Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI Кот ученый, хвост моченый






На трибуне большого актового зала стоял отец Олег и вещал на широкие православные массы о христианском смысле «Буратино»:

— У меня две дочери, которые посещают детский сад. И вот год назад я пришел на родительское собрание к старшей дочери. Родители обсуждают такую насущную проблему: какое плохое у нас правительство, что позволяет показывать нашим детям мультфильмы такого рода, как «Симпсоны», «Том и Джерри» и так далее, то есть те мультфильмы, где насилие, по замыслу авторов, должно вызывать смех, что в принципе противоречит нашему природному естеству, потому что насилие в нашем сердце должно вызывать сочувствие и сострадание. А в том же мультфильме «Том и Джерри» мышонок постоянно гоняется за котом, бьет его, и авторы считают, что дети должны смеяться. И родители обсуждают эту проблему и говорят: кто же вырастет из наших детей, если они будут смотреть такие жестокие мультфильмы?!

Я возразил: «Уважаемые коллеги! Вы знаете, проблема-то в принципе в розетке. Подойдите к телевизору, выключите его. И ваши дети не смотрят «Симпсонов»! Рядом со мной сидела женщина, чей внук ходит в одну группу с моей дочерью, и она сказала: «Но ведь если мы будем запрещать нашим детям смотреть эти мультфильмы, они будут чувствовать свою ущербность». То есть в группе все будут обсуждать очередную серию «Тома и Джерри», а один ребенок не посмотрел, и он будет чувствовать свою ущербность. Я ответил: «Но с чего вы взяли, что это так? Ведь не надо нам решать за детей!

Помните, на экраны вышел фильм «Титаник», и говорили о том, что это фильм всех времен и народов, и если вы не посмотрели этот фильм, то ваша жизнь прошла впустую? Я посмотрел этот фильм. Там есть эмоциональные моменты, безусловно, трогательные. Но по большому счету, если б я не посмотрел его, в моей жизни ничего бы не произошло». И мне возразили: «Что же тогда смотреть нашим детям?» Но ведь есть другие мультфильмы. Даже те же самые американские мультфильмы: «Король Лев», например. И фильмы есть, которые стоит смотреть нашим детям, и которые имеют смысл.

Мои дочери посмотрели фильм 1975 года «Приключения Буратино». И когда закончилась вторая серия, мои дети почему-то рыдали. В тот момент, мне было непонятно, почему они плачут. Ведь до этого они смотрели другие фильмы, другие сказки, но такой реакции у них не было. Я подумал, может, им жаль расставаться с героями, полюбившимися за эти две серии. Оказалось, что нет. Тогда я стал анализировать сам сюжет. А сюжет-то глубоко христианский.

Вот черепаха Тортилла, которая триста лет плавает по этому болоту. Триста лет! Вечность… И она обращается к Буратино с вопросом: «Как ты думаешь, почему я решила отдать золотой ключик именно тебе?» И мы давайте задумаемся, почему именно Буратино? Можно ведь отдать папе Карло, он ведь, чтоб отправить ребетенка в школу и купить азбуку, продает свою куртку, он живет в каморке. Он нуждается в счастье, ему нужен золотой ключик — символ счастья. Нет, черепаха не отдает его папе Карло, хотя дверь находится именно в его каморке. Она не отдает золотой ключик девчушке Мальвине. Она такая правильная, грамотная, с задатками педагогического мастерства, Буратино воспитывала. Отдайте ей, уважаемая Тортилла! Так ведь нет! Отдает ключик Буратино и поясняет почему: «Потому что ты любишь папу Карло и считаешь, что ты создан для того, чтобы дарить радость людям». Вот они — две самые главные заповеди: любовь к Творцу, Который создал человека по Своему образу и подобию, и любовь к ближнему, которая реализует собою любовь к Богу. Вот он этот смысл. И возвращаясь к эмоциональному состоянию своих дочерей, я понял, что детская душа более чиста, более открыта для восприятия Божественных истин. Так что есть, что нашим детям смотреть.

… Шел третий день моего райского пребывания в МДА.

Отец А. отправил меня учиться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. На курсы учителей духовной (православной) культуры, которые там проходили. Жили неделю на полном довольствии в прекрасных условиях. Кому рассказать, что все случилось само собой — не поверят, если, конечно, не православные. От большого количества святынь у меня голова пошла кругом, поэтому, стоя в 5 утра у раки преподобного Сергия, я молилась, чтобы Господь Бог, даровавший мне неоценимую возможность ходить по святой земле Лавры, и преподобный Сергий простили меня за мое черствое сердце, потому что я была, как сонный Буратино, деревянный человек. В мозгах проносилось только: «Господи, помилуй!» Мое положение на то время была таким, что как будто мне 5 лет, и мне показывают фильмы Тарковского, приговаривая: «Смотри, дура, потом, может, не увидишь никогда!»

Режим в МДА был такой: с 8 до 22 часов учились с перерывами в полчаса на еду. Поскольку я попала в пост, а через ограду был монастырь, то, понятно, кормили на убой:) Вставали мы полпятого. Побудка бала забавной. У меня с собой был очень громкий будильник на батарейках, который не выключается, пока кнопку не нажмешь. Я его ставила под самое ухо. Утром просыпались все, даже те, кому не надо, кроме меня, и почему-то боялись выключить будильник. До меня его звон доходил минут через 15. Потом мы молились и шли в Троицкий собор к раке преподобного Сергия, на источник преподобного Саввы Сторожевского, окунались, пили воду, учились, молились, мылись, спали.

В субботу мы попали на торжественную службу в Покровском храме, который находится прямо в стенах МДА. Служил ректор Владыка Евгений, архиепископ Верейский. Вечером была исповедь, утром — причастие в Успенском соборе. Исповедовал отец Киприан (Ященко), человек глубокий и проницательный. Сил у него хватило на всех. А народу было ого-го! Со всей необъятной Российской Федерации. Особенно потрясала делегация из Краснодарского края. Там было человек двадцать с лицами, не знакомыми с педагогическими проблемами. «Ребята, вы что? Все учителя православной культуры?» — уточнила я на всякий случай. Учителей было двое. Далее шли кузнецы, доярки, агрономы, механизаторы, фельдшер, швея и проч. «Нам Владыка сказал, чтоб мы все ехали, — пророкотал кузнец. — Кто не будет православную культуру преподавать, тот хоть в вере просветится! Он так благословил». Неплохая задумка.

Поскольку хотелось посмотреть Лавру спокойно, а не перебежками от стены к стене, и приобрести книг, которых в нашем городе, как говорится, днем с огнем, пришлось косить. В основном методику и педагогику. Их я уже до этого 10 лет в разных заведениях изучала. Честно скажу, тошно мне по двадцать седьмому разу логические цепочки уроков разбирать. Каким бы красивым голосом их ни озвучивали. Так что гуляла Вера. Зато книг привезла — мешок из-под стройматериалов.

Лавра прибранная, хотя туристы ходят, как в московском метро в час-пик. Самые удачливые из них — туристы из Индии. Их пускают везде, потому что они завернуты в ткани с головы до пят. А в Лавре даже в иконные лавки не пускают с непокрытой головой или в коротких юбках. Есть еще надвратный храм святого Иоанна Предтечи, где каждый день отец Герман отчитывает бесноватых. Я туда не ходила, а вот приятель мой Петя, приехавший позже по своим делам и не знавший, что это за храм, попал на отчитку. Потом поделился свежими впечатлениями. Дюймовочки, матерящиеся басом, офисный планктон в наручниках. Бодрящие картинки.

В МДА есть великолепный музей, богатейшее собрание религиозных артефактов. Очень много средневековых икон Спасителя, Богородицы — прямо целыми залами. Есть шкафы, допустим, «Металлические изделия насельников Соловецкого монастыря», где представлены кресты, медальоны, иконы. Там надо месяц ходить, чтобы все рассмотреть. Хотя не сказать, что музей большой. Из редкостей видели личные вещи преподобного Сергия Радонежского, святителя Филарета (Дроздова), Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), монету времен Господа Иисуса Христа. Воссоздан целый кабинет Патриарха Алексия I, ректора МДА, а также собраны все его награды — сталинские (за подвиги во время Великой Отечественной войны), английские, австралийские, испанские и так далее. В музее висят подлинники В. Васнецова, М. Нестерова и других русских художников. Вообще, это место производит светлое впечатление.

А еще в Лавре пекут замечательные медовые коврижки и делают квас с изюмом, что весьма скрасило мое пребывание на курсах. Квас по виду специфический. Я сначала подумала: какой странный компот дали — мутный, ягод мало, да еще и забродивший — вон пузырится аж. Потом поняла, что это за изумительный «компот». Пила всю дорогу.

В завершении нас отвезли в Донской монастырь — поклониться легендарной Донской иконе Божией Матери и мощам святого Патриарха Тихона. Потом мы съездили в храм Христа Спасителя. На открытках он выглядит тяжеловесно. А в жизни — это современный двухуровневый храм с хорошим историческим музеем. Там сохранились мраморные плиты от старого храма — из них в советские годы делали ступеньки в Третьяковской галерее. Есть фотографии взрыва старого храма, макет памятника Александру III в царском облачении и военной форме. Он раньше стоял у храма, о чем свидетельствует сохранившаяся фотография. Как-то смотришь на все это и думаешь — насколько мир с ума сошел. Царя, помазанника Божия, нет, а на его месте деградирующая демократия — власть непонятно кого; красоту такую порушили без всяких угрызений совести — зато бассейн отгрохали с минимумом духовной и эстетической ценности; и главное, что дальше все хуже и хуже. Просто «сейчас гораздо позднее, чем вы думаете».

Раньше хоть религия под запретом была. Помню, нашла как-то тетрадку свою по истории 5 класса, так там написано «Иисус Христос и крестьяне», то есть христиане. Нам потому что все едино было — не знали мы, что такое христианство. Усвоили как «древнее заблуждение» и ладно. А сейчас за Евангелие никто в тюрьму не сажает, спектр книг по Православию такой, что лучше б был поменьше — глаза разбегаются. И все равно люди упорствуют в невежестве. Сколько раз слышала критику Православия — и лишь в единичных случаях люди осваивали Библию не в «пересказе соседа». А зачем осваивать, когда есть право на приоритет личного мнения надо всем на свете? «Я так считаю» — самый исчерпывающий аргумент либерального общества общеевропейского дома. Дурдома. В конце путешествия мы поклонились мощам святой блаженной Матроны Московской — научи нас, Господи, ее смирению! — в Покровском храме. Нам дали лепестки цветов, освященных на ее мощах.

В Петрозаводск прибыла котом ученым. Прослушавшим лично Осипова, Шестуна, Махнача, Скурата, Шевченко и прочих, чьи лица украшают канал «Спас» и православный интернет. Был бы прок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.