Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, предмет, объект прок-го надзора






Целями прок-го надзора явл-ся:

-обеспечение реагирования на выявленные нарушения з-на допущенные при расследовании преступления,

-обеспечение защиты прав и законных интересов участников уг-го судопроизводства, а также иных лиц чьи права и з-ные интересы были нарушены

-обеспечение раскрытия и расследования преступлений

Необходимой обязанностью прокуроров явл-ся принятие всех должных мер к восстановлению нарушенных прав и возмещению причиненного вреда.

Предмет надзора:

-соблюдение прав и свобод ч-ка и гр-на, установленного порядка разрешения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся пр-ях, проведение расследования, а также законность решений принимаемых органами осущ-ми дознание

Субъекты надзора - ДЛ органов дознания - это дознаватели и начальники органов дознания.

О - органы дознания

Ст. 40 УПК РФ к органам дознания относит:

1-ОВД и входящие в их состав территориальные в т.ч. линейные управления, отделы, отделения полиции, а также иные ОИВ наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осущ-ю дознания

2-органы ФССП

3-командиры в/ч, соединений, начальники

28.02.14г.

Полномочия прокурора за осущ-м деят-ти органами Дознания обусловлено соблюдением действующих норм, поскольку надзор за законностью осущ-я дел органами дознания явл-ся процес-й деят-тью.

Исходя из действующего з-на о пр-ре РФ мы не можем четко определить компетенцию прокуратуры в данном надзорном направлении. Поскольку компетенция основана на полномочиях прокурора и содержится в процес-х нормах зак-ва - УПК РФ. Тоже самое можно сказать и в отношении правовых ср-в прокурора. Следует отметить, что полномочия прокурора осущ-го надзор а законностью расследования УД органами дознания значительно шире чем полномочия прокурора осущ-го надзор за исп-м з-нов органами следствия. Хотя цель одна - и при надзоре за органами дознания и следствия - соблюдение законности при расследовании УД.

Полномочия прокурора изложены в ст. 39 УПК РФ - в ней отражены процес-е полномочия прокурора, т.е. те возможности которыми обладает прокурор при осущ-ии надзора.

Полномочия связанные с ВУД. Прокурор проверяет «отказные материалы» - это материал проверки органами дознания наличия состава преступления в деят-ти опр-х субъектов, совершивших либо не совершивших пр-е.

Полномочия прокурора - ФЗ «О Пр-ре», УПК, и они не идентичны, УПК регламентирует только процес-е полномочия, связанные с конкретной стадией. Процес-е полномочия связаны с вынесением постановлений и иных актов прок-го реагирования, а также требования прокурора, и иные правовые ср-ва //утверждение обвинительного акта, согласие прокурора на важнейшие следственные де-я.

Непроцес-е полномочия - ФЗ «О Пр-ре РФ».

Правовые средства прокурора тесно связаны с полномочиями, но и отлич-ся от них. Они подразделяются на надзорные и процес-е. но могут быть и непроцес-е, если это касается отв-ти виновных ДЛ.

Процес-е ср-ва: 1)акты прок-го реаг-я, 2)иные ср-ва //сигнализационные, ср-ва применяемые прокурором на правомерные действия органов дознания //согласие прокурора, утверждение прокурором обв-го акта.

Акты прок-го реаг-я: 1)пост-е прокурора, регламентированное в УПК // *пост-е пр-ра об отмене пост-я органа дознания, следствия об отказе в ВУД. Оно подразделяется на пост-е…….. и направлении материалов на доп-ю проверку. *Пост-е…….о прекращении УД. *Пост-е пр-ра об отмене пост-я дознавателя о приостановлении УД. *Требование прокурора - ст. 39 УПК.

Письменные указания прокурора - это процес-е ср-во также регламентированное УПК. Если они вносятся отдельно - тогда считается актом реагирования. Это акты, которые он применяет когда дело уже пришло с обвинительным актом.

7.03.14г.

Прок-й надзор за исп-м з-нов органами следствия.

1.понятие прок-го надзора за исп-м з-нов органами следствия

Цель прок-го надзора *- обеспечение законности при расследовании уг-х дел СОрганами.

* - прокуратура д. обеспечивать права и свободы, а также законные интересы участников уг-го судопроизводства, а также иных лиц чьи права и законные интересы были нарушены. Прокуратура должна надзирать за раскрытием и расследованием преступлений.

Предмет надзора - соблюдение прав и свобод ч-ка и гр-на, уст-го порядка разрешения заявлений и сообщений о пр-ях (совершенных и готовящихся), проведение расследования, а также законность принимаемых органами осущ-ми предварительное расследование решениями.

Объектом надзора - явл-ся все органы осущ-щие предварительное следствие. К ним относится (ч.2 ст. 151 УПК) - СК РФ, Органы расследования ФСБ РФ, МВД, ФСКН- но оно также относится и к МВД. Данный перечень явл-ся исчерпывающим.

Субъекты - 2 категории: 1)поднадзорные - ДЛ органов осущ-х предварительное следствие //РСО (-это ДЛ возглавляющее соотв-ее след-е подразделение, а также его заместитель - п. 38 ст.5 УПК), сл-ль (-это лицо уполномоченное осущ-ть предварит-е следствие по УД, а также осущ-ть иные полномочия предусм-е УПК РФ - п.41 ст. 5 УПК РФ), сл-ль - криминалист - (это ДЛ уполномоченное осущ-ть предварительное следствие по УД, а также уч-ть по поручению РСО в производстве СД и иных ПД, либо производить отдельные СД и иные ПД без принятия УД к своему произв-ву - п.40.1 ст.5 УПК).

Полномочия:

Однако надзирая за органами следствия прокурор наделен опр-ми властными полномочиями. Эти полномочия четко и недвусмысленно регламентированы УПК РФ.

Если мы посм-м ФЗ «О Пр-ре» то мы увидим, что все статьи данного раздела явл-ся отсылочными к УПК РФ. Прокурор надзирает лишь за исп-м процес-го зак-ва, это ограничивает сферу деят-ти прокурора, поскольку надзирая за исп-м расследования УД, прокурор отслеживает не только соблюдение процес-х норм, но и матер-х норм.

Ст. 37 УПК - полномочия прокурора. Ограничения в полномочиях:

1)прокурор ограничен в осущ-ии надзора опр-ми временными рамками данного надзора. Прокурор не имеет в настоящее время истребовать любое УД, до расследования УД.

2)прокурор не имеет права дать и письменные указания по делу

Прокурор надзирает за исп-м законов органами следствия принимает как процес-е полномочия (регламентир-е УПК РФ), так и непроцесс-е надзорные полномочия (ФЗ «О Пр-ре РФ». Процес-е полномочия дают возможность расследования УД, а непроцес-е полномочия дают возможность решать вопрос о привлечении к отв-ти виновных в нарушении процес-го зак-ва виновных лиц.

Правовые средства:

Они аналогичные тем, которые прокурор применяет осущ-я надзор за органами дознания: 1)ср-ва выявления правонарушений. 2) ср-ва реагирования на выявленные правонаруш-я.

Ср-вом выявления правонаруш-й явл-ся прок-я проверка. Она состоит из предшествующих, проверочных и постпроверочных действий. Цель - выявление нарушения з-на при рассмотрении УД. Проверяется соблюдение КРФ, правильность кв-ии, соблюдение процессуальных норм.

Пред-проверочные д-я зависят от вида проверки:

*по заявлению, обращению граждан - без обращения прокурор не имеет права проверить УД. В этом случае, проверка проводится на стадии расследования. Прокурор организуя проверку д. прекрасно понимать где и как она будет проходить* после поступления УД прокурору с обвинит-м заключением.

Проверочные действия заключаются в тщательном изучении прокурором материалов УД, опрос ДЛ и иных лиц. Никто лишний не может уч-ть в этих действиях.

Пост-проверочные - после рассмотрения и изучения материалов УД, выявляет факты нарушения и нарушителей з-на (это РСО, и следственного подразделения). И вносит представление компетентному лицу об устранении нарушений и привлечении к отв-ти.

Организация работы по надзору:

Как правило в первичном звене прок-й системы, надзор за исп-м з-нов органами следствия возложен на зам-ля прокурора р-на. Если прокуратура имеет средний по численности штатный состав, то очень часто за законностью надзирают еще 2 помощника: 1)один за расследованием фигурантных дел (это те дела, в которых следствием установлены лица совершившие пр-я), 2)второй за расследованием без фигурантных дел (это там где лица совершившие пр-е не установлены).

В прок-ре С РФ- предметно- территориально-зонально - есть следственное управление. Управление состоит из 2-х отделов: 1)надзор за исп-м з-нов в следственных органах СК, 2)..следственных органов МВД.

21.03.14г.

Тема. Проку-й надзор за исполнением законов администарциями органов и учреждений исполняющих наказание и назначенные судом меры принудит-го хар-ра, а также мест содержания задержанных лиц.

1.понятие, сущность, предмет, субъект и объекты прок-го надзора за….

Сущность -..порядок и условия содержания под стражей, исполнения наказания и др. мер наказания назначаемых судом и надлежащее осущ-е данного вида надзора способствует достижению цели наказания.

Осущ-я прок-й надзор в данном направлении органы прокуратуры РФ оказывают положительное влияние на функционирование всей уг-но-исп-й системы, поскольку принимают непосредственное участие в решение задач исполнения з-нов, определяющих основополагающие вопросы деят-ти входящих в данную систему органов и учр-й. Следует отметить, что надзирающим проурорам принадлежит ведущая роль в пресечении, предупреждении и устранении нарушений з-на в местах содержания под стражей подозр-х и обв-х в совершении пр-й, а также осужденных лиц, а также лица, к которым применены ПММХ.

Отличительными чертами прок-го надзора за исп-м з-нов (…) явл-ся:

1)выполнение органами прокуратуры роли гаранта соблюдения прав и свобод лиц находящихся в указанных органах и учр-х, которая предопределена особым местом прок-го надзора в системе контроля за законностью действий и актов данных органов и учр-й.

2)инициативный хар-р проведения надзора не требующий обязательного наличия сигналов о нарушениях законности, т.е.

3)четко выраженная властность полномочий прокурора, обеспечивающая его непосредственное участие в установлении и пресечении нарушений з-на.

4)вовлеченность во все сферы деят-ти исправит-х учреждений. Особенностью надзора здесь явл-ся то, что пр-р не просто осущ-т надзор в данной сфере но и выполняет роль контролирующего органа. Контролирующая ф-я прокуратуры - это не свойственная функция прокуратуры.

Ст. 42 УИК РФ - «прокурорский надзор за исп-м з-нов в данной сфере осущ-ся Ген. Прокурором и подчиненными ему прокурорами».

Предмет прок-го надзора - *законность нахождения лиц в местах, содержание задержанных в местах предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учр-ях исполняющих наказания и ПММХ; * соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц подвергнутых мерам принудит-го хар-ра; *законность исполнения наказания не связанного с ЛС

Объект прок-го надзора - органы и учр-я исполняющие наказание и др. меры принудит-го хар-ра назначаемые судом, а также органы и учр-я, где содержатся задержанные и заключенные под стражу: * это все виды колоний (общего режима, строгого, тюрьмы, колонии для н/летних, женские, СИЗО, ИВС, а также колонии-поселения)

Субъекты - ДЛ, состоящие на службе в указанных органах и учр-х; а также спец-е прокуроры (сущ-т специализированные прокуратуры подчиненные прокуратуре С РФ). В случае если лица, содержащиеся в этих местах нарушают закон - они становятся С данных ПО.

2.Полномочия прокуроров.

При осущ-ии данного вида надзора, прокуроры вправе:

1)посещать в любое время суток поднадзорные органы и учр-я.

2)опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных, и иных лиц подвергнутых мерам принудит-го хар-ра.

3)прокурор вправе знакомиться с док-тами на основании которых эти лица б. задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудит-го хар-ра; *вправе знакомиться с оперативными док-тами.

4)- вправе требовать от администрации создания условий обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц подвергнутых мерам принудит-го хар-ра,

-проверять соответствие зак-ву РФ приказов, пост-й администарций органов и учр-й уголовно-исполнит-й системы.

-вправе требовать от ДЛ организ-ий объяснений.

-приносить протесты

-возбуждать производство об адм-х правонарушениях.

-до рассмотрения протеста, действие опротестованного акта адм-ии учр-я приостанавливается.

5)вправе отменять взыскания, наложенные в нарушение з-на на лиц заключенных под стражу, осужденных лиц. Прокурор вправе незамедлительно освобождать их своим постановлением из ШИЗО, помещений камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор д. незамедлительно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без оснований в учр-х исполняющих наказание и меры принудит-го хар-ра, либо в нарушение закона задержанного, либо помещенного в судебно-психиатрическое учр-е.

Постановление и требование прокурора относительно исп-я уст-го з-ном порядка и условий содержания спец контингента подлежат обязат-му исп-ю адм-ей.

Т.о. полномочия прокурора применительно к рассматриваемому направлению прок-го надзора представляют собой в основном властно волевые предписания прокурора и имеют императивный хар-р. именно данное обст-во способствует незамедлительно и эффективно решать задачи прок-го надзора. Их отличают:

*повышенный уровень возможности оперативного выявления и устранения нарушений з-на,

*непосредственность воздействия правовых ср-в прок-го надзора на практику исп-я з-на в указанных органах и учр-ях.

*без альтернативный хар-р предписаний прокурора направленных на выявление и устранение нарушений з-на.

Вывод: полномочия прокурора при осущ-ии надзора за исп-м закона в данном направлении прок-й деят-ти имеют безусловно властно-волевой - императивный хар-р. в отличие от иных направлений прок-го надзора, в указанном направлении прокурор обладает наиболее широкими полномочиями дающими возможность своевременно (оперативно) принимать действенные меры обеспечивающие надлежащее исп-е з-на. Полномочия пр-ра в данном виде надзора не ограничены временными рамками, в отличие от иных полномочий в иных направлениях надзора, в данном направлении прокурор может проводить проверки в любое время суток. Особенностью также явл-ся то, что сфера применения актов прок-го реагирования и полномочий прокурора в данном надзоре более узкая. Больш-во полномочий прокурора касается администраций органов и учр-й ….

3.Организаци прок-го надзора за….

В данном направлении прок-го надзора организационно можно выделить 3 участка работы:

1)законность нахождения лиц в МЛ и ограничения свободы,

2)надзор за соблюдением уст-х зак-вом РФ прав и обязанностей лиц, содержащихся в указ-х учр-х, а также порядка и условий их содержания,

3)надзор за законностью исп-я наказаний не связанных с лишением свободы.

Каждый из данных участков работы имеет свою специфику надзора. В первых 2-х случаях, в сфере прок-го надзора нахоядтся места содержания под стражей, гауптвахты, ИУ, которые входят в перечень О-тов прок-го надзора.

Осущ-я прок-й надзор за соблюдением права и свобод, прокуроры проверяют реализацию их прав на получение инф-ии о режиме содержания, на личную безопасность, на свидания с родственниками, адвокатом и т.д.

При осущ-ии надзора за соблюдением порядка содержания - прокурор проверяет соблюдение правил касающихся режима отбывания наказания, общественно-полезного труда осужденных, проведение с ними воспитательной работы, их общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Особое внимание прокуроры уделяют соблюдение администрациями указ-х органов и учр-й обязат-х медико-санитарных норм, обеспечивающих реализацию права на здоровье осужденных лиц, и лиц заключенных под стражу. Прокуроры осущ-т личный прием осужденных, арестованных и т.д.

При осущ-ии прок-го надзора прокуроры д. уделять особое внимание фактам использования недозволенных мер воздействия, а также незаконного применения физич-й силы спец-х ср-в и оружия; незаконного водворения в камеры, изоляторы, гауптвахты, несвоевременное оказание мед-й помощи.

..в спец-е психиатрические заведения. Здесь в первую очередь проверяются соотв-щие решения суда, а также соблюдение прав пациентов, в т.ч. права подавать без цензуры жалобы и заявления в компетентные органы, встречаться с адвокатом, выписывать газеты и журналы и получать образование по образоват-м программам.

28.03.14г.

Организация прок-го надзора за исп-м наказания не связанных с ЛС. Перечень поднадзорных О и порядок исп-я и отбывания данного вида наказ-я - ст.25, 27 УИК. Основной объем прок-го надзора в данном направлении связан с осущ-м надзора за исп-м наказ-й в виде исправит-х работ. здесь прокуроры проверяют деят-ть в Уголовно исполнит-х инспекциях и на следственных О - порядок обращения приговора к исп-ю и привлечение лиц к отбытию наказания; учет осужд-х, привлечение их к труду, исчисления срока наказания, к-ль за поведением осужд-х, а также соблюдение их прав и т.д.

Прокуроры обязаны не реже 1 раза в квартал проводить проверки в уголовно-исполнит-х инспекциях, соотв-х службах ОВД, а также в органах и учр-х, участвующих в исп-ии наказания и осущ-е иных мер уголовно-правового хар-ра, не связанных с ЛС.

Основными участками на которых прокурор акцентирует свое внимание при проверках в данной сфере явл-ся вопросы соблюдения требований з-на:

1)о постановке на учет лиц,

2)при осущ-ии контроля за выполнением осужденными условий отбывания наказаний, их поведением, исполнением возложенных на них судом обяз-тей и запретов,

3)об установлении уголовно-исполнит-й инспекцией обяз-тей и запретов нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также наложение на осужденных взысканий,

4)при контроле исполнения требований приговора адм-й организ-ии и командованием в/ч, в которых работают осужденные либо проходят службу осужденные военнослужащие, а также органами правомочными аннулировать разрешение на занятие опр-й деят-тью запрещенной осужденным,

5)требования з-на при проведении воспитат-й и профилактич-й работы

6)при привлечении к отв-ти осужд-х уклоняющихся от отбывания наказания или исп-я ообяз-тей возложенных судом.

При чем, следует отметить, что органы пр-ры наряду с осущ-м прок-го надзора за законностью исп-я наказания не связанных с ЛС должны уделять особое внимание профилактике преступлений среди рассматриваемой категории осужденных, актуальными явл-ся также участие прокурора в разрешении судом ходатайств осужденных отбывающих уг-е наказание в МЛС, об УДО.

В соотв-ии с приказом Ген прокурора РФ от 20.11.2007г № 185 - «об участии пр-ра в суд-й стадии кг-го судопр-ва» при рассмотрении в суде материалов об УДО в обязат-м порядке принимают участие прокуроры, которые д. внимательно изучать все материалы и предлагать суду законное и обоснованное решение.

При организации работы в данном надзорном направлении прокурору следует особо отметить, что правовые ср-ва прок-го реаг-я в данном направлении прок-го надзора в отличии от др. направлений приобретают специфич-й статус и влекут за собой более серьезные последствия. Это связано с тем, что в условиях полной изоляции от общ-ва, прокуратура становится гарантом обеспечения его прав и свобод. Наличие прокуратур со специализированным статусом позволяет более действенно и целенаправленно влиять на полноценное функционирование в уг-но-исполнит-й системе, обеспечивать верховенство з-на в деят-ти данных органов и на тер-ии данных органов и учр-й.

В связи с чем остается необходимым совершенствование деят-ти специализ-х прокуратур, обеспечивающих надлежащее состояние законности в данной сфере, чему ген прокурором уделяется особое внимание. Ненадлежащее осущ-е прок-го надзора за деят-тью администрации за деят-тью адм-й указанных поднадзорных организ-й может привести к негативным последствиям.

Тема. Прок-й надзор за исп-м законов судебными приставами.

1.Сущность. Предмет. Объект. Задачи прок-го надзора.

Прок-й надзор за исп-м з-нов суд-ми приставами явл-ся относит-но новым направлением прок-го надзора. Это направление получило нормативное закрепление в 1999г путем внесения изм-й и доп-й в ФЗ о пр-ре РФ.

Однако, ФЗ о пр-ре ограничился лишь фиксацией данного надзорного направления прок-й деят-ти в ст.1 ФЗ «О пр-ре РФ». Конкретизации в разделах, нормах, главах - нет. Это приводит к различным многочисленным проблемам, связанным с осущ-м прок-го надзора за исп-м з-нов суд-ми приставами.

Суд-е приставы явл-ся ДЛ и наделены значит-ми властными полномочиями, которые используются ими, в хое осущ-я своей деят-ти при достижении целей и решения задач.

Многочисленные нарушения порядка осущ-я исполнит-го производства службы суд-х приставов исполнителей (мер принудит-го исполнения решений суда), а также ареста и реализации арестованного имущ-ва стали основной причиной введения отдельного самост-го направления прок-го надзора.

Деят-ть суд-х приставов в РФ регл-ся з-ном о суд-х приставах, другими ФЗ, а также указом президента РФ от 13.10.2004г. № 1316 утв-м положение о ФССП.

ФССП - это федер-я служба исполнит-й власти, осущ-щая ф-ии по обеспечению уст-го порядка деят-ти судов, исполнению суд-х актов, актов др. органов и ДЛ, а также правоприменительные ф-ии и ф-ии по контролю и надзору в уст-й сфере деят-ти.

ФССП находится в ведении министерства юстиции РФ, которое осущ-т координацию и контроль деят-ти суд-х приставов, а также ф-ии по принятию НПА.

В соотв-ии с указанным з-ном, СП в РФ подразделены на 2 вида:

1)СП, обеспечивающие уст-й порядок деят-ти судов.

2)СП исполнители, т.е. те ДЛ, которые исп-т суд-е акты и акты др. органов.

У каждой категории СП свои специфич-е полномочия. К полномочиям 1-й категории относится:

1)обеспечение безопасности судей в судах, заседателей, участников суд-го процесса и свидетелей,

2)выполнение распоряжений председателя суда, судьи, или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде,

3)исполнение решений суда или судьи о применении к подсудимому или другим гр-нам предусм-х з-ном мер процес-го принуждения,

4)обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и суд-х помещений в рабочее время, а также проверка подготовки суд-х помещений к заседанию суда,

5)предупреждение и пресечение пр-й и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости их задержание с последующей передачей ОВД,

6)осущ-е иных действий.

Для обеспечения своих обяз-тей данная категория суд-х приставов вправе применять физич-ю силу, спец-е ср-ва, огнестрельное оружие в случае и в порядке предусм-м з-ном. А также вправе проверять документы, осущ-ть личный досмотр гр-н, находящихся в суд-х помещениях.

2-я категория - суд-е приставы исполнители их полномочия:

1)вправе принимать меры п своевременному, полному, и правильному исполнению исполнит-х док-тов,

2)предоставлять сторонам исполнит-го производства, либо их представителям возможность знакомиться с материалами исполнит-го произв-ва, делать из них выписки, снимать копии.

3)рассматривать заявления сторон по поводу исполнит-го произв-ва и их ходатайства, вносить соотв-щие пост-я разъяснения сроки и порядок их обжалования.

Т.о. задачами суд-х приставов исполнителей явл-ся - обеспечение исполнения суд-х решений вступивших в законную силу.

Для обеспечения вышеперечисленных действий, суд-е присатвы исполнители вправе:

.а)получать при совершении исполнит-х действий необходимую инф-ю, объяснения и справки,

.б)проводить у раб-лей проверку исполнит-х документов на работающих у них должников,

.в)входить в помещение и хранилище занимаемые должниками, производить осмотры,

.г)арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущ-во, за исключением имущ-ва изъятого из оборота в соотв-ии с законом,

.д)налагать арест на денежные ср-ва и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на ранении в банках, а также иных кредитных организациях, в размере указанном в исполнит-м документе,

.е)использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущ-ва, возлагать на соотв-х лиц, обязанность по его хранению, использовать транспорт должника или взыскателя для перевозки имущ-ва с отнесением расходов за счет должника

.ж)объявлять розыск должника и его имущ-ва,

.з)и т.д.

Т.о. реализация полномочий СП сопряжена с возможностью ограничения на законнос основании таких конституц-х прав гр-н, как право на свободу передвижения, на имущ-во, на охрану частной собственности и т.д. В свзяи с этим, осущ-е прок-го надзора за деят-тью ССП исполнителей явл-ся важнейшим самост-м направлением прок-го надзора.

Правовым источником осущ-я органами прокуратуры надзора за ССП явл-ся ФЗ «О пр-ре РФ» и Указания Ген прокурора РФ от 12.05. г. № 15/7 «об организации надзора за СП»

Предмет надзора.

- обеспечение исполнения закона в деят-ти СП, а также принимаемых ими пр/актов, т.е. надзор за действиями и актами.

В связи с разделением службы СП на 2 категории, органы прокуратуры РФ осущ-т надзор за каждой из этих категорий.

При осущ-ии надзора за исп-м, прокуроры следят за исп-м СПисполнителями закона о суд-х приставах, а также зак-ва об исполнит-м произв-ве, судебных актов, актов др. органов и ДЛ. Прокурор также надзирает за своевременным полным и правильным исполнением исполнит-х док-тов, вынесением СП постановлений.

В предмет прок-го надзора за исп-м законов СП обеспечивающими порядок деят-ти судов - входит соблюдение ими з-на о суд-х приставах, а также ФКЗ «о КС РФ», «АС», «о судоустр-ве в РФ», «о мировых судьях РФ».

Объектами прок-го надзора - ССП.

Субъекты - ДЛ.

Задачами прокуратуры - обеспечение законности при исполнении суд-х актов, и актов др. органов и ДЛ, а также обеспечение законности при выполнении ими своих функций в суде.

В данном направлении прок-го надзора применяются как обще-надзорные, так и специфические правовые ср-ва, хар-ные для указ-го направления прок-й деят-ти. В данном направлении все пр-е ср-ва явл-ся надзорными и подразделяются на ср-ва выявления нарушения и ср-ва реагирования на выявленные нарушеняи з-на. Однако пр-е ср-ва зависят от того, к какой категории суд-х приставов они относятся. СП обеспечивающие порядок в судах применяет ограниченные правовые ср-ва хар-ные лишь для этого направления их деят-ти и прокуроры в соотв-ии с этим применяют огранич-е пр-е ср-ва.

Проверки проводятся на основании жалоб и иных обращений гр-н, а также фактов нарушения СП з-на при исполнении своих служебных обяз-тей. Здесь могут применяться такие акты прок-го реаг-я, как *предостережение прокурора, *постановление прокурора о возбуждении производства об адм-х правонарушениях; * пост-е прокурора о направлении материалов в судебные органы, если СП нарушил зак-во, *представление.

Правовые ср-ва применяемые при осущ-ии надзора за СП исполнителями: *это прок-е проверки - предмет - соблюдение СП действующего зак-ва, как при ведении документации исполнит-го производства, так и при совершении опр- действий.

Проверки делятся на 2 категории:

1)проверка исполнительных документов, актов.

2)проверка действий СП, не нарушают ли они права.

Ср-ва реагирования:

-акты прок-го реаг-я,

-иные ср-ва

Как акты реаг-я, так и иные ср-ва носят процес-й и не процес-й хар-р.

К не процес-м актам прок-го реаг-я относятся регламентированные ФЗ о пр-ре РФ:

-протест,

-представление,

- постановление,

-предостережение.

Данные акты прок-го реаг-я прим-ся прокурорами, как в случаях нарушения з-на ДЛ - приставами исполнителями, так и иными лицами нарушившими з-н (лицами препятствующими реализации решений суд-ми приставами).

Протест прокурора - идентичен обще-надзорному протесту. Но есть специф-е признаки:

*протест пр-ра приносится лишь на д-я спец-х поднадзорных С-тов.

*прокурор вправе по своему усм-ю принести опр-му ДЛ ССП (либо самому СПву, который допустил нарушение з-на, или принести протест вышестоящему ДЛ, который вправе отменить не законные п/а).

Представление пр-ра - может направить как самому ДЛ допустившему нарушения, так и вышестоящему.

В представлении прокурор вправе также потребовать привлечь ДЛ к уст-й з-ном отв-ти. СП-исполнители несут адм-ю отв-ть (у них нет иммунитета от адм-й отв-ти). К дисц-й отв-ти - они привл-ся на основании представл-я пр-ра. В настоящее время сущ-т еще факты, когда СП превышают свои служебные полномочия - прокурор по рез-там проверки может вынести представление.

Вынесение прокурором пост-я о возбуждении произв-ва об адм-м правонаруш-ии.

Процессуальные акты прок-го реаг-я на незаконные действия СП-исполнителей относятся:

- направляемые в суд заявления прокурора об обжаловании действий (бездействий) СП-исполнителей, в случае неисполнения ими требований содержащихся в актах прок-го реаг-я (в первую очередь в протестах) в соответствии с нормами ГПК и АПК РФ.

-вынесение прокурором постановл-я о направлении материалов прок-й проверки в следственный орган о решении вопроса о ВУД.

В прок-ре города, 1 р в 6 мес прокурор планирует проверку состояния законности СП-исполнителей.

Тема. Участие прокурора в рассмотрении судами уг-х дел.

1.понятие, предмет, сущность участия прокурора в рассм-ии судами УД.

В уг-м судопр-ве, гос-е обвинители (пр-ры) проводят гос-ю уг-но правовую политику, т.е. они доказывают суду, каким образом д.б. решен вопрос в отношении лиц совершивших пр-е, как строго их наказывать, ориентировать какую меру наказания нужно назначить, по квалификации, и т.д. Пр-ра также рассматривает наличие вины в д-ях виновного, и если пр-р придет к выводу об отсутствии вины - то ПРОКУРОР ОБЯЗАН ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОБВИНЕНИЯ.

Основная ф-я прокурора участв-щего в рассм-ии УД - э то осущ-е уг-го преследования. Эта деят-ть реализуется посредством поддержания гос-го обвинения, но наряду с доказыванием обвинения прокурор участвующий в деле выполняет также правозащитную функцию, т.е. он обязан не допустить осуждение невинного лица, кроме того, он здесь же обеспечивает права и законные интересы потерпевших и иных лиц.

Отличит-й особенностью прокурора (гос-обвинителя)явл-ся та особенность явл-ся то, что гос обвинитель обязан активно содействовать судебным органам в уст-ии фактич-х обст-в дела, в целях вынесения судом законного и обоснованного приговора. Это он обязан сделать как представитель гос-ва, как чиновник. Т.о. обвиняя подсудимого в совершении пр-я, прокурор в тоже время одновременно обеспечивает его защиту от необоснованного обвинения и осуждения.

В отличие от стороны защиты, прокурор в судебном процессе выступает гарантом соблюдения прав и законных интересов всех гр-н вовлеченных в сферу уг-го судопр-ва.

В соотв-ии с принципом процес-й самост-ти, гос-го обвинителя его позиция в суде, может находиться в противоречии с обвинит-м заключ-м, обвинит-м актом по доказанности, объему предъявленного обвинения.

Гос-й обв-ль явл-ся лицом самост-м в процессе, но оно также явл-ся гос-м чиновником, которое проводит уг-но-правовую политику в суде.

Под гос-м обвинением следует понимать - основанную на законе, осуществляемую от имени гос-ва деят-ть прок-ра (гос-го обвинителя), направленную на обеспечение верховенства з-на при осущ-ии уг-го судопр-ва, вынесении законного и обосн-го суд-го реш-я по каждому УД; соблюдение прав и законных интересов участников суд-го разбир-ва.

Участие прокурора в рассмотрении УД облачено в опр-е формы (регл-ны УПК РФ):

*1)прокурор принимает участие в кач-ве гос-го обвинителя в рассмотрении УД судом 1-й инст-ии,

*2)обжалует суд-е решения, приговоры, опр-я, пост-я, не вступившие и вступившие в з-ную силу,

*3)прокурор принимает участие в рассмотрении УД в апелляц-й, кассац-й и надзорной инст-ии, а также при возобновлении произв-ва в виду новых или вновь открывшихся обст-в.

*4)прокурор уч-т в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

2.Полномочия прокуроров в судебных стадиях уг-го судопр-ва.

Специфика полномочий прокурора в уг-м судопр-ве заключается в том, что в соотв-ии с принципом опосредованности, прокурор участвуя в рассмотрении судом УД не вправе совершать к-л процес-е д-я без разрешения или согласия суда.

Все полномочия прокурора в уг-м судопр-ве четко и подробно регламентированы действующим уг-но процес-м зак-вом РФ. Если УПК находится в противоречии с ФЗ О Пр-ре, то применяются нормы УПК РФ.

З-н не отражает методику ии тактику производства конкретных процес-х д-й прокурорами при рассм-ии дел. Все правовые д-я регламентированные УПК РФ по сути явл-ся правовыми ср-вами, носящими процес-й хар-р прокурора. Особенность в том, что они направлены не на выявление нарушений в деят-ти суда, а на установление доказанности вины подсудимого в совершении инкриминируемого ему пр-я, выявление нарушения прав и з-ных интересов участников уг-го процесса в ходе предвари-го расследов-я, а также в зале суд-го разбират-ва; на обеспечение вынесения законных и обоснованных суд-х решений, и выявление неправосудных суд-х решений.

Еще одной особенность актов прокурора, применяемых на стадиях уг-го судопр-ва явл-ся их диспозитивность, которая проявл-ся в том, что они представляют собой лишь оформленные предложения прокурора ориентирующие суд на вынесение определенных решений, но не обязательные для суда (за исключением отказа прокурора от обвинения).

Все правовые ср-ва прокурора, применяемые в данном направлении прок-й деят-ти явл-ся процессуальными. И все они подразделяются на 2 вида:

*применяемые в зале суд-го разбират-ва,

*применяемые вне зала суд-го разбират-ва.

В суд-м заседании, прокурор реализует свои полномочия, путем изложения своего мнения по интересующим суд вопросам. Он высказывается о порядке исследования доказательств, о применении уг-го з-на, о назначении подсудимому наказания, а также может заявить суду заявления и ходатайства.

В соотв-ии с ф-й осущ-я содействия правосудию и осущ-яя уг-е преследование прокурор представляет суду доказ-ва и активно уч-т во всех судебно-следственных действиях.

Использование прокурором в суде тех или иных прав-х ср-в, обусл-х полномочиями, во многом зависят от особенностей конкретного рассматриваемого в суде уг-го дела.

Вторую группу правовых ср-в составляют ср-ва, которые применяет прокурор уже после вынесения судом 1-й инстанции своего решения. Эти правовые ср-ва четко регламентированы УПК РФ.

В случае уст-я прокурорм незаконности или несправедливости не вступившего в з-ную силу суд-го приговора, прокурор обязан принести в соотв-щую суд-ю инстанцию апелляц-е представление, в нем он ставит вопрос об отмене или изменении суд-го акта в целом или в его части.

Т.о. прокурор вне зала суд-го разбират-ва вправе применять следующие ср-ва прок-го реагирования, регламентированные УПК РФ.

1)апелляц-е представл-е,

2)кассац-е представл-е,

3)надзорное представл-е,

4)частное представл-е которое приносится на определение суда по УД.

Участие прокурора на предварительном слушании.

Не позднее 30 суток со дня поступления материалов УД в суд, а в случае если по делу есть обвиняемый, содержащийся под стражей не более 14 суток - по делу д.б. принято решение о назначении предварительного слушания либо о назначении суд-го засед-я.

В соотв-ии со ст. 229 УПК РФ, суд проводит предварит-е заседание по ход-ву сторон либо по собств-й инициативе, при наличии:

*ход-ва стороны об исключении доказ-ва,

*оснований для возвращения УД прокурору,

*оснований для приостановления или прекращения УД,

*ходатайство стороны о проведении суд-го разбирательства в порядке предусм-м ч.5 ст.247 УПК,

*ход-во обвиняемого о рассмотрении УД судом с участием присяжных засед-лей,

*не вступившего в з-ную силу приговора, предусм-щего условное осуждение лица, в совершении которого в суд поступило УД за ранее совершенное им пр-е, а также для решения вопроса о применении или оставлении без изменения меры пресечения в виде заключения под стражу.

О дне предварит-го слушания суд д. направить сторонам уведомление не менее чем за 3-е суток до его начала. Прокурор должен знать, что предварит-е слушание проводится судьей единолично в закрытом суд-м заседании с участием сторон. Неявка своевременно извещенных о времени проведения предварит-го слушания участников производства по УД, не препятствует его проведению.

Прокурор д. обратить внимание на то, что принятое судом в предварит-м слушании решение об исключении доказ-ва не явл-ся окончательным.

При рассм-ии УД по сущ-ву, суд по ход-ву стороны вправе повторно рассм-ть вопрос о признании исключенного доказ-ва допустимым.

Если в ходе предвари-го слуш-я гос-й обв-ль заявит об изменении обвинения, в рез-те чего дело становится подсудным др. суду, то судья принимает решение о направлении УД по подсудности.

На основании ч.5 ст.236 УПК РФ - прокурор вправе изменить обвинение в сторону смягчения либо в соотв-ии с ч.1ст. 239 УПК РФ - отказаться от обвинения.

Участие прокурора в суд-м заседании:

1)в современных условиях хар-щихся реализацией принципа независимости суда, состязательности и равенства сторон, гос-й обвинитель не может зависеть от тех материалов, которые представлены в его распоряжение предварительным расследованием.

2)Поведение гос-го обвинителя в суде д. носить наступательный хар-р. проводя уг-но-правовую, гос-ю политику в суде, гос обвинитель обязан не просто присутствовать при рассм-ии УД, а активно участвовать в исследовании доказ-в; в уст-ии всех обст-в дела; в формировании у суда верной, с точки зрения прокурора и закона, позиции; и в конечном итоге, способствовать вынесению судом законного и обоснованного приговора (решения по делу). Именно на решение вышеперечисленных задач д.б. нацелены профес-е знания, умения и навыки прокурора.

3)Прокурор обязан участвовать в суд-м заседании с момента его открытия и строго соблюдать регламент суд-го заседания. В случае неявки к-л из участников процесса, гос-й обвинитель д. изложить суду свое мнение о возможности суд-го разбирательства в отсутствии неявившихся лиц. При невозможности суд-го разбирательства - оно д.б. отложено.

4)В подготовительной части суд-го заседания, прокурор вправе заявить ход-во о вызове доп-х свидетелей, экспертов, спец-тов, об истребовании вещ-х док-в, документов, или об исключении доказ-в полученных с нарушением действующего процес-го зак-ва. Прокурор, также, обязан изложитьс вое мнение суду по поводу ход-в заявленных другими участниками суд-го процесса.

Суд-е заседание начинается с изложения гос-м обвинителем предъявленного подсудимому обвинения. З-н не определяет объем и перделы изложенного обвинения. Однако, исходя из того, что подсудимый, как и др. участники процесса должен в полном объеме понимать суть предъявленного ему обвинения, для защиты своих законных интересов, гос-й обвинитель обязан изложить сущ-во обвинения, место и время совеш-я обвинения, его способы, мотивы, последствия, а также предлагаемую органами ПР юр-ю кв-ю содеянного. На данной стадии анализ доказ-в не требуется.

Порядок исследования доказ-в - ст. 274 УПК РФ. Гос-й обв-ль первым представляет суду доказ-ва, определяя очередность их исследования, с учетом особенностей рассматриваемого судом дела, с учетом избранной прокурором тактики доказывания виновности подсудимого.

Основным ср-вом в доказывания в следствии явл-ся допрос. Именно в ходе допрос, прокурор получает важную, доказательственную инф-ю. В зависимости от процес-го положения допрашиваемого, различают допросы *подсудимого, *потерпевшего, *эксперта, и иных лиц.

По объему инф-ии допросы подразд-ся: *на основные - исследуется весь предмет допроса; и *дополнительные - прокурором восполняются пробелы основного допроса, уточняются отдельные детали.

По способу произв-ва допроса: *перекрестный допрос - уч-ки суд-го засед-я поочерёдно задают вопросы одному и тому же допрашиваемому.

*шахматный допрос - допрашивающий одновременно с ходом допроса допрашиваемого задает вопросы другим ранее допрошенным лицам.

В случае, если защитник или иной участник процесса по мнению гос-го обвинителя в ходе допроса задает наводящие вопросы, либо вопросы, не имеющие отношения к предмету судебного исследования, то гос-й обв-ль вправе обратиться к суду с заявлением об отводе такого допроса.

В ходе суд-го следствия, гос-й обв-ль обязан принимать меры к устранению существенных противоречий в показаниях допрашиваемых лиц в судебном заседании в период суд-го следствия. Для этого, прокурор/гос-й обв-ль вправе заявлять суду ход-ва об оглашении показаний, дававшихся в ходе досудебной подготовки и выяснять их причины в суде. Если показания допрашиваемых лиц противоречат имеющимся в материалах УД ЗЭ, то гос-й обв-ль вправе заявлять ход-во об оглашении заключ-я эксперта, а при необходимости о вызове эксперта в суд для допроса либо назначения СЭ, а также о произв-ве ОМП, местности, помещения, а также о производстве следственного эксперимента.

Гос-й обв-ль обязан заявлять ход-ва об оглашении всех материалов дела, необходимых для доказывания вины подсудимого.

В случае нарушения к-л из участников требований з-на, гос-й обв-ль обязан обр-ся к суду с заявлением - с просьбой устранить выявленное нарушение з-на.

Участие гос-го обв-ля в суд-м разбирательстве УД завершается выступлением в суд-х прениях, с обвинительной речью либо обоснованием отказа от обвинения. Выступая в прениях, гос-му обвинителю следует обосновать свою позицию по вопросам, которая в соотв-ии со ст. 299 УПК РФ подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Речь прокурора должна способствовать формированию внутреннего убеждения судей и в конечном итоге вынесению законного и обоснованного приговора.

5.обвинительная речь прокурора, как важнейшее ср-ва обеспечения исполнения уг-го з-на.

1)Оценка общественной опасности преступления,

2)Изложение фактических обст-в его совершения,

3)анализ и оценка исследованных в суде доказ-в и их источников,

4)Обоснование юр-й формулировки и правовой квалификации содеянного,

5)Хар-ка личности подсудимого,

6)Анализ причин и условий способствующих совершению пр-я и предложения по их устранению,

7)Определение судьбы вещ-х док-в.

Центральная и основная часть каждого выступления прокурора с обв-й речью, это изложение доказ-в, собранных в рез-те рассмотрения УД в суде.

Гос-й обв-ль не просто приводит доказ-ва, но и анализирует и оценивает их, т.е. каждое доказ-во в отдельности, а также дает оценку совокупности доказ-в.

После выступления сторон в прениях, гос- обв-ль вправе воспользоваться репликой. Она представляет собой - возражение на выступление других участников процесса, главным образом - на позицию участников защиты. В случае если гос-й обв-ль придет к убеждению, что представленные в суде доказ-ва не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, при чем в письменном виде. Полный или частичный отказ гос-го обвинителя от обвинения в ходе суд-го разбирательства влечет за собой прекращение УД полностью либо в соотв-щей части. Прокурор обязан знать, что до выступления в прениях, (особенно если прокурор полагает, что необходимо суду вынести оправдательный приговор), гос-й обв-ль обязан доложить о своей позиции прокурору поручившему ему поддерживать гос-е обв-е. Указанный прокурор, в случае, несогласия с позицией гос-го обв-ля, д. своевременно решить вопрос о замене гос-го обвинителя либо о поддержании гос-го обвинения лично.

Давление на гос-х обв-лей, принуждение их к отстаиванию выводов органов предварит-го следствия не подтвержденных исследованиями в суде доказ-вами, запрещено (приказ ГП РФ № 465 от 25.12.2012г.).

Полномочия прокурора при рассмотрении УД в особом порядке суд-го разбират-ва.

В том случае, если обвиняемый в совершении преступления наказания за которое не превышает 10 лет, заявляет согласие с предъявленным ему обвинением и ходатайствует о постановлении приговора без суд-го разбират-ва, суд вправе постановить приговор без проведения суд-го разбират-ва в общем порядке.

Особый порядок принятия суд-го решения допустим лишь с согласия гос-го или частного обв-ля и потерпевшего. При решении вопроса о даче согласия на особый порядок принятия суд-го решения, гос-й обв-ль обязан убедиться в слуд-щем:

1*что обвиняемый осознает хар-р последствия заявленного им ходатайства,

2*ход-во было заявлено добровольно и после консультации с защитником,

3*обвинение с которым согласился обвиняемый обоснованно и его вина доказан материалами дела,

4*гос-й обв-ль обязан также убедиться в том, что обвиняемый действительно активно содействовал следствию в раскрытии и расследовании пр-я, изобличении других участников пр-я, розыске имущ-ва добытого в рез-те пр-я

В том случае, если позиция гос-го обвинителя о хар-ре и пределах содействия обвиняемого следствию расходится с мнением, выраженным в представлении прокурора об особом порядке проведения суд-го заседания, он обязан незамедлительно об этом доложить прокурору, поручившему поддерживать гос-е обв-е, который, в свою очередь, должен принять исчерпывающие меры к обеспечению законности и обоснованности гос-го обвинения.

В суд-м заседании, гос-й обв-ль излагает суду существо обвинения, с которым согласился подсудимый.

Подтверждая свои действия следствию - обвиняемый поясняет, в чем они выразились.

Особенности участия прокурора в суде присяжных.

Сущ-й особенностью участия прокурора в суд-м разбират-ва с участием присяжных заседателей, явл-ся участие прокурора в процедуре отбора присяжных заседателей. Прокурор должен выяснить вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, способные повлиять на объективность их решения по делу. Прокурор вправе задавать присяжным заседателям вопросы, заявлять мотивированные письменные ход-ва об отводах, заявлять немотивированные отводы присяжным, но не более 2-х отводов.

Немотивированные отводы гос-й обвинитель заявляет после согласования своей позиции с другими уч-ками уг-го процесса со стороны обвинения.

Есть особенности суд-го следствия. Оно начинается со вступительного заявления гос-го обвинителя. В нем он излагает существо обвинения и предлагает порядок исследования доказ-в. Особо следует отметить, что во вступительном заявлении гос-й обв-ль должен сформировать у присяжных заседателей мнение о том, что обст-ва дела исследованы полно и всесторонне, объективно, а выводы ПРассл-я подтверждены достоверными доказ-вами, которые им будут представлены.

В отличие от прокурора участвующего в рассм-ии дел территориальными судами, гос-му обвинителю участвующему в суде присяжных следует наиболее активно участвовать в суд-м следствии. В нем он обязан в доходчивой и понятной каждому присяжному заседателю форме показать относимость и допустимость всех доказ-в, показать причинно-следственные связи м/д отдельными обст-вами пр-я и виновностью каждого лица в его совершении, а также показать несостоятельность доводов защиты.

Прения сторон в суде с участием присяжных заседателей проходят два этапа. (1.)прокурор доказывает, что именно подсудимый совершил пр-е, и присяжные в совещательной комнате решают вопрос о виновности или невиновности,.2) и если присяжные решили что он виновный - второй этап - это назначение наказания, т.е. речь прокурора обращена к судье, а не к присяжным). По окончании суд-го следствия прокурор должен изложить свои соображения по доказанности пр-я и виновности подсудимого в его совершении, не касаясь иных вопросов, решение которых находится вне компетенции присяжных заседателей. Эта часть речи д.б. мотивированной, убедительной, понятной каждому присяжному заседателю.

При формировании вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, гос-й обв-ль вправе высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов, а также вносить предложения по постановке новых вопросов. В случае, признания присяжными заседателями подсудимого виновным исследуются обст-ва связанные с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гр-го иска и др. вопросов, разрешаемых судом при постановке приговора.

По окончании исследования указанных доказ-в вновь проводятся прения сторон, в котором прокурор излагает и обосновывает свою позицию по юр-й кв-ии содеянного, мере наказания, а также вопросы, связанные с гр-м иском.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.