Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психосоциальные личностные типы 2 страница






В святоотеческой традиции существует очень хороший об­раз, идущий от поучений аввы Дорофея. Представьте, говорил авва своим ученикам, в центре круга точку, подобную солнцу (в православной символике всем понятен образ «Солнце Прав­ды Христос*). Если взять несколько точек на линии внешнего круга, то расстояние между этими точками может быть боль­шим и малым. Соседние точки — это как бы родственные ду­ши, им легко («близко») общаться друг с другом. А есть ведь

Roamcawo трезвости при православном приходе157

точки, расположенные с противоположных концов круга. Та­ким душам трудно принять друг друга, все их в другом раз­дражает, потому что они не похожи почти ни в чем. Но вот если провести радиусы от центра и двигаться по этим радиу­сам к точке подобной солнцу, то есть все мысли и стремления свои устремлять к Богу, то в этой точке соединяется самое не­соединимое. Через обращение к Богу восстанавливаются без­надежно, казалось бы, распавшиеся супружеские, дружеские союзы. Любовь соединяет.

Если развить этот образ дальше, то точки и на самих радиу­сах можно представить в виде людей, проделавших свой лич­ный путь к Богу — у каждого свой. Тех, кто приблизился к центру, в народе всегда считали святыми и узнавали их по духу любви, кротости, смирения (два последних слова почти забыты в современном языке, а первое — чего только здесь не имеют в виду!). В волнах этой искренней, всепрощающей и нелицепри­ятной любви, исходящих от подвижника, исцелялись болезни и раны приходящих к нему людей — как душевные, так зачас­тую и физические, потому что любовь — это то «что движет солнце и светила», она первична и пребудет вечно: * Любовь ни­когда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).

Может быть и не оскудела русская земля подвижниками, но XX век скрыл большинство из них от любопытных глаз: в лагерях и тюрьмах, в глухих и потаенных местах утверждали они вечные ценности ценою своей жизни. На страну надвига­лась апостасия — всеобщее отступление от Бога. Как естествен­ное следствие — рост неполадок на всех уровнях, начиная с душевного (заболевания), кончая экономическим и хозяйствен­ным. «Всей земли одна шестая», доверенная русскому народу для хранения Православия и для братского участия в судьбе других народов — больших и малых, населявших страну, ныне сократилась, урезалась. Любить других людей — всех, без раз­личия национальности и обычаев, — тяжелый труд.

Что же находится за внешним кругом того образа аввы Дорофея? Там +тьма кромешная», куда выталкивают душу человека силы всяческого зла и неправды. Соответственно есть два вектора сил: один направлен к Богу, и он связан с духом любви и мира, и другой, противоположный вектор приносит тяжелый, темный дух ненависти, обиды, вражды и уныния. Каждый человек в течение своей жизни (да и в течение каж­дого дна и часа) должен делать и делает выбор между этими

158 священник Валерий Ларичев

двумя надравленностями: верх и низ, добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть. Этот вектор направленности опре­деляет все остальные стороны душевной жизни человека.

Русское духовное сознание может существовать лишь в двух состояниях (других нет!):

— русский человек, его душа может быть связана с Богом — и это ее нормальное состояние;

— если этого нет, то она становится одержимой. Исторически складывалось так, что, теряя контакт с Богом,

русский человек начинал богоборчествовать, богохульничать. Неконтролируемая уже человеком нецензурная брань, вспышки неуправляемой агрессивности — все это примеры явной одер­жимости. Алкоголизм также является одержимостью.

Кроме двух перечисленных состояний есть еще одно — без­благодатное. Но оно особенно характерно для западного созна­ния: нет одержимости, люди вполне благополучны и благо­пристойны, но нет и Духа Святого. О таком безблагодатном состоянии хорошо сказал поэт С. Маршак:

Как вежлив ты в покое и тепле.,

Но будешь ли таким во время давки |

На поврежденном бурей корабле I

Или в толпе у керосинной лавки? <

(С. Маршак. Лирические эпиграммы) i

Напился, беснуется или ругается — это характерно для I русского человека, если его сознание строится без Бога, а вот j такого — безблагодатного русского человека быть не может. Он перестает быть русским, если выбирает ценности западного общества: материальное благополучие, стремление хорошо и спокойно пожить здесь и теперь. Русскому человеку невоз­можно остаться русским и забыть совсем о своей небесной ро­дине. Многолетний психотерапевтический и священнический опыт позволяют с уверенностью утверждать — пристрастие к винопитию — это проблема духовная и справляться с нею на­до, прежде всего, на духовном уровне. Рассказы, свидетельст­ва очевидцев оставили описания удивительных примеров ис­целения от этого недуга, когда обращались за помощью к под­вижникам, то есть к тем людям, которые всю жизнь свою посвятили «стяжанию Духа Святого» — духа мира, кротости, прощения и любви.

Прежде чем описать некоторые из таких случаев (что очень важно для понимания сущности недуга), скажем несколько

Братство трезвости при православном приходе 159

слов о том, как может выглядеть сам подвижник с точки зре­ния стороннего наблюдателя. Всякие внешние эффекты, «свер­кание очей», возвышенные речи не являются отличительными признаками праведника, стремящегося, как правило, сокрыть от посторонних глаз свои подвиги. Более того, есть род под­вижников, совершенно непонятный и противоречащий всему, что открыто, например, современной психологией как необхо­димая основа устойчивости личности. Это блаженные — юро­дивые Христа ради. На этот подвиг решаются люди с самой крепкой и стабильной психикой, но и они никогда не начинают юродствовать но своей воле, а только с благословения (разре­шения) лица, сведущего в духовных вопросах (старца). Нес­колько поясняет суть этого подвига слова одной блаженной — монахини Екатерины (Екатерины Васильевны Малков-Пани-ной, 1889-1968): «Умышленная глупость есть грех, потому что человек не пользуется даром Божиим, закопав свой талант в землю, как ленивый раб. Я отказалась от своего разума, ра­зумеется, для славы Божией, покорив Ему всю свою волю... Когда я отдала свой ум Господу, у меня сердце стало широ­ким-широким» («Русский Паломник», 1996. № 13).

Один такой блаженный (т. е. «глупенький» — с обыденной точки зрения) жил в прошлом веке и находился он в «сумасшедшем доме* — в психиатрической больнице. Звали его Иван Яковлевич Корейшо. А попал он в больницу таким образом. К блаженвым всегда на Русв было особое доверие. И вот к Ивану Яковлевичу пришла просить совета молодая и красивая девушка, к которой посватался представительный, очень богатый, хотя и не молодой уже мужчина. «Что ты, у него жена есть и двое деток», — сказал блаженный. Разгне­вался богач, что его тайна была открыта (блаженные всегда могут подтвердить слова: «нет ничего тайного, что не сдела­лось бы явным» (Лк. 8, 17). Иван Яковлевич был отправлен «на излечение».

Надо напомнить, что еще в прошлом веке психиатрические больницы представляли из себя ужасное зрелище: больных связывали, иногда сажали в ямы. В такую яму (для особо буйных) и попал Иван Яковлевич. Но вот что заметили вра­чи — с появлением юродивого заметно изменилось поведение Других обитателей лечебницы; они стали тише, спокойнее, по­являлись случаи неожиданных исцелений. Особенно помогал Иван Яковлевич тем, кто страдал непреодолимой тягой к ви­ну. Вот один пример.

160священник Валерий Ларичев

Человек, впоследствии написавший о блаженном книгу, привел к Ивану Яковлевичу своего отца. Зашли они в больнич­ный покой, а блаженный сидит и в ступе перетирает битое стекло. Хотел отец повернуться и уйти прочь от «дурачка», за­нятого таким бестолковым занятием, а тот вдруг попросил при­нести стакан кагора и заставил больного все выпить. И больше тот человек не пил вина никогда, до конца жизни — не мог.

Уже в наше время очевидцы вспоминают как блаженная схимонахиня Ольга {Мария Ивановна Ложкина) исцеляла от алкоголизма. Однажды она перебросила в тарелку сидевшего напротив гостя кусок рыбы и заставила съесть, после чего тяга к вину у того человека пропала совсем. Другой случай. Как-то в садике рядом с домом выпивали двое мужчин, громко разгова­ривая и мешая всем. Хотели женщины, ухаживавшие за бла­женной старицей, прогнать пьяниц, но она не разрешила. Са­ма вышла в сад, со старшим из собутыльников разговаривать не стала, а вот младшего пригласила к себе в дом, сама пред­ложила ему выпить — и себе налила, сидит такая веселая — и перестал после человек пить совсем.

Когда матушка Ольга нападала в психиатрическую лечеб­ницу (соседи пытались выселить старушку из квартиры и за­нять ее плащадь), больные рядом с ней успокаивались, неко­торые выздоравливали. То же происходило, когда блаженная монахиня Екатерина оказывалась (и тоже по навету) в псих­больнице. Подобные истории являются правилом, а не исклю­чением, потому что главная и определяющая — это духовная причина заболевания, юродивые Христа ради (и другие под­вижники) воздействуют именно на нее, поэтому исцеление по­лучается полным. Но и при обычном лечении нужно помнить о духовной стороне болезни.

Алкоголизм как болезнь имеет две составляющие: физио­логическую и духовную. Первая связана с привыканием орга­низма к алкоголю и изменившимся из-за этого обменом ве­ществ, с общим истощением нервной системы, поражением

1 Иван Яковлевич Корейхпо погребен в Москве возле храма про* рока Илии в Черкизово; к его могиле (расположена сразу направо при входе) до сих пор приходят больные с надеждой на помощь я часто, по вере своей, получают исцеление.

2 Схимонахиня Ольга умерла в 1973 году в возрасте 102 лет, похо­ронена в Москве на Калитниковском кладбище (могила рядом с высо­ким черным мраморным крестом, недалеко от правой стены храма).

К патсагво трезвости при православном приходе 161

всех органов. Поэтому можно и нужно использовать лекарст­венные средства. Но на другую сторону — духовную — необ­ходимо воздействовать только духовными средствами, богат­ство и возможности которых в Православии безграничны.

Здесь следует напомнить, что в дореволюционной России был накоплен большой опыт помощи заболевшим алкоголиз­мом людям со стороны Церкви. Б приходах создавались Брат­ства Трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину и одновременно обеспечивали возможность психической реабилитации. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности. Праздного (свободного) времени не оставалось, чем обеспечивалось отвле­чение от мыслей о вине.

Инициатором создания Братств Трезвости был замечатель­ный священник святой Иоанн Кронштадский. Кронштадт, где он служил в конце прошлого — начале нашего века, был мес­том поселения тех, от кого отвернулось общество. Там было несопоставимо больше, чем во всей тогдашней России людей без работы, без занятий, пьющих, дерущихся, гулящих (в чем, может быть, тот Кронштадт напоминал современный мегапо­лис). Отец Иоанн со всею силою своего горящего любовью к людям сердца стал участвовать в судьбе несчастных. Он сам посещал семьи, где были пьяницы, помогая вниманием, лаской, убеждением, заботой и главное — своей огненной молитвой. На стекавшиеся к нему со всех сторон пожертвования он пос­троил Трудовой дом, где бездомные могли найти приют, безра­ботные и утратившие трудовые навыки могли получить специ­альность и начать трудиться. Особая забота пастыря была об­ращена к детям из неблагополучных семей. Для них организо­вывались приюты, школы, мастерские... Результат был оше­ломляющим. Изменился моральный климат на всем острове.

Авторитет Иоанна Кронштадсткого был очень высок — и по его примеру по всей стране началось массовое движение Братств Трезвости. Существовало множество трудовых домов, артелей — сельскохозяйственных и промышленных, в кото­рых трудились мужчины, желающие исцелиться от пьянства. Движение Братств Трезвости благословлялось и всеми спосо­бами поддерживалось Русской Православной Церковью. В " осени незадолго до революции были созданы Братства Трез­вости почти при каждом приходе — и сразу сократилось число пыощах людей.

6 - 2456

162 священник Валерий Ларичев

Трезвая жизнь зарождалась и в недрах простого народа. Так в Самарской губернии в прошлом веке (в 1835-1854 гг.) Василий Никифорович Щеглов положил начало «беседничест-ва». Беседники полностью отказывались от вина, а собрав­шись вместе, рассуждали о духовных вопросах1.

Движение православных братств трезвости давало уже уди­вительные по силе результаты, но 1-я мировая война, затем революция все разрушили. Ныне настало время возрождать то положительное, что уже было в России.

Несмотря на явно видимые всеми знаки грядущей катаст­рофы, в России до сего дня отсутствуют структуры и органи­зации, которые могли бы помочь желающим исцелиться от страшной болезни пристрастия к алкоголю. А таких людей — очень и очень много. Десятки, сотни тысяч мужчин, потеряв­ших семьи, дома, детей и ужасающихся своему состоянию, не могут найти места, где им была бы дана хоть малая возмож­ность изменить свою жизнь.

® ® @

Примерно год назад в нашем приходе было создано Брат­ство трезвости во имя святых мучеников Флора и Лавра. При создании Братства учтен опыт современных священников-врачей, занимающихся реабилитацией лиц, стремящихся из­лечиться от пристрастия к алкоголю.

Какие требования для вступления в Братство?

Во-первых, обет трезвости, даваемый Господу в присутст­вии священника.

Во-вторых, регулярное исповедование грехов и причащение Святых Христовых Тайн.

В-третьих, ежедневная молитва за себя и друг за друга.

Каждый член Братства имеет список всех членов Братства и каждый день молится о них и о себе: «Господи, помоги мне и моим братьям сохранять обет трезвости!»

Очень важны общая молитва и чувство: «у меня есть братья, которые помнят обо мне и каждый день молятся за меня». На­ша церковная общая молитва — огромная сила, это самое глав­ное в нашей жизни. Общую молитву ничто не может заменить. Анонимные Алкоголики (движение по борьбе с алкоголизмом, известное во всем мире) тоже по своему молятся, но разве это можно сравнить с тем богатством, которое мы имеем в нашем:

1 Протоиерей Павел Алексахнн. Доклад на Международном съезде практических деятелей по борьбе за народную трезвость. Уфа, 1997.

к ратство трезвости при православном приходе 163

родном Православии! У Анонимных Алкоголиков на одной из «ступеней» есть правило — «поклоняться Богу, как ты его по­нимаешь». А православный человек знает, Кому он поклоняет­ся. Он может обратиться безо всяких ложных образов: «Госпо­ди» Иисусе Христе, помилуй меня и помоги исправить жизнь!»

Во время каждой Божественной литургии священник вы-нимает из просфоры частички за всех членов Братства. Таким образом, Сам Господь помогает каждому, кто борется с этой страстью. После причащения верующих в конце Божественной литургии священник погружает все вынутые частички в Чашу со Святыми Дарами, произнося слова: «Омый (отмой), Госпо­ди, грехи поминавшихся зде (здесь) кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Нет и не может быть большей по­мощи человеку, чем такое поминовение и очищение, совер­шаемое, практически, ежедневно. Оно укрепляет и поддержи­вает членов Братства в их подвиге.

Да, чтобы исцелиться от страсти пьянства, требуется под­виг, который человек несет до конца жизни. И совершить этот подвиг невозможно без решимости бороться со своим недугом, со своей болезнью. На вопрос, чем отличается человек, кото­рый находится на пути спасения, преподобный Серафим Са­ровский сказал — решимостью! Решимостью жить по запове­дям Господним, неся свой крест. Так и в Братстве, — если че­ловек твердо решится бросить пить, то Господь обязательно поможет: ведь Он — любящий Отец наш.

Чтобы пояснить, что значит братская помощь друг другу, об­ратимся к символическому языку нашей иконописи. Во время Великого поста празднуется память сорока мучеников Севастий-ских — римских воинов, пострадавших в IV веке на озере Севан. Их подвиг раскрывает нам силу братской помощи в страшном испытании. Для того, чтобы заставить этих воинов отречься от Христа, язычники поставили их обнаженными на лед замерзшего озера, натопив рядом на берегу баню. На иконе, изображающей святых мучеников, видно, как они поддерживают друг друга. Многие уже изнемогают от холода и страданий, но братья не дают им упасть. Эта икона — как будто образ нашего времени, когда так велика потребность в помощи друг другу, чтобы высто­ять в жизненных испытаниях. Если кто-то упал, всегда должен найтись брат, который подставит плечо, поддержит, укрепит.

Так и в Братстве Трезвости — молитва друг о друге, взаи­мопомощь, духовное общение могут сотворить чудо исцеления °т страсти, которая ныне грозит погубить нашу Отчизну.

164 священник Валерий Ларичев

Сейчас в Братстве состоит более 30 человек. Из нашего по­ка небольшого опыта уже можно сделать некоторые выводы.

Прежде всего следует пояснить что для человека означает обет трезвости и к каким последствиям он приводит.

Невзрослое, «младенческое» (в плохом смысле слова) от­ношение к жизни, увы, является едва ли не нашей общей бо­лезнью. Русскому сознанию вообще всегда была свойственна полярность в самых различных областях: или — или, «или пан, или пропал» — граница, разделяющая нравственный вы­бор, резка и не имеет полутонов, и выбор происходит, в ко­нечном итоге, между жизнью и смертью. Но понимание, осоз­нание этого в себе наоборот очень слабое, что, возможно, у нас связано с недооценкой роли сознания как такового. Для срав­нения приведем пример из жизни замечательного человека, ставшего теперь хорошо известным во всем мире православ­ным подвижником — иеромонаха Серафима Роуза (tl982). Отец Серафим был американцем. В юности, до того как он не­ожиданно открыл для себя Православие, он пробовал идти разными путями, в том числе пробовал пить — и не смог. Он сам писал, как его до глубины души потрясло, что, выпив, он потерял способность осознавать события. Эта потеря хотя бы на время способности сознания — огромной ценности для за­падной культуры — заставила будущего подвижника навсегда отказаться от вина. А разве русского человека может так ис­пугать ослабление контроля над своими мыслями и делами?

Обет, даваемый в присутствии священника, решительно разворачивает человека на путь серьезного отношения к жиз­ни: обещание исправиться дается Творцу — Тому, Кто властен дать нам жизнь или забрать ее в любой момент, когда мы это­го совсем не ожидаем, и перед Кем мы должны будем держать ответ. Все события обретают новое качество — серьезности я ответственности за свои поступки и даже мысли. У этой ответ­ственности нет границ, так как уход из жизни не избавляет от нее — и человек начинает осознавать, что у него нет иного выхода, кроме как держать данное слово, как бы трудно это не было.

Но срывы бывают. И здесь очень важное отличие пути борьбы с недугом верующего человека. Он может обратиться за помощью к Богу и попросить прощение за нарушение обета. В таинстве исповеди человек очищается от духовных последст­вий своего падения: злой дух отступает от него. Только своими собственными силами, без благодатной помощи Церкви в этой

Бр атство трезвости при православном приходе 165

духовной битве, которая идет не на жизнь, а на смерть, спра­виться, практически, невозможно.

Более чем 25-летний опыт работы наркологом не оставил у щеня никаких иллюзий на этот счет. Имеющиеся в распоря­жении врача средства — как фармакологические, так и психо­терапевтические, на время (даже довольно длительное) помо­гать могут, но только они, без духовной работы, бессильны обеспечить полную и окончательную победу в этой по-нас­тоящему духовной брани «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

И в каждое мгновение любой человек может обратиться в глубине своей души со словами: «Господи, помоги». Это мо­литва. Молитва имеет огромную силу. Душа, общаясь с Богом, сама себя ставит под Его защиту. Но молитва — это также тяжелый труд. А человеку, отвыкшему от концентрации мыс­ли, трудно сохранять внимание на словах молитвы. И здесь на помощь друг другу приходят члены Братства. Каждый из них помнит, что он обещал молиться не только за себя, но и за ос­тальных.

Раз в неделю члены Братства собираются на общую молит­ву. Есть несколько человек, которые держатся длительное время, хотя еще преждевременно говорить о результатах. Ос­новная задача в том, чтобы человек полностью освободился от пристрастия к алкоголю на всю жизнь, стал абсолютным трез­венником. Иногда пытаются давать обет трезвости на время: на год, два и т. д. Мы так не делаем: это может приводить к возвращению желания выпивки. Пьющий человек должен по­нимать, что любая доза спиртного возвратит его к той же про­блеме. В Священном Писании сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют (Кор. 6.10). Здесь имеются ввиду только те пьяницы, которые не раскаиваются. Когда человек молит­ся, чтобы бросить пить, его душа оживает. Сказано ведь: «Господь целует намерения». Само слово «покаяние» на грече­ском языке имеет еще одно значение — «изменение*. Пока­яться — значит изменить свою жизнь, стараться вырваться из сетей лукавого. И здесь наша молитвенная поддержка друг Другу — огромная сила.

Сказанное здесь будет понятнее, если рассказать о конк­ретных случаях. Вот история Анатолия (имена могут быть из­менены).

Анатолий — человек творческий, одаренный, искренний, Добрый, общительный (среди лиц, страдающих страстью к ви-

166 __________________________________________ священник Валерий Ларичев

нопитию много людей по характеру добрых; их проблемы свя­заны с волевой сферой). В храм зашел вслед за другом (Вла­димиром). Время было вечернее и оба друга были сильно вы­пивши, но при этом Владимир, продержавшийся без вина не­сколько месяцев и глубоко (до слез) переживая свой срыв, по­дошел к священнику на исповедь. Анатолий же остался почти у дверей храма и стал живо общаться с народом, при этом он декламировал одно за другим стихотворения, автором которых был он сам. Надо было видеть, как трудно ему было подойти к священнику, когда Владимир попросил его это сделать: ему было стыдно.

Чувство стыда является очень хорошим показателем сос­тояния совести. Пока человек способен стыдиться, это означает, что его душа не засохла, не погибла: она живая.

Спустя некоторое время Анатолий собрался пойти к врачу на кодирование и дришел спросить на это благословение у свя­щенника. Священник объяснил, что Анатолий, как человек ве­рующий, имеет много других способов побороть недуг, прибегая к помощи Церкви. Далее приведем рассказ самого Анатолия:

* Получив благословение отправиться в город Серпухов к иконе «Неупиваемая Чаша» (этому образу служатся молебны об избавлении от недуга винопития — В. Л.), я как бы попал на «зеленую волну»: автобус, электричка подходили сразу же, а когда я приблизился к Высоцкому монастырю, то увидел большой крестный ход, возглавляемый архиереем. Оказывает­ся, в этот день (18 мая) праздновалась икона «Неупиваемая Чаша». Помню состояние радости и мира, которое долго со­хранялось у меня. Удивительно, но с тех пор я держусь — без лекарств, без каких-то специальных средств. Это же чудо».

Когда-то давно, впервые услышав об образе «Неупиваемая Чаша», помогающем избавиться от тяжелого и неизлечимого недуга (прочитав брошюрку: «Как избавиться от недуга пьян­ства»), Анатолий почувствовал большую радость от появив­шейся в душе надежды на выздоровление. Чувство радости долгое время не покидало его, и вскоре Анатолий написал та­кое стихотворение:

Перед Божьей Матерью Я зажгу свечу И за чистой скатертью Сяду, помолчу.

 

Коатство трезвости при православном приходе 167

Первый раз за много лет Не налью вина, И увижу этот свет Словно из окна.

Посмотрю со стороны, Как я раньше жил... Перед Богом все грешны, Много я грешил.

Помоги мне, Божья Мать, Истину понять, Чтоб не начал пить опять, К людям приставать.

Если можешь, отпусти Мне мои грехи, В Божий Храм меня пусти, Жить мне помоги.

Дай терпенья для меня, Для моей семьи. В первый раз Тебя прошу: Боже, помоги!

Слова «увижу этот свет словно из окна» Анатолий сам объяснил так, что вдруг увидел себя как бы со стороны и по­нял, почувствовал, как он неприятен в пьяном виде. Увидеть себя со стороны — это и есть покаяние. Обычно много ложных образов себя (масок) закрывают от человека правду, часто горькую. Только эти ложные образы пошатнутся, мчится че­ловек на «дружескую» попойку, ища «уважения». А у Анато­лия с того момента появилось твердое решение исправить жизнь. Но срывы еще были. В начале этого пути исправления старая «дружба» была не в домощь: срабатывала привычка связывать общение с выпивкой: «А ведь ни капли нельзя, да­же пива нельзя немного выпить — сорвешься» (слова Анато­лия). Описанная в начале сценка появления друзей в храме и связана с таким срывом.

Но оказалось: то, что мешает и вредит излечению, может быть самой большой силой, помогающей избавиться от недуга. то Дружба, чувство товарищеского локтя не в пьяном: «Ты меня уважаешь?», а в постоянной мысли: «Мои друзья помнят обо мне, молятся обо мне, я каждый день также молюсь о них

168 __________________________________________ священник Валерий Ларичев

и вместе мы обязательно справимся с недугом». Чувство оди­ночества, ненужности своей, и как «выход» — алкоголь, за­меняется постоянным ощущением товарищеского локтя — и не одного, а многих друзей.

В жизни Братства происходят совершенно удивительные случаи. Кто бы теперь узнал в одном аккуратно одетом муж­чине с добрым, спокойным взглядом бывшего «бомжа»? Так называемые «приятели» эксплуатировали его, заставляя по­прошайничать, а потом деньги вместе пропивали. В каком-то порыве отчаяния он зашел в церковь и приблизился к Иеруса­лимской иконе Божией Матери. Чтобы понять, что произошло дальше, надо рассказать, что означает этот образ для нашего храма и как он к нам попал.

В прошлом веке трудами юродивого Христа ради Ивана Сте­пановича (уроженца этих мест) храм был перестроен, а на освя­щение, по просьбе блаженного, приехал митрополит Филарет (Дроздов) и подарил общине при храме Иерусалимскую икону Божией Матери старинного письма (сейчас этот образ находится в Крестовоздвиженском женском монастыре). И вот буквально в первые дни после канонизации святителя Филарета в наш храм была пожертвована старинная Иерусалимская икона. То, что произошло в описываемом случае, было одним из первых (но не единственных) чудес от этого образа. Как именно, какими слова­ми обратился этот доведенный до отчаяния человек к Матери Божией — это тайна его души. Но то, что Она услышала, у него не вызывает сомнений. В ту же ночь, когда ■ * приятели» пили в каком-то, как обычно, аварийном помещении, случился пожар. Погибли все — кроме этого человека. С сильными ожогами он попал в больницу, а после больницы нашел приют в общине хра­ма, где не только получил медицинскую и другую помощь, но постепенно сам стал человеком дееспособным, обрел несколько специальностей. И теперь — это хороший помощник в делах (переплетные работы, плетение четок, электросварка) и в молитве (он выучился читать по-славянски),

О каждом члене Братства можно было бы рассказать много удивительного, так как почти каждая история связана с тем, что называют чудом: духовный путь отличается непредсказуе­мыми, необъяснимыми рассудком последствиями. Наблюдает­ся принципиальное изменение хода заболевания, меняется лич­ность больного.

Личность (в отличии от личины) — это образ Божий в че­ловеке, в ней — неповторимость, уникальность, своеобразие

Братство трезвости при православном приходе ________________________ 169

человека. Но страсти — особенно такие как непреодолимая тяга к винопитию, к другим наркотическим веществам, за­темняют сознание, ослабляют волю, в сердце вместо любви поселяются злость и раздражение. Поэтому главным и опреде­ляющим становится обращение к духовной сфере: духовной дисциплине (молитва), ответственности (обет) и к огромной и преобразующей силе веек церковных таинств.

РЕГРЕСС И УТРАТЫ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ t

ПОДДЕРЖКИ, '

К. А. Абульханова

В шквале нынешних кризисов, материальных и духовных, менее, может быть, заметен, но не менее страшен кризис психо­логии человека. Всем, например, известно, что человек не может поднять непосильную для него тяжесть, не есть или не спать дольше определенного времени, предела, когда ставится под уг­розу его физическое здоровье. Экологический кризис, охватив­ший планету, целиком занял наше внимание, наше сознание. Как защитить природу, сохранить чистый воздух, чистые про­дукты, как помочь человеку выжить — эти проблемы жизни и смерти первостепенны, их важность не нуждается в разъяснении. Одновременно переживая и кризис экономический, наше общест­во решает проблемы социально-экономического переустройства. А за ними и над ними — самыми насущными жизненными, мате­риальными проблемами подступают и возвышаются проблемы нравственные — как сохранить, не утратить духовность человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.