Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-прикладное значение альпинизма






Современный научно-технический прогресс в развитом социалистическом обществе предъявляет повышенные требования к физиологическим, психическим, двигательным качествам и профессиональным способностям человека. Освоение народнохозяйственных ресурсов нашей Родины связано с расширением сфер человеческой деятельности в горной местности. Сюда относятся строительство промышленных объектов и спортивных сооружений, прокладка трасс, дорог, магистралей и рекреационных маршрутов, трудовые процессы в полевых, экспедиционных условиях и научно-исследовательские изыскания.

Мерилом эффективности трудовых процессов все в большей степени становятся отношения и взаимодействия человека и природы. “Труд...— по определению К. Маркса, —... есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой”.

Потребность в квалифицированных специалистах, обладающих необходимыми знаниями, умениями, навыками, качествами для успешного освоения среднегорья и высокогорья, районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, неуклонно возрастает. Но неоднократно планы и деятельность разбивались о неподготовленность человека к специфическим условиям горной местности.

Трудно представить деятельность специалиста в горах, не умеющего ориентироваться, переправиться через горную реку, взять образец на сложном скальном обнажении, пройти снежно-ледовый перевал, организовать безопасную работу специалистов-скалолазов на строительстве ГЭС в горах и т. п. Для осуществления столь широкой деятельности только опыта жизни в горах явно недостаточно. Необходимо направленное воздействие форм, методов и средств физического и специального обучения при подготовке специалиста.

Расширяется и конкретизируется сфера деятельности альпинистов при строительстве гидроэлектростанций в горах. Любое крупное строительство ГЭС не может обойтись без квалифицированных специалистов, обладающих умениями и навыками альпинистов-скалолазов. Обеспечение безопасности, изыскательские работы, подготовка рабочих мест, транспортировка грузов, оборудования, инструмента, монтаж, демонтаж различной аппаратуры и агрегатов — вот далеко не полный перечень работ, которые выполняют альпинисты на отвесах в теснинах рек.

Подготовленность специалиста к пребыванию и трудовой деятельности в горной местности складывается из двух направлений его обучения: обучения своей профессии и обучения основам альпинистского спорта, имеющего профессионально-прикладное значение, что предполагает: а) развитие качеств, необходимых специалисту для ускорения процессов акклиматизации и реакклиматизации; б) развитие приспособительных качеств, повышающих устойчивость организма человека к неблагоприятным воздействиям внешней среды; в) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии.

Все формы и виды обучения строятся на основе общефизической подготовленности, конкретизируются с учетом особенностей профессии в единстве воспитательных, оздоровительных и профессионально-образовательных задач и целей.

Обучение специалистов профессионально-прикладным основам альпинизма приносит больший практический и экономический эффект, чем привлечение альпинистов-спортсменов к трудовым процессам в горной местности, так как при этом сокращаются сроки подготовки кадров для работы в горах, значительно повышается эффективность конкретных трудовых действий специалиста.

Возможно подразделение видов деятельности в горных условиях по сложности трудовых процессов, условий их протекания, а также

требованиям, предъявляемым к их исполнителям, на следующие три группы, условно обозначенные “А”, “Б”, “В”. Эти группы охватывают более 100 профессий для работы в горных условиях.

Группа “А” — специалисты, пребывание и деятельность которых связана непосредственно с трудовыми процессами в высокогорье, а также военнослужащие, находящиеся в горах.

Виды деятельности. Научные исследования и наблюдения; транспортировка, монтаж специальной аппаратуры, организация и проведение работ по разведке путей подходов, прокладке трасс, маршрутов на сложных формах горного рельефа; организация безопасности при проведении различных работ.

Особенности и условия трудового процесса. Трудовые процессы проходят с использованием максимальных и околопредельных возможностей человека и сопряжены со значительными мышечными усилиями и постоянными нервно-эмоциональными напряжениями.

Влияние кислородной недостаточности, неблагоприятных атмосферных факторов и солнечной радиации.

Необходимость принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях при остром дефиците времени.

Отдых в условиях полной акомфортабельности не компенсирует полностью затрат организма.

Объем необходимых качеств, знаний, умений и навыков. Овладение в полной мере технической подготовкой, психофизиологическими, коммуникабельными качествами, присущими альпинизму как виду спорта на уровне спортивных требований, а также узконаправленными знаниями, умениями и навыками, продиктованными спецификой трудового процесса.

Группа “Б” — участники экспедиций и работники полевых профессий.

Виды деятельности. Научные наблюдения и исследования, анализ и синтез явлений и обстоятельств.

Транспортировка, налаживание и работа с приборами, аппаратурой и агрегатами.

Организация и проведение работ по прокладке трасс и маршрутов по различным формам горного рельефа и водным препятствиям.

Организация безопасности при преодолении естественных препятствий.

Особенности и условия трудового процесса. Длительное пребывание на местности.

Трудовые действия сопряжены со значительными мышечными усилиями.

Временные нервно-мышечные и нервно-эмоциональные напряжения.

Значительные периоды влияния кислородной недостаточности.

Влияние неблагоприятных атмосферных факторов.

Необходимость принимать оптимальные решения в сложных, часто нестандартных ситуациях при дефиците времени.

Необходимость тщательной организации отдыха и элементарного быта в полевых условиях для компенсации затрат организма.

Объем необходимых качеств, знаний", умений и навыков. Владение физическими и психофизиологическими качествами, адекватными учебным программам по альпинизму на уровне начальной и средней подготовки, а также специальными знаниями, умениями и навыками, определяемыми экспедиционными и полевыми условиями трудового процесса.

Группа “В” — скалолазы-бурильщики, взрывники, бетонщики, монтажники-высотники и др.

Виды деятельности. Трудовые процессы, связанные с быстрыми, точными макро- и микродвижениями.

Транспортировка, монтаж, демонтаж, установка инструментов, приборов, аппаратуры, агрегатов, элементов сооружений и т. п.

Прокладка трасс, строительство защитных сооружений, профилактические и очистные работы на камне-, селе-, лавиноопасных участках.

Особенности и условия трудового процесса. Длительное пребывание в условиях элементарного быта и сменная работа.

Трудовые навыки сопряжены со значительными и максимальными мышечными усилиями.

Длительные нервно-эмоциональные напряжения.

Значительное влияние атмосферных факторов.

Необходимость принимать оптимальные решения в сложных обстоятельствах при дефиците времени.

Отдых и компенсация затрат организма проходят в условиях элементарного быта.

Объем необходимых качеств, знаний, умений и навыков. Владение основами альпинизма в пределах начальной подготовки.

Физическая и специальная — скальная — подготовленность на уровне разрядных требований по альпинизму и скалолазанию.

Профессиональные знания, умения и навыки — согласно общепринятой градации (классы, разряды и т. д.).

Качество разнообразных действий трудового процесса зависит не только от профессиональной квалификации специалиста, но и квалификации его как спортсмена. Уровень требований, предъявляемых к специалистам группы “А” и “Б”, адекватен как минимум четырех-пятилетнему сроку обучения. Наиболее рациональным и эффективным следует считать обучение в вузе на отделении спортивного совершенствования по альпинизму.

Выпускнику, подготовленному таким образом, может быть доверено как руководство, так и непосредственное участие практически в любом трудовом процессе в горной местности. Профессионально-прикладные основы альпинизма в этом случае рассматриваются как существенная часть единого воспитательного, общеобразовательного и профессионального процесса обучения в вузе и среднем учебном заведении.

Актуальность внедрения в учебный процесс специальных тренажеров, разработка новых видов инвентаря и оборудования для спортивных залов очевидна.

Профилирование процесса физического воспитания с учетом профессионально-прикладного значения альпинизма как существенной части учебного процесса сокращает в целом затраты на подготовку кадров, повышается функциональная надежность специалистов, растет производительность труда.

Профессионально-прикладное значение альпинизма в вопросах безопасности при организации и проведении как самих трудовых действий в горах, так и в широкой профилактической работе по подготовке к этим трудовым действиям огромно, так как предполагает развитие приспособительных особенностей организма, а также основных двигательных умений, имеющих профессиональную направленность.

Подготовка специалистов группы “В” может осуществляться в профессионально-технических училищах, готовящих квалифицированные рабочих-строителей, монтажников-высотников, рабочих-скалолазов. участвующих в выполнении обширного фронта работ на строительствах ГЭС в горах и т. п. Однако подготовка таких кадров может происходить и непосредственно на местах трудовой деятельности в форме обучения на 12—20-дневных сборах с отрывом от производства или семинарах (3—4 месяца) без отрыва от производства с обучением 2—3 раза в неделю и использованием выходных дней для практических занятий на местности. Такие формы вполне приемлемы и имеют определенные преимущества перед подготовкой кадров с отрывом от производства — конкретизируются умения и навыки альпинизма и скалолазания, исходя из условий данной местности и трудовых процессов.

Несколько специфична роль вспомогательного состава в разноцелевых экспедициях, в отрядах изыскателей, а также бригад полевых профессий и т. д. Им необходимо дополнительно овладеть техникой преодоления естественных препятствий, организации бивуаков, ориентирования, уметь обращаться с вьючными животными, пользоваться автомототранспортом, специальным снаряжением, организовать переправу и т. д.

При подготовке кадров на сборах и краткосрочных семинарах особое внимание следует уделить проверке усвоенности предлагаемого материала, сознательному отношению занимающихся к занятиям, дисциплине, значению получаемых знаний для личной безопасности— элементов обучения, поверхностное отношение к которым — потенциальная возможность срыва производственного плана, травм и летальных исходов.

Нужно дифференцированно подходить к объему профессионально-прикладных основ альпинизма при составлении учебных планов, про грамм и графиков учебного процесса для специалистов разных групп профессий. В качестве примера приводим учебный план профессионально-прикладной подготовки альпинизма для группы “В” (табл. 7).

Таблица 7

Примерный учебный план профессионально-прикладной подготовки специалистов, трудовые действия которых проходят в горной местности

Темы занятий Группа “В”
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Физико-географические условия и особенности трудового процесса в разное время года    
2. Экипировка, специальное снаряжение и инвентарь      
3. Режимы отдыха, работы, движения, питания Аварийный запас.      
4. Оказание первой доврачебной медицинской помощи      
5. Средства радиосвязи, сигналы бедствия, поисковые, спасательные работы. Транспортировка пострадавшего подручными средствами на разных формах рельефа. Местные признаки изменения погоды      
6. Использование вьючных животных в полевых и экспедиционных условиях    
7. Переправы через горные реки      
8. Опасности в горах    
9. Ориентирование на местности      
10. Способы и средства организации страховки при специфических трудовых действиях на различных формах сложного рельефа      
11. Техника передвижения и преодоления естественных препятствий:      
а) движение по берегами руслам рек, ключей, болотистым участкам, горным тропам, травянистым склонам, осыпям (курумникам), легким скалам, страховка      
б) движение по средним и трудным скалам, страховка      
в) движение по снегу, закрытым ледникам, фирну, простым формам ледникового рельефа, страховка      
г) движение по сложным формам ледового рельефа, страховка    
12. Организация бивуака и элементарного быта в условиях гор      
13. Специальные занятия по организации работ на различных формах сложного скального рельефа      
14. Аттестация      
Итого:      

Примечание. Темы 11-в, 11-г проводятся при наличии соответствующих форм рельефа, в противном случае занимаются занятиями, которые диктуются особенностями местности и трудовой деятельности.

1 Проверка теоретических и практических знаний, умений и навыков проводится из расчета 15—20 мин на одного аттестуемого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.