Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Драматургические и композиционные приемы






Документальное кино, как и игровое, немыслимо без драматургии. В этом, на первый взгляд, заложено противоречие, ведь документалистика подразумевает, что мы принимаем естественное течение жизни за основу и лишь немного изменяем ход событий, создавая спровоцированные ситуации, чтобы герой смог проявить себя и свой характер. Однако без выявленного автором конфликта, весь смысл которого для зрителя заключается в интриге: преодолеет человек обстоятельства или они одолеют его, без выстроенной по нарастанию драматической линии напряжения, никакое, даже отлично снятое кино, не найдет своего зрителя. Так и гениальную задумку способно уничтожить безграмотное исполнение. Это в совокупности с другими факторами и составляет суть драматургии.

Драматургия — это «особый способ выбора (отбора) содержания произведения и взаиморасположения его частей, который позволяет автору активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителей»[86].

Позволим напомнить основные, ставшие уже хрестоматийными, элементы: экспозиция, завязка, перипетии, кульминация и развязка.

В конфликтном столкновении человека и препятствий, в этой борьбе наиболее многогранно раскрывается тема произведения, то есть то, о чем будет кино. Здесь возможны два варианта: либо автор сам конструирует свой материала таким образом, чтобы стало понятно, в чем заключается противоречие, либо ищет тему, в которой уже изначально заложено какое-то противостояние сторон, неразрешимость ситуации.

Соответственно, основная идея аудиовизуального материала, то, ради чего он был создан, есть идея. В ней заключается смысл, который автор хочет донести до аудитории.

С понятием драматургии связано и еще одно важное для нас определение - композиция (лат. сompositio - составление, соединение). Как пишет А.А. Пронин, под композицией принято понимать соотношение отдельных частей произведения и их сложное единство. Структурообразующими чертами композиции являются соразмерность, состав и мера. Продумывание и логическое выстраивание на начальном этапе всего аудиовизуального произведения позволяет в конечном итоге представить материал в единое целое.

Говоря о драматургических и композиционных приемах, мы имеем в виду построение произведения. Для этого автору предстоит ответить на целый комплекс вопросов, которые помогут выбрать наиболее оптимальное решение. Важно с самого начала определиться, каким образом будет введен в повествование герой фильма. Как пишет Сергей Муратов, возможно три решения. Автор сам представляет героя за кадром или в кадре. Отметим, что до синхронизации звука и изображения такая возможность была единственной. Во-вторых, герой может сам рассказать о себе, тогда это будет фильм-монолог. В-третьих, своим мнением о том или ином человеке могут поделиться его родные, друзья, коллеги по работе. Первые два способа относятся к монологическому решению, когда рассказывает только один человек, а третий - коллективному повествованию. Каждый из вариантов имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

В случае с групповым повествованием можно отметить, что оно дает многомерное представление о человеке, потому что представлен спектр мнений, возможно даже противоречивых. Безусловно, что каждое из них имеет право на существование и дает оценку различных качеств личности. Кроме того, образ человека может быть более приближен к реальности за счет полярности суждений. Иногда выбор коллективного рассказа неизбежен в силу объективных причин, например, человека уже нет в живых. Тогда то, каким он запомнился, и ляжет в основу фильма. С другой стороны, не стоит забывать о том, что каждая точка зрения субъективна и нельзя принимать ее за догму.

Авторское повествование о герое таит не меньше опасностей. Во-первых, личное отношение к снимаемому человеку, как положительное, так и отрицательное, будет легко угадываться и отражаться в тексте, голосе, интонации. тогда и зритель окажется подвержен этому влиянию и не сможет самостоятельно сделать выводы о том, каким он сам видит героя. Успех такого произведения будет во многом зависеть от того, удастся ли автору установить доверительные отношения с интересуемой персоной, расположить к себе, чтобы человеку самому захотелось рассказать о себе. О монологе героя как одном из самом распространенном приеме, речь пойдет далее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.