Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные и индивидуальные особенности детей и их реализация в различных видах деятельности (ФГОС).






Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Внедряя в образовательный процесс ФГОС ДО дошкольные образовательные организации сталкиваются с проблемой изменения структуры основной образовательной программы и реализации образовательного процесса в соответствии с новым стандартом.

Образовательный процесс в ДО должен строится, учитывая:

ü контингент воспитанников;

ü возрастные и индивидуальные особенности детей;

ü социальный заказ родителей.

При организации целостного образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Схему реализации ФГОС ДО в дошкольной организации можно представить в виде модели целостного образовательного процесса, главными компонентами которой являются:

ü Воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательной организации, в которой реализуется цель программы.

ü Цель воспитательно-образовательного процесса: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

ü Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса, которые у каждой образовательной организации заявлены в соответствии со спецификой и направленностью деятельности ДО.

ü Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников и различными социальными институтами (такими как библиотеки, центры развития, музыкальные школы, музеи и прочее).

ü Содержание работы реализуется в режиме дня, в течении которого образовательный процесс можно условно подразделить на: организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения); организованную образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития, используя формы и методы работы с детьми, не допуская как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развитие детей.

ü Средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.

ü Педагогическая диагностика (мониторинг), которая направлена на оценку индивидуального развития дошкольников, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты такой диагностики используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.