Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления развития механизмов расчетов пластиковыми картами и возможности интеграции российских платежных систем






С 1 января 2011 года на территории 32 европейских стран все местные эмитенты должны будут выпускать платежные карты с чипом - так называемые смарт-карты. В России доля таких карт составляет лишь 30-40% от общего объема эмитированных, но, очевидно, скоро вырастет.

Смарт-карты дороже карт с магнитной полосой, зато наличие микропроцессора обеспечивает принципиально другие возможности для идентификации владельца карты и шифрования хранящихся данных. Растущие потери от мошенничества как раз и послужили главным стимулом к миграции на чип.

Сегодня, по оценкам экспертов, более 20% всех выпущенных в мире карт имеют чип и каждый третий POS-терминал способен читать такие карты. При этом уровень «чипизации» в разных странах сильно отличается.

В России доля чип-карт (обычных контактных) составляет около 30-40% - это с учетом «Сберкарт», использующих чиповую технологию DUET от компании BGS Smartcard, которая считается не совсем «смарт». В том числе, по причине несовместимости с EMV. Впрочем, еще в феврале 2010 года Сбербанк объявил о том, что закрывает проект «Сберкарта» и переходит на выпуск смарт-карт, совместимых с EMV. По всей видимости, конкретно это решение не приведет в ближайшее время к сильному росту доли чиповых карт в стране - сначала будет происходить замена устаревших карт на новые.

Причин серьезного отставания по данному параметру от Европы несколько. Во-первых, до 80% карт в стране выпускается в рамках зарплатных проектов, низкорентабельных для банков-эмитентов. Себестоимость даже не самой дорогой чиповой карты на 1, 5-2 евро выше, чем магнитной, что существенно влияет на уровень маржи. Только Сбербанк, по сути, и использовал активно чип-карты - те самые «Сберкарты» - в зарплатных проектах. Во-вторых, большинство россиян по-прежнему используют карты только раз или два в месяц - для снятия наличных в банкомате после зарплаты. Остатки на российских картах, в среднем, очень небольшие, наши карты просто неинтересны для мошенников.

Таким образом, у российских банков пока недостаточно мотивов для массовой миграции на чип. Ожидания большой популярности и, соответственно, доходности от кобрендинговых проектов (которые без смарт-карт нереализуемы) тоже не оправдались. Они не оправдались во всем мире, а не только в нашей стране.

Несмотря на постоянный рост доли международных платежных систем на российском рынке пластика, здесь остается место и для локальных игроков. Хотя уже очевидно, что российские платежные системы не смогут составить конкуренцию международным. Их совокупная доля рынка составляет, по разным подсчетам, 20-25%.

За прошедшие годы участники рынка банковского пластика совершили революционный переворот не только в технологиях и сервисе, но и в сознании людей. Но до сих пор федеральный рынок банковских карт как единое функциональное пространство пока не сформирован. Он, подобно-конструктору, есть набор локальных рынков.

Для россиян владение картой, принадлежащей отечественной платежной системе, обходится в среднем в два-три раза дешевле, чем международной. Банки же помимо вступительных взносов и ежегодных процентов, отчисляемых в пользу международных платежных систем, вынуждены держать депозиты на счетах в иностранных банках, тем самым, отвлекая значительные средства из своего оборота. В российских платежных системах требования к участникам значительно мягче. Стоимость организации выпуска карт международных платежных систем обходится банку как минимум в 50-100 тыс. долларов, а российской системы - от 30 тыс. долларов.

Второй важный вопрос - инфраструктура. Проще говоря, терминалы для работы с картами и ридеры для персональных компьютеров.

В каждом регионе должно быть достаточное количество простого, понятного для граждан и удобного технологического оборудования. Недопустимо, чтобы очереди в кабинеты чиновников превратились в очереди к терминалам обслуживания карт. Предполагается, что из дома картой тоже будет пользоваться просто. Уже существуют специальные считыватели. Это, кстати, не отменяет того способа авторизации на сайте, что существует сейчас, то есть введения логина и пароля. Также предстоит оснастить оборудованием многочисленные учреждения вроде поликлиник и аптек: врач выписывает электронный рецепт, а в аптеке эту информацию считывают. Поставят ридеры и на транспорт.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в настоящий момент эволюционная фаза развития рынка банковских карт практически пройдена, вследствие чего создан довольно стабильный базис дальнейшего развития и выхода на принципиально новый качественный уровень с учетом реализации предлагаемого спектра банковских карт. В ближайшие 2-3 года мы станем свидетелями позитивной трансформации этих процессов за счет реализации населением всего спектра возможностей, предоставляемых различными банковскими картами. Но, несмотря на бурный рост карточного бизнеса, остаются нерешенными многие проблемы. До сих пор непонятна точка зрения государства на правила в сфере карточного бизнеса и соответствующего госрегулирования данной сферы. Платежное пространство как ничто другое нуждается в четко сформулированных правилах игры. Пока же участники российского рынка пользуются правилами, которые установились на международном рынке и оперируют ими на свое усмотрение. Как вести этот бизнес на территории России должно определить в первую очередь само государство и действовать в интересах своих граждан.

Россия должна иметь свою единую национальную платежную систему. Национальная платежная система необходима, прежде всего, чтобы эмитировать те продукты, которые соответствуют требованиям российского рынка, чтобы самим определять правила, процедуры и тарифы межбанковской платежной системы. Единая национальная платежная система должна решать проблемы государственного масштаба. Поэтому создание надежной национальной платежной системы - это, прежде всего, гарант экономической безопасности страны и безопасности страны в целом.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.