Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полюби себя, и полюбишь брата






 

Такова любовь. Трудная она штука. Итак, послушай теперь, что тебе делать, и мы закончим. Что делать?

Полюбить меня! Это первым делом. Знаешь почему? Потому что я чувствую, что сегодня я провел эфир неудачно. Но если я буду знать, что ты меня любишь, я успокоюсь. Ты знаешь, ведь и у меня есть неуве­ренность. Она есть у каждого из нас. Мы постоянно спрашиваем себя по любому поводу: «А нас любят? А все ли с нами в порядке? А нас похвалят или нет?» В душе мы все и всегда остаемся детьми.

Даже и священник, если он вырезал лучину и ко­му-то показал ее, хочет услышать доброе слово: «Как хорошо у тебя получилось, батюшка! Просто прекрасно, мне так понравилось!» Это называется ободрением. Это не эгоизм. Ласка — не эгоизм, ла­ска, которую ты приносишь душе другого. Мы по­рой подменяем понятия, мы становимся черствы­ми. И эту черствость называем аскезой. Мы ведем себя неприступно и эту неприступность называ­ем трезвением. Мы «само трезвение и молитва», а в действительности мы неприступны и черствы. Человек идет к нам, он хочет до нас дотронуться, но это словно прикоснуться к колючкам кактуса. И он уходит. Знай, наш вид и поведение подобны колюч­кам кактуса. Мы же полагаем, что это делает нас ве­ликими аскетами, старцами наших дней. Нет, это не любовь. И не аскеза.

Аскет — сладкий человек. По отношению к себе он аскетичен, но в то же время он любит себя. Возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22, 39), — говорит Христос. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Тут нет глагола, но он подразумевается. О чем эти слова? Возлюби своего брата точно так же, как ты лю­бишь самого себя. Ты обращал на это внимание? Бог хочет, чтобы ты любил самого себя. В другом месте, конечно, Он говорит, что надо возненавидеть свою душу. Что имеется в виду там? Что ты должен возне­навидеть страсти своего сердца, злобу, которая живет в тебе. То есть увидеть свой эгоизм и его возненави­деть. Но это не означает того, что нужно ненавидеть самого себя, потому что твой эгоизм — это не то же самое, что ты сам. Ты сам — это то, что сотворил Бог. А Бог эгоизма не создавал. Бог не давал тебе зла. Бог не давал тебе твоих слабостей. Они появились во вре­мя твоего взросления, твоего воспитания, шествия по жизни, они выросли из всего того, что ты пережил. Иначе говоря, чтобы суметь полюбить своего брата, как самого себя, необходимо вначале полюбить себя.

Теперь кое-что еще, и я закончу. Задумайся о тех людях, которых по какой-либо причине ты недолю­бливаешь, которым нет особого места в твоем сердце. Ты говоришь мне порой: тот-то повел себя со мной скверно, и я имею на него зуб за это. Задумайся о та­ких людях в твоей жизни: о родственниках, о теще, ко­торая была болтлива, вмешивалась в твою семейную жизнь и не выполняла своих обещаний. Или подумай

о своей невестке, которая оговорила тебя. Подумай о них. Ведь есть такие, правда же? Может, это один, два, три человека. Подумай о них и помести их в свое сердце. И почувствуй, как ты своим сердцем обнима­ешь их, принимаешь их глубоко, делаешь их своей ком­панией, приводишь к Богу и оставляешь их в Его при­сутствии и свете и говоришь: «Господи, этих людей, этого человека...» Ты не можешь этого произнести, а? Тебе трудно. Но ты не отказываешься. Постарайся же сделать это, как бы трудно тебе ни было. Возьми это­го человека и скажи Богу: «Боже мой, помилуй его, помоги ему. А прежде помоги мне, черствому челове­ку». Так скажи: «Я не могу его полюбить! Скажи мне, Христе, что Ты чувствуешь относительно него? По­моги мне, Христе мой, полюбить его, как любишь его Ты! Потому что Ты, Господи, любишь его, ведь так?»

Христос снова не произносит ни слова. Меня тро­гает это молчание Христово. Христос молчит, пото­му что Он снова на Кресте, Он молча взирает на нас. Сейчас Христос не говорит, но я помню, как тогда Он сказал на Кресте: «Отче, прости им» (см. Лк. 23, 34). И на Кресте Он источал любовь. В последние мгнове­ния Его жизни вся наша злоба была аккумулирована на Нем. Мы принесли Ему всю нашу злобу, а Христос и на нее отвечал любовью, прощением, добротой, благоутробием. Так поступай и ты. Скажи: «Хрис­те мой, тот, кто причинил мне зло, та, которая меня обидела, тот, кто меня разлучил, та, которая причини­ла мне боль, — что бы они мне ни сделали, и даже са­мое ужасное... я прошу Тебя, помоги мне, чтобы мое сердце стало подобным Твоему. И дай всем тем, кто причинил мне боль и мне навредил, дары Твоей люб­ви. Дай им здоровье, дай им радость, дай им доброту, дай им друзей и подруг, дай им прекрасную жизнь. Не мсти никому, Господи. И если я проклял своего недоброжелателя и пожелал ему, чтобы с ним случи­лось что-то плохое, и узнал, что с ним что-то произо­шло, и возликовал в душе, все это, Господи, перемени! Измени меня, Господи, соделай мое сердце подоб­ным Твоему, научи меня любить так, как любишь Ты. Иначе я не христианин. Иначе даже если я все испол­няю, обо всем могу поговорить, обсудить церковные темы, догматические, святоотеческие, монашеские, если говорю я прекрасно, но этого не делаю, — как предстану пред Тобой? Что скажу? Что скажу, если я не научусь любить?»

Сделай и кое-что еще. Когда кто-то тебя огор­чит, призови того человека, который навредил тебе, в своей молитве и попроси его молитв, чтобы у тебя все наладилось. Сделай то, что сделал святой Зосима, когда узнал о том, что кто-то его обвинил. А тот, кто обвинил его, знаешь что говорил несколькими днями раньше? «Отец Зосима, я очень тебя люблю». И го­ворит ему отец Зосима:

— Ты любишь меня теперь, потому что все между нами хорошо. А если произойдет что-то странное, бу­дешь ли ты тогда меня любить?

— Тогда, отче, не знаю.

— Я же, чадо мое, буду любить тебя, как бы ты со мной ни поступил! И не только сейчас, когда ты меня любишь и я люблю тебя, но и в будущем, если ты из­менишься по отношению ко мне, я буду продолжать тебя любить.

Так и произошло. Этот человек оклеветал святого Зосиму и говорил скверные вещи в его адрес. Святой Зосима узнал об этом, но в его сердце не произошло никакой перемены. Он продолжал любить. И когда однажды у святого заболел глаз, знаете что он сде­лал? Он перекрестил глаз и говорит: «Христе мой, молитвами моего брата, который клевещет на меня, исцели мой глаз». И любовь сотворила чудо: глаз стал здоровым.

Поступай так и ты, и все у тебя будет хорошо. По­тому что порой мстительность, ненависть, проклятия и возмущение ведут нас к заболеваниям. Врачи посто­янно говорят о том, что рак и разные другие заболе­вания, язвы, желудочное кровотечение, гипертония, давление, бывают вызваны душевным напряжением. Что такое душевное напряжение? Его корень — в не­достатке любви. Ты чувствуешь в другом своего не­приятеля. Ты не чувствуешь, что вы — одно, что мы все — одно. Мы не враги. Зачем нам разлучаться? За­чем нужны разделения? Через сто лет где будешь ты и где буду я? Где все мы будем перед Богом? Так зачем же ссориться? Зачем не любить друг друга? Зачем не прощать? Мы просто глупцы! Не любить другого — это глупость. А любить — это великий ум, мудрость и святость. Любить — это божественно...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.