Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг седьмой. Через рейтинг – к меритоэтакратии






 

Пришло время описать, как будет формироваться и функционировать иерархия «Политика».

Но сначала ряд определений.

Меритократией[663] (meritocracy, от лат. meritus – заслуженный, достойный, и греч. kratos – власть) называют принцип построения общества, применение которого приводит во власть наиболее достойных его представителей (отечественная формула меритократии – «По труду и честь»). Сторонники меритократии полагают, что современная демократия должна перерасти в такую форму правления, когда власть осуществляется наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами.

Основоположником меритократического подхода считается Вильфредо Парето. Термин «меритократия» введен английским социологом Майклом Янгом в книге «Возвышение меритократии, 1870–2033»[664]. Автор, вкладывая в этот термин немалую долю сарказма, использует его в качестве противоположности, отрицания «аристократии» и «демократии».

 

Заметка на полях.

«Роман Янга был выполнен в виде исторического исследования, якобы созданного неким аналитиком в 2034 г. в Великобритании. К этому времени правительство под руководством лейбористов уже демонтировало «старую кастовую систему» (проще говоря, аристократию старого образца) и создало меритократический строй. Система с младых ногтей отбирает талантливых мальчиков и девочек, тестируя их IQ и предоставляя им самое лучшее обучение, она выращивает из них экономическую и политическую элиту. Демократия становится формальностью, разрыв между «достойными» и низами растет, и в итоге революция сметает самодовольную верхушку». [665]

 

Позднее неоконсерваторы (Д. Белл, З. Бжезинский и др.) придали понятию «меритократия» позитивное содержание, определив его как власть «новой интеллектуальной элиты».

После выхода в свет книги Дэниела Белла (до 1932 г. носившего фамилию Белоцкий) «Становление постиндустриального общества»[666] понятием меритократии обозначается новый принцип управления обществом, призванный устранить бюрократию, а также изменить классовую структуру общества в целом. Согласно Беллу, общество будущего должно быть основано на «принципе достижения», суть которого заключается в потенциальной возможности каждого достичь власти только благодаря личным способностям и достоинствам. «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд», – пишет Д. Белл в названной книге.

 

Заметка на полях.

«Истоки понятия «постиндустриальное общество» вряд ли могут быть определены с достаточной точностью. С большой вероятностью можно утверждать, что термин «постиндустриализм» был введен в научный оборот в 1914 г. А. Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. Впоследствии, с 1916 или 1917 г., он достаточно активно использовался теоретиком английского либерального социализма А. Пенти, который даже выносил его в заглавие своих книг, обозначая таким образом идеальное общество, где принципы автономного и даже полукустарного производства оказываются возрождены ради преодоления конфликтов, присущих индустриальной системе. В 1958 г. американский социолог Д. Рисман реанимирует термин «постиндустриальное общество», используя его в заглавии одной из статей, получившей благодаря этому широкую известность, но носившей относительно частный характер.

В 1959 г. профессор Гарвардского университета Д. Белл, выступая на международном социологическом семинаре в Зальцбурге (Австрия), впервые употребил понятие постиндустриального общества в широко признанном теперь значении – для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации, а основной производительной силой становится наука. Потенциал развития этого общества во все возрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает». [667]

 

По мнению ряда современных социологов, меритократия станет неустранимым компонентом грядущего «постиндустриального общества», «общества знания», следующего за «обществом потребления»[668]. Меритократическая модель со своим девизом «каждому по его заслугам» направлена против несправедливого распределения политических ценностей, основанных на принципе родственных и личных связей, вассальной преданности, принадлежности одной профессиональной корпорации и т. п.

Принцип меритократии, подчеркивающий равенство скорее в конкуренции, чем результатов, и устанавливающий, что положение в профессиональной иерархии должно принадлежать человеку благодаря его заслугам, оцениваемым по универсальным, объективным критериям, разделяется не всеми. Оппоненты считают, что подлинное равенство может быть достигнуто только принятием политики, направленной на создание большего равенства в качестве конечного результата системы, а не на стартовой отметке. В любом случае, утверждают оппоненты, защитники меритократического представления прежде должны представить объективный критерий, мерило способностей человека.

«Справедливость – это не когда всем поровну, а когда всем по заслугам».

М. Л. Хазин

 

Уточним нашу позицию.

Данное выше определение меритократии не содержит ответа на вопрос, во благо кого или чего именно должны действовать те самые умелые и способные, те, что в соответствии с принципом меритократии займут наивысшие места в профессиональной иерархии (в частности, в иерархии власти). Наша позиция такова: мерилом умений и талантов может быть только общественное благо, что означает приоритет интересов общества, социума над личным интересом входящих в него членов. Более высокое положение в иерархии должно принадлежать тому, кто приносит наибольшую пользу обществу, имеет перед ним наибольшие заслуги.

Да, интересы личности имеют значение, ее развитие необходимо поощрять, ее интересы должны учитываться – но лишь в той степени, в которой существование и развитие каждой конкретной личности способствует выживанию, сохранению и процветанию социума, соответствует общественному интересу. Способ выявления этого интереса – важнейшая и сложнейшая задача. Мы считаем, что решение этой задачи содержится в книге, которую вы сейчас читаете.

Как же все-таки определить заслуги гражданина перед обществом? Об этом вы узнаете чуть позже (но достаточно скоро, уже на этом Шаге).

 

Заметка на полях.

Этакратией (от франц. etat и греч. cratos – дословно «власть государства») называют, с одной стороны, тотальное, основанное на рангах властной иерархии господство государства во всех сферах жизнедеятельности общества. С другой стороны, этакратией называют правящие слои общества, монопольно распоряжающиеся государственной собственностью, при этом понятие этакратии шире понятия бюрократии.

«В ХХ веке мы жили, в сущности, при двух господствовавших способах производства: капитализме и этатизме....При этатизме контроль над экономическим излишком является внешним по отношению к экономической сфере: он находится в руках обладателей власти в государстве (назовем их аппаратчиками или, по-китайски, линг-дао). Капитализм ориентирован на максимизацию прибыли, т. е. на увеличение объема экономического излишка, присвоенного капиталом на основе частного контроля над средствами производства и распределения. Этакратизм ориентирован (был ориентирован?) на максимизацию власти, т. е. на рост военной и идеологической способности политического аппарата навязать свои цели большему количеству подданных на более глубоких уровнях их сознания».

М. Кастельс

Объединяя два термина, меритократию и этакратию, в термин «меритоэтакратия», мы подчеркиваем, что в обществе будущего, в ГАМАЮН, предполагается приоритет общественных интересов над частными, что на практике означает доминирование государственных интересов. При этом гарантией того, что мы второй раз не наступим на то же дерьмо те же грабли, является уничтожение границы между государством и его народом, резкое расширение участия народа в управлении государством, обеспеченное наличием в системе государственного управления присущей триаде отрицательной обратной связи, позволяющей потребителям властных услуг, оценивая их качество, влиять на благосостояние исполнителей этих услуг.

 

Меритоэтакратия в ГАМАЮН будет реализована следующим образом (напоминаю, на этой Ступени мы обсуждаем специфику деятельности иерархии «Политика»).

Прежде всего мы должны реализовать триадный принцип, в соответствии с которым каждая иерархия попарно, по кругу, циклически контролирует другую.

Контроль, как мы знаем, может осуществляться двумя способами – методом кнута и методом пряника. Гражданин, принадлежащий той или иной иерархии, может дать отрицательную оценку деятельности членам контролируемой иерархии и положительную оценку функциональности членов иерархии, контролирующей ту, в которой он трудится.

 

«Главный секрет искусства управления прост и неделикатен.

Плохо идут дела?

Меняй начальника». [669]

В. В. Кирпичев

 

При этом оценку получает не личность, а исполняемая ею функция. Каждый желающий должен иметь возможность (используя специализированный сервис) оценить исполнение той или иной общественно полезной функции (от качества буханки хлеба, купленной в соседнем магазине, до качества работы местной и федеральной власти). Специализированный сервис, к услугам которого прибегает член той или иной иерархии, для того чтобы дать оценку той или иной функциональности, позволяет оценивающему связать оцениваемую функцию с личностью, ответственной за эту функцию, и вынести этой личности положительную или отрицательную оценку.

Самостоятельно выбрав (из базы данных, хранящих описание всех функциональностей, исполняемых членами всех трех иерархий) оцениваемую функциональность и определив исполнителя, ответственного за ее надлежащее исполнение, дающий оценку аргументирует ее, сопровождает описанием причины, по которой (за что) выставляется та или иная оценка, – указывает на те особенности оцениваемой деятельности, которые, по его мнению, требуют поощрения или наказания (возможно, прилагая некий фактический материал – например, фото или видео). Затем оценщик указывает количество денежных средств, которые он отправляет со своего лицевого счета в адрес члена той или иной иерархии, деятельность которого оценивается (денежная единица в ГАМАЮН по вполне очевидным причинам будет называться «рейткоин»[670] или, сокращенно, «рейт»). Напоследок оценщик определяет знак оценки – положительный или отрицательный (при вынесении соответственно положительной или отрицательной оценки).

Не знаю, «изменяется ли состояние Вселенной от того, что на нее смотрит мышь»[671], но абсолютно уверен: социум, члены которого внимательно и даже придирчиво наблюдают за результатами деятельности друг друга и оценивают эти результаты описанным ниже способом, будет отличаться от своего нынешнего состояния, как небо отличается от земли.

 

«Согрешив, каждый человек уже против всех согрешил и каждый человек хоть в чем-нибудь в чужом грехе виноват. Греха единичного нет». [672]

Ф. М. Достоевский

 

При этом не молитвы и жалобы, адресованные богу, а претензии к исполнителям той или иной общественно важной функциональности, направляемые в форме отрицательных рейтов на лицевой счет нерадивому исполнителю, – вот настоящий диалог верующего со своим богом, со своим Создателем – с социумом.

 

Заметка на полях.

Создателем в том числе и потому, что у каждого из нас, по сути, есть три родителя – две матери и один отец. Отец и первая мать снабжают нас комбинацией своих генокодов, вторая Мать, социальная среда, на протяжении всей нашей жизни снабжает нас социокодом – информацией, знаниями, житейским опытом (опытом социализации), поведенческими паттернами, позволяющими нам стать и оставаться людьми. Генетическую программу, код, полученный от биологических родителей, мы называем генокодом, а полученный от окружающей нас социальной среды культурный код носит название социокод, или архетип.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.