Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Есть ли что-то порицаемое из практики суфиев, где они собираются в кружки зикра и громко произносят его в мечетях?






 

Он ответил: в этом нет ничего порицаемого, в хадисах пришло указание на необходимость громкого чтения, например: «если он вспоминает Меня в собрании, то Я вспоминаю его в лучшем собрании» [аль-Бухари], а поминание в собрании может быть лишь громким голосом. Тоже самое в отношение кружков зикра и то, что ангелы обходят [дороги] в поисках их, а также то, что в этих хадисах, все это указывает на громкое чтение зикра. Привел аль-Байхаки: «… когда тот прошел мимо человека, который занимался громким зикром в мечети. Я сказал: «О, Посланник Аллах1а! наверное, он делает это напоказ!» Он ответил: «Нет, на самом деле, он - Аввах1» (Аввах1 – это человек, испытывающий боль в сердце из-за сильной и горячей любви к Аллах1у). А иногда зикр необходимо читать тихо, так-как это зависит от разных людей и ситуаций, как на это указал ан-Навави, да смилуется над ним Аллах1, указав на хадисы, в которых есть указание на громкое чтение, а также и тихое. Поэтому в чтении зикра громким голосом нет ничего порицаемого. Между ними нет противоречий, наоборот, в этих хадисах есть то, что указывает на желательность в явной форме или необходимой. И это не противоречит тем хадисам, в которых есть указание на тихое чтение, подобному тому, как нет противоречия в хадисах, в которых пришло указание на громкое чтение Корана: «тайное (тихое) чтение Корана подобно тайному садака». Имам ан-Навави объединил между собой эти хадисы, сказав, что тихое чтение лучше в том плане, что есть опасение за показуху или причинит беспокойство молящимся и спящим. А чтение зикра громким голосом является предпочтительным в остальных ситуациях, так как при этом больше действий, и потому что польза от зикра переходит к слушающим, и потому что оно пробуждает сердце читающего зикр, обращает его внимание к размышлению, направляет его слух к нему (зикру), прогоняет сон и увеличивает активность. Таким же образом дело обстоит и с зикром.[Источник: «аль-Фатава-ль-фикхияти-ль-кубра» авт. Шейхуль Исламу ибн Хаджар аль-Хайтами; 1-ый том, стр.252. Дару-ль-кутуб ильмиййа 2002г]

 

Порицающие коллективное совершения зикра приводят историю ибн Мас’уда, имам ас-Суюти разъясняет это так:

 

Если ты спросишь: ведь передается от ибн Мас’уда, когда он увидел в мечети людей, которые произносили " Ла илах1а иллаллоах1" громким голосом, он сказал им: «для меня вы никто иные, как нововведенцы и прогнал их с мечети». Я отвечу тебе: цепочка передатчиков этой истории от ибн Мас’уда нуждается в разборе тех из хафизов, кто привел ее в своих книгах. И если даже допустить, что эта история достоверна, то она противоречит многим достоверным хадисам, и при сравнении хадисов и этой истории предпочтение отдается хадисам. Кроме этого я обнаружил то, что отвергает мнение ибн Мас’уда. Сказал Имам Ахмад бин Ханбал в книге «Зухд»: «Передал Хусейн ибн Мухаммад аль-Мас’уди от Амира бну Шакика от Абу Ваиля (ученика ибн Мас’уда) который сказал: «те, кто утверждают что Абудуллах (ибн Мас’уд) запрещал проведение зикров: как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на собраниях, кроме как он поминал Аллах1а».

 

[Источник: «Натиджатуль фикри фи-ль-джахри би Зикри» авт. имам ас-Суюти; стр.9-10. Турция; аль-Мактабату-ль-Сулеймания]

 

О недостоверности этой истории также сказали ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «аль-Фатава-ль-фикхияти-ль-Кубра», имам-мухаддис аль-Манави в «Файзуль Кадир», аль-Алюси в «Руху-ль-Маани».

 

Также, противники коллективного зикра говорят, что в тех хадисах, в которых есть упоминание о «зикре» нет прямого указания на совершение зикра-тасбих, что слово «зикр» можно понимать как обучение религии, насиха/наставление, разговор о религии чтение Корана и т.п., но понимать слово «зикр» как прославление (субхьаналлоах1), восхваление (альхьамдулиллах1), единение (ла илах1а иллаллоах1) – это нововведение, которое не делал Посланник Аллах1а, да благословит его Аллах1 и приветствует.

 

Ответ: Во-первых, если взять хадис имама аль-Бухари №6408, то глава в которой приведен этот хадис называется: «Превосходство поминания Аллах1а» – и Хафиз ибн Хаджар аль-1аскъолани дает комментарий к этим словам:

Смысл «зикра» - это использование выражений, о которых пришло в хадисах побуждение говорить и увеличивать такие слова как «Субхьаналлоах1, Альхьамдулиллах1, ла илах1а иллаллоах1, Аллоах1у Акбар» и то с чем можно сравнить как «ла хьавла ва ла къуввата илла биЛлах1, бисмиЛлах1, хьасбунАллоах1, астаг1фируЛлоах1» и т.п. а также дуа о благе этого мира и ахирата. Также в комментариях аль-1аскъолани, которые приводились выше, было очевидно видно, что подразумевалось в хадисах под словом зикр.

 

Во-вторых, если же взглянуть на главу, где приведен хадис от Муавия, да смилуется над ним Аллах1, из сахих Муслима №2701, то мы увидим, что имам ан-Навави назвал эту главу «Превосходство собрания для чтения Корана и зикра» - что уже указывает на то, с чем связывает Имам ан-Навави этот хадис.

 

В третьих, в предыдущем хадисе «….у Аллах1а есть ангелы, путешествующие по земле..» прямо сказано, что эти ангелы ищут кружки совершающих зикр-тасбих, и как после этого можно ограничивать слово «зикр» лишь чтением Корана и т.п? Ведь сам Посланник Аллах1а, да благословит его Аллах1 и приветствует, передает об ангелах, путешествующих по земле в поиске кружков зикра. Ведь сам Посланник Аллах1а, да благословит его Аллах1 и приветствует, побуждал участвовать в собраниях зикра, сказав: «Насладитесь (ими)» – и назвал их Райскими садами. И чтобы данное действие назвать сунной достаточно того, что Посланник Аллах1а, да благословит его Аллах1 и приветствует, не возразил этому, а наоборот похвалил, что является сунной такририя (с чем согласился). И чтобы данное действие назвать сунной, нет необходимости, чтобы ее совершал сам Посланник Аллах1а, да благословит его Аллах1 и приветствует, достаточно того что Пророк, да благословит его Аллах1 и приветствует, подтвердил и согласился с этим. В заключении мы скажем, фетва ибн Хаджара и ас-Суюти ясно дает понять, что подразумевается в хадисах под словом «зикр».

А Аллах1 знает лучше!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.