Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






если бы он жил в XII веке?






ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН и параличный до 33 лет, получивший силу от странников (Три старца, калики-перехожие)

Вначале, он наверняка оседлал

ПОДВОДНУЮ лошадку,

потому что других в крестьянских дворах и не было.

далее, по мере роста его авторитета, как богатыря...

СУМСКУЮ,

а затем уже

МИЛОСТИВУЮ или БОГАТЫРСКУЮ

ФАРИ - большая редкость, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ на ней ездить не мог.

 

А по былине об ИЛЬЕ МУРОМЦЕ - у него сразу появился

БОГАТЫРСКИЙ - МИЛОСТИВЫЙ конь БУРУШКА КОСМАТЕНЬКИЙ.

ПО СОВЕТУ странников он находит себе под стать боевого коня, оружие и снаряжение. " Пришел к тому камени неподвижному,

На камени была подпись да подписана:

" Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,

Там есть конь богатырский тебе,

Со всеми-то доспехами да богатырскими.

Там есть-то шуба соболиная,

Там есть-то плеточка шелковая,

Там есть-то палица булатная"

Все находит Илья.

 

Происходит диалог богатыря с конем, Илья просит его служить ему «верой-правдою», конь предлагает ему испытание: готов ли богатырь владеть таким конем. Илья садится на коня, и тот сразу же признает в нем своего хозяина.

Есть и другая, не менее замечательная версия,

согласно которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребенка:

" А да корми его пшеницей да белояровой,

А еще пой его ведь нонь да ключевой водой,

А водитко ты на росы холодные,

А давай-ка по росам ему кататися,

А через тын железный да перехаживай,

А жеребчик будет у тя да перескакивать,

Еще будет тебе конь да лошадь добрая,

Еще добра-де лошадь да богатырская"

С этого момента начинается богатырская жизнь Ильи.

 

Некоторые пишут о ВЯТСКОЙ ЛОШАДКЕ.

но они появились на полтора века позже.

 

 

По некоторым сведениям начало вятской породе положено еще в 1374 году – тогда новгородские колонисты, переселившись в Вятский край, привели с собой лифляндских клепперов.

Да и маленькой она была, хотя и выносливой…

 

 

К XIII веку коневодство на Руси достигло значительного развития — самые многочисленные табуны и большие конюшни принадлежали князьям, боярам и монастырям. Поголовье пополнялось за счёт покупки и захвата лошадей у половцев, печенегов и народов, кочевавших в степях от Чёрного до Азовского морей, а также за счёт поборов у своего же населения.

 

Русская конница в домонгольский период была малоподвижна и немногочисленна, именно с этим историки связывают поражения княжеских дружин при Калке (1223 г.) и в сражениях с монголо-татарами. Во времена монголо-татарского ига русское коннозаводство было разорено, полностью прекратилось поступление восточных лошадей «фарей». Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья и бояре предпочитали ездить шагом на грубых и медлительных лошадях.

 

Прошло много времени пока русское коневодство оправилось от разорения. Но не менялись представления о боярской лошади тяжелой и неповоротливой. Первый, кто по достоинству оценил преимущество лёгких татарских лошадей, был Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 гг.).

Для своей конницы он использовал степных лошадей, которых приводили из-за Волги татарские купцы. В битве на Куликовом Поле (8 сентября 1380 г.) на русской стороне сражались десятки тысяч конных воинов: около половины было набрано в Московском княжестве, остальные были новгородцами или литовцами. Кроме этого, Дмитрий Донской привлек под свои знамена беглых людей, составлявших приволжскую вольницу. Эти воины на легких резвых лошадях называли себя татарским словом «кайсаки», то есть наездники. Позднее в русской речи это стало произноситься как «казаки» (в летописях оно появилось в 1444 году). После Куликовской битвы был нанесён удар по татарскому игу. Одновременно было сломлено предубеждение против лёгких и быстрых лошадей, и для Руси открылся обильный источник для пополнения русских конюшен.

 

После Дмитрия Донского на Руси было две основных породы: это русская улучшенная и татарская. Определенную роль в создании русских пород сыграли поступавшие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки.

Клепперы упоминаются в немецких хрониках с XIV веков, как невысокие, но выносливые, с правильным экстерьером лошади под тяжелых всадников.

Жмудки — местные лесные лошадки, улучшенные прилитием крови, как Восточных, так и Западных лошадей. Они оказали влияние на лошадей Белоруссии, а позднее в Германии (в XVIII в.) были использованы для выведения Тракененской породы.

Во времена Ивана Третьего (1440-1505 гг.) слово «фарь» было забыто и благородных восточных лошадей стали называть «аргамаками» независимо от того была ли эта лошадь персидской или иной породы. Персидские лошади особенно ценились после женитьбы Ивана Третьего на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора.

Один из первых конных заводов был создан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве, по его же приказу приобретались лошади западных заводских пород, персидские и другие аргамаки для заводского использования. Но вместе с тем у знати всё ещё оставалась мода на крупных, тяжелых и неповоротливых лошадей. Эта вековая традиция сохранилась в Московском княжестве вплоть до Петра Первого, который сломал её вместе с другими боярскими пережитками.

 

Больше о лошадях https://fourhoofs.ru/? r=history& id=6

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.