Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрушение стереотипов как активатор внимания






В Кремниевой долине разрушение стереотипов – это мантра, которую повторяют все предприниматели. Создаваемые ими компании быстро достигают успеха. Их задача – найти способ вытеснить более крупные, неповоротливые и менее инновационные компании отрасли. Когда это удается, они не просто вытесняют конкурентов, но меняют всю отрасль, а в некоторых случаях и саму нашу жизнь. Попытайтесь вспомнить жизнь до того, как появились веб-браузеры или iPhone.

Разрушение стереотипов связано с изменением статус-кво. Craigslist, аскетичный, но по-прежнему популярный сайт объявлений, не меняется уже десятилетие, потому что никому не удается сбросить его с трона короля досок объявлений. А вот Walmart и Barnes & Noble получили неожиданный удар со стороны Amazon.com, чья бесплатная доставка, широкий ассортимент и простота заказов превратили компанию в крупнейшую онлайновую розничную сеть в мире. Этим компаниям пришлось измениться, чтобы остаться в бизнесе и конкурировать с Amazon. Их стереотипы были разрушены.

Разрушение стереотипов характерно не только для Кремниевой долины. Вероятно, вы испытывали этот феномен и на себе, если только не живете в стерильном аквариуме или в подвале у своей матушки.

Представьте, что вы сидите в кафе и вдруг появляется процессия клоунов. Что произойдет? Вы переключите на них внимание. Возможно, вы спросите себя: «Почему они нарядились?» или «Откуда они взялись?». Однако готов поспорить, что, скорее всего, вы скажете: «Какого черта?!» Кратковременное внимание задействовано, поскольку вы не ожидали, что в кафе зайдут клоуны. Сюрприз!

Нечто необычное привлекло ваше кратковременное внимание, однако этого недостаточно, чтобы долго удерживать его. В ваше любимое кафе все время заходят сотни новых людей, но вы никогда не помните, кто они и как выглядят. В глаза бросается не просто новое и необычное, оно должно нарушать и разрушать ожидания. Клоуны эффектно разрушили ваши представления об обычных посетителях и таким образом привлекли внимание.

Исследование, проведенное специалистами Хаверфордского колледжа, показало, в частности, что музыкальное сопровождение, нарушающее ожидание, сильно влияет на нашу способность запоминать сцены из фильмов и телепередач. Исследователи взяли несколько отрывков из сериала «Альфред Хичкок представляет» и «Попутчик» длительностью 20–30 секунд и продемонстрировали их группе участников. Однако музыка то соответствовала, то не соответствовала настроению отрывка. Представьте себе, что радостная, веселая музыка заиграет во время самых мрачных сцен «Списка Шиндлера» и вы запомните отрывок с несоответствующей музыкой [87 - Marilyn Boltz, Matthew Schulkind, and Suzanne Kantra, “Effects of Background Music on the Remembering of Filmed Events, ” Memory & Cognition 19, no. 6 (1991): 593–606.].

Исследователи также протестировали влияние момента звучания музыки. В одном наборе отрывков музыка играла одновременно с ними, а в другом – за 15–20 секунд до начала. Во втором случае музыка служила подходящим предвестием (за веселой музыкой шел веселый отрывок) или неподходящим (за веселой музыкой шел грустный отрывок).

После просмотра отрывков исследователи проверяли, как испытуемые запомнили их. Выяснилось, что отрывки запоминались, когда их сопровождала подходящая музыка, и забывались, если сопровождались неподходящей музыкой. Иначе говоря, быстрая веселая музыка, звучавшая во время медленного отрывка, сбивала испытуемых и затрудняла запоминание. Когда же музыка подчеркивала и усиливала эмоциональное воздействие отрывка, она способствовала его запоминанию.

Такие результаты не должны удивлять: внимание снижается, когда вы вынуждены концентрироваться более чем на одной вещи.

Что же касается отрывков, где музыка проигрывалась перед их началом, результаты оказались противоположными: участники запоминали отрывки, которым предшествовала неподходящая музыка, гораздо лучше, чем те, которым предшествовала подходящая. Почему? Если грустная музыка, звучащая во время веселого отрывка, сбивала с толку и делила внимание между совершенно разными идеями, то грустная музыка перед веселым отрывком заставляла запоминать его лучше из-за очевидного несоответствия.

Неподходящая музыка является примером разрушения стереотипов в действии. Разрушение стереотипа – это событие, поведение человека или изменение в окружающей обстановке, разрушающее или нарушающее наши ожидания относительно порядка функционирования мира. Нарушение ожиданий вынуждает обращать внимание – мы концентрируемся на разрушении, пока не поймем, что это: приятный сюрприз или потенциальная угроза. Разрушение стереотипов является причиной, по которой участники исследования в Хаверфордском колледже запоминали отрывки из фильмов с неподходящей музыкой и по которой потребители обращали внимание на рекламную кампанию «Не покупайте эту куртку» от Patagonia.

Как работает разрушение стереотипов, помогает понять теория нарушения ожиданий, сформулированная Джуди Бергун из Аризонского университета. Согласно этой теории, люди неосознанно прогнозируют, что должно произойти в конкретной ситуации. Когда что-то нарушает ожидания, они обращают больше внимания на нарушение и наделяют его положительным или отрицательным характером [88 - Judee K. Burgoon and Jerold L. Hale, “Nonverbal Expectancy Violations: Model Elaboration and Application to Immediacy Behaviors, ” Communications Monographs 55, no. 1 (1988): 58–79.].

Одним из основных аспектов теории нарушения ожиданий является то, что, столкнувшись с нарушением, мы немедленно характеризуем его положительно или отрицательно. Представьте себе, что у вас первое свидание в шикарном ресторане на берегу океана. Представили? А теперь вообразите, что совершенно незнакомый человек берет стул и подсаживается за ваш столик. Такое поведение нельзя назвать ни нормальным, ни ожидаемым, поэтому вы обращаете внимание на этого человека и немедленно решаете, является ли это нарушение ожиданий положительным или отрицательным. Скорее всего, вы отреагируете отрицательно, потому что этот человек нарушил нормы поведения, помешав вашему свиданию. Но если свидание прервет внезапно появившийся друг и начнет говорить о вас приятные вещи вашему спутнику, вы отреагируете положительно, потому что знаете этого человека и он вам приятен.

Разрушение стереотипов привлекает наше внимание с помощью трех основных элементов – неожиданности, простоты и значимости.

 

Статистика + пальчиковые краски = удивительный урок

Скотт Голдторп, учитель шестого класса, подтянутый, приятной наружности, с темно-русыми волосами, искал способ объяснить основные концепции статистики ученикам средней школы так, чтобы они не заснули от скуки. Он не хотел просто рассказывать о медиане, моде, среднем значении и дисперсии, он хотел, чтобы его ученики поняли, почему эти понятия важны [89 - Scott Goldthorp, “The 2012 Rosenthal Prize for Innovation in Math Teaching: Hands-On Data Analysis, ” MoMath, 2012, https://momath.org/wp-content/uploads/RosenthalPrize2012_Winning_Lesson_Plan.pdf; Evelyn Lamb, “Award-Winning Teachers Put Math on Hands and Heads, ” Roots of Unity blog, Scientific American, May 3, 2013, https://blogs.scientificamerican.com/roots-of-unity/2013/05/03/math-on-hands-and-heads-rosenthal-prize/.].

Как заинтересовать статистикой и гистограммами шестиклассников? Конечно, с помощью пальчиковых красок и прыжков.

Голдторп разделил класс на три группы. Он попросил одну группу намазать ладони краской и оставить два отпечатка: один стоя, а другой – подпрыгнув как можно выше. Им нужно было приложить ладони к бумаге, прикрепленной к стенам. После выполнения этого задания вторая группа измеряла результаты с помощью линейки и записывала их. Третья группа тем временем мыла руки, чтобы повторить цикл раскрашивания и записи результатов.

На следующий день Голдторп попросил учеников нарисовать диаграмму, отображающую данные, собранные в предыдущий день, чтобы сравнить результаты, полученные стоя и в прыжке. Он также попросил рассчитать среднюю величину, медиану, моду и диапазон данных в выборке.

Этот простой, но инновационный подход к изучению статистики оказался невероятно успешным. Ученики заинтересовались математическими расчетами и с удивлением узнали, что высокие ребята не обязательно прыгают выше, чем низкие. Голдторп часто использует на уроках математики неожиданные, интерактивные методы.

«Когда я только начал [проводить интерактивные уроки], ученики недоумевали: это математика, здесь нужно решать примеры! – рассказывает Голдторп в интервью журналу Scientific American. – В начале учебного года они, возможно, чувствуют себя некомфортно, но когда привыкают, то входят во вкус».

Голдторп, получивший в 2013 г. Приз Розенталя за инновации в преподавании математики, разрушил ожидания учеников с помощью неожиданности, первого элемента разрушения стереотипов. У учеников имелись представления о том, как изучают математику, – садятся за парты и решают в тетрадях уравнения. Так обычно и бывает, правда? Но учитель из Черри-Хилл удивил своих учеников, используя для того, чтобы донести свою мысль, рисование и прыжки. У него получился захватывающий и незабываемый урок.

Любая неожиданность, нарушающая наши ожидания, например учитель, применяющий элементы рисования и физкультуры на уроке математики, привлекает внимание и отпечатывается в памяти. Исследователи из Университетов Пердью, Фермана и Дьюка доказали это, когда предложили испытуемым 48 предложений, содержащих по три существительных, и затем попросили их вспомнить эти существительные. Одна группа предложений была простой и прямолинейной (например, «Горничная пролила на стол нашатырный спирт»). Это была контрольная группа. Однако в другой группе изменили определенные слова, чтобы предложения стали неожиданными, а иногда даже странными (например, «горничная слизывала нашатырный спирт со стола» [90 - Mark A. McDaniel et al., “The Bizarreness Effect: It’s Not Surprising, It’s Complex, ” Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition 21, no. 2 (1995): 422–35.]).

Одни испытуемые получили смесь обычных и необычных предложений, а другие – несмешанные группы или простых, или неожиданных предложений. Ученые установили, что странные предложения не откладывались в голове испытуемых… но только если были перемешаны с обычными. Иногда, чтобы привлечь внимание, странное должно быть как бельмо на глазу – об этом мы знаем из главы, посвященной автоматизму.

Реакция на необычное кратковременна и имеет множество оттенков – это положительное или отрицательное эмоциональное воздействие, которое мы ощущаем. В ответ на неожиданность у нас может возникнуть положительная реакция, как в случае учеников Голдторпа, реагирующих на его уникальный стиль обучения. Реакция может быть неоднозначной, даже когда мы сильно удивляемся. И, конечно, мы можем отреагировать на неожиданность отрицательно.

Оттенки неожиданности имеют значение, когда вы прибегаете к разрушению стереотипов, чтобы привлечь внимание. Хотя любая неожиданность привлекает внимание, потому что застает врасплох и нарушает ожидания, положительные сюрпризы лучше удерживают внимание. Например, Patagonia удивила потребителей словами, которые они хотели услышать: не покупайте эту куртку, пока она действительно не понадобится вам, а мы тем временем сделаем все возможное, чтобы починить ту, что у вас есть. Это приятная неожиданность, поэтому мы не забываем о Patagonia. В следующий раз, когда нам понадобится лыжная куртка, вы первым делом вспомним о Patagonia.

Конечно, отрицательный или неприятный сюрприз тоже может привлечь внимание. Например, скандалы нарушают наши ожидания в отношении того, что должен говорить или делать известный человек или бренд, и в результате вызывают большой интерес со стороны СМИ и публики. Во время телеинтервью в прямом эфире в Сент-Луисе бывшего конгрессмена от штата Миссури Тодда Эйкина, республиканца и противника абортов, баллотировавшегося в сенат в 2012 г., спросили, имеет ли, на его взгляд, право на аборт женщина, забеременевшая в результате изнасилования. Эйкин привлек массу внимания своим ничем не обоснованным и неверным с научной точки зрения ответом: «Если это было действительно изнасилование, у женского организма имеются возможности остановить процесс». Сморозив подобную глупость, он разжег в СМИ такие страсти, что навсегда похоронил надежды попасть в сенат. На выборах он проиграл Клер Маккаскилл, набрав 39, 2 % голосов против ее 54, 7 % [91 - Igor Bobic, “Todd Akin Just Can’t Stop Talking About Rape, ” The Huffington Post, July 17, 2014, https://www.huffingtonpost.com/2014/07/17/todd-akin-rape_n_5595270.html.].

Однако некоторые бренды нашли способы вызвать неоднозначную реакцию и использовать ее с выгодой для себя. В 1990-х гг. бренд Wonderbra выпустил серию рекламных плакатов с моделью Евой Герциговой в нижнем белье, производимом компанией, на которых было всего два слова: «Привет, мальчишки!» Как рассказывают, из-за этой рекламы останавливались машины, она вызвала ярость в Великобритании, так как была размещена на улицах. Реклама была довольно пикантной для своего времени, но результат налицо: Playtex (производитель Wonderbra) продавала по 25 000 бюстгальтеров в неделю в первые месяцы после запуска рекламной кампании (продажи увеличились на 41 %) [92 - Tony Thwaites, Lloyd Davis, and Warwick Mules, “Advertisement, ” in Introducing Cultural and Media Studies: A Semiotic Approach (Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave, 2002), 50–52.].

Неожиданность – сильный элемент разрушения стереотипов, но неожиданность какого типа окажется эффективной, зависит от тона и послания бренда. Мы ожидаем от рэперов выхода за рамки привычного и скандальных заявлений во всем, что они делают и говорят, т. е. элемента контркультуры, и это нравится их аудитории. В то же время мы ожидаем от сенаторов хорошей информированности и осмотрительности – тест, который провалил Тодд Эйкин. Неожиданное появление на мероприятии по сбору средств или местном празднике – неподходящий способ нарушения ожиданий для сенатора. Нужно понимать, что представляет ваш бренд и какого рода сюрпризы привлекут целевую аудиторию, а какого – заставят ее отвернуться.

Несколько лет назад я вел хакерский марафон – мероприятие, на котором разработчики создавали совершенно новые приложения с нуля в течение 24 или 48 часов. Во время финальных презентаций один из разработчиков решил, что будет здорово наклониться к одному из судей, известному венчурному капиталисту Дейву Макклюру, и крикнуть что есть сил ему в ухо. Таким образом он решил привлечь к себе внимание. Крик был настолько громким, что заставил меня прикрыть уши, могу только представить, как зазвенело в голове у Макклюра.

Разработчик надеялся, что его выходка привлечет всеобщее внимание, но в результате Макклюр рассердился и вышел из зала, чтобы успокоиться. Этот разработчик не победил в соревновании, так как продемонстрировал судьям – группе известных инвесторов и предпринимателей, у которых он надеялся получить деньги, – явное отсутствие здравого смысла. Это пример того, когда неожиданность привлекла внимание, но явно привела к отрицательному результату.

Мастерское использование разрушения стереотипов включает в себя неожиданность, но необходимо подумать, как аудитория будет реагировать на нее.

Однако неожиданность – всего лишь первый компонент разрушения стереотипов, и мы плавно подходим ко второму.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.