельствует об ином: человеку удобнее следовать сложившемуся стереотипу поведения. Проиллюстрируем это примером.

На занятиях психолога с участковыми врачами, обслуживающими взрослое население, проводится деловая игра. Одна из коллег изображает больную, которая вызвала врача на дом. Другой доктор показывает, как он провел бы посещение пациентки. " Больная" – пенсионерка, требовательная и нервная особа, да к тому же весь день ждет помощи. Роль врача досталась молодому, хорошо знающему свое дело специалисту. Он человек уравновешенный, спокойный. На это все участники игры обращали внимание и считали достоинством личности. Но вот как развивались события в игровой ситуации.

" Больная" на повышенных тонах упрекает врача за опоздание, требует подчеркнутого внимания к себе. Доктор сохраняет спокойствие, он остается в рамках своего привычного эмоционального стереотипа поведения – хладнокровное выражение лица, ни одного лишнего слова. Чем дольше продолжалась эта сцена, тем больше нервничала " больная"..

Все наблюдатели вдруг поняли, что именно так чаще всего бывает в жизни: когда один нуждается в сочувствии и успокоении, а другой остается нейтральным, это приводит к эмоциональному всплеску. Так произошло и на занятиях. Играющие, как говорится, вошли в роли: " больная" начала демонстрировать агрессию, а " врач" неожиданно для всех и, очевидно, для


самого себя заявил: " Я сейчас уйду и не буду вами заниматься, лечитесь у другого! ".'

Будем надеяться, что в реальности финал был бы иным. Однако, вывод напрашивается сам собой: доктор должен был откликнуться на эмоции пациентки – выразить сочувствие, произнести успокаивающие слова. Но его экспрессия не достигла адекватного коммуникабельного значения, что и послужило толчком для конфликта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.