Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы формант.

Русское ударение. Нормы и свойства русского ударения.

Русское ударение:

ударение присутствует у любой словоформы

принцип «колонности» (однако ударение подвижно)

Принцип колонности - по норме ударение должно быть располагаться на одном и том же слоге от начала слова

Принцип «колонности» может нарушаться, но только в грамматических целях и по определенным моделям. Например: писа’ть – пишу’

1) единственное/множественное число (бОк-бокА)

2) именительный п. множ. ч/ косвенные падежи множ.ч. (мОре-морЕй-морЯми)

3) изъяв. наклонение первого лица (писАть -пИшешь)

4) полные/краткие формы (мИлая-милА)

5) принцип доминантности суффиксов (бЫстрый-быстрЕе)

Схема А (ударение на основе) Схема В (ударение на флексии) Схема С (ударение подвижно)
Пример: боль, горе, лис Пример: листОк-листкА-листкОм. Пример: сторонА-стОроны

Большинство слов в русском языке имеют ударение на основе, но чем более освоено слово, тем больше вероятность того, что оно разовьет ударения на флексии или подвижное. Почти каждая основа имеет и безударные, и ударные варианты.

 

Морфонологические варианты.

1) Морфологическая классификация основ и формант.

Основы:

Глагольная основа:

Открытая/закрытая

Открытая основа – закрытый вариант.

Корневая или суффиксальная основы:

Один слог и одна согласная – корневая основа. Всегда наращиваются, при этом наращение непредсказуемо.

Две согласные – суффиксальная. Наращение, закрытие (писать – пишу, читать-читаю).

Именная основа – наличие сочетаний согласных в финали.

 

2) Чередование открытого и закрытого варианта основы

Зависит от типа последующих формант.

Типы формант:

1. поконсонантные (неприкрытие, наличие беглой гласной)

2. повокальные (-тель)

3. повокально- поконсонантные

В случае закрытой основы чередование твердого или мягкого варианта

Пример: ре ка -реки, очере дь – очере дн ость.

В целом выбор между твердым и мягким вариантом зависит от свойств присоединяемого форманта.

Типы формант.

Смягчающие:

А) Шипящие - непарные и твердые. Например: молодец.

Б) Нешипящие – требуют парный мягкий варинт. Напрмер: ножка-ножки.

Подстраивающиеся:

Большинство – падежные флексии. Все суффиксы с беглыми гласными – шипящие. Например: крепежный.

3) Чередование вокализованного и невокализованного варианта

В именной основе, в случае сочетания согласных на конце слова предсказуем вокализованный вариант.

Например: ветр - ветер, бобр – бобер. Монитор.

Если в конце основы есть субморф к\ч, то также имеет место чередование вокализованного и невокализованного варианта, а также формант с беглой «е».

Например: листок – листочек.

Приставки вокализуются в том случае, если основы начинаются на неслоговой корень или неудобное сочетание согласных.

Например: рвать (сочетание согласных в начале слова) + приставка «от», в данном случае, она вокализуется в «ото» - оторвать.

Вокализация основы имеет место перед нулевым окончанием. Пример: сырок- сырка.

Если в слове есть прикрытый суффикс на согласную, то возникает вокализованный компонент
Пример: уголь - угля – уголек.

Суффиксы «ск» и «ств» вокализуются после шипящих. Пример: отец- отеческий, человек- человеческий, одинокий- одиночество.

 

4) Чередование полного и редуцированного варианта конечной форманты

-Чередование ся\ сь. В причастиях всегда употребляется форма «ся» (книжный вариант). В остальных случаях зависит от предшествующей буквы. Если гласная, то форма «сь».

Пример: заигралась, убралась, занялась. Если согласная, то форма «ся». Например: убрался, занялся, доигрался.

 

5) Чередование ударных и безударных вариантов флексий и основ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На рубеже ХХI в. Правительство продолжило проведение реформ | Уважаемый читатель!




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.