Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности общения, которым нет равных






Свой вклад в нашу уникальность вносят и другие области мозга. За префронтальной областью коры головного мозга находится полоса, вытянутая через всю голову, — моторная область. Она состоит из миллиардов нейронов, которые соединены с мышцами. У этой области тоже есть особенности, которые сильно отличают нас от обезьян и других животных. Моторная область дает нам «1) исключительную способность владеть рукой и пальцами, позволяющую нам проворно и искусно выполнять ручную работу, и 2) способность использовать рот, губы, язык и лицевые мышцы при разговоре» (А. Гайтон, «Textbook of Medical Physiology»).

Давайте вкратце рассмотрим, как моторная область коры головного мозга влияет на нашу способность говорить. Большая часть этой области управляет органами, задействованными в общении. Это помогает объяснить поразительные способности общения людей. В общении играют некоторую роль руки (мы можем писать, жестикулировать, разговаривать на языке жестов), но главную роль обычно играет рот. Человеческая речь — будь то первое слово младенца или слова пожилого человека — это чудо. Чтобы производить несчетное множество различных звуков, работают совместно около 100 мышц языка, губ, челюсти, горла и грудной клетки. Обратите внимание на такой контраст: одна клетка головного мозга управляет 2 000 волокон икроножной мышцы атлета, а каждая из клеток мозга, которые управляют голосовым аппаратом, «отвечает» всего лишь за два или три мышечных волокна. Разве это не свидетельствует о том, что наш мозг специально снабжен всем необходимым для общения?

Каждая короткая фраза, которую мы произносим, имеет собственную схему мышечных движений. Значение одного и того же выражения может изменяться в зависимости от того, как интенсивно и в течение скольких долей секунды двигаются различные мышцы. «Говоря в умеренном темпе, — объясняет специалист в области речи д-р Уильям Перкинз, — человек издает около 14 звуков в секунду. Это в два раза больше, чем можно добиться, управляя работой языка, губ, челюсти и любых других органов речевого аппарата, если двигать каждым из них в отдельности. Однако при совместном действии этих органов они работают подобно пальцам опытных машинисток или пианистов. Их движения — совершенная гармония».

Информация, необходимая, чтобы произнести, например, простой вопрос «как дела?», хранится в участке лобной доли головного мозга, называемом центром Брока, который считают речевым центром человека. Лауреат Нобелевской премии невролог Джон Эклс писал: «У обезьян не обнаружена зона, соответствующая... речевому центру Брока». Даже если у животных и будут обнаружены какие-то подобные зоны, остается фактом то, что ученые могут научить обезьян произносить всего лишь несколько простых звуков. Мы же способны говорить на сложном языке. При этом мы соединяем слова по правилам грамматики нашего языка. Центр Брока помогает нам не только говорить, но и писать.

Правда, мы не можем пользоваться чудом речи, если не знаем хотя бы одного языка и не понимаем значений слов. И здесь вступает в действие другая особая часть мозга — центр Вернике. В этом центре миллиарды нейронов распознают значение сказанных или написанных слов. Центр Вернике помогает нам воспринимать выражения и понимать, что мы слышим или читаем; благодаря этому мы можем узнавать информацию и разумно на нее реагировать.

Для беглой же речи нужно еще больше. Например, простое слово «привет» может нести множество оттенков значения. Тон голоса может выражать счастье, возбуждение, скуку, спешку, досаду, грусть или испуг и даже передавать все эти эмоции с различной силой. За эмоциональную окраску речи «отвечает» отдельная часть мозга. Итак, при общении задействуются различные части мозга.

Шимпанзе учат некоторым жестам, но они используют эти жесты только для самого простого: попросить пищу или еще что-то необходимое. Д-р Дейвид Примак, который работал с шимпанзе, пытаясь научить их простым способам несловесного общения, пришел к выводу: «Человеческий язык — это помеха на пути теории эволюции, потому что он обладает слишком большими возможностями, которые ничем нельзя объяснить».

Можно задуматься: почему людям присуще это прекрасное умение делиться мыслями и чувствами, задавать вопросы и отвечать на них? В одной энциклопедии говорится, что «[человеческая] речь — это нечто особенное», и признается, что «поиски предшествовавших ей форм общения в животном мире не помогают преодолеть огромную пропасть, отделяющую язык и речь людей от способов общения животных» («The Encyclopedia of Language and Linguistics»). Профессор Людвиг Келер выразился об этой разнице так: «Человеческая речь — тайна; это Божий дар, чудо».

А как отличаются жесты, используемые обезьяной, от сложных речевых возможностей детей! Джон Эклс обратил внимание на то, что замечали и многие из нас: на способности «даже трехлетнего ребенка, который, стремясь понять окружающий мир, обрушивает на нас лавину вопросов». Он добавил: «Обезьяны же не задают вопросов». Да, только людям свойственно задавать вопросы, в том числе и вопросы о смысле жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.