Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и интерпретация результатов исследования 3 страница






На основании статистического анализа можно заключить, чтонаблюдаются значимыеразличия. Высокие значения по шкале Жизненная включенность (φ * = 3, 42, ρ ≤ 0, 001) и шкале, характеризующей общую удовлетворенность жизнью (φ * = 5, 08, ρ ≤ 0, 001) встречаются значимо чаще, чем низкие. По шкалампотеря направленности (φ * = 8, 63, ρ ≤ 0, 001) и потеря опоры (φ * = 2, 16, ρ ≤ 0, 05) низкие значения встречаются значимо чаще, чем высокие. Такие различия можно трактовать как позитивную тенденцию от нахождения в группе Дивья Лока. Высокая удовлетворенность жизнью является одним из основных индикаторов здоровья личностии её гармоничного развития.

Также изучение психологических особенностей постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока включает анализ смысложизненных ориентации. Для этого нами была подобрана методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» [3 ]. Методика предназначена для определения выраженности смысложизненных ориентаций и переживания индивидом онтологической значимости жизни. Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Методика включает пять субшкал: 1 Цели в жизни, 2 Процесс жизни, 3 Результативность жизни, 4 Локус контроля-Я и 5 Локус контроля-жизнь. Результаты исследования смысложизненных ориентаций представлены в Таблице 6 и на рисунке 10.

 

Таблица 6 – Количество и процент испытуемых с различным уровнемпоказателей методики «Смысложизненные ориентации».

Показатель Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Цели в жизни      
6, 1% 24, 2% 69, 7%
2 Процесс жизни      
9, 1% 24, 2% 66, 7%
3 Результативность жизни      
6, 1% 24, 2% 69, 7%
4 Локус контроля-Я      
6, 1% 27, 3% 66, 7%
5 Локус контроля-жизнь      
6, 1% 30, 3% 63, 6%
Общий показатель осмысленности жизни      
9, 1% 15, 2% 75, 8%

 

По шкале 1 Цели в жизни абсолютное большинство постоянных участников группы Дивья Лока получают высокие значения (23 испытуемых – 69, 7%). Интерпретация шкалы говорит о том, что такие значения характеризуют как целеустремленного человека, так и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Однако учитывая высокие показатели по остальным шкалам можно заключить, что в большей степени идет все-таки речь о тех людях, у которых есть цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Примерно у четверти испытуемых (8 испытуемых – 24, 2%) средний уровень выраженности шкалы, они представляют некоторые цели в будущем, однако не так отчетливо и ясно как большинство группы. Лишь у редких участников группы (2 испытуемых – 6, 1%)наблюдаются низкие значения, они сконцентрированы только на сегодняшнем или вчерашнем дне.

По шкале 2 Процесс жизни также абсолютное большинство постоянных участников группы Дивья Лока получают высокие значения (22 испытуемых – 66, 7%). Таким образом, можно утверждать, что для большей части группы в жизни присутствует высокий интерес и глубокая эмоциональная насыщенность жизни. Примерно у четверти испытуемых (8 испытуемых – 24, 2%) средний уровень выраженности шкалы, у них также присутствуют переживания наполненности смысла жизни и эмоционально насыщенности, однако их сила не столько велика. Менее чему у десятой части группы (3 испытуемых – 9, 1%) наблюдаются низкие баллы, которые трактуются как признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

По шкале 3 Результативность жизни у большинства испытуемых наблюдается высокий уровень выраженности признака (23 испытуемых – 69, 7%). Им присуща высокая удовлетворенность самореализацией, а прошлое во многом способно придавать смысл жизни. Средние, относящиеся к среднему уровню, наблюдаются у четверти группы (8 испытуемых – 24, 2%), для них характерна оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. И практически не встречаются значений, соответствующих низкому уровню (2 испытуемых – 6, 1%). То есть в группе практически нет людей, у которых бы наблюдалась неудовлетворенность прожитой частью жизни.

По шкале 5 Локус контроля-Я высокие значения более чем у половины испытуемых (22 испытуемых – 66, 7%). Таким образом можно заключить, что в группе распространено представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У 27, 3% (9 испытуемых) выражено это представление на среднем уровне. Только у нескольких человек (2 испытуемых – 6, 1%) наблюдаются значения, соответствующие низкому уровню, для них характерно неверие в свои силы и ощущение невозможности контролировать события собственной жизни.

Более половины испытуемых набирают по шкале 5 Локус контроля-жизнь высокие баллы (21 испытуемый – 63, 6%). То есть в группе распространено убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность. Средний уровень наблюдается у трети испытуемых (10 испытуемых – 30, 3%), для них характерно понимание, что отчасти они могут управлять жизнью. Лишь двое участников группы (2 испытуемых – 6, 1%) набирают низкие баллы. Им присущ фатализм, убежденность втом, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Рисунок 24 – Выраженность Общего показателя осмысленности жизнью

 

Анализ общего показателя осмысленности жизни показал, что в группе испытуемых высокая онтологическая значимость жизни, её осмысленность (25 испытуемых – 75, 8%). Лишь у 15, 2% этот показатель выражен в диапазоне умеренных значений (5 испытуемых – 15, 2%). Лишь у нескольких человек стремление к смыслу и его нахождение находится на низком уровне (3 испытуемых – 9, 1%).

Таблица 7 – Анализ различий в количестве постоянных участников группы Дивья Лока с разным уровнем выраженности показателей осмысленности жизни (расчёт по φ *-Фишера)

Шкалы Выраженность Количество человек (из 33) φ * эмпир. Уровень знач.
1 Цели в жизни Высокая   6, 00 ρ ≤ 0, 001
Низкая  
2 Процесс жизни Высокая   5, 27 ρ ≤ 0, 001
Низкая  
3 Результативность жизни Высокая   2, 16 ρ ≤ 0, 05
Низкая  
4 Локус контроля-Я Высокая   5, 08 ρ ≤ 0, 001
Низкая  
5 Локус контроля-жизнь Высокая   5, 48 ρ ≤ 0, 001
Низкая  
Общий показатель осмысленности жизни Высокая   6, 09 ρ ≤ 0, 001
Низкая  

 

На основании статистического анализа можно заключить, что наблюдаются существенные различия по всем шкалам при уровне значимости высоком – ρ ≤ 0, 001. В том числе высокие значения по Общему показателю осмысленности жизни (φ * = 6, 09, ρ ≤ 0, 001) встречаются значимо чаще, чем низкие. На основе этого анализа можно заключить, что в группе присутствует высокая осмысленность жизни вне зависимости от условного временного континуума (прошлое, настоящие, будущее) и ощущение управляемости собой и жизнью.

Задача анализа мотивационно-ценностной структуры группы решалась с помощью методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина) [9]. Под термином «ценность» в методике понимают отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Результаты исследования мотивационно-ценностной структуры представлены в Таблицах 8-10.

 

Таблица 8 – Количество и процент испытуемых с различным уровнем показателей жизненных ценностей

Показатель Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Развитие себя      
24, 2% 54, 5% 21, 2%
2. Духовное удовлетворение      
27, 3% 57, 6% 15, 2%
3. Креативность      
48, 5% 33, 3% 18, 2%
4. Активные социальные контакты      
36, 4% 48, 5% 15, 2%
5. Собственный престиж      
30, 3% 60, 6% 9, 1%
6. Высокое материальное положение      
54, 5% 33, 3% 12, 1%
7. Достижение      
66, 7% 21, 2% 12, 1%
8. Сохранение собственной индивидуальности      
33, 3% 54, 5% 12, 1%

 

По шкале 1 «Развитие себя» большинство испытуемых набирают средние значения (25 испытуемых – 75, 8%). На основании интерпретации шкал опросника можно заключить, что для них как правило характерно стремление получать объективную информацию об особенностях его характера, способностей, др. характеристиках своей личности, в целом серьезное отношение к своим обязанностям, а также снисходительность к людям и их недостаткам и требовательность к себе. Высокие (7 испытуемых – 21, 2%) и низкие (8 испытуемых – 24, 2%) показатели набирает примерно одинаковое количество испытуемых, а для последних характерна тенденция к самодостаточности, они ставят, как правило, порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть.

По шкале 2 «Духовное удовлетворение» наибольшее количество испытуемых набирает средние значения (19 испытуемых – 57, 2%). На основании шкалы опросника можно заключить, что у них умеренно проявляется стремление человека к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Они лишь отчасти считают, что самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение и им лишь в умеренной степени свойственна идеалистичность во взглядах, приверженность к соблюдению этических норм в поведении и деятельности. Также в группе есть испытуемые с высоким уровнем показателя «Духовное удовлетворение» (5 испытуемых – 15, 2%), это свидетельствует о том, что описанные выше поведение у них проявляется значительно чаще и интенсивнее. В группе чуть меньше трети испытуемых набирают низкие значения (9 испытуемых – 27, 3%). Такое значения показателя характеризует людей, для которых в первую очередь важен поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности.

По шкале 3 «Креативность» большинство испытуемых набирают низкие значения (16 испытуемых – 48, 5%). На основании интерпретации шкал опросника можно заключить, что им свойственно подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности. Треть испытуемых получают средние значения (11 испытуемых – 33, 3%). И лишь пятая часть набирают значения соответствующие высокому уровню (6 испытуемых – 18, 2%), для них характерно стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению раз личных изменений во все сферы своей жизни.

По шкале 4 «Активные социальные контакты» почти половина участников группы Дивья Лока получают средние значения (16 испытуемых – 48, 5%). Эти испытуемые проявляют умеренное стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Достаточно много участников группы (12 испытуемых – 36, 4%) набирают низкие значения. Для них характерна нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, а порой и нежелание быть открытым. Высокие значения набирают те, для кого значимы все аспекты человеческих взаимоотношений и высокое стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми (5 испытуемых – 15, 2%.).

По шкале 5 «Собственный престиж» более половины испытуемых набирают средние значения (20 испытуемых – 60, 6%). На основании интерпретации шкалы опросника можно заключить, что они в умеренной степени проявляют стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других и нужду в социальном одобрении своего поведения. Значения соответствующие низкому уровню набирает треть испытуемых (10 испытуемых – 30, 3%), им свойственно не видеть и разницы в одобрении его поступков людьми с разными социальными статусами. Высокий показатель по шкале 5» Собственный престиж» «наблюдается лишь у незначительного числа участников группы (10 испытуемых – 30, 3%), для них характерна потребность в социальном одобрении своего поведения, порой излишняя самонадеянность и категоричность в ситуации взаимодействия с другими, а также честолюбие.

По шкале 6 «Высокое материальное положение» более половины испытуемых набирают значения, соответствующие низкому диапазону (18 испытуемых – 54, 5%), им свойственно равнодушие к материальному достатку и игнорирование материального достатка как ценности, к которой надо стремиться. У трети испытуемых наблюдается средний уровень выраженности показателя (11 испытуемых – 33, 3%), они лишь в некоторой степени стремятся к более высокому уровню своего материального благосостояния и убежденны в том. Лишь некоторых (4 испытуемых – 12, 1%) наблюдаются высокие значения по данному показателю, это говорит о том, что материальный достаток является значимым условием их жизненного благополучия.

По шкале 7 «Достижения» значительная часть, а именно больше половины испытуемых набирает низкие значения (22 испытуемых – 66, 7%), для них характерно безразличие к достижениям, порой, они склонны проявлять зависимость от того, они придерживаются принципа «поживем-увидим». Такие люди отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей и порой могут проявлять бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю перспективную цель. Пятая часть испытуемых набирает средние значения, они отчасти направлены на стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни, постановка конкретных целей на каждой этапе жизни. И лишь у тех немногих кто набирает значения, соответствующие высокому диапазону (4 испытуемых – 12, 1%) эти тенденции выражены значительно.

По шкале 8 «Сохранение собственной индивидуальности» более половины постоянных частников группы Дивья Лока получают средние значения (18 испытуемых – 54, 5%). На основании интерпретации шкал опросника можно заключить, что у них присутствует и умеренно выражено стремление к независимости от других людей, они лишь отчасти разделяют точку зрения о том, что самое важное в жизни – это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Низкие значения по данному показателю набирает треть группы (11 испытуемых – 33, 3%), им свойственно стремление к конформности, замкнутости, порой, они считают, что «выскочки» –люди невоспитанные, от которых можно ожидать непредсказуемых поступков. Высокие же и соответственно сильная тяга к неповторимости присутствует лишь немногих (4 испытуемых – 12, 1%).

 

 

Таблица 9 – Анализ различий в количестве постоянных участников группы Дивья Лока с разным уровнем выраженности показателей осмысленности жизни (расчёт по φ *-Фишера)

Шкалы Выраженность Количество человек (из 33) φ * эмпир. Уровень знач.
1. Развитие себя Высокая   2, 29 ρ н. з.
Низкая  
2. Духовное удовлетворение Высокая   1, 22 ρ н. з.
Низкая  
3. Креативность Высокая   2, 68 ρ ≤ 0, 001
Низкая  
4. Активные социальные контакты Высокая   2, 01 ρ ≤ 0, 05
Низкая  
5. Собственный престиж Высокая   2, 25 ρ ≤ 0, 05
Низкая  
6. Высокое материальное положение Высокая   3, 86 ρ ≤ 0, 001
Низкая  
7. Достижение Высокая   4, 87 ρ ≤ 0, 001
Низкая  
8. Сохранение собственной индивидуальности Высокая   0, 88 ρ н. з.
Низкая  

 

На основании статистического анализа можно заключить, что по всем шкалам морфологического опросника ценностных ориентаций, по которым наблюдаются существенные различия, преобладают низкие значения. Так, низкие значения встречаются значимо чаще, чем высокие по шкале креативность (φ * = 2, 68, ρ ≤ 0, 001), активные социальные контакты (φ * = 2, 01, ρ ≤ 0, 05), собственный престиж, (φ * = 2, 25, ρ ≤ 0, 05) и достижение (φ * = 4, 87, ρ ≤ 0, 001).

На основе этого анализа можно заключить, что в группе нет стремления к реализации своих творческих возможностей, устанавливать благоприятные отношения в различных сферах социального взаимодействия и расширять свои межличностные связи. Для постоянных участников группы Дивья Лока завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям является крайне неважным, как и стремление к факторам материального благополучия. Это напрямую можно связать с тем, что у участников (и это закреплено в Катехизис садху ведической традиции) не приветствуются эгоистичные, материалистичные цели в жизни, так как находятся вне своего духовного пути. Культура Дивья Лока видимо не способствует постановки и решению определенных жизненных задач как главных жизненных факторов, что возможно связано с отношение к поиску духовного начала как к процессу. Отчасти это подтверждает, что духовный рост воспринимается именно как путь – процессная категория.

В целом можно подытожить, что в мотивационно-ценностной структуре преобладают духовно-нравственные ценности, надо гоистически-престижными. К подгруппе эгоистически-престижных, которые практически невыражены (престиж, достижения, материальное положение), что говорит об общей гуманистической характеристике личности участников группы Дивья Лока.

Таблица 10 – Количество и процент испытуемых с различным уровнем выраженности шкал жизненных сфер

Жизненные сферы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Профессиональная жизнь      
66, 7% 24, 2% 9, 1%
Обучение и образование      
30, 3% 57, 6% 12, 1%
Семейная жизнь      
75, 8% 18, 2% 6, 1%
Общественная жизнь      
33, 3% 39, 4% 27, 3%
Увлечения      
15, 2% 60, 6% 24, 2%
Физическая активность      
9, 1% 75, 8% 15, 2%

 

По шкале, описывающей сферу профессиональной жизни, у большинства испытуемых низкие значения (22 испытуемых – 66, 7%), для них отсутствует значимость для человека профессиональной деятельности. Данные чуть меньше четверти всех испытуемых (8 испытуемых – 24, 2%) можно отнести к зоне средних значений и лишь несколько человек (3 испытуемых – 9, 1%) отдают много времени своей работе, включаются в решение всех проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека.

По шкале, описывающей сферу обучения и образования, более половины постоянных участников Дивья Лока получают баллы, соответствующие среднему диапазону (19 испытуемых – 57, 6%). В их поведение умеренно проявляется стремление человека к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Низкий уровень обнаруживается примерно у трети участников (10 испытуемых – 30, 3%), у них стремление к познанию и расширению кругозора невысоко. Небольшая часть испытуемых набирает высокие значения (4 испытуемых – 12, 1%). Они считают, что главное в жизни – это учиться и получать новые знания.

Абсолютное большинство постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока обнаруживают низкие значения по шкале, описывающей сферу семейной жизни (25 испытуемых – 75, 8%). Для них незначимо все, что связано с жизнью его семьи. Лишь у немногих проявляется средний (6 испытуемых – 18, 2%) и высокий (2 испытуемых – 6, 1%) уровень выраженности признака, для последних существует высокая значимость семейного благополучия, они отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни.

По шкале, описывающей сферу общественной жизни, наблюдается наибольшая дифференциация испытуемых по диапазонам. Наибольшее количество испытуемых набрали значения, соответствующие среднему диапазону (13 испытуемых – 39, 4%), они отчасти включены в общественную деятельность, однако не преувеличивают её значимость. У трети испытуемых (11 испытуемых – 33, 3%) наблюдается низкий уровень выраженности показателя, они не вовлечены в общественно-политическую жизнь. Чуть меньше тех, кто показывает высокий уровень (9 испытуемых – 27, 3%) характерна высокая значимость проблем жизни общества.

Для более чем половины постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока, существует средняя значимость их увлечений, хобби (20 испытуемых – 60, 6%). Они посвящают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна. У 8 участников (8 испытуемых – 24, 2%) наблюдаются высокие значения, а у 5 (низкие).

По шкале, описывающей сферу физической активности, абсолютное большинство участников исследования показывают средний уровень (25 испытуемых – 75, 8%). Для них существует некоторая значимость физической активности и физической культуры как элементаобшей культуры для человека, однако они не считают, что это самое главное в жизни. У 5 испытуемых (15, 2%) наблюдается уровень высоких значений. Они считают, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека, что необходимо уметь чередовать интеллектуальную деятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связаны часто со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом. Лишь немногие участники группы (3 испытуемых – 9, 1%) не разделяют такое мнение.

Интересный показатель наблюдается по шкале недостоверности. Критический уровень в 42 балла превышают все участники. Возможно, это связано с тем, что одним из принципов культурно центра является так называемый принцип «сатья», которая раскрывается как правдивость, возможность быть честным. С этой точки зашкаливающие значения этого показателя у всей группы можно трактовать как желание придерживаться этого принципа во всем, в том числе и в отношении тестирования.

Для понимания особенностей личностного потенциала участников был использован опросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal OrientationInventory, E. Shostrom), созданный в 1963 году. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы опросника характеризуют основные сферы самоактуализации.

Методика была адаптирована сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз), в результате создан «Самоактуализационный тест» (CAT). Опросник состоит из 14 шкал, 126-ти пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения [1].

Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.

САТ измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12-ти дополнительным.

Рисунок 25 – Выраженность шкалы Компетентность во времени

 

По шкале Компетентность во времени получены следующие результаты. 6% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

45% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствует во-первых, об их способности жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени испытуемыми свидетельствует о самоактуализации личности.

49% испытуемых получили балл от 45 до 54 по этой шкале, что свидетельствует о непостоянном восприятии испытуемыми жизни как целостной, неразрывной, об ориентации на видение лишь отдельных отрезков жизненного пути.

Рисунок 26 – Выраженность шкалы Поддержка

 

30% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствует об относительной независимости в поступках, стремлении руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не обозначает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Человек свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

49% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

21% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.

Шкалы Ценности и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей.

Первая шкала характеризуют сами ценности, вторая ‒ особенности их реализации и поведения.

Рисунок 27 – Выраженность шкалы Ценностная ориентация

 

27% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что позволяет сделать вывод о направленности их личности на продуктивную деятельность. Испытуемые разделяют систему ценностей самоактуализированного человека, в основе которой лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, принятие социальной жизни и физической реальности, в системе его ценностей превалируют интересная работа, уверенность в себе и личная свобода.

52% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

21% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что характеризует их как людей, живущих по принятым их социальной группой нормам и системе ценностей. Зачастую главной целью в их жизни является достижение материальных благ и приобретение определенного социального статуса. Предпочитают не делать ничего значительного, лишь бы избежать возможных ошибок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.