Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Далее следует рефлексия на тему прочитанного. Все, что пишется дальше, авторская точка зрения, не претендующая на истину в последней инстанции (и даже наоборот






Все, что пишется дальше, авторская точка зрения, не претендующая на " истину в последней инстанции" (и даже наоборот, автор призывает к дискуссии), поэтому дальше не встречаются фразы типа я думаю, по-моему мнению и т.д. – они считаются принадлежащими каждой фразе текста " по умолчанию".

Первое, что пришло в голову – ДИАЛЕКТИКА должна буквально пронизывать все содержание обучения и воспитания.

1. Саму фразу " После трех поздно", нельзя понимать буквально. Какими бы не были первые три года человека, жизнь продолжается, и ее содержание в последующем может повлиять в обе стороны (худшую и лучшую) на конечный результат. С чем же, безусловно, можно согласиться, это с тем, что эффективное влияние в течение первых трех лет жизни ребенка может послужить лучшей основой для последующего влияния.

2. Декларируемая автором цель раннего развития – счастье ребенка. Однако результативность раннего развития им же в собственной книге оценивается в профессиональной успешности: великий музыкант, выдающийся ученый, эффективный менеджер, первоклассный спортсмен и т.д. А на более ранней стадии – лучший в чем-то в классе, школе, городе, стране, мире.

3. Само понятие " развитие" диалектически состоит из обучения и воспитания, где " в дистиллированном виде" под обучением понимается усваивание знаний и получение практических навыков, а под воспитанием – выработка определенных свойств человеческой личности. Но в реальности и то, и другое взаимопереплетено и взаимовлияюще.

4. Методы, применяемые для обучения и воспитания, диалектичны по своей природе (например, доброта и строгость).

Тогда возникает вопрос – если все так зыбко (диалектично, по- научному), то как же тогда определить, что хорошо, а что плохо?

Ответ:

1) ПРАКТИКА - критерий истины.

Если Вы (как родитель или учитель) добились того, что задумали – значит, поступали правильно, если нет – значит неправильно.

2) Непрерывная рефлексия

Непрерывный анализ, что получается, а что нет, позволит чутко и быстро реагировать и корректировать свое влияние.

Когда и как начинать?

У человека имеются пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как только Вы можете без ущерба для здоровья ребенка воздействовать на какой-то из них - можно начинать! Активизация органа чувств вызывает взаимодействие с мозгом – есть контакт!

Зачем?

Если Вы родитель, Вам жить в одной квартире со своим ребенком лет двадцать, как минимум. Эти 20 лет будут приятнее, если Вам будет комфортно жить рядом с ребенком.

Если учитель – то учить 4-7 лет – тоже время и нервы.

Возрастная диалектика

Сплошь и рядом биологический возраст ребенка и его развитие (обученность / воспитанность) никак не коррелируют.

Причем в обе стороны: одна часть детей (и чем дальше, тем она больше) не умеет, то, что вроде бы по общепринятым нормам должен уметь каждый ребенок этого возраста, другая (численностью поменьше, разумеется) – умеет то, чего не умеет большинство сверстников.

Поэтому более разумным представляется выстраивание ПЛАНИРУЕМОГО ДЕРЕВА РАЗВИТИЯ, определяющее порядок и пререквизиты каждого пункта развития и постепенное ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ движение по этому дереву с каждым ребенком персонально и всеми, какие у Вас есть в распоряжении, вместе.

Для обучения программированию у нас уже выстроена подобная система и многолетним успешным функционированием доказала свою эффективность (хотя она продолжает и будет продолжать развиваться).

Для обучения подготовленности к обучению программированию (или в более широком смысле – к обучению в школе) мы разрабатываем курс " Учимся думать" – основанный на выполнении продуманной системы заданий на компьютере, интегрированной с системой дистанционного обучения DL.GSU.BY для фронтальной работы. Этот курс, очевидно, в определенной мере способствует достижению поставленной цели, но в большей степени пока просто показывает уровень текущей подготовки (достигнутый самим ребенком и его родителями до встречи с нами).

Для того, чтобы сделать наш курс " Учимся думать" реально эффективным средством подготовки (с нуля, как это мы любим), нужно очертить набор ПРЕРЕКВИЗИТОВ (что должен уметь ребенок, прежде чем попадет к нам).

Есть опыт работы с трехлетней Машей Копиченко. Поэтому пререквизит по возрасту можно так и определить (ПОКА?) – 3 года.

А еще?

Умение ходить и говорить.

Все?

Оля Копиченко говорила, что у нее есть первоклассник, который пока совсем-совсем не в ладах с мышкой (не ассоциируется движение мыши по столу и курсора по экрану).

Мне кажется, в перспективе эту проблему мы можем и должны решить (серией специальных заданий за столом и за компьютером).

Планируемое дерево развития от рождения до 3 лет (или до 6 лет, то есть до поступления в 1 класс).

Сначала нужно установить, ЧЕМУ нужно научиться. Затем определить в какой последовательности (дерево). Потом – с помощью каких упражнений (Упражнения рождают мастерство – Тацит). Дальше идут " наметки" такого дерева, которые еще развивать и развивать.

Различение разных предметов

Нахождение одинаковых предметов

На улице: сбор (только) шишек, палочек, камешков, мелков

Классификация:

Саша (1 год и 9 месяцев) ПО СОБСТВЕННОЙ инициативе разложил колоду карт в 3 кучки (красные, черные, картинки)

Абстракция (подобие, обобщение):

Саша с удовольствием сопоставляет сущности. Например, увидев картинку холодильника, бежит показывать реальный холодильник. Или на картинку самолетика в книжке кладет деревянный самолетик. Или букву А из деревянной азбуки кладет на картинку с буквой А в книжке.

Понимание (уметь выбрать, принести то, что попросил родитель/учитель):

Цвет: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый.

Размер: маленький, большой, средний.

Вес: легкий, тяжелый

Скорость: медленный, быстрый.

Материал: мягкий, твердый

Слова: части тела, одежда, посуда, мебель, транспорт, природа

Буквы: русские от А до Я большие

Цифры: от 0 до 9

Как дальше развивать эти наметки:

Надо вставить наш список базовых мыслительных операций и перечень (из стандарта) готовностей к школе, а затем попытаться выстроить ДЕРЕВО в каком порядке овладевать всем этим и с помощью каких упражнений за компьютером и без него (дома, на улице).

4.4. А в школе?

Электронный учебный курс «Учимся думать», содержащий задания на развитие базовых мыслительных операций впервые был внедрен в практику эксплуатации с сентября 2008 года. В 2008-2009 учебном году в нем поработали 156 школьников, в основном, г. Гомеля и Гомельской области. В 2009-2010 году в курсе «Учимся думать» зарегистрировано уже 737 школьников, студентов, преподавателей информатики из г. Гомеля, Гомельской области, Республики Беларусь. Дело в том, что 2008-2010 году практически ежеквартально на базе кабинета информатики ГУО СОШ27 проводились семинары для учителей информатики г. Гомеля и Гомельской области. Практически все участники таких семинаров во время практической его части работали в данном курсе.

В 2009-2010 учебном году в курсе «Учимся думать» фронтально работали все ученики 1, 2, 3 и 5 классов СШ27. В результате полностью с курсом «Учимся думать» справились 49 учеников первого класса, 67 учеников второго класса, 54 ученика третьих классов и 55 учеников пятых классов. Система DL автоматически ведет учет количества времени потраченного каждым учеником на процесс обучения. Далее на базе этой информации могут быть получены различные статистики о времени обучения. В том числе, минимальное, максимальное и среднее время (в часах и минутах) прохождения курса по классам.

Таблица 4.4.1. «Учимся думать»

  1 класс 2 класс 3 класс 5 класс
Минимальное время 10: 26 05: 32 05: 53 05: 41
Максимальное время 33: 02 18: 40 18: 42 16: 54
Среднее время 17: 34 11: 16 10: 10 09: 24
Количество учеников        

 

Сравнивая минимальное, максимальное и среднее время работы по классам (среди тех, кто смог полностью справиться с курсом), можно заметить существенную разницу между первым и вторым классом и минимальную (почти отсутствующую) разницу между вторым и последующим классами. Напрашивается вывод о том, что обучение в первом классе в существенной степени развивает мыслительные навыки большинства школьников. Другое важное наблюдение – о сильной дифференциации в подготовке учеников, которая НЕ НИВЕЛИРУЕТСЯ по мере перехода учеников из класса в класс: сильные ученики выполняют работу в три раза быстрее слабых как в первых классах, так и во всех последующих. Причем речь идет о тех слабых, которые полностью справились с комплектом заданий «Учимся думать», но ведь есть множество детей, которые не смогли и этого сделать. В то же время, анализируя среднее время, можно заметить существенное улучшение результатов учеников во втором классе относительно учеников первого класса, и значительно меньшее улучшение результатов учеников третьего класса по отношению к ученикам второго класса и результатов учеников пятого класса по отношению к третьему классу.

После завершения комплекта заданий «Учимся думать», школьники переходят в следующий комплект заданий «Пропедевтика слов».

Таблица 4.4.2. «Пропедевтика слов»

  1 класс 2 класс 3 класс 5 класс
Минимальное время 01: 34 00: 36 00: 31 00: 25
Максимальное время 05: 03 03: 55 04: 13 02: 54
Среднее время 02: 45 01: 53 01: 20 01: 03
Количество учеников        

 

Практически все задания содержат необходимые подсказки, поэтому время полного выполнения этого комплекта заданий в значительной степени определяется навыками работы с клавиатурой и мышкой, а также базовыми навыками мыслительной деятельности. И снова наблюдается трехкратная разница во времени прохождения между лучшим второклассником и лучшим первоклассником и несущественные отличия между лучшими учениками вторых, третьих и пятых классов. Также заметно, что среднее количество учеников справившихся с комплектом заданий «Пропедевтика слов» сильно зависит от класса – от 9 в первом классе до 42 в пятом классе.

После выполнения комплекта заданий «Пропедевтика слов», ученики переходят к выполнению комплекта заданий «Учим слова медленно», а затем к комплекту заданий «Учим слова».

Таблица 4.4.3. «Учим слова медленно»

  1 класс 2 класс 3 класс 5 класс
Минимальное время 01: 11 00: 16 00: 15 00: 15
Максимальное время 04: 38 03: 55 05: 06 03: 26
Среднее время 03: 20 01: 32 01: 30 01: 15
Количество учеников        

Таблица 4.4.4. «Учим слова»

  1 класс 2 класс 3 класс 5 класс
Минимальное время 00: 16 00: 14 00: 15 00: 16
Максимальное время 05: 09 04: 38 02: 22 05: 18
Среднее время 01: 20 01: 14 00: 42 01: 09
Количество учеников        

 

Все замеченные ранее тенденции вновь подтверждаются. Хочется отметить также эффективность системы обучения. Пакет заданий «Учим слова» выполняется примерно за одно и то же время (порядка 15 минут) лучшими учениками первых, вторых, третьих и пятых классов. Среднее время выполнения пакета заданий «Учим слова», примерно один час.

Вновь появившаяся тенденция – рост дифференциации между лучшим и худшим результатом в среднем до 20 раз во всех классах: первом, втором, третьем и пятом. То есть, при усложнении заданий результаты лучших и худших учеников различаются все сильнее и сильнее. Это наблюдение еще раз иллюстрирует необходимость дифференцированного подхода к обучению и практическую невозможность обучать одновременно с одной скоростью столь по-разному подготовленных учеников.

Важные выводы:

• обучение в первом классе в существенной степени развивает мыслительные навыки большинства школьников

• сильная дифференциация в подготовке учеников, проявляющаяся уже в первом классе, НЕ НИВЕЛИРУЕТСЯ по мере перехода учеников из класса в класс

• при усложнении заданий результаты лучших и худших учеников различаются все сильнее и сильнее.

Данные выводы зарождают сильные сомнения в эффективности совместного обучения столь разных по подготовке учеников. В качестве средств решения проблем предлагается использовать разработанные средства для компьютерного тестирования учеников, принимаемых в первый класс. Определить минимально допустимый уровень подготовки, и не зачислять в первый класс учеников с подготовкой ниже этого уровня. Для таких учеников вводить годичное «дошкольное» обучение, которого вполне может хватить для выравнивания навыков мыслительной деятельности и последующего успешного обучения. Распространить среди родителей информацию о данных средствах работы с дошкольниками, с целью индивидуальной коррекции навыков мыслительной деятельности.

Использовать разработанные средства развития мышления для факультативной работы со школьниками всех возрастов.

Целенаправленно развивать факультативные учебные курсы в среде DL (или аналогичной) направленные на развитие мышления, но использующие в качестве объектов анализа категории соответствующих школьных и вузовских предметов (например, математика, физика, история и т.д).


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.