Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Николая I.






I. Основные принципы николаевского царствования. «Теория официальной народности».

Вторая четверть XIXв. вошла в историю России как «николаевская эпоха» или даже «эпоха николаевской реакции». Важнейшим лозунгом Николая I, пробывшего на российском престоле 30 лет, стала борьба против возможной революции. Страх перед революцией, вызванный восстанием декабристов и ростом революционного движения в Европе, заставил его уклоняться от глубоких реформ и вести охранительную политику, завершившуюся крахом в годы Крымской войны.

Официальной идеологией николаевской России явилась так называемая «теория официальной народности». Ее творцом стал министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила «уваровская триада»: православие — самодержавие — народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

II. Реформы в области государственного управления. Кодификация законов.

1. Усиление роли Канцелярии Его Императорского Величества

С первых шагов Николай стремился поставить под контроль все органы власти. Быстро разросся новый орган власти — Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Каждое отделение являлось по своим функциям как бы особым министерством, но в ряде случаев контролировали и министерства и другие ведомства. Решение важнейших вопросов государственного управления фактически сосредоточилось в канцелярии, а также многочисленных временных комитетах. Все эти изменения были продиктованы тем, что разросшийся коррумпированный бюрократический аппарат не был в состоянии оперативно решать текущие проблемы. Однако созданная очень громоздкая система особого успеха не имела: коррупция, казнокрадство, волокита остались, а бюрократический аппарат только вырос.

2. Усиление репрессивных органов.

Стремясь исключить распространение в России революционных идей и организаций, Николай I прежде всего значительно усилил репрессивные органы. Был создан особый корпус жандармов во главе с А.X. Бенкендорфом. Вся страна была разделена на жандармские округа во главе с генералами жандармерии, которые должны были выявлять и пресекать крамолу.

Деятельность жандармов направлялась специальным III Отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии.

3. Кодификация законов.

В первые годы царствования Николая I была организована работа по кодификации российских законов. Единый свод законов последний раз принимался в России в 1649г. С тех пор накопились тысячи законодательных актов, нередко противоречивших друг другу. Работа по составлению единого, непротиворечивого свода законов была поручена группе юристов под руководством М.М. Сперанского. М.М.

Все российские законы, изданные после 1649г., были Сперанским и его помощниками собраны и расположены в хронологическом порядке. Они составили 51 том «Полного собрания законов Российской империи». В 1832г. был издан 15-томный «Свод законов Российской империи», в который вошли все действующие законы. Издание «Свода законов» позволило упорядочить деятельность государственного аппарата.

4. Денежная реформа.

Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839-1843гг. Е.Ф. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги (6 к 1).

III. Политика в области просвещения. Цензура.

1. Усиление сословности. Школьный Устав.

Заботясь о сохранении в обществе и народе верноподданных взглядов, власть постоянно ужесточала школьные уставы. Основными принципами правительственной политики в этой области были сословность и государственный контроль за содержанием образования.

Было категорически запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Для каждого сословия предназначался определенный тип учебных заведений.

2. Университетский устав.

В том же 1835г. был принят новый университетский устав, согласно которому права университетов были урезаны. Все должности теперь не выбирались, а назначались.

Государство, стремясь сделать систему учебных заведений единообразной, выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные гимназии и училища.

3. Цензура.

Политика в области цензуры была ужесточена. Цензурный устав, принятый в 1826г. был прозван «чугунным». Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии. Запрещались естественнонаучные и философские книги, противоречившие православному вероучению.

IV. Крестьянский вопрос.

1. Отношение к крепостному праву.

Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены крепостного права. Однако пойти не решительный шаг — лишить помещиков земли с крестьянами — он так и не решился.

2. Реформа государственной деревни.

Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837—1841гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее называют реформой Киселева — по имени министра государственных имуществ П.Д. Киселева, по чьему проекту и под руководством которого она была проведена.

Было изменено управление государственной деревней: государственные крестьяне получили право избирать своих старост (сельских и волостных), суд (сельский и волостной). Но органы крестьянского самоуправления были поставлены под контроль чиновников созданного Министерства государственных имуществ.

В конечном итоге деятельность Николая I в этом вопросе свелась к изданию «Положения об обязанных крестьянах» 1842 г., во многом повторявшему указ о вольных хлебопашцах. Только теперь помещику не требовалось согласия властей, чтобы дать крестьянам вольную.

V. «Мрачное семилетие».

Революции 1848-1849гг. вызвали страх и растерянность правительства Николая I. Император выступил с воинственными заявлениями по адресу революционных событий и направил армейский корпус в западные губернии в качества полицейского кордона от проникновения революции.

Новые репрессивные меры принимались и против литературы. В 1848г. был создан секретный временный комитет для надзора за журналами и действиями самой цензуры. Вскоре он был заменен постоянным комитетом, в обязанности которого вменялось рассматривать изданные сочинения и карать авторов, редакторов и цензоров за уже напечатанные произведения.

Преследованиям подверглись и русские университеты. Прием в университеты был резко сокращен, плата за обучение была повышена, от университетской автономии не осталось и следа. Распространились слухи о закрытии университетов. Министр Уваров попытался было заступиться за университеты, но получил замечание императора и был отправлен в отставку.

Примечание автора: По поводу того, был ли он самодуром и «Палкиным»? Если брать финансовую реформу и кодификацию законов (как мы делали это на семинаре), то конечно нет. Если посмотреть на школьный и университетский уставы, то в оправдание сложно что-то сказать. Крымская война (Парижский мирный трактат) и лондонские конвенции - также не в его сторону. Мораль: «палкой» не называйте, но скажите, что недостатки определенно были и довольно весомые. Вы меня поняли, нет?

Пушкин так писал о Николае «Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей. С жестокой радостию вижу».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.