Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как мы выбираем, чтобы выбрали нас?






 

 

Итак, как вы поняли, нам постоянно приходится выбирать, - что лучше

сделать, как поступить, какое принять решение. Выяснить, как вы обычно

ведете себя в ситуации выбора, поможет этот тест. А вот насколько

хорош ваш подход, вы решите сами.

 

1. Пора бежать на свидание, а вы еще не решили, что надеть. Как

выбрать?

а. Схватить что под рукой - и вперед!

б. Примерить все - и понять, что нужно.

в. Представить, в чем вас хотели бы увидеть.

г. Броситься в ближайший магазин и купить что-нибудь

сногсшибательное.

2. Выгодный в будущем клиент просит значительную скидку, но вы не

уверены, вправе ли сами решить этот вопрос. Вы:

а. Берете всю ответственность на себя.

б. Спрашиваете у шефа, как вам поступить.

в. Уговариваете шефа пойти клиенту навстречу.

г. Даете небольшую скидку - в рамках вашей компетенции.

3. Планируя отпуск, обычно вы:

а. Собираете всевозможные проспекты разных курортов - от Крыма до

Канарских островов.

б. Едете, куда получится в последний момент.

в. Отправляетесь в полюбившиеся места.

г. Полагаетесь на выбор попутчика.

4. Вы влюбляетесь:

а. Быстро и часто.

б. Только с первого взгляда.

в. После того, как узнаете человека и поймете, что он(она) вам

нравится.

г. Когда узнаете, что от вас без ума.

5. Просите ли вы совета, когда решаете... (отметьте ответы: да -

буквой Д, нет - буквой Н, зависит от обстоятельств - знаком вопроса):

а. Претендовать ли на освободившуюся должность Н

б. Менять ли квартиру? Н

в. Ехать ли отдыхать на пару с малознакомыми людьми? Д

г. Покупать ли ту или иную одежду??

д. Покупать ли машину? Н

е. Встречаться ли с женатым (замужней)??

ж. Связывать ли всю жизнь с любимыми? Н

з. Говорить ли друзьям, что не выносите их эгоизма? Н

и. Менять ли свою стрижку? Н

к. Вкладывать ли деньги в рискованное предприятие??

л. Спать ли с новым(ой) знакомым(ой)? Н

м. Принимать ли приглашение в гости от едва знакомых людей??

н. Приготовить яичницу или омлет? Д

6. Реформы, которые вы проводите у себя в отделе, наталкиваются на

сильное сопротивление. Ваша тактика:

а. Конечно, стоять на своем.

б. Пересмотреть свои требования.

в. Предложить более приемлемый для коллег план.

г. Рассеять сомнения недовольных.

7. Анализируя свои поступки за последнее время, вы понимаете, что

ошибались:

а. Часто.

б. Иногда.

в. Редко.

г. Практически никогда.

8. Если вы и совершаете ошибки, то, пожалуй, из-за:

а. Недостатка информации.

б. Неверного понимания хода событий.

в. Небрежности или спешки.

г. Страха!

9. Верны ли, на ваш взгляд, эти высказывания? (Отметь верные

буквой В, неверные - буквой Н, если не можете решить, поставьте

знак вопроса.)

а. Вернуть в магазин купленную вещь - обычное дело. Н

б. Трудно отказывать тем, кого любишь. Д

в. Необходимость делать выбор - даже в мелочах - повергает вас

в уныние. Н

г. Терпение - не ваш конек. Д

д. Вы никогда в жизни не допустите интимной близости со случайным(ой)

знакомым(ой). Н

е. Вы часто жалеете о сказанном или сделанном. Н

ж. Больше всего вы жалеете о том, чего не сказали или не сделали. Д

 

Считаем очки:

1. а-3, б-1, в-2, г-0;

2. а-3, б-0, в-2, г-2;

3. а-1, 6-2, в-0, г-0;

4. а-2, 6-3, в-1, г-0;

5. Д, Н,?;

а. 1, 3, 2;

6. 1, 3, 2;

в. 1, 3, 2;

г. 0, 2, 1;

д. 2, 3, 3;

е. 1, 3, 2;

ж. 0, 2, 0;

з.1, 3, 2;

и. 2, 3, 1;

к. 0, 2, 1;

л. 1, 3, 3;

м. 1, 2, 2;

н. 0, 2, 1;

6. а-3, 6-1, в-0, г-2;

7. а-3, 6-2, в-1, г-0;

8. а-1, б-З, в-2, г-0;

9. В, Н,?;

а. 3, 2, 1;

6. 3, 1, 2;

в. 0, 2, 1;

г. 0, 2, 1;

д. 3, 1, 2;

е. 1, 3, 2;

ж. 3, 1, 2;

 

Что это значит:

25 и меньше.

Сама нерешительность:

Когда приходится выбирать, вы обычно тянете до последнего, пока не

станет поздно. Такие, как вы, боятся ошибиться, боятся, что другие

заметят промах, а в результате упускают массу возможностей. Как с этим

бороться? Принимать решение - значит рисковать. И нелишне развивать в

себе азарт в безобидных управляемых ситуациях. Научитесь, например,

играть в покер. И, отправляясь с друзьями в кино, сами выбирайте,

какой фильм вам лучше посмотреть.

Чтобы преодолеть свою нерешительность, почаще думайте, что вам

известно о ситуации, кто уже сталкивался с ней и что можно разузнать у

этого человека, видите ли вы все возможные варианты. И представляйте,

что бы вы сделали, если бы надо было действовать через десять минут.

Еще

не забывайте, что в большинстве случаев лучше руководствоваться

принципом " что приведет к результату", а не " что правильно"..

 

От 26 до 42.

Аналитик:

Вы умеете выбирать. Свойственное вам аналитическое мышление сводит к

минимуму необходимые усилия, и решение приходит довольно быстро и как

бы само собой. А когда вам не удается правильно оценить ситуацию

(редкий случай!), вы без труда меняете курс. Как сказал один профессор

социологии, " быть мудрым - значит знать, на что можно рассчитывать,

выбирая тот или иной вариант". И неудивительно, что вы пользуетесь

полным доверием окружающих!

 

От 43 до 59.

Сама интуиция:

У вас свой подход - вы больше полагаетесь на чувства. Но это вовсе не

безрассудство, как может показаться. На самом деле, реагируя на

ситуацию, вы обращаетесь одновременно ко многим источникам информации.

Да, порой ваши догадки заводят вас " не туда", но, как правило, дают

нужный результат. Способность принимать быстрые решения не раз вас

выручала, ведь сегодня и в работе, и в личной жизни нам приходится " не

сходя с места" принимать до 80% всех решений. Так что продолжайте в

том же духе.

 

60 и больше.

Сама опрометчивость:

Нет, вас не терзают сомнения, но из-за своих быстрых, вернее,

поспешных суждений вы частенько оказываетесь в неловком положении. Вам

нужно как можно тщательнее продумывать свои поступки. Конечно, это

нелегко, когда у вас мало времени или захлестывают эмоции, но стоит

постараться, чтобы действовать эффективно. Как это сделать? Во-первых,

приучите себя мысленно выстраивать два списка - что вам известно о

ситуации, а что - нет, а потом искать недостающую информацию у тех,

кому ситуация хорошо знакома. Только не упускайте из виду главную

цель, ведь вы должны быть хозяином положения.

Иначе - не мы делаем выбор, а выбор делает нас.

 

 

Основные способы и приемы

 

Гореть ли на работе?

 

Знакомая картина - вы крутитесь как белка в колесе, синим пламенем

горите на работе, а результат нулевой? Все ваши усилия пропадают

даром, начальство в упор не видит вашего рвения и энтузиазма. В том-то

и дело - гореть тоже надо с умом! Не торопитесь списывать свои

временные неудачи на тупоумие шефа или происки мегеры-начальницы.

Сегодня мы поговорим о том, как стать Идеальным Работником, -

единственном гарантированном способе добиться успеха и признания на

работе. Звучит скучновато? Не пугайтесь - последуйте этим советам, и

вы научитесь извлекать пользу и находить удовольствие даже в самых

нудных обязанностях.

Молодым и начинающим " карьеристам" на роду написано быть на побегушках

у начальства. Глупо возмущаться и удивляться, если вас попросили

сбегать в магазин или оплатить горящий телефонный счет в сберкассе. Не

вы одни начинали свою блестящую карьеру с подобной ерунды. Утешайтесь

мыслью о том, что поход за пончиками для шефа-сластены - только первый

шаг на вашем пути к славе и богатству. Когда-то одна очень известная

ныне бизнес-леди работала машинисткой, но сумела убедить себя и

других, что даже к перепечатке стенограммы профсоюзного собрания можно

отнестись творчески. В машинистках она не засиделась, - ее

профессиональный подход был вознагражден пусть небольшим, но все-таки

повышением до секретаря-референта. Ну, а там, как говорится, процесс

пошел.

Найдите в себе силы отвечать утвердительно на любое самое бредовое

требование босса. Поверьте, " соглашателям" гораздо легче живется, чем

" отрицателям". Пусть " доброжелатели" судачат о вашем раболепии, вы-то

знаете, что эта безотказность продиктована искренним желанием помочь

страшно занятому человеку!

Готовность прийти на помощь окружающим коллегам тоже не повредит.

Возможно, вы не сразу заставите себя посочувствовать этой несносной

бабе за соседним столом, который день доканывающей вас рассказами о

своих болячках. Крепитесь, проявите дальновидность и хотя бы разок

поинтересуйтесь ее здоровьем. В карьерном азарте не теряйте

самообладания и трезвого взгляда на жизнь. Конечно, можно взять работу

на дом, доказав себе, что сделать это нужно для собственного блага, а

не для дяди или тети, но не стоит выбиваться из сил без всякой надежды

на поощрение. Что за смысл в одиночестве вкалывать в офисе в субботу,

если никто все равно не узнает о вашем героизме?

Возможно, вы еще не доросли до того, чтобы представлять вашу фирму за

рубежом, но уже кое-что понимаете в этом бизнесе и даже обзавелись

некоторыми идеями. Не отсиживайтесь в уголке и вовремя проинформируйте

об этом начальство. Будьте осторожны! Семь раз отмерьте, прежде чем

выступить с каким-нибудь предложением или проектом. Инициатива, как

известно, наказуема: если вы сами еще не в состоянии справиться с

реализацией собственной идеи, первыми попадете в ловушку.

Не нужно насиловать свою природу и прикидываться тем, кем вы на самом

деле не являетесь, - разоблачение неминуемо. Нет ничего

предосудительного в том, чтобы с помощью дружеских или семейных связей

получить работу получше, главное - рассчитать свои возможности и не

проситься туда, где вам, хотя бы первое время, придется морочить всем

голову и притворяться более знающими и умелыми, чем вы есть на самом

деле. Не всем удается по блату миновать такие классические профессии

начинающего карьериста, как курьер или секретарь. Идеальный Работник

зарекомендует себя с наилучшей стороны на любом месте. Делайте больше

и лучше, чем от вас требуется. Набирайтесь опыта. Вознаграждение

придет само собой.

Опоздания - самый банальный грех, пунктуальность - главная добродетель

Идеального Работника. На своем рабочем месте вы должны появляться

исключительно вовремя, а еще лучше - немного опережать начальство.

Одному юному карьеристу, проигрывавшему в некоторых профессиональных

навыках более опытным коллегам, удалось прорваться наверх

исключительно благодаря своему уникальному дару появляться на работе

раньше всех. Каждое утро его шеф, традиционно первым приходивший в

контору, чтобы " хронометрировать" прибытие подчиненных, просто таял от

удовольствия, неизменно находя " эту раннюю пташку" за компьютером в

полной боевой готовности. Все только гадали, чего ему стоили эти

подвиги. Самоотверженный парень жил за городом и добирался до работы с

тремя пересадками! Но он правильно рассчитал, что пунктуальность могла

стать его единственным козырем, позволявшим выделиться среди коллег, и

воспользовался своим преимуществом на все 100 процентов.

 

Еще один верный способ отличиться - выполнять все поручения без

промедления, а еще лучше - ловить пожелания начальства на лету. После

пары подобных услуг вы автоматически перейдете в разряд незаменимых,

достающих черта из-под земли в случае производственной необходимости.

На кого, в самом деле, можно положиться, как не на подобного мастера

на все руки? Надежность - важнейшее достоинство подчиненного, и оно не

останется незамеченным. Но, конечно, главное в этом деле не

переусердствовать, иначе прослывете подхалимом.

 

Наверняка вам приходилось встречать людей-агрессоров, напоминающих

командиров средней руки, муштрующих новобранцев. Все их поведение и

безапелляционный тон демонстрируют окружающим нескрываемые притязания

на лидерство. Прямая атака хороша только в ближнем бою. Лобби-

`cpeqqnp{, случается, взбираются на вершину успеха, но потом неминуемо

скатываются к ее подножию. Агрессивность - ничто против непобедимого

сочетания интеллекта и обаяния, помноженного на упорный каждодневный

труд. Не отпугивайте окружающих волчьей хваткой! Энергия и преданность

делу - вот все, что вам понадобится на пути к вершине.

 

Только самые недальновидные подчиненные не заботятся о репутации

своего начальника или сознательно пренебрегают этим, чтобы не работать

на чужой авторитет. Легко предположить, что, укрепляя свой авторитет и

не без вашей помощи неуклонно поднимаясь наверх, ваш благодарный

начальник или начальница прихватят вас с собой. Преданность ценят все.

 

Значительная часть вашего рабочего времени уходит на телефонные

переговоры. Последите за тем, как вы их ведете.

Всегда интересуйтесь тем, есть ли у вашего собеседника время для

долгих разговоров. Не исключено, что пока вы разливаетесь соловьем, на

другом конце провода с отвращением считают секунды, дожидаясь, когда

же вы перейдете к делу!

Всегда благодарите тех, кто перезванивает в ответ на вашу просьбу.

Особенно если эти воспитанные люди занимают более высокое положение,

чем вы. Никто не заставляет их оказывать вам подобную любезность.

Будьте безжалостны с " пожирателями времени"! Говорите без обиняков,

что вас ждут или что вам нужно ответить на срочный звонок по другому

телефону.

 

Даже самые удачливые и преуспевающие люди в мире так же ранимы, как и

простые смертные. Звезды кино и шоу-бизнеса страдают от нападок

критиков. Президентов поливают грязью в газетах и на телевидении. Если

вы рветесь наверх, научитесь так же, как они, держать любой удар -

стойко переносить незаслуженную обиду и боль и не бояться

разоблачений. При желании даже неприятности можно научиться

использовать и превращать в бесценный опыт.

 

Половина, а то и 70 % успеха зависят от умения ладить с коллегами, и

особенно - начальством. По мнению психологов, неуживчивость - самая

частая причина служебных неудач многих способных мужчин и женщин. Быть

уживчивым - не значит любой ценой добиваться дешевой популярности,

нагло набиваясь кому-то в друзья или прикидываясь клоуном на всеобщую

потеху. Иногда строптивцу достаточно просто прикусить язычок и вовремя

промолчать себе же во благо.

Идеальный Работник, поставивший на карьеру, не может позволить себе

роскошь показывать характер. Капризы или успех? Выбор за вами!

 

 

Искусство " плагиата"

 

Старый испробованный способ утвердиться в общественном мнении - выдать

чужую работу за свою. Дело это несложное, но требующее некоторого

артистизма.

 

Приватизировать чужую работу рекомендуется в двух случаях: во-

первых, общаясь с клиентами и партнерами, во-вторых, отчитываясь перед

начальством. Сослуживцам можете не заливать, как вы перенапряглись - в

любом коллективе прекрасно знают, кто сколько работает. Показав

сумасшедший объем работы, которую проделали, вы автоматически

становитесь более значимым и незаменимым, приближаетесь к руководителю

и завоевываете уважение в деловых кругах.

Выдать чужую работу за свою можно лишь в том случае, если вы каким-

то образом будете с ней связаны. Хотя бы опосредованно. Например,

услышав, как коллеги из соседнего отдела обсуждают в курилке какой-то

вопрос, ненавязчиво вступите в дискуссию, дайте несколько советов,

предложите свою помощь. Ваша задача - стать консультантом, экспертом,

критиком, креативщиком того, что вас, в сущности, не касается. Будьте

вездесущи, светитесь в максимальном числе проектов. Принимайте участие

в их обсуждении и разработке, но не отвечайте за них. У всех сложится

мнение, что вы работаете как вол. Да, и после бесед в курилке не

забудьте заглянуть к начальнику, чтобы между делом заявить ему: " Мы

тут с третьим отделом обсуждали такую-то проблему. У меня есть

некоторые соображения по ее решению..." Вы должны стать не

исполнителем чужой работы, а ее PR-щиком.

Работа человека, который выдает чужие заслуги за свои, чем-то

похожа на профессию журналиста. Он может высказывать мнения, делать

замечания, что-то корректировать, кого-то консультировать. И его имя

автоматически будет связываться с решением проблемы. Недаром

журналистам так легко даются места в Госдуме.

Настоящим профи по выдаче чужой работы за свою является Борис

Березовский. Он любитель скандальных предсказаний. " Ждите отставки

правительства", - говорит он. И точно - как в воду глядел. Со временем

в обществе утвердилось заблуждение, будто за отставкой правительств

стоит не кто иной, как сам БАБ. А с этим рос и его статус как крупного

государственного деятеля. На самом деле Борис Абрамович просто заранее

оглашает то, что делается в кругах, доступных для его больших ушей.

Это так называемая фьючерсная технология.

Итак, одна из ваших задач - собрать информацию и суметь вовремя ее

огласить.

Не пренебрегайте всевозможными совещаниями, редколлегиями,

" круглыми столами", семинарами, проблемными группами. Там поощряются

высказывания, и активные люди берутся на заметочку руководством.

Вспомните, в комсомольский, партийный, профсоюзный аппарат отбирали в

основном самых активных (не за станком, а на собраниях).

Учитесь ораторскому искусству. Ссылайтесь на авторитеты,

цитируйте классиков, но не философствуйте. Говорите лаконично и

доступно. Такой методикой всегда пользовался Владимир Жириновский. А в

последнее время к ней стал прибегать и Владимир Путин. Сказав: " Мы

будем мочить каждого бандита в сортире", он выдал работу МВД и каждого

конкретного снайпера за свою. Но сделал это ярко, так что запоминается

надолго и рейтинг растет.

Вы легко сможете выдать чужое глобальное дело за свое, если

возьмете ответственность за маленький, легко решаемый участок этого

дела. Общий положительный результат можно будет в нужное время, как

одеяло, перетянуть на себя. А в случае неудачи всего проекта о вас и

не вспомнят, ведь вы занимались какой-то мелочью.

Для вас, как для спортсмена, важна не победа, а участие. Дайте

понять вашему руководству, что без вашего участия та или иная работа

или конечный продукт будут невозможны. Учитесь отчитываться, первым

приносите начальнику подписанный контракт или отчет о перевыполненном

плане. Вы и только вы будете ассоциироваться у него с этими приятными

новостями. А значит, и с самой работой.

Ссылайтесь на известных и могущественных людей, с которыми у вас

якобы деловые и личные отношения, упоминайте о своих прошлых заслугах

и достижениях. Инсценируйте телефонные звонки от VIP'ов. Пусть все

знают, что вам то и дело звонит президент банка и пара депутатов. Это

поможет вам заиметь имидж делового и уважаемого человека, без которого

не решается ни один вопрос.

Легче всего выдать за свою, работу больших коллективов. Поди

разберись, что вы там делали: координировали все действия или

подшивали бумажки. Поэтому будьте коллективистом, а не волком-

одиночкой.

Выдать чужую работу за свою гораздо легче, если вы сможете

раскрутить свое имя. Этим способом пользуются продюсеры, дизайнеры и

некоторые бизнесмены. Даже после убийства Джанни Версаче мы покупаем

одежду с его именем в полной уверенности, что костюмчик сшил сам

кутюрье. Владимир Довгань выдавал чужую работу за свою на законных

основаниях: раскрутил свою физиономию и позже делал вид, что

производит продукты питания. Вообще, выдача чужой работы за свою -

любимое занятие любого руководителя. На этом же принципе замешивается

любой культ личности.

Чего нельзя делать?

1. Грубо и неизобретательно врать. Не надо говорить, что именно

вы, а не Билл Гейтс, придумали программу Windows, с которой работает

ваш отдел. В лучшем случае вас перестанут воспринимать всерьез.

Откровенная ложь легче проходит, когда вы " грузите" клиентов и

партнеров, которые вряд ли узнают детали дела. В стенах фирмы, на

которую вы работаете, подобные фантазии быстро разоблачаются.

Если вы не профессионал в том, что подгребаете под себя, вас очень

скоро вычислят. Начнут задавать наводящие вопросы, попросят исходники,

дополнительные материалы... Во времена всеобщей специализации нельзя

быть многостаночником. Примазывайтесь к тому, что имеет отношение к

вашему профилю или сфере деятельности. Условно говоря, если вы маклер,

не надо говорить, что это вы разбили вишневый сад рядом с домом,

который продаете.

2. Нельзя злоупотреблять нашей методикой. Иначе получится имитация

бурной деятельности. Не забывайте выдавать на-гора собственный

качественный продукт. Чем больше у вас заслуг, тем больше к вам

доверия (читай: возможностей убедить начальство в том, что все

держится именно на ваших плечах).

3. Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя коллективу,

который действительно занимается тем или иным проектом. Вас должны

любить не только в кабинете начальства.

4. Не выдавайте чужую работу за свою, если она не нужна

руководству. Помните, боссу нужно говорить то, что он хочет услышать.

 

 

Ночи напролет

 

Доводилось ли вам задерживаться на работе до... утра? Открывается

новый офис, выпускают первый номер журнала, сдают квартальный отчет -

да мало ли может быть уважительных причин, чтобы провести бессонную

ночь на рабочем месте? Авралы, повторяющиеся регулярно, неизбежно

приведут организм к нервному истощению. Каким же образом исключить их

из своей жизни?

Один мой приятель, Александр, руководитель небольшой проектно-

строительной фирмы, жаловался, что не может наладить нормальный

рабочий график в своем офисе. У подчиненных никак не получалось сдавать

работу вовремя, зато ночью они каким-то невероятным образом собирались

- и к утру необходимая смета или проект реконструкции дома были

готовы.

Александр не пожалел денег, нанял психологов и консультантов Они

разработали хитроумную систему материального и морального поощрения

сотрудников, придерживавшихся стандартного рабочего графика. В

результате коллектив, как болельщики на стадионе, разделился на

" клюнувших" и " не клюнувших" Несколько месяцев длилось противостояние,

и все равно старые порядки победили.

Кстати, сам Александр коротал вечера в обстановке еще более

неформальной в казино и барах с друзьями. И это обстоятельство до

некоторой степени оправдывало поведение его сотрудников Если начальник

- " сова", утром никто из подчиненных на работу не торопится: все

знают, что шеф раньше полудня в офисе не появится.

Чтобы персонал приходил на службу вовремя, начальнику надо в первую

очередь перестроиться самому. Прежде всего, это касается российских

руководителей: в нашей стране за подчиненными нужен глаз да глаз.

Ночные смены характерны главным образом для отечественных фирм. В

нашей стране к работе относятся как к творчеству. Это не только и не

столько способ получить материальное вознаграждение. Прежде всего это

самореализация. Нам трудно понять, как это западные люди все успевают

вовремя и даже перекуры устраивают по заранее оговоренному графику. На

Западе работают, чтобы жить, в России, наоборот, живут, чтобы

работать. И ночные авралы в российской системе ценностей играют очень

важную роль. Они дают ощущение избранности, - как отдельному

сотруднику, так и целому коллективу.

Именно ночью работа вступает в свою финальную стадию, которая требует

предельного напряжения сил. При этом у сотрудников больше поводов

почувствовать себя победителями, несмотря на препятствия, они достигли

результата. Таким образом, удовлетворяется потребность в острых

ощущениях, риске, прорыве.

Многие люди строят свою жизнь по принципу " американских горок",

которым как раз и соответствует рабочий стиль ночных авралов.

Спокойная, размеренная жизнь была бы для них куда большим стрессом.

Кроме того, коллектив, часто остающийся " в ночное", в силу совместно

переживаемых трудностей невероятным образом сплачивается.

Негативная же сторона подобного распорядка всем хорошо известна: на

следующее после аврала утро офис вымирает. До обеда никого нельзя

застать на месте. Если ваша компания имеет дело с западными клиентами

или с государственными структурами, вам не избежать неприятностей и

нареканий.

Еще один минус увеличивается вероятность ошибок. Какие бы заядлые

" совы" ни трудились у вас в фирме, после полуночи их организм требует

отдыха и ошибиться им не составляет особого труда.

Наконец, нет такой семьи, где муж или жена были бы довольны ночной

работой своей " второй половины". Жертвой безразмерного рабочего

графика становится в первую очередь семья, особенно дети, которые в

принципе не могут быть " совами". Так что любитель ночных авралов

лишает себя большой радости - общения с собственным ребенком он

просыпается, когда дитя уже в саду или в школе, а возвращается, когда

ребенок уже спит.

Когда ночные дежурства повторяются раз в неделю или реже, когда

сотрудники заранее предупреждены, особого вреда их здоровью не будет.

Но если нештатные ситуации возникают спонтанно, часто и неожиданно,

они могут привести к нервным срывам. Не рекомендуется работать ночью

людям немолодым или имеющим хронические болезни. И тем более вредно

сочетать работу с непрерывным курением и дикими дозами кофе.

Работая ночью и отсыпаясь днем, вы невольно меняете весь образ жизни.

Вместо спортивных залов, библиотек, кино, театров, естественно, ночью

закрытых, вы вынуждены ходить в казино и рестораны. А это диктует и

привычки, и круг знакомств. Короче, быть " жаворонком" во всех смыслах

полезнее и здоровее.

Можно ли искоренить ночные авралы?

Известное в управлении правило " 20 х 80" гласит: " Первые 80% работы

отнимают 20% времени, остальные 20% работы требуют для своего

выполнения 80% времени" Чтобы правильно организовать рабочий день,

надо вычленить те второстепенные дела, на которые мы тратим львиную

долю времени, и отказаться от них.

Кто-то просто не в состоянии приступить к работе, не выпив чашку-

другую кофе, второй любит подолгу совещаться, третий - разговаривать

по телефону, четвертый -обсуждать то, что только что сделал. Подобная

зацикленность на мелочах вредит гораздо сильнее, чем мы привыкли

думать. Чем лучше продумана последовательность дел, тем быстрее они

выполняются.

Профессиональные управленцы считают, что большинство людей просто-

напросто не умеют распоряжаться своим временем. Этому искусству учат

на специальных тренингах Для начала собравшимся предлагают поступить

со временем так же, как с деньгами аккуратно пересчитать рабочие часы

(с точностью до десяти минут). Для примера возьмите любой день и

отметьте, сколько времени ушло на консультации с экспертами,

проведение совещаний, исправление работы подчиненных, телефонные

беседы, встречи с начальством, составление графиков, подготовку

документов, общение со случайными посетителями, отдых, перекуры и т.д.

Основное открытие, которое делают люди в процессе этих тренингов: они

не распоряжаются своим временем лично. Их время " крадут" окружающие:

коллеги, подчиненные, случайные люди по телефону и т.д. Это подобно

тому, как если бы вы предлагали свой кошелек всем желающим. Открытие

действует на людей отрезвляюще: оказывается, ими манипулируют!

Советуем вам, к примеру, повесить в кабинете у себя за спиной плакат.

" Время -деньги". Возможно, он остановит ваших не в меру разговорчивых

сослуживцев.

Научитесь быстро заканчивать телефонные разговоры. Именно их финал,

когда суть уже ясна и осталось только пожелать друг другу всего

хорошего, занимает больше всего времени. Придумайте вескую причину,

чтобы избежать ненужных прощальных реверансов, скажите, что вас срочно

вызывает начальник или пришли важные посетители.

Если вы знаете, что предстоит тяжелый день и времени на раскачку нет,

переведите свои личные часы (если удастся - и часы в офисе) на час-

другой вперед.

Если вы руководитель подразделения, наймите толкового секретаря,

который будет " сортировать" посетителей и телефонные звонки на

неотложные и " не по адресу", - это тоже хороший способ сэкономить

время.

Если ваш руководитель любит без причин растягивать совещания,

предупредите его заранее, что в вашем распоряжении только час-полтора,

потом вы вынуждены будете уйти, чтобы вовремя сделать ту работу,

которую сам же начальник вам поручил

Но предположим, никакие уловки не помогли - ночной работы не избежать.

Каким образом извлечь из ситуации максимум пользы?

Сделать это не так уж сложно (при нормальном здоровье, конечно).

Постарайтесь настроиться психологически. Ночной работой надо

вдохновиться.

И еще: не пытайтесь после аврала спать днем. Дотяните хотя бы до шести-

семи вечера - и уж после этого отсыпайтесь в удовольствие. Хотя, если

ночные смены повторяются по нескольку раз в неделю, рано или поздно

человек почувствует себя " пустым бамбуком" - организм " вырубится", вы

заснете на сутки.

Если вам предстоит спать явно меньше, чем обычно (например, вместо

семи часов всего два), перед тем как заснуть, сосредоточьтесь на

несколько мгновений и представьте, что ваш сон будет невероятно

глубоким и полным, - и вы действительно проснетесь бодрым и

отдохнувшим.

Едва открыв глаза, скажите себе мысленно, что вы прекрасно выспались,

и бегите в душ. Это лучше, чем три раза переводить будильник и

пытаться поспать лишнюю минутку.

Желательно поменьше жаловаться коллегам: дескать, всю ночь не спал. Их

сочувствие не прибавит вам бодрости.

Если вам не удалось поспать вовсе, забудьте об этом. Постарайтесь вести

себя как обычно, с той лишь разницей, что не стоит принимать в этот

день особо важных решений и заниматься сложной работой.

Быстро восстановить силы поможет медитация. Послушайте полчаса (можно

и меньше, минут десять) кассету с расслабляющей музыкой, мысленно

задайте себе позитивные установки (" Я счастлив, бодр и удачлив! У меня

получается все, за что я ни берусь! " " Мне интересно заниматься своим

делом'" и т. д.) - это позволит быстро прийти в себя

На самом деле, сколько часов спать - это дело привычки Наполеон, к

Примеру спал часа четыре. Сон и так занимает треть жизни, и было бы

расточительством отдавать ему еще больше.

Если вы начальник и хотите побороть тягу подчиненных к ночной работе,

вам придется призвать на помощь всю свою фантазию. Тут важно найти

достойную замену.

Начните с себя. Не стоит думать, что привычка поздно ложиться - ваша

вторая натура. Это всего лишь привычка, и в вашей власти ее изменить.

Жестко планируйте свое утро.

Очень дисциплинируют дети: если надо к девяти утра отвести ребенка в

сад, волей-неволей придется встать в восемь.

Назначайте на утро важные встречи, переговоры, поездки - это тоже

помогает.

Теплые семейные отношения - самая верная гарантия того, что вы не

станете торчать на работе допоздна просто так, чтобы поддержать

компанию. Если вы днюете и ночуете на службе, подумайте - может, это

лишь следствие вашей неустроенной личной жизни, показатель того, что

ее надо изменить к лучшему?

 

 

Блефуем, господа!

 

Блефовать, вводить окружающих в заблуждение нечестно и плохо. Но

история хранит немало примеров, когда люди начинали новое дело и,

чтобы преодолеть общественный консерватизм, вынуждены были отчаянно

блефовать. Как же отличить позитивный блеф во имя благородной цели от

манипуляции ради чьей-то мелкой корысти?

 

Блеф, умышленное искажение информации, - один из способов, при помощи

которого люди манипулируют друг другом.

Как это происходит, мы все можем наблюдать на примере российских

политики и бизнеса, где блефуют практически все. Различные партии

ведут борьбу друг с другом, умышленно разбалтывая одни факты и утаивая

другие.

Так, в свое время Борис Ельцин сделал коньком политической программы

тезис об искоренении привилегий (что-то сейчас о нем ничего не

слышно), Егор Гайдар грудью встал за курс реформ (которые шли и идут с

невероятными перекосами), Геннадий Зюганов нынче пытается сыграть роль

верховного судии, карающего власть за развал страны (хотя та

коммунистическая страна была тюрьмой народов).

Блестяще блефует Сергей Кириенко. Его тезис таков: в экономике и

политике назрели непопулярные меры, так вот есть человек (естественно,

Сергей Владиленович), который готов взять на себя ответственность за

их реализацию.

При этом менеджерские способности самого Кириенко почему-то не

обсуждаются. Между тем к моменту премьерства в своем активе он имел

школу комсомольского работника, опыт руководства бюджетным банком

" Гарантия" (который скорее не зарабатывал, а распределял деньги), а

также недолгую карьеру госчиновника - после того как Немцов привез его

с собой в Москву. Тем не менее все почему-то верят, что у Кириенко

получится.

Так что те, кто пытается научиться блефовать, могут пройти бесплатные

курсы прямо у телевизора, просматривая вечерние новости.

" Нас никогда не обманывают- мы обманываемся сами", - говорил Гете. И в

этом кроется разгадка неистребимости блефа: сладкая ложь всегда

предпочтительнее горькой правды.

Как заметил Сергей Кириенко, дефолт мы не объявляли, платить не

отказывались - мы лишь сказали, что не можем заплатить сейчас.

Те, кто блефует, использует всем известные человеческие пороки и

слабости: страсть к легким деньгам, лень, тщеславие, желание во что бы

то ни стало быть красивым, умным, успешным.

Мои знакомые, занимающиеся ремонтом квартир, в момент заключения

договора заверяют заказчика, который хочет сделать ремонт дешево,

быстро и качественно, что " все будет идеально". А в конце работы

объясняют, что " идеально не бывает". Они паразитируют на жадности и

глупости людей, которые изначально уже обманули себя: во-первых,

положились на дешевую рабочую силу, а во-вторых, не увидели

противоречий в наборе собственных требований - " дешево, быстро и

качественно".

Весь русский фольклор и, шире, русская культура основаны на образе

случайного счастья. Такие персонажи, как Иванушка-дурачок, Емеля,

Золотая Рыбка, Конек-Горбунок и т.д., с детства учат нас: можно быть

ленивым, спать на печи тридцать лет, а потом всех победить и жениться

на принцессе.

Надо ли разоблачать блеф? Разве что если вам кто-то платит за это

деньги. Самое главное - самому не попасться на удочку блефа. Помните,

что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и, когда мягко стелют,

жестко спать. Пословицы и поговорки на эту тему -

выкристаллизовавшиеся за века народные мудрость и опыт. Лучше всего

относиться к блефу адекватно, как к театральному преувеличению, и не

принимать за чистую монету. И делить на десять все, что говорят

политики.

Артур Шопенгауэр советовал: " Если вам досадно, что кто-нибудь лжет,

притворитесь, что вы верите. Он станет смелее, заврется сильнее и

разоблачит себя".

Если вы вынуждены публично опровергать блеф, например вести полемику с

каким-либо политиком, помните: слушатели мало реагируют на логические

доказательства. Главное в публичном выступлении - эмоциональный запал

и простота доводов. Поэтому спорить, например, с Чубайсом, который

оперирует логическими выкладками, гораздо легче, чем, скажем, с

Жириновским, чье (и он владеет им великолепно) - нагнетание

истерии. Чубайса можно " задавить" эмоциями - перебить

эмоциональную волну лидера ЛДПР чрезвычайно сложно. В любом случае к

публичной полемике надо серьезно готовиться, заранее изучить

излюбленные ораторские приемы противника и найти им достойное

противоядие.

Если человек блефует, пытается запутать вас - не поддавайтесь на

провокацию, не играйте на его поле. Назовите его аргументы демагогией

и блефом, отметая их, и предложите свои правила игры. Например, на

заигранную пластинку Зюганова о развале страны легко ответить такой же

привычной песней о злодеях-коммунистах, замучивших двадцать миллионов

советских людей (именно так и ведет борьбу с коммунистами

демократическая пресса).

Впрочем, большинство из нас этот общий фон ежечасного политического

обмана не воспринимает. Точно так же жители городов редко всерьез

задумываются, каким отравленным воздухом они дышат. Куда важнее

отличить блефующего партнера по бизнесу, никудышного работника,

который пускает пыль в глаза, и откровенных профессиональных кидал

О желании собеседника вести нечестную игру вы можете догадаться по его

внутреннему напряжению, неустойчивому эмоциональному состоянию,

выражающемуся в позе, жестах, мимике, интонации, взгляде

Никогда не бойтесь задавать неудобные вопросы, которые напрямую

затрагивают ваши интересы. Например, есть такие " приятные во всех

отношениях люди", которые готовы всерьез и долго обсуждать творческую

сторону проекта, но все как-то забывают поговорить о финансовой его

части. Когда же вы пытаетесь повернуть разговор к деньгам, вас

беспардонно обрывают. " Что же ты такой меркантильный? Да никто тебя не

обманет! "

Будьте готовы, что как раз именно такие и обманут. Если партнер не

хочет обсуждать с вами интересующие вас вопросы, лучше не иметь с ним

дела Мастера блефа, скорее всего, будут спекулировать на ваших чувстве

долга, профессиональной ответственности, будут преувеличивать

социальную значимость дела, которое вы затеваете, могут предложить

поработать бесплатно, суля грандиозные перспективы.

Все эти приемы выдают манипулятора с головой. Самое лучшее - ответить

на его просьбы твердым отказом.

Во многих случаях блеф является нормой деловой жизни. Например, при

приеме на работу правила игры для всех очевидны:

специалист блефует, так как старается продать себя подороже;

одновременно слегка лукавит работодатель, так как ему надо купить

услуги специалиста подешевле. Один хвалит себя, второй расписывает

престижность фирмы

Но есть одно немаловажное обстоятельство: блеф станет трамплином к

успеху

лишь в том случае, если вы не только создаете свой благоприятный образ

(или образ товара, услуг), но и трудитесь засучив рукава, чтобы

приблизить реальный успех. Если же блеф не подкреплен реальными

усилиями, вас быстро разоблачат и вы навсегда загубите свою репутацию.

Блеф иногда помогает преодолевать искусственные препятствия. Например,

Роман Виктюк, в самом начале своей режиссерской карьеры работавший в

калининском театре, для утверждения пьесы Шиллера " Коварство и любовь"

придумал байку, будто сам Ленин всю жизнь мечтал увидеть этот

спектакль в России. В разговорах с партийным начальством он ссылался на

несуществующие письма Клары Цеткин к Надежде Крупской В результате

спектакль с музыкой диссидента Андрея Волконского приняли на ура. Так

откровенный блеф -фальшивая информация - примирил идеологические

потребности партначальников и профессиональные амбиции режиссера

Другой не менее распространенный прием блефа - фальшивый " блат"

(неправомерная опора на авторитеты) - использовал Андрей Разин для

продвижения группы " Ласковый май". Он выдавал себя за родственника

Михаила Горбачева - и перед ним открывались двери любых кабинетов Но

все это сработало, потому что группа действительно пользовалась

успехом, дешевая романтика " Ласкового мая" в тот момент оказалась

востребованной на рынке.

Агрессивное продвижение себя (услуг, товаров, проектов) на рынке

подразумевает использование достаточно жестких методов воздействия на

общественное мнение. Без блефа тут не обойтись. Другими словами это

называется " созданием имиджа".

Таким образом, блеф, подкрепленный реальными талантами и делами, ведет

к успеху А блеф, обслуживающий только корыстные интересы, идущий

вразрез с реальностью, закончится крахом. Пусть не сразу, но

неизбежно: не случайно руководители многих финансовых пирамид сейчас в

бегах

Деловая жизнь, основанная на систематическом обмане, абсолютно

невозможна в цивилизованном обществе и уже почти невозможна в России

Кроме того, у обмана есть психологические издержки Как говорил Бернард

Шоу " Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не

верит, а то, что он сам никому больше не

может верить"

 

И тревожиться не нужно…

 

Барон Мюнхгаузен, ставший олицетворением вранья, просто милый фантазер

по сравнению с людьми, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Для

многих профессий ложь - необходимая составляющая успеха.

Что роднит всех врунишек?

Во-первых, число внешних контактов. Печально, но факт: чем с большим

числом людей общается специалист, тем больше врет. Какой враль без

публики? В этой категории лидируют политики. Они больше всех

контактируют с людьми (до 170 встреч в день плюс миллионы зрителей,

присосавшихся к экранам телевизоров).

Во-вторых, число обещаний в день. Чем больше обещаний дает специалист,

тем меньше успевает сделать.

В-третьих, зависимость карьеры от других людей. Успех политика,

менеджера по продажам, рекламиста, пиарщика или риэлтора зависит от

того, насколько классно он отрекламировал свой товар или свои услуги.

Ну и как тут не приврать?

В принципе банкирам, педагогам, экономистам-аналитикам или ученым-

теоретикам ложь не нужна. Они лгут для того, чтобы потешить

собственное тщеславие и получить сиюминутную выгоду. Еще задолго до

развала банк СБС-АГРО задержал на целые сутки все клиентские платежи.

Г-н Смоленский объяснил эту задержку тем, что в центральный компьютер

банка ударила молния. Эти жалкие потуги сохранить клиентов вызвали

гомерический хохот у специалистов. Ведь всем известно, что центральные

компьютеры банков находятся, как правило, глубоко под землей - в

бункерах, которым не то что молния, атомная бомба не страшна.

Следующий показатель - возможность невыполнения обещаний. Если

пообещает бизнесмен или банкир и не выполнит свое обещание, партнеры

откажутся иметь с ним дело. А политикам вранье, как правило, сходит с

рук. Они дорываются до власти, а потом похохатывают над одураченным

электоратом.

И наконец, юридическая безответственность. Журналиста ждет суровое

наказание за вранье: суд и клеймо " желтого" или продажного писаки. Ни

один уважающий себя персонаж не захочет иметь дело с журналистом-

вралем. А бухгалтер, если попадется на подтасовке финансовых

документов, расплачивается за вранье тюрьмой (вместе с директором

фирмы).

Тогда как медики, представители творческой интеллигенции, экономисты и

ученые вообще не несут никакой ответственности за свое вранье. По

крайней мере, в российской судебной практике нет ни одного случая,

когда пациент подал бы на медика в суд за врачебную ошибку. Или

зрители отсудили бы у бездарного артиста моральную компенсацию за

пение под фонограмму. Не говоря уж о политиках. Если бы наши политики,

дававшие руки и головы на отсечение или вообще клявшиеся лечь на

рельсы, выполнили свои обещания, российский политический пантеон давно

напоминал бы греческий зал в Эрмитаже.

На первом месте в рейтинге - политики. Причем они даже не краснеют,

когда их ловят на лжи. Жители Якутска прозвали Павла Бородина, своего

бывшего градоначальника, " гарантированным". Как вспоминают якутчане,

ни один мэр города не давал такого количества обещаний. В частности,

писем, где Павел Бородин гарантировал каждому жителю улучшение

жилищных условий, насчитывается несколько сот. Но ни одно обещание,

как говорят старожилы Якутска, бывший мэр так и не выполнил. Евгений

Примаков в своих предвыборных речах обещает искоренить взяточничество

во власти. Эти слова ласкают слух рядового обывателя. Но не нужно

давать обещаний, которые заведомо невыполнимы. Взяточничество - это

синоним власти. При любом строе, любом правителе и в любой стране

чиновники-бюрократы брали, берут и будут брать взятки. Это их хлеб и

главный источник доходов.

Пиарщики и представители творческой интеллигенции, рекламисты и

консультанты - на втором-третьем и пятом-шестом местах соответственно.

Все специалисты, плоды усилий которых нельзя потрогать руками, врали

(если хлеб невкусный, у пекаря не будет постоянных клиентов,

покупатели предпочтут навещать соседнюю булочную). Эти специалисты

оболванивают клиентов, строя на лжи собственную карьеру и карьеру

своих покровителей. Пиарщики проталкивают в Государственную думу и в

президенты нужных людей.

Художественные руководители, опутанные ложью и интригами, выживают из

театров талантливых артистов. Очень много врут консультанты. Они же не

несут судебной ответственности за свои советы и рекомендации.

Юристы, адвокаты и следователи - на четвертом месте. Их карьера

зависит от окружающих людей. По этому показателю они получили

максимальный балл (10). Задача адвоката - любыми способами " отмазать"

клиента от уголовного дела и суда. И даже если адвокат уверен в

виновности клиента, он должен убедить судей в обратном. Это ли не

самая страшная ложь?

Очевидцы вспоминают следователей, которые обещают соучастникам дела

свободу и смягчение меры наказания в обмен на чистосердечное

признание, а получив информацию, забывают о своих словах.

На седьмом и десятом местах - имиджмейкеры (пластические хирурги,

косметологи) и врачи. Можно найти миллион причин, чтобы исправить

породистый носик. Или устранить дефект совершенной на самом деле

фигуры. Корректирующие операции - это как наркотик. Кто хоть раз

обратился к косметологу, до гробовой доски будет исправлять свои

недостатки, ведь совершенству нет предела. А в это время косметологи,

пластические хирурги и имиджмейкеры зарабатывают деньги на тщеславии и

самодурстве клиентов. А вот врачи часто ошибаются из-за недостатка

знаний и профессионализма. Почти каждый больной становился жертвой

непрофессионального врача. У больного перитонит в тяжелейшей форме, а

врач прописывает клизму от колик в животе.

Плох тот врач, который неправильно ставит диагноз, а потом

прикрывается врачебной тайной. Перед пациентом и его близкими медик

должен быть честен, как перед господом Богом. Зная точный диагноз,

родные могут облегчить страдания больного, а иногда и помочь ему лучше

любого врача. Например, вовремя отправив на консультацию к светилу

медицины за границу.

Экономисты-аналитики и ученые-теоретики в рейтинге на девятом и

тринадцатом местах. Их нужно слушать и поступать с точностью до

наоборот.

Брать на веру их прогнозы все равно что строить машину времени по

произведениям фантастов. Если с ученых спрос мал (теория - всего лишь

иероглифы на бумаге, пока данные не проверены практикой), то

экономисты-аналитики могут понести наказание за свои неверные

прогнозы. Например, лишиться карьеры и стать посмешищем целого

поколения. Как, например, Егор Гайдар, Гавриил Попов или Иван Силаев.

Дизайнеры, риэлторы, турагенты, менеджеры по продажам - все лгуны. Для

них главное - сбыть продукт. Честных профессионалов можно сосчитать по

пальцам. Это те, кто процветает на рынке. Благодарные клиенты приводят

к ним своих родственников, друзей и знакомых друзей.

Обманул клиента раз или два - на третий обязательно попадешься. С

риэлтора и турагента, не выполнивших условия договора, въедливый и

упертый клиент взыщет компенсацию в суде. Вот почему эти специалисты

не в первых строчках рейтинга.

Бизнесмены, журналисты и бухгалтеры замыкают рейтинг. У них самый

mhgjhi показатель юридической безответственности. С лживым

коммерсантом партнеры откажутся сотрудничать.

Хороший журналист не врет. Он десять раз перепроверит слухи, так

грамотно преподнесет материал, что юридически не придерешься. А тот,

кого нужно уколоть, получит по заслугам. Так же как и бухгалтерам,

журналистам вранье не сходит с рук. Враля затаскают по судам.

Плох тот бухгалтер, который не умеет тонко обойти закон. Ведь в случае

разоблачения видеть ему небо в клеточку, а сообщника-директора - в

полосочку.

 

Враг врагу - рознь

 

Отсутствие врагов свидетельствует о ничтожности натуры. Если мы делаем

в жизни что-то стоящее, то неизбежно сталкиваемся с интересами других

людей и не всегда можем прийти с оппонентами к взаимному согласию.

Враги неизбежны. Другой вопрос - можно ли мирно с ними сосуществовать?

Если попытаться классифицировать врагов, то можно выделить несколько

типов: просто враги, враги наших друзей и друзья наших врагов Самые

опасные в первой категории - бывшие друзья, так как они хорошо знают

наши слабые места и могут одним ударом послать в нокаут.

Иногда из заядлых врагов получаются неплохие приятели. Как говорили

древние, " следует любить друга, помня при этом, что он может стать

врагом, и ненавидеть врага, помня, что он может стать другом"

Сила врага коренится не столько в его выдающихся способностях и

коварстве, сколько в нашей априорной слабости

Например, кто-то критикует вашу работу. Врагом этот человек может

стать только в том случае, если у вас изначально низкая самооценка.

Если же вы в восторге от себя, любимого, то критику просто не

услышите.

Предположим, вы не умеете людям отказывать - вашим врагом может стать

любой достаточно настойчивый проситель. Если вы привыкли быть в центре

внимания, то будете испытывать ненависть к тому, кто сможет привлечь к

себе больше внимания, чем вы.

Хотите свести число врагов к минимуму- занимайтесь воспитанием

характера, повышайте самооценку, учитесь говорить " нет" и реально

оценивать собственные силы и обаяние. Что касается правых в

Государственной думе, то они явно свои силы переоценили

Чем больше вы думаете о своих интересах, тем меньше у вас будет

врагов. Принцип " чтоб никому не было обидно" порочен по сути. Очень

часто за психологической консультацией обращаются совладельцы фирм,

которые не могут найти общий язык друг с другом. С самого начала они

хотели делать бизнес сообща и поровну делить прибыль Но оказалось, что

пять (десять, двадцать) разных личностей не могут вносить в дело

совершенно одинаковый вклад. Кто-то со временем стал лидером, другие -

исполнителями, а установка на равенство осталась. Как только партнеры

начинают в обсуждении проблем исходить из собственной выгоды, а не из

абстрактных представлений о добре и гуманизме, они быстро приходят к

компромиссу, так как им становится легче понять претензии

собеседников.

Существуют две полярные тактики по отношению к врагам Первая -

ортодоксально христианская, если тебя ударили по левой щеке, подставь

правую. Вторая - новаторская: если тебя ударили по левой щеке,

подставь правую, потом резко уходи вниз - и левой прямой удар в

челюсть.

Умение красиво враждовать - это мастерство не мудрого человека, а

умного. Как известно, мудрый отличается от умного тем, что не попадает

в те Ситуации, из кото рых умный выходит с блеском. Мудрость в

ситуации вражды, как говорят на Востоке, заключается в том, чтобы

просто сидеть на крыльце своего дома - тогда рано или поздно мимо

пронесут труп врага.

В Америке мудрые полицейские дают примерно такие советы жителям

смешанных районов: если ваши не совсем благополучные соседи купили

стиральную машину, зайдите к ним в гости и научите их правильно ею

пользоваться Тогда в следующий раз, когда вы купите " мерседес", его не

подожгут и не угонят.

Вот еще пара советов.

1.Если у вас завелся враг, ведите себя как ни в чем не бывало.

Враждебность сродни болезни. Она, как и любая болезнь, когда-нибудь

пройдет.

2. Если же у вас завелся хронический враг - неизбежный конкурент по

бизнесу, любви, политике - узаконьте свои отношения. Скажите во

всеуслышание: " Мы старые добрые враги"

3. Не бойтесь открыто признавать неразрешимые противоречия, которые

существуют у вас с людьми Делайте это с юмором. Таким образом вы

ограничите взаимную борьбу чисто содержательными рамками, не

примешивая к ней эмоции. То есть враждовать вы будете, а нервничать и

переживать по этому поводу - нет.

4. Попробуйте относиться к врагу как к Другу, подчеркивайте сходство,

общность позиций, делитесь второстепенными секретами, советуйтесь,

вовлекайте в общие дела. Возможно, он сам забудет о своих враждебных

намерениях. Быть друзьями намного выгоднее.

5 Чтобы обезоружить врага, спросите прямо: " Правильно ли я понимаю -

ты хочешь навредить мне? " Этот на первый взгляд наивный вопрос

способен внести ясность в отношения. Партнеру придется либо честно

признаться во враждебных намерениях - а это даст повод продолжить

обсуждение, уточнить, что именно довело его до такого состояния. Либо,

крайне изумившись, собеседник признается, что если и нанес вам ущерб,

то непреднамеренно. Он извинится и попробует свою вину компенсировать.

Если же партнер начнет " играть под дурачка", не признавая за собой

вины, объявляя главным виноватым вас, это значит, что он пока не готов

обсуждать открыто возникшие между вами противоречия, но, по крайней

мере, он будет знать, что вы его раскусили.

6. Если вы впервые почувствовали враждебные настроения - постарайтесь

как можно больше общаться с потенциальным врагом. Выявляйте его

интересы, объясняйте свою позицию, выделяйте общность целей. Чаще

всего враждебность базируется на недопонимании, закрытости,

неизвестности, откуда и берет начало чувство угрозы и стремление

заранее и агрессивно себя защитить. Поэтому сам процесс переговоров

может уничтожить почву для вражды.

В деловой сфере есть такая закономерность: чем серьезнее тема, тем

дольше длятся переговоры. В этом не только содержательная, но и

эмоциональная целесообразность: партнеры, проведя много времени

вместе, становятся понятнее и ближе друг другу, между ними возникает

доверие, без которого невозможны сколь-нибудь масштабные проекты.

7. Помните, что у вас всегда есть выбор: испытывать чувство вражды или

уйти в сторону, заняться совсем иным делом, сменить контекст и

избавить себя от неприятных переживаний.

В деловой жизни это выглядит следующим образом. Например, человека с

должности финансового директора перемещают на должность бухгалтера. У

него два варианта поведения. Первый: он видит в том, кто занял его

место, личного врага и пытается дискредитировать новичка в глазах

коллег и начальства. Этот путь самый неудачный: " недовольного", скорее

всего, уволят, так как любой руководитель ставит хорошую атмосферу в

коллективе выше амбиций отдельных сотрудников. Второй вариант: человек

продолжает работать как ни в чем не бывало, потому что для него важно

дело, а не должность. Вот Леонид Парфенов, покинув пост генерального

продюсера НТВ, нисколько не обиделся и занялся собственными авторскими

проектами. Если же для вас важнее должность - ищите место в другой

фирме.

8. Можно использовать против врага его же методы, пытаясь его

опорочить, выдавая его достоинства за недостатки. Как это делается, мы

могли наблюдать на недавних выборах: про опытного человека говорили,

что он слишком немощен, про молодого - что неопытен. Если политик -

хороший хозяйственник, значит, вор, если же с практической работой

незнаком, то пустой политикан. Но эти нечистоплотные методы работают и

против самого автора - он неизбежно запачкается в грязи, которую

попытается вылить на других.

Человек ли, политик ли, фирма, партия - жертвой борьбы может стать

каждый. И если победитель нас притесняет, мы неизбежно воспринимаем

его как врага, поправшего нормы нравственности.

Единственное спасение проигравшего - проявить честность и достоинство,

настаивать на своей позиции, сохранить идеологическое и

мировоззренческое кредо Если же в стане проигравших начинаются слишком

сильные колебания, побеждают конъюнктурные соображения, жажда даже не

власти, а места - то человек и организация теряют лицо.

Итак, простейшая линия поведения с врагом - оставаться самим собой,

вести себя искренне, стремясь сохранить честь, авторитет, репутацию, а

не свое формальное положение Никогда не изменять своим принципам и не

подстраиваться под победителя. Тогда, вполне вероятно, со временем

проигрыш сможет принести дивиденды. Классический пример - поведение

Бориса Ельцина, который в конце 80-х годов один играл против

всесильного ЦК КПСС - и выиграл.

Александр Дубчек (1921-1992), выдающийся чешский политик, автор

политических реформ 1968 года, после ввода советских войск в

Чехословакию был смещен с поста первого секретаря ЦК КПЧ и двадцать

лет проработал обыкновенным лесником. В 1989-м, когда в Чехословакии

произошла " бархатная революция", благодарные соотечественники выбрали

Дубчека председателем федерального собрания

Острая вражда, как и сильная любовь, не могут длиться долго. Рано или

поздно противоречия, из-за которых люди ненавидели друг друга,

исчезают. Поэтому лучшее лекарство от вражды - терпение, время, снятие

взаимных претензий.

 

 

Интриги! Одни интриги!

 

Лиса, уходя от преследования, заметает след, зайцы петляют, путают.

Само слово интрига - от латинского intricore, что и означает

" запутывать". Однако, что греха таить, более других к интриге склонны

карьеристы.

 

Вспомним завоевателей, у которых с карьеристами очевидное

мента






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.