Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект дохода. Торговую деятельность, направленную на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара






Торговую деятельность, направленную на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара, называют коммерцией.

Сердцевину коммерции составляют торговые операции по купле и последующей продаже, то есть перепродаже товаров. Для успешной коммерции необходимо соблюдение двух главных условий:

– покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке;

– платежеспособный спрос на данный вид товара должен быть достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения.

Торговля осуществляется в магазинах, на аукционах и ярмарках.

Магазин (от фр. magazin – хранилище, склад, амбар) – помещение для хранения и продажи товара.

Аукцион (от лат. auctio – публичные торги) – это продажа товаров на условиях состязательности между покупателями.

Ярмарки (от нем. yahrmarkt – ежегодный рынок) – это регулярно, периодически организуемый рынок, который функционирует в определенном месте в установленное время.

 

БИРЖА

В России первая биржа была создана Петром I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. К 1917 г. число российских бирж достигало 114. После 1917 г. биржевое дело угасло. В период НЭПа, в начале двадцатых годов оно возродилось, но в конце двадцатых годов биржи были ликвидированы и только в настоящее время начали возрождаться.

Биржа – это рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы.

В зависимости от предмета торгов различают товарные, фондовые (валютные) биржи и биржи труда.

Товарные биржи – это организованный рынок материальных, вещественных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т. д. Такие биржи называют специализированными. Биржи, на которых представлены разнообразные товары, называются универсальными.

Биржа не является местом непосредственной купли-продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты и на основе спроса и предложения формируются цены.

Фондовые биржи – это рынок ценных бумаг, главным образом, облигаций, на котором заключаются сделки об их купле-продаже с установлением цены. Торговля ценными бумагами ведется по принципу аукционной продажи, когда ценные бумаги приобретает тот, кто предложил наибольшую цену.

На валютной бирже происходит торговля крупными партиями валюты. Валютные биржи могут входить в состав фондовых.

На фондовых биржах устанавливается рыночная цена, т. е. биржевой курс (котировка) ценных бумаг, определяемый отношением рыночной цены к номинальной стоимости акции, облигации.

Биржи труда специализируются на организации процессов купли-продажи рабочей силы как специфического товара. Они выступают посредником между нанимателями и нанимающимися. Их функции: учет безработных и вакансий на предприятиях, оказание материальной помощи безработным, организация переподготовки и повышения квалификации работников.

Биржи организуются в государственной и частной формах, но чаще всего биржа – это акционерное общество. Доход биржи образуется за счет процента от стоимости продаж товаров, валюты, ценных бумаг, дохода от продажи брокерских мест и учредительских взносов.

В биржевой практике различают несколько типов сделок.

Форвардная сделка — это сделка с реальным товаром, когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный в контракте.

Фьючерсная сделка – это сделка с товарами, которых в момент заключения сделок в наличии нет. Фактически покупается не товар, а право на товар.

Опцион – это получаемое за плату (премию) право на приобретение товара или ценных бумаг по установленной цене. Эти права могут перепродаваться, что дает их держателям возможность получать спекулятивный доход при продаже прав в то время, когда цены на обусловленные товары или ценные бумаги повысились.

Хеджирование (от англ. hedge – ограждать, страховать) преследует цель обеспечить страхование от возможных потерь из-за резкого колебания цен. Сущность хеджирования состоит в том, что одновременно заключаются две сделки: сделка на немедленную поставку товара и контрсделка на продажу такой же партии товара через определенный срок. Цель состоит в том, чтобы компенсировать возможные потери от повышения цены при продаже товаров с немедленной поставкой за счет покупки на указанный срок. И, наоборот, продажа товара на срок компенсирует потери от понижения цены при покупке товара на условиях немедленной поставки.

Основными действующими лицами на бирже являются: брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

Брокер (от англ. broker – комиссионер) – посредник между продавцами и покупателями, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы. Брокеры имеют право осуществлять за счет своих клиентов все виды сделок. В роли брокеров могут выступать отдельные лица, брокерские конторы и даже целые брокерские фирмы.

Маклер (нем. makler) – это участник биржевых торгов, фиксирующий заключение сделок между членами биржи и получающий за это от них вознаграждение – куртаж. Часто маклеры являются служащими той биржи, на которой они опосредствуют заключение сделок.

Дилер (англ. dealer) – физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера складывается из разницы между ценой покупки и ценой перепродажи.

«Бык» – это участник торгов, играющий на повышении цен товаров: скупает товар в данный момент в расчете позднее продать его по более высокой цене.

«Медведь» – участник торгов, играющий на понижении цен, которая возникает в результате активной продажи при ограниченной покупке.

Биржа во всех ее формах, с одной стороны, входит в инфраструктуру рыночной экономики, с другой – является самостоятельной формой предпринимательства.

БАНК

Банковская система состоит из множества различных банков.

Коммерческий банк – юридическое лицо, осуществляющее банковские операции на коммерческой основе.

Эмиссионный банк – банк, имеющий монопольное право на выпуск банковских билетов. Эмиссионным является национальный банк страны.

Универсальный банк – кредитное учреждение, выполняющее все основные виды банковских операций (кроме эмиссии банкнот): депозитные, кредитные, фондовые, расчетные и др.

Специализированный банк – банк, выполняющий отдельные операции или обслуживающий отдельных клиентов. Такими банками являются инвестиционные, сберегательные, торговые, сельскохозяйственные, внешнеторговые, ипотечные и др.

Сберегательный банк – кредитное учреждение, специализирующееся на привлечении денежных сбережений и временно свободных денежных средств населения.

Инвестиционный банк – финансовая организация, специализирующаяся на операциях с долгосрочными вложениями преимущественно в сфере создания новых основных фондов.

Внешнеторговый банк – специализированный банк, осуществляющий кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов.

Венчурный банк – банк, осуществляющий кредитование «рисковых» проектов (разработки с неопределенным эффектом и др.).

Банки выполняют ряд важных функций. К ним относятся:

аккумулирующая функция (банки сосредотачивают в своих руках свободные денежные средства населения и юридических лиц);

посредничество в кредите (предоставление ссуды нуждающимся);

посредничество в платежах (банки являются посредниками во взаимных платежах и расчетах между юридическими лицами или гражданами;

создание денежных средств обращения (банкнот, чеков и т. д.).

Среди операций банка выделяются кредитные.

Кредитные операции подразделяются на активные и пассивные.

Пассивные операции заключаются в мобилизации денежных сбережений и доходов; за них банк платит проценты вкладчикам.

Активные – в предоставлении кредита; за них банк получает проценты.

Наибольшей статьей пассивов являются вклады (депозиты). Эти вклады делятся на две категории: срочные и до востребования.

Срочные вклады – это депозиты на заранее установленный срок (месяц, 6 месяцев, год и т. д.). Проценты по срочным вкладам обычно выше, чем по вкладам до востребования.

Вклады до востребования делятся, в свою очередь, на бессрочные и текущие.

Из аккумулированных средств банк должен формировать резервы, то есть наличные активы, чтобы выдать деньги по первому требованию вкладчиков. Банки заинтересованы в срочных вкладах, которыми можно свободно оперировать в пределах срока вклада.

ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

Информация в самом общем виде (от лат. information – разъяснение) – это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка.

Консалтинг (от англ. consulting – консультативный) – управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах.

Аудиторские компании (от англ. auditor – ревизор) – это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса.

Страховые компании – организации, создающие денежные (страховые) фонды за счет взносов ее участников, из средств которых возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями, несчастными случаями и иными обстоятельствами.

Налоговая инспекция – это государственный орган, на который возлагается проверка правильности уплаты налогов и других платежей в бюджет гражданами и юридическими лицами.

Торговая палата – это организация, содействующая развитию экономических отношений между различными странами

 

4. КОНКУРЕНЦИЯ

Конкуренция (от лат. соnсиrrеnтiа – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой.

Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, или за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. Эти виды конкуренции детально исследованы Марксом.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Эти вопросы явились предметом анализа неоклассиков.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

– на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;

– обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;

– покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;

– существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т. к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Монополия (греч.: «монос» – один, «полео» – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:

Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат – объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест – монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

 

5.4 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.

В российском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они вместе взятые являются признаками предпринимательства.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.

В производственном предпринимательстве осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства – основная.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции.

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Страховое предпринимательство — это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Как видно, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.

Осуществление разных комбинаций ресурсов – необходимое звено деятельности предпринимателя.

Они, по мнению Шумпетера, охватывают пять направлений.

1. Изготовление нового блага или создание нового качества старого блага.

2. Внедрение нового метода производства.

3. Освоение нового рынка сбыта.

4. Получение нового источника сырья или полуфабриката.

5. Проведение необходимой реорганизации производства.

На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации.

Это качество предпринимательства заметил Ж.Б. Сэй, который дополнил формулировку, данную А. Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.

Риск, как отмечалось, – один из основных признаков предпринимательства.

Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

Различают несколько видов риска: производственный, коммерческий, финансовый, кредитный и процентный.

Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную.

Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая модель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, а на возможности привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Предпринимательство существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы.

В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное.

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.

Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. В предпринимательстве выделяют три вида:

1) индивидуальное, или частное;

2) товарищество, или партнерство;

3) корпорация (акционерное общество).

5 ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕОРИИ ФИРМЫ

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Акционерное общество – это общество, капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах своих акций.

Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.

Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.

Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. transactio – сделка).

Термин «трансакционные издержки» впервые применен лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, ведения переговоров, разработки системы стандартов и контроля над ней, содержания юридической системы, некорректного поведения партнеров и т. д.

Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

Необходимым звеном является определение стратегии фирмы.

Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Банкротство (итал. Banko – банк, rotto – сломать) – это признанная судом или арбитражем абсолютная неплатежеспособность должника и неспособность его в связи с этим осуществлять экономическую деятельность с целью погашения долгов.

Для начала деятельности фирма должна иметь стартовый капитал.

Стартовый капитал – это первоначально вложенный капитал плюс текущие затраты на начальное ведение производства.

Производственный капитал – это выраженные в стоимостной форме факторы производства, функционирующие в замкнутом воспроизводственном цикле.

В соответствии со способом переноса стоимости используемого производственного капитала на стоимость созданного товара различные по натурально-вещественной форме его элементы делятся на две группы – основной капитал и оборотный капитал.

К основному капиталу относятся здания, оборудования и т. п. Они многократно используются в производственных циклах и переносят стоимость по частям.

К оборотному капиталу относятся сырье, материалы, рабочая сила. Они используются полностью и переносят стоимость в течение одного производственного цикла.

Процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара и аккумулирование ее в амортизационном фонде называется амортизацией.

Физический износ основного капитала – это потеря им потребительной стоимости.

Моральный износ – это потеря стоимости по двум причинам:

1) создание аналогичных, но более дешевых средств труда;

2) выпуск более производительных средств труда при той же цене.

Учет физического и морального износа имеет большое значение для установления норм амортизации.

 

6. ДОХОДЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ПРИБЫЛь

Определение этой категории современными западными экономистами представляет собой компромиссное соединение различных вариантов, главными из которых являются следующие:

1) прибыль – это доход от всех факторов производства, то есть рента, процент и заработная плата;

2) прибыль – это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований;

3) прибыль – это плата за риск и неопределенность.

Современные представления о прибыли разрабатываются в русле трех основных направлений: кейнсианского, институционально-социологического и неоклассического.

Кейнсианцы исследуют совокупную прибыль на уровне макроэкономикикак часть национального дохода.

В институционально-социологических теориях прибыль изучается с позиций социальных, внешнеэкономических факторов: забота о благе всех членов общества и т. п.

В неоклассических теориях, наиболее полных, исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли.

Фирма подсчитывает валовой, средний и предельный доходы.

Валовой доход равен выручке от реализации всей продукции.

Средний доход рассчитывается на единицу проданной продукции.

Предельный доход есть приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции.

С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между валовыми доходами от продажи товаров и издержками производства.

В зависимости от того, что включается в состав издержек, экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовыми доходами и внешними издержками, т. е. платой за ресурсы поставщиков.

Экономическая прибыль – это разница между валовыми доходами и экономическими издержками, которые включают в себя внешние, внутренние издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину внутренних издержек.

Нормальная» прибыль – это основное понятие прибыли в неоклассической модели «совершенной конкуренции».

Считается, что «нормальная» прибыль – это доход фирмы настолько высокий, чтобы удержать ее «в деле».

ПРОЦЕНТ НА КАПИТАЛ

Каждый фактор производства – труд, земля, капитал – приносит соответствующий доход: заработную плату, ренту, процент.

Строго говоря, рыночная экономика предполагает оплату в виде процента любого предоставляемого в кредит ресурса.

Однако первоначально процент рассматривался как цена ссудного капитала, то есть того капитала, который предоставляется функционирующим предпринимателям банками.

Благодаря развитой системе кредита, банки обладают способностью порождать новые деньги.

Риск. Чем больше шанс, что заемщик не выплатит ссуду, тем больший ссудный процент будет взимать кредитор.

Срочность. Долгосрочные ссуды обычно выдаются по более высоким ставкам процента, чем краткосрочные, т. к. долгосрочные кредиторы могут понести финансовый ущерб из-за отказа от альтернативного использования своих денег.

Размер ссуды. Как правило, на меньшую ссуду ставка процента выше. Причина в том, что административные расходы крупной и мелкой ссуды почти совпадают.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА

Земля и ее недра, являясь одним из трех факторов производства, приносят доход, называемый рентой.

Земля обладает важной особенностью: в отличие от двух других факторов (труд, капитал), которые являются свободно воспроизводимыми, предложение земли ограничено: ее количество является величиной данной, фиксированной и не подлежащей увеличению. Поэтому предложение земли неэластично.

К.Маркс. Дифференциальная рента – это разница между общественной и индивидуальной ценами производства. На худших участках она не возникает.

Абсолютная рента – это рента, имеющаяся на всех без исключения участках земли. Она появляется как разница между стоимостью сельскохозяйственной продукции и ее ценой производства: первая выше последней. Снижению стоимости мешает частная собственность на землю. Отсюда вывод: необходима национализация земли.

Неоклассическое направление пользуется другим подходом: его представления исходят из концепции предельных издержек.

Неоклассиков в отличие от Маркса интересует не то, кем создается рента, а то, от чего зависит уровень, на котором она устанавливается.

Итогом исследования этого вопроса являются два вывода:

1. Уровень ренты находится в прямой зависимости от неэластичности предложения.

2. Уровень ренты зависит от спроса на конечный продукт. Например, если цена и спрос на пшеницу снизились, то уменьшится и спрос на землю, где она выращивалась. Значит, упадут ставки арендной платы. Возможна обратная ситуация.

В рыночной экономике земля является объектом купли-продажи и имеет цену. Владелец земли стремится продать ее за такую сумму (цену), которая, если положить ее в банк, будет приносить ежегодный процент, равный ежегодной ренте.

Поэтому цена земли зависит от двух величин:

1) размеров земельной ренты, которую можно получить, став собственником земли;

2) ставки ссудного процента.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, СУЩНОСТЬ, УРОВЕНЬ, ДИНАМИКА

Труд, как и остальные факторы производства, приносит доход, называемый заработной платой. Заработная плата выступает как вознаграждение за труд. Эта бесспорная истина признается всеми исследователями. Но на этом их единство в трактовке заработной платы заканчивается и появляются различия.

Марксистская концепция основана на том, что, во-первых, в качестве заработной платы оплачивается не труд, а способность работника к труду, то есть его рабочая сила, которая определяется стоимостью средств существования рабочего и его семьи. Труд же, будучи источником стоимости, сам ее не имеет. Во-вторых, в качестве заработной платы оплачивается не весь продукт труда, а лишь необходимый, то есть тот, который возмещает стоимость рабочей силы.

Вывод: заработная плата – это форма стоимости и цены рабочей силы.

Позиция неоклассиков принципиально иная. Во-первых, они рассматривают заработную плату как цену труда. Во-вторых, их интересует не столько сущность заработной платы, сколько ее уровень, который традиционно определяют соотношением спроса и предложения.

При равенстве спроса и предложения на труд образуется равновесный уровень заработной платы.

Рост спроса на труд повышает заработную плату.

Падение спроса на труд снижает ее.

В свою очередь спрос на труд определяется предельным продуктом, то есть приростом продукта при увеличении занятости на одного работника: если предельный продукт от использования труда выше, чем от использования других факторов, то спрос на труд повышается, и наоборот.

На предложение труда влияют:

Численность в стране трудоспособного населения.

Продолжительность рабочего дня.

Уровень квалификации и профессиональной подготовки населения.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Под номинальной понимается та сумма денег, которую получает работник за свой труд.

Реальная заработная плата измеряется массой жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен и тарифов на товары и услуги.

Заработная плата существует в двух формах – повременной и поштучной (сдельной).

Повременная заработная плата определяется продолжительностью труда. Ее мерой является оплата часа труда.

При поштучной (сдельной) оплате заработок находится в зависимости от количества произведенного продукта. Ее размер определяется путем умножения расценки за одно изделие на количество изделий.

7. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

Инвестиции – это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли как внутри страны, так и за ее пределами с целью получения прибыли.

Направления инвестиций:

• строительство новых производственных зданий и сооружений;

• закупки нового оборудования, техники и технологии;

• дополнительные закупки сырья и материалов;

• строительство жилья и объектов социального назначения.

Соответственно этим направлениям различают:

• инвестиции в основной капитал;

• инвестиции в товарно-материальные запасы;

• инвестиции в человеческий капитал.

Различают также валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции – это затраты на замещение старого оборудования (амортизация) + прирост инвестиций на расширение производства.

Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.

Если чистые инвестиции составляют положительную величину, то экономика развивается.

Если чистые инвестиции составляют нулевую величину (валовые издержки и амортизация равны), то экономика находится в состоянии статики.

Если чистые инвестиции составляют отрицательную величину (валовые издержки меньше амортизации), то это свидетельствует о снижающейся деловой активности.

К факторам, определяющим инвестиционный спрос, относятся:

• ожидание нормы прибыли;

• ставка банковского процента.

Зависимость здесь следующая: если ожидаемая норма прибыли высока, то инвестиции будут расти. Ставка процента – это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал.

Если ожидаемая норма прибыли (например, 10 %) превышает ставку процента (скажем, 7 %), то инвестирование будет прибыльным, и наоборот).

Кроме производных (зависимых) выделяют так называемые автономные (независимые) инвестиции.

8. ВАЛЮТА и ВАЛЮТНЫЙ КУРС

Внешнеэкономические связи между странами вызывают необходимость обмена их валют.

Валюта – это денежная единица страны.

Каждая страна имеет собственную национальную валютную систему, сформированную на основе национального законодательства с учетом норм международного права.

На основе национальных валютных систем образуется мировая валютная система.

Обмен валют и расчеты между государствами осуществляются на основе валютного курса.

Валютный курс – это цена денежной единицы данной национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты другой страны.

При золотом стандарте курс валют был твердый. Он основывался на золотом паритете (лат. paritas – равенство). Мерой веса золота была тройская унция, приравненная к 31, 1 г золота. Если, например, золотое содержание английского фунта стерлингов составляло 1/4 унции золота, а доллара США – 1/20, то их валютный курс составлял 1: 5, т. е. 1 фунт стерлингов был равен 5 долларам.

Уместно заметить, что золотое содержание рубля до 1917 года равнялось 0, 774232 г золота, а совсем недавно, в 60—90-х годах, 1 рубль равнялся 0, 987672 г золота. Один доллар в эти годы был равен 0, 888571 г. Курс доллара к рублю был равен: 1 долл.= 0, 8996 копейки! Справедливости ради отметим, что это соотношение не учитывало покупательную способность обеих денежных единиц, лишь их золотое содержание.

После официального прекращения обмена доллара на золото (1971 г.) твердые курсы валют уступили место плавающим.

Плавающий курс валют определяется не золотом, а спросом и предложением на валюту. А на спрос и предложение иностранной валюты, следовательно, и на валютный курс влияет вся совокупность как внутренних, так и внешних экономических отношений страны: национальный доход и уровень издержек производства; реальная покупательная способность денег и уровень инфляции в стране; уровень доверия к национальной валюте на мировом рынке и т. д.

Соотношение курсов валют может изменяться методами девальвации и ревальвации.

Девальвация – это понижение курса одной валюты по отношению к другим валютам.

Девальвация валюты делает импорт (в местной валюте) дороже, а экспорт (в местной валюте) дешевле, тем самым вызывая уменьшение импорта и увеличение экспорта и помогая ликвидировать дефицит платежного баланса.

Ревальвация – это повышение курса одной валюты по отношению к другим валютам.

Целью ревальвации является устранение положительного сальдо в платежном балансе страны и избыточного накопления международных резервов. Ревальвация делает импорт более дешевым (в местной валюте) и экспорт более дорогим (в валюте покупателя), поощряя этим дополнительный импорт и понижая спрос на экспорт. Каждый из этих двух методов может осуществляться как при плавающем, так и при фиксированном (твердом) валютном курсе. В последнем случае он проводится в административном порядке.

Купля-продажа иностранных валют происходит на валютном рынке. Эту функцию могут осуществлять как частные торговцы валюты, так и органы ЦБ. Операции с иностранной валютой проводятся либо на условиях немедленной поставки валюты (сделка СПОТ), либо в виде срочных сделок в течение 1–3 месяцев (сделки форвардные).

Ведущими центрами валютных операций являются Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Гонконг.

Для включения национальной экономики в мировую важно, чтобы национальная валюта была конвертируемой.

Конвертируемость валюты – это способность национальной денежной единицы свободно использоваться в различных международных расчетах.

С точки зрения режима обращаемости различают свободно конвертируемую валюту (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую.

СКВ опосредствуют международные расчеты, т. е. выполняют функции мировых денег.

Большинство стран имеют частично обратимые валюты.

К неконвертируемым относятся валюты стран, правительства которых применяют жесткие меры по ввозу, вывозу, обмену, по продаже и покупкам национальной и иностранной валюты. К ним в основном относятся валюты развивающихся стран.

Функционирование международной валютной системы осуществляется международными финансовыми организациями, к числу которых относятся: международный валютный фонд (МВФ), международный банк реконструкции и развития (МБРР), организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), международная ассоциация развития (МАР) и др.

 

Лекция 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. СПРОС, ЗАКОН ПАДАЮЩЕГО СПРОСА

Объемом спроса на какой-либо товар или спрос на товар называют максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или население в целом в единицу времени при определенных условиях.

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

Цена спроса определяется размером дохода.

Функция спроса — это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Количество вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить графически. Предположим, что при цене 5 долл. за единицу товара всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 долл. за единицу товара — 11, при цене 3 долл. — 12, при 2 долл. — 15 единиц и при цене 1 долл. — 20 единиц. Если цены за единицу товара отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос, по оси абсцисс, то мы получим следующий график

Такое соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса или кривой спроса. Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени. На рис. кривая D опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.

Закон падающего спроса или закон спроса гласит – если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.

Этот закон впервые сформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обоснованно и не противоречит рынку. Закон падающего спроса А. Курно формулируется как D = f(P),; D — спрос; f — функция; P — цена.

Данный закон выражает следующую зависимость:

♦ цены имеют тенденцию к снижению;

♦ при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;

♦ но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены;

♦ отсюда кривая спроса — убывающая.

Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует как тенденция. Спрос является функцией всех факторов: D = F (P, I, Z, W, Рsub, Рcom, N, В), где I — доход; Z — вкусы; W (waiting) — ожидания; Psub — цена на товары субституты; Pcom — цена на комплиментарные товары; N — количество покупателей; B — прочие факторы.

Нормальная кривая спроса имеет отрицательный наклон, что характеризует обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Но иногда случается так, что домашнее хозяйство реагирует совершенно иначе, чем оно должно реагировать в соответствии с законом спроса. Это тот случай, когда при растущих ценах оно покупает больше, а при падающих – меньше.

Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Линия спроса на товары Гиффена имеет положительный наклон.

Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса:

• снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене с целью подчеркнуть свое социальное положение (эффект сноба);

• эффект Веблена – явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном, так как им свойственно демонстративное потребление;

• товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество (эффект предположительного качества);

• в ожидании дальнейшего роста цен потребители увеличивают объем закупок (эффект ожидаемой динамики цен).

Принято различать изменение объема спроса и изменение спроса.

Изменение объема спроса – это движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цены данного товара при неизменности прочих факторов (рис. 7.2, а).

Изменение спроса (изменение характера спроса) – сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его вкусов, цен на другие товары и прочих факторов, кроме изменения цены самого товара (рис. 7.2, б).

 

Рис. 7.2. Графическое выражение зависимости между ценой товара и объемом спроса.

До сих пор мы говорили об индивидуальном спросе, принимая без обсуждения аксиому независимости потребителя, смысл которой сводится к тому, что удовлетворение отдельного потребителя не зависит от объема и структуры потребления других лиц. Следовательно, и объем спроса отдельного потребителя не зависит от объема спроса других.

Для практических целей важное значение имеет определение рыночного спроса, который представляет собой сумму значений индивидуального спроса всех потребителей при каждой возможной цене. В этом случае:

 

 

 

где м – число потребителей;

Qi – объем рыночного спроса на i-й товар;

qij – функция спроса на i-й товар j-го потребителя.

Графически суммарная кривая рыночного спроса представлена на рис. 7.11.

 

 

Рис. 7.11. Суммарная кривая рыночного спроса.

Кривая рыночного спроса имеет изгиб (точка К), потому, что некоторые потребители не желают совершать покупки по ценам, которые другие потребители находят приемлемыми.

Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара.

 

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах, при изменении независимой величины на 1 %.

У = f (Х)

 

Формула точечной эластичности:

 

 

Формула дуговой эластичности:

 

 

Коэффициент прямой эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

 

 

Если цена будет увеличиваться, объем спроса будет уменьшаться (эластичность спроса по цене отрицательна). Если цена будет снижаться, объем спроса увеличится, эластичность вновь имеет знак минус.

Пренебрежем знаком и сконцентрируемся только на значении показателя, определяя, является ли спрос эластичным или неэластичным.

Диапазон эластичности распространяется от нуля до бесконечности. Поэтому различают несколько групп ценовой эластичности спроса.

Эластичный спрос (е > 1) – ситуация, при которой объем спроса изменяется на больший процент, чем цена.

Неэластичный спрос (е < 1) – ситуация, когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена.

Совершенно эластичный спрос (е = ∞) – ситуация, когда при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены – полностью отказываются от товара.

Совершенно неэластичный спрос (е = 0) – изменение цены не влечет за собой изменение объема спроса.

Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса представлена на рис. 7.12.

 

Рис. 7.12. Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса.

 

Эластичность спроса по цене может иметь совершенно различные значения для разных видов товаров. Это зависит от ряда факторов.

1. Наличие на рынке товаров-заменителей. Чем больше таких товаров-заменителей, тем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар, тем больше людей переключится с данного товара на его заменители. Если товары-заменители отсутствуют, спрос на товар становится совершенно неэластичным. Если цена на повседневные продукты питания повысится, спрос на них снизится крайне незначительно, так как альтернативы этим продуктам не существует.

2. Разнообразие возможностей (направлений) использования данного товара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность.

3. Период времени, прошедший с момента повышения цен. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время. За это время потребитель найдет альтернативу подорожавшему товару и восстановит модель своего потребительского поведения.

4. Доля расходов потребителя на тот или иной товар. Спрос более эластичен на товары, доля расходов на которые в структуре доходов потребителя более высокая. Очевидно, что соль имеет весьма низкую эластичность спроса по цене. Это объясняется тем, что мы тратим на покупку соли такую маленькую часть нашего дохода, что повышение цены на этот продукт не приведет к значительному росту наших расходов.

5. Степень насыщения потребностей. На стадии начального насыщения спроса даже небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж, а по мере насыщения потребностей эластичность спроса снижается.

6. Специфика рынков. Чем более какой-то товар потребителю необходим, тем менее эластичен спрос на него. Человек с сахарным диабетом нечувствителен к повышению цен на инсулин.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1 %.

 

Классификация товаров по значению коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене:

– взаимозаменяемые товары (е > 0), объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны;

– взаимодополняемые товары (е < 0), объем спроса на которые и цены других товаров обратно пропорциональны;

– независимые товары (е = 0), объем спроса на которые и цена другого товара не связаны друг с другом.

Знание перекрестной эластичности важно для фирмы по следующим причинам. Во-первых, перекрестная эластичность показывает реакцию на изменение цен продуктов, конкурирующих с данным. Во-вторых, она позволяет четче обозначить круг товаров-конкурентов.

Фирмы заинтересованы в том, чтобы знать, какой может быть реакция объема спроса на изменение потребительского дохода.

 

 

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЗАКОН ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Объемом предложения какого-либо товара или предложение товара называют максимальное количество этого товара, который согласен поставить на рынок производитель, или их группа в целом в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения – это минимальная цена, которую производители хотят получить при продаже данного количества товара.

Цена предложения определяется размером издержек и величиной прибыли.

Функция предложения — это функция, определяющая зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения при прочих неизменных условиях.

Закон изменения предложения.

На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат означает движение цены (Р). В ситуации, когда при цене 5 долл. за единицу товара предложение товара составит 18 изделий, при цене 4 долл. — 16, 3 долл. — 12, 2 долл. — 7 и при 1 долл. — ни одного изделия, график предложения получит форму кривой предложения (рис. 10.7). Кривая предложения — это кривая, показывающая, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Антуан Огюстен Курно описал математически в виде формулы S = f(P),

где S — предложение; f — функция, и назвал ее законом изменения предложения.

Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

На кривую предложения все возрастающую роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменять предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в ней ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т. е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая. Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение: S=f(P, Pr, K, T, N, B), где Pr — цены ресурсов; K — характер применяемой техно- логии; T — налоги и субсидии; N — количество продавцов; B — прочие факторы. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара (см. рис. 10.7). Изменение предложения происходит, когда меняются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо, в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1 Q2 > Q1, а при цене P2 Q3 > Q2 (рис. 10.8) Рис. 10.8.

Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево, в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).

 

4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Коэффициент прямой эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится объем предложения блага, если его цена изменится на один процент:

 

 

Если еS > 1 – предложение называется эластичным, если е S < 1 – неэластичным и если е S = 1 – единичным.

В случае многономенклатурного производства объем предложения каждого продукта зависит не только от его цены, но и от цен других продуктов, выпускаемых данной фирмой. Количественной характеристикой такой зависимости является коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене (е Sij), который показывает, на сколько процентов изменится объем предложения блага i при изменении цены блага j на один процент:

 

 

Большинство совместно производимых благ для производителя взаимозаменяемы (еSij < 0). Если еSij > 0, то для производителя эти блага являются взаимодополняемыми.

К числу факторов, определяющих эластичность предложения по цене, относятся:

– рост производственных расходов по мере роста объемов производства. Чем меньше дополнительные расходы на производство дополнительного объема продукции, тем больше оснований для того, чтобы предприятия производили продукцию при заданном повышенном уровне цен, а значит, тем эластичнее будет предложение;

– временной период. В мгновенном периоде предложение в высшей степени неэластично. В длительном периоде эластичность предложения выше, чем в коротком. Ведь за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. Зато в долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ.

 

 

Лекция 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения графически отражено на рис. 9.1.

 

Рис. 9.1. Взаимодействие спроса и предложения.

Сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.

Равновесие – ситуация, при которой при данной цене величина объема спроса равна величине объема предложения.

Равновесная цена – цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Экономические величины, которые оказывают воздействие на цену, в ходе хозяйственной деятельности подвергаются непрерывным изменениям. Поэтому равновесие в динамическом аспекте встречается лишь в редких случаях, и если оно достигается, то только на короткое время. Причинами подобных изменений могут быть, например, изменения в доходах, перемены во вкусах, в моде, изменение цен на факторы производства и внедрение новых технологий. Если эти остававшиеся ранее в функции спроса и предложения неизменные величины начинают варьироваться, то происходит смещение кривых спроса и предложения вправо и влево и, следовательно, изменение рыночного равновесия (рис. 9.2 и 9.3).

Рис. 9.2. Влияние изменения спроса и предложения на рыночное равновесие (изменяется одна из величин)

Рис. 9.3. Влияние изменения спроса и предложения на рыночное равновесие (изменяются обе величины)

Понижение цен происходит только тогда, когда растет предложение (рис. 9.2, а) или падает спрос (рис. 9.2, б).

Повышение цен происходит только в том случае, если падает предложение (рис. 9.2, в) или растет спрос (рис. 9.2, г).

Если растут предложение и спрос, то во всех трех случаях увеличивается количество, в то время как цена падает (рис. 9.3, а), повышается (рис. 9.3, б) или остается неизменной (рис. 9.3, в).

2. ЕДИНСТВЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ РАВНОВЕСИЯ

Появление точки равновесия рынка, как было показано выше, связано с пересечением линий спроса и предложения. Если названные линии не пересекаются, то это свидетельствует об отсутствии равновесия. На рис. 9.4 показаны две подобные ситуации.

 

Рис. 9.4. Отсутствие равновесия.

 

На рис. 9.4, а линия предложения превышает линию спроса, а значит, цена предложения всегда выше цены спроса. Учитывая, что рыночная цена в принципе не может превышать цену спроса, можно предположить, что производство такой продукции убыточно, и она, скорее всего, не появится на рынке. Этот же случай может быть применим к новой продукции, когда технология производства еще не отработана, но фирма сознательно идет на убыточное производство, зная, что в ближайшем будущем положение изменится и продукция станет рентабельной.

На рис. 9.4, б при любой цене (в том числе и при Р = 0) объем спроса меньше объема предложения. Следовательно, все потребности людей в данном благе удовлетворяются самой природой бесплатно и потому в его производстве нет никакой необходимости.

В некоторых случаях линия спроса может пересекаться с линией предложения не в одной, а в двух точках. Такая ситуация представлена на рис. 9.5. Здесь линия предложения (при движении по ней снизу вверх) меняет положительный наклон на отрицательный. В результате возникают две точки равновесия – Е 1 и Е 2.

 

 

Рис. 9.5. Неединственность равновесия.

Более неопределенная ситуация с рыночным равновесием показана на рис. 9.6. Здесь линии спроса и предложения имеют общий вертикальный участок АВ, которому соответствует один равновесный объем Q е и множество цен равновесия Р е. В связи с этим можно сказать, что данный рынок имеет множество равновесных состояний.

Рис. 9.6. Неопределенность равновесия.

Выведенный из состояния равновесия рынок может через какой-то промежуток времени вернуться в это состояние (или не возвращаться). Эта проблема носит название проблемы устойчивости (стабильности) равновесия.

Стабильностью равновесия называют способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил.

Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка представляется необязательным, рынок сам поддерживает сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойствами стабильности, то регулирование рынка становится необходимым.

Анализ устойчивости рыночного равновесия исследуется с помощью «паутинообразной модели» (рис. 9.7).

 

 

 

Рис. 9.7. Паутинообразная модель.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому.

Паутинообразная модель – модель, отображающая рыночную ситуацию, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода (т), а объем предложения – на основе цены предыдущего периода (т – 1).

На графике рис. 9.7, а низкая цена Р 1 вынудит часть производителей покинуть данный рынок. Сократившееся предложение вызовет дефицит и как следствие повышение цен до Р 2. Это, в свою очередь, через какое-то время приведет к расширению объема предложения. В дальнейшем процесс пойдет по той же схеме, и в итоге производители «нащупают» равновесную цену. На графике рис. 9.7, б отклонение от равновесия увеличивается, а на рис. 9.7, в – отклонение от равновесия стабильно держится на одном уровне.

Устойчивость (рис. 9.7, а) или неустойчивость (рис. 9.7, б, в) рыночного равновесия определяются углами наклона линий спроса и предложения или эластичностью спроса и предложения.

Паутинообразная модель обычно используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, где большой временной интервал, например, между севом и сбором урожая обусловливает запаздывание реакции предложения на изменение цены.

Примером паутинообразной модели может быть не только рынок сельскохозяйственной продукции. Она применима почти во всех случаях, когда спрос зависит от текущих цен, а предложение реагирует с некоторым временным отставанием. Это можно наблюдать, например, на биржевом рынке ценных бумаг и валюты. Спрос на биржах мгновенно реагирует на текущие корректировки, а предложение меняе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.