Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и интерпретация результатов исследования 1 страница






 

Для исследования характерологических особенностей был использован личностный опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), который был предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 году. В настоящее время используется модификация теста MMPI – тест СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности), адаптированный Л. Н. Собчик [8].

MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Тест является наиболее валидным (достоверным) и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности взрослых людей и выявления невротических состояний, акцентуаций, психопатий при их наличии.

Тест состоит из 566 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал: сверхконтроль, пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, мужественность-женственность, ригидность, тревожность, индивидуалистичность, оптимистичность, интроверсия.

Для выявления установок испытуемого по отношению к тестированию в MMPI имеются три оценочные шкалы: шкала лжи (L), шкала достоверности (F) и шкала коррекции (К).

Шкала L включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм [8].

 

Рисунок 1 – Доля людей, набравших различные баллы по Шкале L

 

Большинство испытуемых (61%) набрали средние показатели (50-69) по данной шкале, то есть в большинстве ситуаций их поведение характеризуется следованием необходимым социальным нормам.

Треть испытуемых (33%) набрали низкие показатели (меньше 50) по данной шкале, которые свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер либо о выборочном следовании стандартам, принятым в обществе.

Лишь 6% испытуемых (2 человека) набрали высокие показатели (70 и выше) по данной шкале, которые указывают на демонстрацию очень строгого соблюдения социальных норм. Эти испытуемые отрицают наличие слабостей в своем поведении, присущих обычному среднестатистическому человеку, - способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. Это может быть связано либо с умышленным стремлением украсить себя, показать себя в лучшем свете, либо с принадлежностью к группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам.

 

Рисунок 2 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале F

 

Результаты 54 % испытуемых (более 69 баллов – 27%, более 79 баллов – 27%) ставят под сомнение достоверность тестирования.

Результаты 46 % испытуемых можно считать достоверными (меньше 70 баллов).

У 27% испытуемых (чьи баллы выше 79) может наблюдаться выраженная тенденция не идентифицироваться с привычным для социума пониманием личности и ее смыслов.

Причинами, обуславливающими некоторое повышение баллов по этой шкале, могут быть:

- специфика изучаемой группы: неконформные личности, отличающиеся особым своеобразием демонстрирующие реакции, не характерные для большинства людей;

- чрезмерная взволнованность, эмоциональная напряженность испытуемых в момент тестирования, переутомление или болезненное состояние, повлиявшие на работоспособность и правильность понимания утверждений.

- стремление наговорить на себя, тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения, избыточная самокритичность и откровенность, попытка изобразить другое, выдуманное лицо, а не свои особенности (что противоречит необходимому соблюдению принципа «сатья» – быть правдивым, не лгать).

Рисунок 3 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале К

 

Большая часть испытуемых (61%) набрали высокие показатели (выше 64 баллов). Это указывает либо на действительное отсутствие каких-либо личностных проблем и межличностных конфликтов у данных испытуемых, либо указывает на отсутствие откровенности, сознательное или бессознательное стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо трудностей. Испытуемые склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у этих испытуемых, выраженную отрицательную реакцию.

39% испытуемых набрали средние показатели (меньше 65 баллов), что говорит о некоторой естественной защитной реакции на попытку вторжения в их внутренний мир, сокровенные переживания.

Таким образом, распределения значений испытуемых (по шкалам достоверности) в группе различны, что характерно для любой группы. По полученным результатам можно сделать следующие выводы. Абсолютное большинство испытуемых (94%) не пытались приукрасить себя, показать в как можно более выгодном свете, т. е. их результаты можно считать достоверными (шкала L). Результаты 46% испытуемых по шкале F можно считать достоверными, результаты 54% испытуемых ставят под сомнение достоверность тестирования. Такие баллы могут быть связаны со спецификой изучаемой группы (испытуемые придерживаются особых законов культуры садху) и соответственно демонстрацией поведения и реакций, не характерных для большинства людей, а также такие баллы могут быть связаны с избыточной самокритичностью и откровенностью, что отражает соблюдение принципа «сатья» (быть правдивым, не лгать). Повышение баллов по данной шкале также может говорить об эмоциональной напряженности, которую можно подтвердить или опровергнуть с помощью наблюдения, беседы с данными испытуемыми. По шкале К – 39% испытуемых получили баллы, свидетельствующие о достаточной степени откровенности, 61% испытуемых отрицают какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм, что может являться закономерным следствием развития их личности в процессе следования культуре садху (соблюдением Катехизиса садху ведической традиции) [6].

Далее обратимся к результатам, полученным по базовым шкалам методики MMPI. При интерпретации MMPI должен соблюдаться целостный подход, оценивающий конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой ведущих пиков, контрастирующих понижений, как ведущих, так и относительных.

Каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса (до 70 баллов). Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации – в зависимости от высоты профиля.

Рисунок 4 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 1

 

У 64% испытуемых наблюдается мотивационная направленность на соответствие нормативным критериям, как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Данные личности характеризуются высокой степенью ориентации на соблюдение нравственно-этических норм, а следовательно, отсутствием проявления неуправляемых эмоций, сдержанной речью, контролем над агрессивностью, ориентацией на нормы и правила поведения. Их стиль мышления и поведение опираются на традиции, подчерпнутые в священных текстах, на существующие общепринятые в группе правила. В межличностных отношениях – высокая нравственная требовательность как к себе, так и к другим. Испытуемые характеризуются сдержанностью эмоциональных проявлений, внимательностью, осмотрительностью. Противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности создает смешанный тип реагирования, проявляющийся постоянной напряженностью. Их характеризуют исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным нормам и правилам, аккуратность, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам.

37% испытуемых набрали показатели выше среднего и 33% испытуемых набрали высокие показатели по данной шкале, что свидетельствует о чертах, проявляющихся в сверхконтроле, высоком внимании к отклонениям от нормального функционирования как группы в целом, так и отдельного человека и его организма, о стремлении повышать планку нравственно-этических и физиологических норм.

30% испытуемых набрали средние показатели по данной шкале, которые свидетельствуют о средней выраженности выше перечисленных качеств. В качестве пика шкала «сверхконтроль» встречается у 64% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 9% испытуемых.

Полученные результаты можно объяснить принятыми в культуре садху правилами и необходимым соответствующим соблюдением их участниками – «контроль своих действий в согласии с этикой садху: готовность проявлять заботу о других без требования вознаграждения, похвалы, иногда даже в ущерб заботы о себе, ненасилие, вегетарианство, отказ от табакокурения, наркотиков, алкоголя, от присвоения чужого имущества, от азартных игр, контроль сексуальной энергии, отношений с противоположным полом, действовать так, чтобы действия приносили благо всем живым существам, или имели такую мотивацию действовать с благословения своих духовных авторитетов и в соответствии со своей духовной культурой» [6].

Рисунок 5 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 2

Большинство испытуемых (82%) получили средние баллы. Для них возможны лишь редкие проявления пребывания в депрессивном состоянии. Другими словами большинство испытуемых характеризуется нормальным уровнем выраженности шкалы «пессимистичность».

15% испытуемых (5 человек) получили высокие результаты по 2й шкале «пессимистичность». Результаты по этой шкале могут отражать и поведенческие особенности, сформированные в результате переживаний резкого и значимого для личности разочарования после пережитой межличностной неудачи или в связи с заболеванием, резко нарушившем обычный ход жизни и перспективные планы. Такие баллы могут выявлять у испытуемых не только пониженное настроение в связи с негативными переживаниями, но и личностные особенности: склонность к острому переживанию неудач, к волнению, повышенному чувству вины с самокритичным отношением к своим недостаткам, неуверенность в себе.

Оставшиеся 3% (лишь один испытуемый) набирают низкие значения.

В качестве пика шкала «пессимистичность» встречается у 18% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 9% испытуемых.

Для испытуемых, получивших пиковые значения по этой шкале, характерен осознанный самоконтроль, когда нереализованные намерения в силу внешних обстоятельств или внутренних причин отражаются в пониженном настроении как результат дефицита или потери. В то же время, лица такого типа могут проявлять достаточную активность, следуя за лидером, как наиболее конформная и социально податливая группа.

 

Рисунок 6 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 3

 

58% испытуемых получили средние результаты по 3й шкале, что характеризует их как личностей, достаточно эмоционально уравновешенных.

33% испытуемых получили результаты выше среднего по 3й шкале, что характеризует их высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния.

9% испытуемых (3 человека) получили высокие результаты по 3й шкале «эмоциональная лабильность», что характеризует их сверхвысокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, вплоть до истерических проявлений.

В качестве пика шкала «эмоциональная лабильность» встречается у 9% испытуемых. В качестве самого выраженного пика не встречается.

Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций:

· высокий уровень личностных притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы;

· эгоистичность, с альтруистическими декларациями;

· агрессивность, со стремлением нравиться окружающим.

Рисунок 7 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 4

 

Больше половины (61% испытуемых) получили средние результаты по 4й шкале. Для них характерна нормальная возбудимость и импульсивность.

Достаточно много (39% испытуемых) получили высокие результаты по 4й шкале «импульсивность», что характеризует их поведение как импульсивное, спонтанное, непредсказуемое.

На фоне хорошего интеллекта, такие личности обладают способностью к нешаблонному подходу в решении проблем, к моментам творческого озарения. Над человеком не довлеют догмы традиционного подхода, и недостаточная опора на опыт компенсируется механизмом самобытно-творческого восприятия и переработки актуальной информации.

Основная сложность при работе с данным типом – это мотивационно-целевая система группового взаимодействия.

Личностные качества и свойства, формирующие направленность, изначально изолируют таких специалистов из систем общих для группы целей. Однако если предоставить им возможность самостоятельно формировать групповые цели и, при этом, успешность деятельности будет адекватно отражаться и на их статусном положении, то такие условия существенно нивелируют негативные для деятельности особенности поведения.

В качестве пика шкала «импульсивность» встречается у 55% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 12% испытуемых.

В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках средних результатов, данная шкала выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность.

В структуре мотивационной направленности преобладают установки на достижение, сопровождающиеся уверенностью и быстротой в принятии решений.

В поведении может проявляться решительность, умение рисковать, высокий уровень ставящихся целей, которые могут быстро меняться в зависимости от внешних условий, от успешности предпринятых действий. Это говорит о высокой степени гибкости и маневренности в достижении поставленных целей.

Поведение раскованно, сопровождается непосредственностью в проявлении чувств, реакций. Высказывания и действия достаточно гибки и не ригидны, что, в свою очередь, не исключает планомерности, последовательности и продуманности действий в соответствии с поставленной задачей.

Можно интерпретировать высокие показатели по шкале «импульсивность» как проявление тенденции к противодействию внешнему давлению, склонности опираться в основном на собственное мнение, а еще больше — на собственные побуждения, выраженным отсутствием конформности, стремлением к самостоятельности и независимости, конфликтностью.

Учитывая особенность исследуемой группы, ее идеалы и ценности, можно предположить, что вышеперечисленные качества скорее свидетельствуют о высоком уровне ответственности и осознанности своих действий, способностью самостоятельно принимать решения, не перекладывая ответственность на других и не оглядываясь на мнения и оценки окружающих. В стрессе у таких людей проявляется действенный тип поведения, решительность, мужественность.

Такие испытуемые чаще других ищут новые пути и новые способы проявления своей сути, не зацикливаясь на своих достижениях и привычных способах жизни. Императивные способы воздействия, авторитарный тон могут натолкнуться на заметное противодействие, особенно, если лидер не пользуется должным авторитетом и не вызывает у данной личности уважения, восхищения.

Развитие данных качеств у испытуемых может быть связано с необходимостью следовать Пути совершенства (в соответствии с культурой садху), для чего испытуемые целенаправленно тренируют такие качества, как концентрация, внимательность, непоколебимая вера, решимость, бесстрашие, отрешенность, усердие, гибкость ума, самоконтроль, всеприятие и отпускание себя.

Рисунок 8 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 5

 

5 шкала «мужественность-женственность» MMPI по-разному интерпретируется в зависимости от пола испытуемого.

В качестве пика шкала «мужественность-женственность» встречается у 55% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 24%.

33% испытуемых получили повышенные показатели по 5 шкале, что означает отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения и усложнение сексуальной адаптации.

В остальном, интерпретация носит полярный характер в зависимости от того, женский или мужской профиль подлежит расшифровке. Мужчин с высокими показателями по 5й шкале не выявлено (0%).

Рисунок 9 – Доли женщин, набравших различные баллы по Шкале 5

 

У 63% женщин (12 из 19) высокие показатели по 5й шкале, что говорит о наличии у них черт мужественности, независимости, стремлении к эмансипации, самостоятельности в принятии решений.

В поведении превалируют тенденции мужского стиля прагматического отношения к социальным контактам с отсутствием склонности к постоянству и душевной привязанности.

У 32% женщин (6 из 19) средние показатели по 5й шкале, у 5% (1 из 19) - низкие показатели, что характеризует традиционно женский стиль полоролевого поведения – стремление быть опекаемой и найти опору в муже, мягкость, сентиментальность, любовь к детям, приверженность семейным интересам.

Таким образом, для половины испытуемых (55%) характерно отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения. Что может быть связано с универсализацией гендерных ролей. Следует отметить, что в одном из базовых сводов правил «Катехизис садху ведической традиции» не упоминается специфика гендерных различий.

Рисунок 10 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 6

 

55% испытуемых получили средние результаты по 6й шкале «ригидность». Для них возможны лишь редкие проявления подозрительности, склонность к обдумыванию действий окружающих.

24% испытуемых получили низкие результаты по 6й шкале.

12% испытуемых получили результаты выше среднего по 6й шкале, что обычно указывает на аффективную ригидность, склонность к подозрительности, окружающие для них представляются некомпетентными или недобросовестными, особенно в соблюдении норм и правил деятельности.

9% испытуемых получили высокие результаты по 6й шкале.

В качестве пика шкала «ригидность» встречается у 3% испытуемых. В качестве самого выраженного пика не встречается.

Испытуемых с высокими результатами и пиком по этой шкале характеризуют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в их отстаивании. Им импонирует точность и конкретность, раздражает аморфность, неопределенность заданий, безалаберность и неаккуратность окружающих людей. В межличностных контактах проявляется чувство соревновательности, соперничества, стремление к достижению совершенства в предпринимаемых делах, к престижной роли в референтной группе, перфекционизм.

Возможно это так же связанно со сводом правил, которых придерживаются члены центра ведической культуры Дивья Лока. Так он «стремится к трансформации, улучшению себя, он постоянно работает над собой, он не стремится оставаться обычным человеком…его идеал – идти по духовному Пути, подымаясь все выше и выше, превзойти самого себя…» [6].

Рисунок 11 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 7

 

Абсолютное большинство испытуемых (73%) получили средние результаты по 7й шкале «тревожность». У них редко может проявляться неуверенность в себе, нерешительность. Можно заключить, что большинство испытуемых характеризуется нормальным уровнем развития тревожности.

24% испытуемых получили высокие результаты по 7й шкале. Испытуемые, получившие высокие результаты (24%) характеризуются психастенической акцентуацией, то есть преобладанием тормозимых черт, тревожным состоянием. Они тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы, весьма обязательные и ответственные, с зависимой позицией, ориентирующиеся на мнение группы, с высоко развитым чувством долга и приверженностью к общепринятым нормам, склонные к альтруистическим проявлениям, конформные, реагирующие повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки.

При избыточно самокритичном отношении к себе, им свойственно бессознательное стремление к недостижимому личностному идеалу. В связи с этим, они находятся в состоянии постоянного напряжения и неудовлетворенности, проявляющегося в навязчивостях, избыточных действиях ограничительного характера, ритуалах, необходимых для самоуспокоения.

3% испытуемых получили низкие результаты по 7й шкале.

В качестве пика шкала «тревожность» встречается у 24% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 9% испытуемых.

Тревожным личностям свойственна своеобразная эмпатийность — чувство сострадания и сопереживания, повышенная нюансированность чувств, выраженная зависимость от объекта привязанности. Они обладают выраженными тревожно-мнительными чертами со склонностью к самобичеванию, «пережевыванию» различных проблем и болезненному самонаблюдению.

В деятельности такое поведение выражается как ведущая тенденция избегания неуспеха и формируется страхом перед возможностью навлечь на себя опасность неверным поступком или потерпеть неудачу в результате допущенной ошибки, что превращается в склонность разрабатывать систему правил, избавляющую от необходимости принимать решение в каждом отдельном случае.

Для такой группы испытуемых характерна легкая переносимость монотонии, хорошее мотивирование через поощрения и меры повышения самоооценки, тщательность в исполнении норм и правил, что, в свою очередь, способствует эффективности в ряде видов деятельности, основанных на устойчивых стереотипах должностных операций.

Рисунок 12 – Доли людей, набравших различные баллы по Шкале 8

 

45% испытуемых (15 человек) получили высокие результаты по 8й шкале «индивидуалистичность», из них у 8 человек (24% от общей выборки) показатели выше 79 баллов, что говорит о них как личностях шизоидного типа.

В качестве пика шкала «индивидуалистичность» встречается у 55% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 18% испытуемых.

Повышенная шкала выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления. При таком личностном типе склонность к раздумьям превалирует над чувствами и действенной активностью, формируется целостный стиль восприятия — способность на основании минимальной информации воссоздать целостный образ.

Это может быть связано со смыслами садху: «стремиться видеть мир сакральным, божественным, священным, как одно всеобщее целое; относиться с безграничным уважением к миру – как великой божественной тайне и загадке, учиться видеть мир одновременно и как божественную реальность, и как материальную ловушку сансары, из которой необходимо выбираться на свободу в духовный мир» [6].

Видятся вполне обоснованными высокие показатели по шкале «индивидуалистичность» у испытуемых центра ведической культуры Дивья Лока, выбравших путь отрешенности и монашества. Можно предположить, что, с одной стороны, индивидуальные особенности личности привели этих людей к такому осознанному выбору, с другой стороны, проживание в центре ведической культуры еще больше способствует раскрытию таких качеств как склонность к созерцанию, философскому осмыслению мира, несколько иному восприятию реальности, чем это принято в социуме.

У этих испытуемых отмечается определенная избирательность в контактах, несколько иной подход в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, определенное влечение к абстракции, высокая потребность в актуализации своей индивидуалистичности.

Для личностей этого типа не характерно привязываться к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. Индивидуальность у них настолько выражена, что прогнозировать их высказывания и поведение, сравнивая с привычными стереотипами, фактически бесполезно. Они сами выбирают ту житейскую платформу, которая может удовлетворять их наклонностям и целям, ориентируясь на свой субъективный мир и интуицию.

Для подобных людей, проживающих в условиях привычного социума, даже незначительные фрустрации могут вести к возникновению тревоги и выражению отрицательных эмоций. При этом компенсация состояния достигается за счет «ухода» во «внутренний мир» и соблюдение «психической дистанции» между собой и окружением. Можно предположить, что для испытуемых центра ведической культуры «уход во внутренний мир» это не компенсация тревоги, а вполне осознанный путь познания себя и мира. В культуре садху такой метод называется медитацией и применяется для самопознания.

Для испытуемых с пиком профиля на 8-й шкале (55%) характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, снижение способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, то есть неспособность поставить себя на место того или иного из окружающих людей и, в связи с этим, недостаточная адекватность эмоционального реагирования. Для них становится трудным, а в резко выраженных случаях и невозможным объективно оценить себя «со стороны» в системе межличностного взаимодействия. Но при этом они способны улавливать тончайшие переживания других людей, понимать и сопереживать им, дававать поддержку и всю необходимую помощь. В таком случае правомочно предположить, что «индивидуалистичность», умение понимать и слышать себя, уходя в свой внутренний мир в медитации, как осознанный выбор индивида, не отделяет, а, наоборот, помогает в межличностном взаимодействии членов группы центра ведической культуры.

Со стороны поведение таких лиц может выглядеть лишенным естественной эмоциональной окраски, своеобразным, эксцентричным или надменным. В подобном случае вместо термина «аутизация» как механизм психологической защиты вполне применимо понятие отрешенность как умение находить силы и развитие, находясь наедине с самим собой. Возможно, такая «индивидуалистичность» говорит об уровне зрелости человека.

А характерное для них своеобразие восприятия и логики, философский подход к восприятию мира, выраженная аналитичность мышления только помогают выражать себя в невербальных и вербальных контактах.

Склонность к обобщениям, способность видеть целостно ситуации, людей и различные проявления в социуме, помогают членам группы в социальной коммуникации, позволяя находить общий язык с разными социальными структурами.

Хотя некоторая дистанцированность, своеобразие и уникальность культуры членов группы приводят и к затруднениям в реальной оценке ее деятельности со стороны общества, к непонятости, настороженности. Вероятно, такая характерологическая особенность членов группы как «индивидуалистичность» не совсем готова быть принятой социумом.

Рисунок 13 – Доля людей, набравших различные баллы по Шкале 9

 

49% испытуемых получили средние результаты по 9й шкале «оптимистичность». У них в достаточно степени выражена уверенность в себе, позитивную самооценку, высокую мотивацию достижения определенного своеобразия.

39% испытуемых получили высокие результаты по 9й шкале.

12% испытуемых получили низкие результаты по 9й шкале.

В качестве пика шкала «оптимистичность» встречается у 39% испытуемых. В качестве самого выраженного пика – у 27% испытуемых.

Ведущий пик по 9й шкале отражает активность личностной позиции, высокий уровень жизнелюбия и связанные с этим черты. Ориентирована такая активность и мотивация в большей степени на моторную подвижность и речевую продуктивность, нежели на конкретные и практические цели. Такие поведенческие особенности часто сопровождаются общим приподнятым настроением.

В ответ на противодействие легко вспыхивает и также легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость труднодостижимого состояния или положения легко обесценивается.

У подобных испытуемых отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем, убежденность в своей счастливости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.