Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника передвижения по снежному рельефу






Техника передвижения по горизонтальному снежному покрову в основном зависит от состояния снега. В утренние часы снег находится в наиболее благоприятном состоянии. Промерзший за ночь твердый снег и фирн прочно держат ногу на поверхности, поэтому идти по нему легко. Днем на солнце снег размягчается и нога проваливается по щиколотку, колено и выше, что сильно затрудняет передвижение. Такие же трудности возникают для альпиниста и после обильного снегопада. В верховьях ледников еще существует опасность провалиться в скрытую под слоем снега трещину. Поэтому передвигаться в таких местах надо обязательно в связках (рис. 104).

Переход по снегу, покрывающему небольшим слоем ледниковую трещину, надо начинать с предварительного зондирования ледорубом для определения прочности снежного моста. Если ледоруб входит в снег очень туго, не прокалывая его насквозь, значит мост достаточно прочен и по нему можно переходить. Идти следует осторожно, мягко ставя ногу на снег. Обязательна страховка.

Переползать снежный мост нужно в том случае, если при зондировании снежного покрова ледоруб без усилий прокалывает весь снег насквозь или уходит в него по головку, что свидетельствует о недостаточной прочности моста. Если нет другого, более прочного, моста, то переход надо делать ползком, распределяя массу тела на возможно большую площадь снега. При этом обязательна страховка (рис. 105).

Подъем по некрутому склону всегда совершается “в лоб”, с опорой на ледоруб. Ногу надо ставить на снег всей стопой, развернутой “елочкой”.

Подъем по более крутому склону (25—30°) совершается в положении боком к склону, при опоре на ледоруб. Стопы нужно ставить боком к склону, направление движения должно быть косо вверх под острым углом.

Подъем по склону средней крутизны (35—45°) при нелавинпоопасном снеге делать повернувшись к склону полуоборотом в зигзагообразном направлении. Ступеньки выбивать в снегу маховыми ударами боковых рантов ботинок. Стопы ставить параллельно друг другу в горизонтальном положении. Ледоруб держать на изготовке, упираясь штычком в склон (рис. 106).

Поворот на углу зигзага выполняется в следующей последовательности (при склоне справа): упереться штычком ледоруба в склон, стоя на правой ноге, выбить двумя-тремя ударами носком ботинка левой ноги ступеньку впереди и выше опорной ноги, стать в поворотную ступеньку носком левой ноги. Затем, повернувшись лицом к склону, перенести правую ногу вперед и ударами ранта выбить очередную ступеньку в обратном направлении зигзага. После этого, не отрывая штычка ледоруба от склона, перехватить руками древко и головку ледоруба, теперь уже упираясь им в склон слева (рис. 107).

Подъем по склону с настом. Если тонкий слой снега (5—10 см) покрыт непрочным настом, который проламывается под ногой при полном переносе на нее всей массы тела, следует сильным ударом ботинка проламывать наст на каждом шагу. Если глубокий рыхлый снег покрыт непрочным настом, то передвигаться по нему следует с увеличением площади опоры на наст голенями, ладонями, древком ледоруба, чтобы наст не проламывался (рис. 108).

Подъем по крутому склону. При крутизне склона 50—65° надо подниматься “в лоб” в три такта, повернувшись лицом к склону, постоянно имея две точки опоры. Стоя на обеих ногах, перенести ледоруб вверх и воткнуть в снег штычком до половины древка (первый такт). Затем, стоя на левой ноге и держась обеими руками за головку ледоруба, носком правой ноги выбить ступеньку на уровне левого колена, поставить на нее правую ногу и выпрямить колено (второй такт). Стоя на правой ноге и держась за ледоруб, выбить носком левой ноги вторую ступеньку и стать на нее левой ногой (третий такт) и т. д. (рис. 109).

В плотный снег и фирн не удается одним ударом вогнать ледоруб глубоко, поэтому удары надо повторить 2—3 раза, не вынимая ледоруб из отверстия, поворачивая древко в нем в обе стороны по продольной оси, повторяя удары.

При подъеме по мягкому снегу ледоруб надо вгонять в склон по головку, а ступени вытаптывать, уплотняя снег двумя-тремя предварительными нажимами, плавно перенося на нее массу тела. При этом ступеньки располагать не одну над другой, а несколько в стороне на 20-25 см.

В глубоком, очень рыхлом снегу невозможно применять описанные приемы, и приходится прокладывать траншею, чтобы добраться ногами до нижнего, более плотного слоя снега, работая коленями и бедрами и вгоняя руки по локоть в снег.

Подъем по стенке может оказаться необходимым при преодолении бергшрунда, что является сложной операцией на снежном рельефе. На верхней стенке бергшрунда делается лестница из ледорубов. Первый альпинист становится на выступ под намеченной для подъема частью стенки (если бергшрунд глубокий — применить самостраховку) и втыкает в стенку штычок ледоруба, по которому его товарищ поднимается, и сам переставляет ледорубы, вырезая в снегу для рук зацепки. Может оказаться, что второму альпинисту необходимо вначале встать на колени и плечо, вытянутую руку товарища, в таком случае он должен предварительно спять кошки с ног.

Траверс некрутого склона осуществляется (в положении боком к склону) прокладыванием следа по двум параллельным линиям: верхняя — для ноги, ближней к склону, а нижняя — для ноги, дальней от склона. Такое расположение увеличивает устойчивость альпиниста.

Ступеньку выбивают рантом носка ботинка на расстоянии шага средней величины с опорой штычком ледоруба в склон для самостраховки.

Траверсировать крутой склон нужно в положении стоя лицом к нему, действуя в три такта и постоянно иметь две точки опоры. Широко расставив ноги, вонзить ледоруб в склон перед собой до половины древка, в рыхлом же снегу — по головку, затем носком ботинка левой ноги выбить на расстоянии широкого шага влево ступеньку и встать на нее. Затем правой ногой выбить ступеньку рядом с левой ногой и т. д. (рис. 110).

Спуск по некрутому склону осуществляется в положении стоя спиной к склону. По уплотненному снегу и фирну нужно спускаться, выбивая ступеньки каблуками, а ледоруб держать на изготовке штычком к склону. По рыхлому глубокому снегу следует спускаться крупными скользящими шагами, избегая скачков с ударом на каблуки, что приведет к падению. Ступать не по следу впереди идущего, а по целине (рис. 111).

По ровному знакомому лавинонеопасному склону без трещин можно спускаться глиссированием (рис. 112). Массу тела равномерно распределить на обе согнутые и немного расставленные ноги, штычком ледоруба опираться сзади себя. Регулировать направление спуска нагрузкой на ранты ботинок как на лыжах. Для торможения нужно повернуться боком к склону и сильно налечь на ледоруб и каблуки ботинок. Нельзя глиссировать по незнакомому склону и по участкам, расположенным над трещинами, скалами и осыпями.

Спуск по крутому склону проводится в положении стоя лицом к склону в три такта при двух постоянных точках опоры. Стоя на левой ноге, согнутой в колене и держась руками за ледоруб, вогнанный в склон, носком ботинка правой ноги нужно выбить ступеньку на шаг ниже левой и встать в нее правой, затем, стоя на обеих ногах, перенести ледоруб вниз ближе к себе и вонзить его в только что освободившуюся на склоне ступеньку и т. д. (рис. 113)

Самозадержание на снежном склоне. При потере устойчивости и падении на склон необходимо немедленно принять меры к самозадержанию, пока скорость скольжения по склону еще не велика. Нужно повернуться на живот и тормозить в рыхлом снегу древком ледоруба и носками широко расставленных ног. На уплотненном спегу и фирне тормозить клювом ледоруба (рис. 114).

Передвижение по острому гребню плотного, спрессованного ветром снега, осуществляется верхом или с одной его, более пологой, стороны, как при траверсе снежного склона соответствующей крутизны.

Если на гребне есть карниз, то нужно идти в обход по противоположному карнизу склону ниже линии возможного отрыва карниза.

Выход со склона на гребень или спуски с нею осуществляются в стороне от карниза!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.