Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные шаги для понимания структуры Бхакти-правеши






Итак, давайте теперь построим вместе данную образовательную ступень. Для этого построим цепочку из вопросов и ответов, которая пошагово приведет нас к пониманию того, какой должна быть данная ступень. При этом мы вкратце еще раз затронем моменты, описанные выше.

Что является целью нашего преданного служения? Усилить любовь и привязанность к Верховной Личности Бога-это, по словам Шри Чайтаньи Махапрабху, должно стать нашей главной целью: према пум-артхо махан. (Еще один шанс, глава 21).

 

Как можно достичь премы?

адау шраддха татах садху- санго 'тха бхаджана-крийа

тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах

атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.15-16)

Что такое шраддха?

Шраддха, или вера – первая ступень лестницы бхакти. Строго говоря, эта ступень еще не является частью преданного служения. Это всего лишь подготовительная ступень, которая дает человеку квалификацию для занятий преданным служением, подобно тому, как обучение в медицинском ВУЗе еще не есть часть врачебной практики, хотя она и имеет многие составляющие медицинской практики.

 

Шри Чайтанья Махапрабху в беседе с Санатаной Госвами дал такое определение шраддхи, или веры:

‘шраддха’-шабде — вишвасакахесудрдханишчайа
кршнебхактикаилесарва-карма кртахайа

«Шраддха, или вера, есть непоколебимая уверенность в то, что практики преданного служения достаточно, чтобы достичь всех прочих целей и исполнить все прочие обязанности. Такая вера помогает практике преданного служения»[1]. Суть шраддхи, по определению Дживы Госвами, шастрартха вишваса [2] – твердая убежденность в истинности заключений священных писаний, то есть подлинная шраддха всегда основана на шастрах.

 

Каковы две разновидности шраддхи?

Вера, твердо укорененная в священных писаниях и полностью основывающаяся на них, называется шастрия шраддхой. Такая вера встречается не так уж часто, хотя только она позволяет правильно практиковать преданное служение. Другая разновидность веры, которая очень распространена среди тех, кто идет каким-то духовным путем или следует заповедям той или иной религии, называется лаукика шраддхой. [3] Точнее всего на русский язык это понятие можно перевести словом «суеверие». Шрила Вишванатха Чакраварти по-другому называет эти две разновидности веры свабхавики-шраддха, естественная, живая вера, и балад-утпадита-шраддха, навязанная вера. Естественная вера возникает в результате общения с садху, хорошо знающими священные писания и способными рассеять сомнения человека. Такая вера приводит к правильному поклонению, а навязанная вера – результат слепого подражания и социального давления. Она не основана на свободном, осознанном выборе и потому никогда не приводит к правильной бхаджана-крие, духовной практике поклонения Кришне, и, стало быть, не может привести к очищению от ненужных желаний в сердце (анартх).

Путь формирования шастрия-шраддхи описан Дживой Госвами в Бхакти-сандарбхе и назван им вичара-прадхана [4]. Чтобы возникла подлинная вера в священные писания, необходимо:

1. Общение с садху [5], которое зарождает в сердце человека интерес к определенной форме поклонения. Этот начальный импульс приводит к постепенному росту интереса и подталкивает человека к

2. общению с несколькими шравана-гуру, под руководством которых он начинает изучать писания. Изучая писания, человек прежде всего сосредоточивается на…

3. понимании логики шастры.

4. Размышляя над священными писаниями,

5. он постепенно, под руководством наставников избавляется от двух видов сомнений –

- сомнении в существовании того, о чем говорит шастра (а есть ли все это вообще?)

- сомнении в истинности услышанного из шастры. [6]

Лаукика-шраддха, или навязанная социумом вера, есть не что иное, как суеверие. Суеверие – это предрассудок, не основанный на разумных, рациональных основаниях и не приводящий к осознанной практике. Чаще всего суеверие – это хаотический набор верований в сверхъестественные потусторонние силы. Они побуждают человека механически следовать ритуалам, уповая на их магическую силу и могущество. Слово образовано от старославянского слова «суе», что значит напрасно (без пользы и без осознания причин) и «вера», то есть буквально «напрасное верование», «бесполезное верование». Любая практика, даже практика повторения святого имени, основанная на суеверии, не принесет реальных духовных результатов. Шри Кришна говорит в Бхагавад-гите: [7] «О Арджуна, жертвоприношения, благотворительность, аскеза и прочие религиозные обряды, если они совершаются без веры, приводят к временным, преходящим результатам, как в этом мире, так в мире ином». Вся 17 глава Гиты, озаглавленная «Разновидности веры», описывает разные формы лаукика-шраддхи, закрепляющей человека в царстве гун материальной природы.

Таким образом, проповедь можно разделить на две категории: проповедь, порождающая лаукика-шраддху, или смешанную шраддху, и проповедь, порождающую чистую веру в шастры.

По каким признакам можно распознать возникновение у человека чистой веры? Чистая вера всегда порождает горячее желание практиковать преданное служение, и питает в сердце садхаки надежду на достижение высшей цели.[8] Нечистая же вера, ослабленная неразрешенными сомнениями и вынужденная для своего сохранения питаться суевериями, в лучшем случае, приводит к формальной, механической, показной практике, а в худшем случае, и вовсе не порождает импульс к конкретной деятельности в преданном служении.

У всех ли преданных в ИСККОН есть шастрия-шраддха?

 

Соответственно, по силе и чистоте шастрия-шраддху можно подразделить на три категории.

 

1. Уттама-шраддха. Ее главная характеристика – нирбандха, [9] целеустремленность, сильный вкус и желание следовать по пути бхакти. Именно такая вера должна возникнуть в результате прохождения человеком этого этапа. Формирование такой веры приведет к тому, что человек будет уделять практике преданного служения первостепенное значение и стараться не тратить времени на бессмысленные занятия.

2. Мадхьяма-шраддха. Чистая, но не очень сильная вера, не сопровождающаяся сильным желанием следовать по пути, но и свободная от заблуждений относительно действенности других путей. Могут оставаться сантименты по отношению к другим путям, хотя человек не пытается идти другими путями.

3. Каништха-шраддха. Декларативная вера, вера на словах.[10] Смешанная вера с элементами суеверий и зависимости от путей кармы и гьяны. Ум такого человека нестабилен. Не порождает желание следовать по пути или повторять мантру. Очень часто такой человек прибегает к помощи других форм духовной практики, пытается смешивать разные виды практики и проч.

Развитие в человеке этой веры является сутью метода сознания Кришны. Есть три категории сознающих Кришну людей. К третьей категории относятся те, кто не обладает верой. Даже если формально они заняты преданным служением Господу, достичь высшей ступени совершенства они не смогут. Через некоторое время они, вероятнее всего, сойдут с этого пути. Они делают что-то в сознании Кришны, но из-за отсутствия твердой убежденности и веры им очень трудно идти по пути преданного служения. В ходе нашей миссионерской деятельности мы иногда встречаем людей, которые присоединяются к Движению сознания Кришны со скрытыми мотивами. Какое-то время они участвуют в его деятельности, но, поправив свое материальное положение, прекращают духовную практику и возвращаются к прежнему образу жизни. Совершенствоваться в сознании Кришны может лишь тот, кто обладает верой. Что касается степени развития веры, то человека, который, хорошо изучив священные писания, стал сведущ в науке преданного служения и обрел твердую веру, называют преданным первой категории. (Бхагавад Гита 9.3)

На какие элементы можно разделить шраддху?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.