Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведение различия






В ситуации международного вооруженного конфликта комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Другими словами, им разрешено совершать законные акты войны, направленные на достижение военных целей наиболее эффективным путем. Принцип проведения различия требует, однако, чтобы их действия были направлены только против комбатантов противника и его военных объектов, причинение излишнего и чрезмерного вреда гражданскому населению не допускается.

Поэтому имплементация принципа проведения различия требует четко определять лица и объекты, на которые можно нападать на законных основаниях. Что касается таких лиц, то комбатанты противника являются членами вооруженных сил стороны конфликта (за исключением медицинского и духовного персонала). Лица, не принадлежащие к вооруженным силам, являются гражданскими лицами и, следовательно, не могут быть объектами нападения. Впрочем, имеется одно исключение: гражданские лица, принимающие непосредственное участие в военных действиях – индивидуально или в составе группы, – становятся законной целью атаки, но только на период их непосредственного участия в боях.

Что касается объектов, то военные объекты определяются по двум критериям: во-первых, объект атаки должен, в силу своего характера, расположения, назначения или использования, вносить эффективный вклад в военные действия; во-вторых, полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация его при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. Все объекты, которые не отвечают этим признакам военных объектов, являются гражданскими объектами и на них запрещено нападать.

Принцип проведения различия, содержащийся в МГП, обусловливает ряд требований, выполнение которых необходимо для обеспечения защиты гражданских лиц и объектов. Например, согласно этому принципу в ситуации международного вооруженного конфликта комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения (обычно путем ношения форменной одежды) в то время, когда они участвуют в нападении или военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Кроме того, МГП запрещает нападения неизбирательного характера, а также устанавливает принцип соразмерности, который требует, чтобы так называемые попутные потери жизни среди гражданского населения и/или ущерб гражданским объектам не были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить. Для имплементации ограничений и запрещений в отношении нападений все стороны вооруженного конфликта должны также соблюдать специальные меры предосторожности.

И наконец, нормы ведения боевых действий предоставляют специальную защиту некоторым объектам, в том числе культурным ценностям и местам отправления культа (например, памятникам истории), объектам, необходимым для выживания гражданского населения (в том числе производящим продовольствие сельскохозяйственным районам, посевам, сооружениям для снабжения питьевой водой), а также установкам и сооружениям, содержащим опасные силы (а именно плотинам, дамбам и атомным электростанциям). Запрещено использование методов и средств, способных причинить долговременный и серьезный ущерб природной среде, поскольку это угрожает здоровью и выживанию гражданского населения.

Билет №38 Участники военных действий

В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены прежде всего своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу 1 к Женевским конвенциям 1949 г., вооруженные силы воюющих сторон " состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов" (п. 1 ст. 43).
Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Комбатантами называются лица, входящие в состав вооруженных сил находящихся в конфликте сторон и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г.). Они непосредственно ведут боевые действия против неприятеля с оружием в руках, и только к ним применимо военное насилие, вплоть до физического уничтожения. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными. К комбатантам относятся:
1) личный состав регулярных вооруженных сил (сухопутных, военно-морских, воздушных и др.);
2) иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов;
3) экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;
4) бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;
5) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. В отличие от комбатантов, функции некомбатантов сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.
К некомбатантам относятся: медицинский состав; интендантский состав; военные юристы; корреспонденты; репортеры; духовные лица.
К некомбатантам не должно применяться оружие. Однако, если эти лица в силу обстоятельств непосредственно принимают участие в боевых действиях, они становятся комбатантами со всеми вытекающими последствиями. В случае захвата неприятелем на них тоже распространяется режим военного плена (за исключением лиц медицинского и духовного персонала, которые могут продолжать медицинские и духовные обязанности).
Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.
С точки зрения современного международного права, осуждающего колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения. Вступление в такую армию гражданина другого государства не означает нарушения норм права вооруженных конфликтов.

В условиях войны иногда возникает также вопрос о разграничении понятий военного шпиона (лазутчика) и военного разведчика.
Военный шпион (лазутчик) - это согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. " такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне". Статья 46 Дополнительного протокола I, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, " попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом".
Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом " форменную одежду своих вооруженных сил" или " не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик. Другими словами, военный разведчик - это лицо, собирающее сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, т.е. не скрывающее своего подлинного лица. В случае если это лицо попадет в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.

Во время Второй мировой войны в связи с этим остро встал вопрос о военных парашютистах. Германское командование в 1942 г. издало специальный приказ, согласно которому парашютисты противника подлежали уничтожению, " даже если они с внешней стороны выглядят как солдаты и одеты в форму". Это было грубым нарушением IV Гаагской конвенции 1907 г., которая четко устанавливает, что лица, выполняющие военное задание в тылу противника и носящие форму своей армии, рассматриваются как военные разведчики и в случае их захвата пользуются режимом военного плена. Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее нарушение законов и обычаев войны.
Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство является военным преступлением (скажем, убийство советских парламентеров в районе Будапешта в 1944 г.).

Билет №39. Основания и порядок увольнения с военной службы, предельный возраст пребывания на воинской службе, досрочный возраст увольнения с военной службы

 

Закон " О воинской обязанности и военной службе"

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего

и) в связи с приобретением военнослужащим гражданства (подданства) иностранного государства.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте " г" пункта 1 настоящей статьи);

в) по семейным обстоятельствам:

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица органов власти

д) в связи с избранием его

4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом " б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами " б", " б.1", " в", " г" и " д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;

генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;

полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;

военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.

2. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Билет №40Уголовная ответственность военнослужащих

Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности осуществляется согласно Уголовного кодекса РФ, который основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права.
Военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение общеуголовных преступлений и преступлений против военной службы. Основанием для уголовной ответственности военнослужащих, как и других граждан, является совершение преступления, предусмотренного УК РФ.
Преступлением считается общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния в соответствии с Уголовным кодексом подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет лишения свободы.
Степень преступности и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на ее территории. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Уголовная ответственность наступает не только за совершенное преступление, но и за покушение на него, а в некоторых случаях и за приготовление к нему.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, не могло осознать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного заболевания психики. Лицу, совершившему опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры для медицинского освидетельствования.
Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения алкоголем, наркотическими средствами или другими одурманивающими веществами, подлежит уголовной ответственности.
Человек не подлежит уголовной ответственности за преступление. если добровольно и окончательно отказался от доведения этого преступления до конца. Добровольным отказом от преступления признается прекращение приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия). непосредственно направленных на совершение преступления. Лицо. добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления.
Уголовная ответственность основывается на принципах, которые установлены УК РФ, и в соответствии с ними осуществляется процедура привлечения к ответственности: 'законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость и гуманизм.
Принцип законности состоит в том, что степень преступности деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принцип равенства граждан перед законом определяет, что лица. совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств.
Принцип вины подразумевает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Принцип справедливости определяет, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Принцип гуманизма заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к человеку, совершившему преступление, не могут быть нацелены на причинение ему физических страданий или унижение его человеческого достоинства.
За совершение общеуголовных преступлений военнослужащие подлежат уголовной ответственности в соответствии с Особенной частью УК РФ, которая включает нормы, определяющие признаки конкретных видов преступлений и устанавливающие наказания лиц, виновных в совершении этих преступлений.

Билет №41Условия и порядок назначения на воинские должности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.