Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг шестой. Триадные циклы и пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилева






 

Приступая к объяснению пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева (далее по тексту – ПТЭ) через модель триадного социума, выражаю благодарность Константину Григорьевичу Фрумкину. Знакомство с его книгой «Пассионарность. Приключение одной идеи» позволяет максимально доходчиво напомнить читателю, что такое ПТЭ, а также найти ей обоснование, отличное от тех, что разобраны автором указанного труда со столь неприкрытым сарказмом. Отдельной благодарности заслуживает содержащийся в книге впечатляющий список литературы, из которого я позаимствовал приводимые ниже ссылки на работы в названной области.

Для начала – несколько цитат, призванных освежить в памяти читателя упомянутую теорию:

«Автор ПТЭ был уверен, что пассионарность является наследственным (генетическим) признаком, проявляющимся, во-первых, в склонности к активным действиям, и во-вторых, в способности увлекаться удаленными, зачастую иррациональными целями. Носителей пассионарности Гумилев назвал пассионариями. Пассионарность, по мысли Гумилева, является источником мотивации, прямо противоположным по своему направлению инстинкту самосохранения, это своего рода «антиинстинкт». По соотношению двух основных «движущих сил» человеческой личности всех людей можно разделить на три категории, а именно:

пассионарии – у них пассионарные импульсы сильнее инстинктивных; они являются важнейшими участниками всех исторических процессов;

гармонические личности, или гармоники, – у них пассионарность и инстинкт самосохранения примерно уравновешены и о которых Гумилев сообщает следующее[486]: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную»;

субпассионарии – особи, мотивированные прежде всего своими низшими инстинктами, или, как говорит Гумилев, обладающие «отрицательной пассионарностью». Субпассионарии неспособны ни на подвиги, ни на сколько-нибудь успешную трудовую деятельность и, как правило, пополняют ряды бродяг, люмпен-пролетариев, криминальных элементов и наемных солдат. Хотя предводительствуемые пассионариями армии и мятежные толпы часто состоят из субпассионариев, без своих пассионарных вождей субпассионарии способны только на нищенство или разбой».[487]

 

Комментарий.

Гумилев писал об «импульсах», Фрумкин – об инстинктах, но оба говорят только о двух силах, движущих людьми, – о пассионарности и инстинкте самосохранения. Кроме того, Гумилев пишет: «…пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот (пассионарный. – М.Г. ) импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового». [488]

В этом различие ПТЭ и триадного подхода к построению социума: триадный подход в качестве движущих человека сил указывает на три инстинкта сохранения – индивидуального (инстинкт самосохранения, эгоизм), родового (родительский, половой инстинкт) и видового (инстинкт сохранения социума, альтруизм). При этом мне представляется очевидным, что нельзя свалив в одну кучу приравнять инстинкт индивидуального и видового самосохранения – интересы индивидуального выживания и выживания социума зачастую противоречат друг другу.

Любого из нас лишь в крайних, предельных случаях можно отнести к тому или иному чистому психотипу, движимому исключительно одним из трех названных инстинктов, – человек является вектором в трехмерном континууме, в фазовом пространстве, задаваемом тремя инстинктами сохранения как ортами. В континууме – значит, не существует некоего конечного, дискретного набора личностных черт: человек бесконечно разнообразен, и это разнообразие сродни бесконечному множеству направлений в трехмерном пространстве. Три инстинкта являются ортогональными векторами – значит, они существуют в человеке независимо, самостоятельно, и ни один из них не может быть сведен к комбинации двух других.

Д. Хебб как-то заметил [489], что жизнь человека в равной степени определяется как его геномом, так и средой его проживания, и определить, какой из этих двух факторов важнее не легче, чем выбрать, от чего больше зависит площадь прямоугольника – от его длины или ширины. Подобным же образом можно сказать, что поведение человека – это равновесие между тремя его ведущими инстинктами, и определить, какой из трех инстинктов вносит бó льший вклад в особенности личности человека – это все равно что определить, от чего больше зависит объем параллелепипеда: от его длины, ширины или высоты. Впрочем, из главной формулы триалектики (напомню ее: А * В * С = Const.) видно, что все три инстинкта абсолютно равноправны и вносят равный вклад в объем контролируемой человеком энергии.

 

Продолжение цитаты: «Уровень пассионарности может быть характеристикой не только индивидуума, но и народа – при этом «количество пассионарности», свойственной этносам, Гумилев называл пассионарным напряжением. Обычно уровень пассионарного напряжения истолковывается как доля пассионариев в составе этноса. В этом пункте ПТЭ из своеобразной разновидности соционики и антропологии превращается в настоящую философию истории. Дело в том, что, по мнению Гумилева, уровень пассионарного напряжения предопределяет не только уровень активности данного народа, но и его историческую успешность: энергичным и целеустремленным людям, как правило, сопутствует удача, в том числе удача военная, поскольку армия из пассионарных воинов более боеспособна. Именно поэтому прямым следствием высокого уровня пассионарного напряжения данного народа обычно становится территориальная экспансия. Связь понятия пассионарности с проблематикой собственно этногенеза вытекает из гумилевской теории возникновения новых народов. По мнению ученого, «эмбрионом» будущего нового этноса обычно становится группа («консорция») высокопассионарных особей, объединенных общей судьбой – например, участием в военном или колонизационном предприятии. К такой группе примыкают пассионарные представители разных народов, и постепенно она становится «точкой кристаллизации», вокруг которой образуется новый народ.

Из этой теории следует, что «вспышки» этногенеза, последствием которых является возникновение сразу нескольких новых народов, связаны с резким усилением количества пассионарности в данном регионе».[490]

 

Комментарий.

Обратите внимание – как правило, следствием увеличения пассионарности социума является война. Пассионарный толчок есть результат снятия пассионарного напряжения, снятия его через начало территориальной экспансии некоей сплоченной группы, члены которой обладают повышенной пассионарностью.

Далее приводятся характерные особенности фаз развития этноса (фаз этногенеза), взятые из того же источника: «В традиционном изложении цикл этногенеза состоит из семи фаз, а именно:

фаза подъема – фаза интенсивного роста пассионарного напряжения, характеризуемая энергичной экспансией нового этноса, резким ростом всех видов его активности;

акматическая фаза (акматика) – фаза временной стабилизации уровня пассионарного напряжения на наивысшем для данного этноса уровне. Характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем (субэтносов), предельной частотой событий этнической истории;

фаза надлома – начало снижения пассионарного напряжения после акматической фазы, возникновение порождаемых взаимной враждой пассионариев острых конфликтов внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

инерционная фаза (фаза инерции) – неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей. Эпоха Возрождения и вообще всякое возрождение интереса к культурному строительству и к культурным достижениям прошлого очень часто свидетельствуют о начале упадка пассионарности – пассионарии интересуются не прошлым, а настоящим и будущим;

фаза обскурации – окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического «нулевого» за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Окончательная деградация этнической и общественной системы, в которой из-за преобладания субпассионариев становится невозможной любая конструктивная деятельность, за исключением направленной на удовлетворение элементарных жизненных потребностей;

фаза регенерации – кратковременное восстановление пассионарности этнической системы за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;

реликтовая фаза – окончательное завершение процесса этногенеза, стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне при одновременном достижении гомеостаза с окружающей средой, «прозябание», исключающее как эксцессы, так и какую бы то ни было историческую активность.

Две последние фазы – регенерации и реликтового существования – в некоторых изложениях объединяют в единую, так называемую мемориальную фазу. Общая продолжительность цикла этногенеза составляет около 1200–1500 лет, причем четыре первые фазы (подъема, акматики, надлома и инерции) длятся примерно по 250–300 лет, а заключительные фазы (обскурации и мемориальной) могут быть чрезвычайно короткими – по той причине, что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность окончательного прекращения существования этноса ввиду его ассимиляции или уничтожения другими народами.

С другой стороны, при благоприятных обстоятельствах реликтовая фаза – когда этнос лишен какой бы то ни было активности и существует как памятник собственному прошлому – может длиться неопределенно долго. Русский народ, или, в терминологии Гумилева, «великорусский этнос», чье возникновение автор ПТЭ относит к XIII–XIV вв., в настоящее время находится в состоянии перехода к инерционной фазе, которую Гумилев называет «золотой осенью цивилизации».

Поскольку смена фаз развития этноса означает прежде всего изменение уровня пассионарности, то цикл этногенеза может быть представлен в виде графика, у которого по оси абсцисс – время в годах, а по оси ординат – уровень пассионарного напряжения. Этот график получил название «кривой этногенеза» (рис. 27. – М.Г.). К сожалению, Гумилев не оставил никаких указаний, касающихся количественной оценки уровня пассионарности, однако, по его мнению, об уровне пассионарного напряжения можно судить по другим, вроде бы поддающимся измерению параметрам: во-первых, по количеству субэтносов, то есть этнических групп, составляющих данный этнос, и во-вторых, по «частоте событий этнической истории». Эти два показателя довольно точно индицируют уровень пассионарности, и поэтому кривая этногенеза действительна одновременно для трех шкал на оси ординат.

Наконец, самой таинственной, можно сказать, самой эзотерической частью ПТЭ является учение об «антисистемах». Якобы иногда людьми руководят таинственные энергетические импульсы, чье происхождение связано с существованием физического вакуума, как принципа «Ничто», «Бездны». Это абсолютно деструктивные импульсы, которые побуждают человеческие коллективы бороться с самим принципом существования, поклоняться смерти и уничтожению, кроме того, вопреки собственным интересам уничтожать окружающие их ландшафты и общества. Классическим примером «антисистем» по Гумилеву являлись древние гностики, а также связанные с гностицизмом средневековые секты катаров и богумилов. Несмотря на то что находящиеся в рамках антисистемы люди способны развивать бурную активность, их следует отличать от «обычных» пассионариев, чья деятельность в том или ином смысле конструктивна».[491]

 

Комментарий.

Как известно, с ходом времени, истории плотность событий на временной шкале увеличивается, время уплотняется, социальные процессы идут быстрее и ярче.

К примеру, последний пассионарный толчок, следствием которого было рождение на территории Российской империи нового этноса, так называемой «общности советских людей», произошел в 1917 г. Налицо три фазы этногенеза: пассионарная, фаза Воинов (революция, гражданская война, репрессии), фаза Жрецов (стройки первых пятилеток, победа в Великой Отечественной войне и последующее восстановление страны, выход в космос, обеспеченные трудом отечественных ученых, инженеров и конструкторов) и, наконец, фаза Дельцов, свидетелями и участниками которой все мы являемся. Таким образом, длительность обсуждаемого цикла – не более 100 лет (есть все основания предполагать, что его реликтовая фаза продлится не далее 2017 г.).

 

 

Рис. 27. Изменение пассионарного напряжения этнической системы (обобщение)

 

Изображенный на рис. 27 график этногенеза взят из книги Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли». Ниже приведена относящаяся к этому графику цитата (библиографические ссылки не приводятся, рис. 5 в цитируемом отрывке соответствует рис. 27 в нашем тексте. – М.Г.): «По оси абсцисс на рис. 5 отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах:

1) в качественных характеристиках от уровня Р-2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);

2) в шкале «количество субэтносов (подсистем этноса)» индексы n + 1, n + 3 и т. д., где n – число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе;

3) в шкале «частота событий этнической истории» (событие в нашем понимании, совпадающем с трактовкой, впервые предложенной К. П. Ивановым, – процесс разрыва этнических связей). В зависимости от таксономического ранга этнической системы конвиксия (или консорция)–субэтнос–этнос–суперэтнос можно говорить о масштабе события. Для построения кривой пассионарного напряжения мы выделяем события этнического масштаба: столкновения двух или более субэтносов. Пунктирной кривой отмечен качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе (надо полагать, с обратным знаком – субпассионарии практически отсутствуют в фазе подъема и возникают в инерционной фазе. – М.Г.). Названия фаз этногенеза соответствуют отрезкам, отложенным по шкале времени. Эта кривая есть обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для различных суперэтносов, возникших вследствие различных толчков. Для каждого толчка качественные характеристики уровня пассионарного напряжения одинаковы, и изменяются они в указанной последовательности от неспособности удовлетворять вожделения до жертвенности. Однако эти характеристики следует рассматривать как некую усредненную «физиономию» этноса. Одновременно в этносе присутствуют представители всех отмеченных на рисунке типов, но статистически господствует тип, соответствующий данному уровню пассионарного напряжения.

Непривычная по виду кривая проявления пассионарности равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил – экспоненту, ни на синусоиду, где ритмично сменяются подъемы и спады, повторяясь, как времена года, ни на симметричную циклоиду биологического развития. Предложенная нами кривая асимметрична, дискретна и анизотропна по ходу времени. Она хорошо известна кибернетикам как кривая, описывающая сгорание костра, взрыв порохового склада и увядание листа. Ограничимся первым примером.

Костер вспыхнул с одного края. Пламя охватывает сучья кругом и быстро поглощает кислород внутри костра. Температура падает, и окружающий кислород воздуха врывается внутрь поленницы, заставляя дрова вновь вспыхнуть. После нескольких вспышек остаются угольки, медленно остывающие и превращающиеся в пепел. Для повторения процесса нужен новый хворост и новая вспышка пламени. Так же, если толкнуть шар, он сначала движется ускоренно, за счет силы толчка; затем теряет инерцию от сопротивления среды и останавливается, точнее, приходит в состояние равновесия со средой, что называется в механике покоем.

Процессы этногенезов, как и вышеописанные, вызываются взрывами, или толчками, внешними по отношению к антропосфере, которая из-за этих импульсов превратилась из монолитной в мозаичную, т. е. стала этносферой; единое человечество стало разнообразным, вечно меняющимся сочетанием особей и микропопуляций, чем-то похожих друг на друга, а чем-то разных, главным образом по стереотипам поведения.

Причинами толчков могут быть только мутации, вернее – микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но редко влияющие на фенотип. Как правило, мутация не затрагивает всей популяции своего ареала. Мутируют только некоторые, относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникли новые «породы», которые мы и фиксируем со временем как оригинальные этносы. Ареалы взрывов этногенеза, или пассионарных толчков, отнюдь не связаны с определенными регионами Земли».[492]

 

Заметка на полях.

Эдуарду Гиббону, знаменитому историку, специалисту по истории Римской империи периода упадка и крушения, принадлежит следующая мысль: «Добродетель дает силу, сила – власть и могущество, могущество дает богатство, богатство – роскошь и лень, и далее – слабость и гибель». Как видите, Гиббон перечисляет фазы развития социума в порядке, практически совпадающем с разбиением, сделанным Л. Н. Гумилевым.

 

В упомянутой выше книге К. Г. Фрумкина содержится следующая версия происхождения пассионарных толчков:

«В результате изучения географии «пассионарных» вспышек Гумилев пришел к выводу, который выглядит очень странно, но который пока не подвергнут подробному анализу со стороны даже самых непримиримых критиков ПТЭ. Ученый утверждает, что существуют эпохи, когда вспышки этногенеза наблюдаются практически одновременно в разных концах Земли, и при этом очаги этногенеза располагаются на карте практически по прямой линии (выделено мной. – М.Г.). Для объяснения этой странной закономерности Гумилев выдвинул гипотезу, что источником пассионарного взрыва может быть исключительно бомбардировка земной поверхности некими космическими излучениями, вызывающими в людях мутации, увеличивающие их пассионарность. Периоды «облучения» Земли этими неизвестными космическими частицами, за которыми следуют взрывы исторической активности, Гумилев называл пассионарными толчками. Всего Гумилев в известной по письменным памятникам истории человечества насчитал девять пассионарных толчков: в XVIII, XI, VIII и III вв. до н. э. и в I, VI, VIII, XI и XIII вв. н. э. Современные сторонники теории Гумилева «открыли» еще один толчок – в XVIII в.

Пассионарный толчок является лишь началом истории этноса, который, согласно ПТЭ, проходит в своем развитии несколько последовательных фаз от рождения до смерти. Последовательность фаз, по мнению Гумилева, была открыта им чисто эмпирически, путем сопоставления истории около 40 различных народов. Идея цикла существования народа, включающего в себя его рождение, подъем, упадок и смерть, превращает теорию Гумилева в еще один вариант циклической философии истории, но специфика гумилевского учения заключается в том, что цикл развития этноса фактически является циклом изменения уровня пассионарного напряжения, то есть количества пассионариев среди представителей народа. Этот показатель определяет жизнеспособность этноса».[493]

На данный момент существует несколько предположений о природе пассионарных толчков, но наиболее правдоподобным, с нашей точки зрения, является предположение С. Ю. Малкова[494]. «Данный автор также отвергает «ортодоксальное» объяснение пассионарных толчков космическим излучением на том основании, что частицы прилетают на землю хаотично, а зоны пассионарных толчков расположены «закономерно». Причиной же пассионарных толчков С. Ю. Малков считает резкое смещение климатических зон, приспособление к которому происходит особенно сложно в регионах с январской изотермой, близкой к нулю градусов. Перестройка климата разделяет этносы на те, которые смогли приспособиться к новым условиям, и те, которые не сумели этого сделать. Экспансия «перестроившихся» этносов облегчается деградацией этносов не адаптировавшихся. В периоды похолоданий зоны пассионарных толчков смещаются к югу, а в периоды потеплений – к северу (последнее предложение не вполне верно отражает теорию С. Ю. Малкова, об этом чуть ниже. – М.Г.). В Европе изменением климата – а значит, и широтой, смещением широты, на которой может появиться пассионарный толчок, управляет Гольфстрим. Сама по себе эта теория, взятая абстрактно, наверное, не должна вызывать каких-то возражений. Любое резкое изменение географических условий, видимо, должно провоцировать обострение борьбы между социумами и изменения сложившегося баланса сил: страны и народы, чье могущество подорвано засухой, наводнением и т. п., должны либо ослабнуть и пасть жертвой врагов, либо попытаться уйти с неблагоприятной территории. Сам Гумилев неоднократно писал, как циклы засухи в степи порождают циклы активности кочевых народов. Однако остается неясно, в какой степени «климатическое» объяснение применимо именно к тем событиям, которые описаны Гумилевым под названием «пассионарных вспышек». К тому же вызывает некоторое подозрение утверждение С. Ю. Малкова о том, что в Азии (точнее – в Восточной и Центральной Азии) пассионарные толчки приходятся на периоды резких климатических изменений, а в Европе (точнее – в Европе и Западной Азии) – на периоды экстремальных климатических условий. Да, вероятно, экстремальные климатические условия так же могут потребовать умения адаптироваться, как и резкое изменение климата – однако неясно, почему в Европе концепция резких климатических изменений оказалась замененной концепцией климатических экстремумов и почему в Азии климатические экстремумы оказались незначительным фактором».[495]

Заметка на полях.

На вопрос, заданный Константином Фрумкиным, легко найти ответ, если учесть, что из двух факторов, определяющих выживание этноса, основным средством воспроизводства которого является плодородие почв, в Европе является влажность, а второй фактор, температура, относительно стабилен и не подвержен резким изменениям, поскольку определяется близостью к термостату, к Атлантическому океану и протекающему у берегов Европы теплому Гольфстриму. С другой стороны, в Азии из этих двух факторов доминирующим является температура, в резко континентальном климате демонстрирующая широкие пределы изменения. Близость Европы к термостату определяет невозможность в ней резких изменений, и из двух факторов, способных вызвать климатическую катастрофу, – скорость изменения температуры и/или влажности и достижение ими экстремальных значений – остается последний, «экстремальный».

 

Со времен неолитической революции и вплоть до наших дней главным фактором выживания народов является плодородие населяемых ими земель. Плодородие земли определяется ее водно-тепловым балансом. Именно поэтому нулевая январская изотерма «ледяным забором» отгораживает благополучные страны Западной Европы от зоны рискованного земледелия – от Восточной Европы. Угроза голода приходит туда, куда по мере изменения климата смещается граница рискованного земледелия, принимаемая в агроклиматологии по линии нулевой январской изотермы.

Относительно того, почему изотермы в Европе располагаются не по параллелям, как в Азии, а по меридианам, можно прочесть в знаменитой книге Андрея Петровича Паршева[496]: «Западная Европа, по нашим понятиям, субтропики. Причина известна еще со школьной скамьи – Гольфстрим. Благодаря ему зима в Европе выше нуля, а весна начинается в январе-феврале и почти всегда в одно и то же время. У нас же весна может наступить и в конце марта, и на месяц позже. Почему? Если нет с запада вторжений теплого воздуха, то прогрев идет только за счет излучения солнца. Оказывается, в этом случае в Подмосковье снег сходит в конце апреля, а если ветер с запада – то в начале. В Западной Европе теплый ветер дует всегда, поэтому к тому же (внимание, садоводы и огородники) не бывает заморозков (!!!).

Вот что на эту тему пишут географы (здесь и далее цитаты по: Алисов Б. П. Климатические области зарубежных стран. М. 1950):

«Западная и Центральная Европа... образуют Атлантико-Европейскую климатическую область, где ведущими факторами влияния выступает как атлантический морской, так и европейский континентальный воздух (прогретый, но не влажный). Вместе с тем на западе Европы влияние Атлантики сильнее, и здесь не бывает крупных очагов континентального воздуха... Иначе говоря, здесь не бывает или почти не бывает длительных похолоданий или жары... частота вхождений атлантического воздуха и сила его влияния столь велики, что зимою изотермы в Европе, за исключением Севера, идут в меридиональном, а не в широтном направлении.

...Засухи здесь редкое явление. Среднегодовая сумма осадков в Западной Европе 500–1000 мм.

...Чем ближе к зиме, тем морской воздух теплее...»

Что значит «изотермы идут в меридиональном направлении»?

Это значит, что по суровости зимнего климата одинаковы: обитаемая часть Норвегии, юг Швеции, Дания, Нидерланды, Бельгия, Западная Германия (кроме Баварии), Восточная и Центральная Франция, север Италии, Хорватия, Албания, Северная Греция, приморские районы Турции, Южный берег Крыма и побережье Кавказа. Средняя температура января там выше нуля. А ведь Норвегия больше чем на 3000 км севернее Греции!

Англия, Западная Франция, Испания, Португалия, юг Италии и Греции еще теплее и между собой также примерно равноценны. В январе там плюс 5–10 градусов.

Западная Европа представляет собой уникальный регион. Нигде на Земле нет места, расположенного так близко к полюсу и столь теплого».

 

Вы сами можете убедиться, насколько точно идущие в Европе по меридианам оси зон пассионарных толчков[497] совпадают с линиями изотерм[498], – сравните рис. 28 и 29. А вот в Азии изотермы располагаются традиционным образом, по параллелям: чем севернее, тем холоднее – что также в целом совпадает с линиями пассионарных толчков. На совпадение изотерм с линиями пассионарных толчков в своих работах[499] впервые указал Сергей Юрьевич Малков – тот самый, чья гипотеза о природе пассионарных толчков показалась К. Г. Фрумкину не вполне убедительной).

 

 

 

Рис. 28. Оси зон пассионарных толчков

 

 

 

Рис. 29. Изотермы (линии равных температур) января на территории Европы (построены на основании климатических карт «Атласа офицера» (М.: Воениздат. 1978) и Большого настольного атласа Маркса (М. Изд-во Маркса. 1904).

 

Таким образом, основным фактором, предшествующим пассионарным толчкам, является изменение температуры в одних ландшафтах и/или влажности – в других, приводящее к резкому ухудшению условий существования населяющих эти ландшафты народов. А пассионарный толчок – это некое событие (зачастую происходящее в очередной год максимальной солнечной активности), играющее роль триггера, спускового крючка, освобождающего накопившееся в социуме напряжение, инициирующего начало движения народа из «места смерти» в «земли обетованные».

 

Заметка на полях.

Очень важным фактором является скорость изменения климата. Именно резкие изменения климата инициируют «великие переселения народов»: продолжительный период высоких урожаев позволяет людям вырастить обильное потомство, которое с резким изменением климата и наступлением периода неурожаев внезапно сталкивается с невозможностью прокормиться на земле предков. При медленном же ухудшении климата люди могут поодиночке (семьями) мигрировать в другие края, плавно снимая нагрузку с родной земли.

 

Несмотря на развитие науки и техники, степень зависимости человека от внешней среды даже в наше время все еще очень высока – наше будущее пока предопределяется изменениями климата.

Поэтому неудивительно, что, как заметил Андрей Петрович Паршев, границы стран зачастую совпадают с изотермами – страны разделяют не границы, а изотермы. Страна же, добавим мы, по территории которой проходит нулевая январская изотерма, практически обречена на распад. Возможно, именно в этом глубинная причина событий, происходящих сегодня на Украине. Всемирное потепление передвинуло нулевую январскую изотерму с запада на восток, разделив страну на западную, аграрную, и восточную, промышленную, части.

 

Заметка на полях.

Из документального фильма [500] «Изотерма цивилизации»: «Многие древние войны начинались из-за погоды, точнее, из-за климата. Если оценить историю завоеваний и наложить ее на климатические карты, то выявляется сенсационная закономерность: агрессия всегда была направлена из районов с плохими климатическими условиями в страны с благоприятным климатом, причем всегда побеждали те, у кого условия были хуже».

Об этом же пишет в своей статье известный специалист в палеоклиматологии Владимир Викторович Клименко, д.т.н., член-корреспондент РАН, директор Лаборатории глобальных проблем энергетики, профессор МЭИ:

«…15 важнейших актов переселения народов, сопровождавшихся или не сопровождавшихся значительными военными столкновениями. Из них 13 совпадают по времени с эпизодами глобальных похолоданий и только два – расселение финикийцев по Средиземноморью, происходившее в основном в XI–IX вв. до н. э., и расселение этрусков в Италии (около 1000 г. до н. э.) – имели место в эпоху потепления (упомянутое выше общее число пассионарных толчков меньше числа великих переселений, поскольку последние могли происходить одновременно в разных регионах Земли. – М.Г.). Напомним, что Ближний Восток – ядро проживания финикийцев – в это время вступил в период аридизации, следствием которой, несомненно, стало снижение уровня сельскохозяйственного производства и рост нужды.

Установление последовательности климатических ритмов позволяет объяснить чередование этнических волн переселения: финикийская волна предшествует греческой потому, что с потеплением ухудшение локальных условий происходит только на Ближнем Востоке. На Южных Балканах в это время достаточно и тепла, и влаги, но лишь как только после 800 г. до н. э. приходит похолодание, финикийская волна замирает – ее последним значительным актом явилось основание Карфагена выходцами из Тира в 814 г. до н. э., – и теперь уже жители недавно благодатных Эвбеи, Аттики и Беотии должны искать нового счастья вдали от родных берегов. (…)

Проведенное в настоящей работе сопоставление двух независимых, т. е. составленных различными авторами, хронологий исторических событий не оставляет сомнений в том, что история человечества или, по крайней мере, история Древнего мира предельно климатически детерминирована. На протяжении почти трех тысячелетий метроном исторических эпох бился в точном соответствии с климатическими ритмами. Суммируя результаты сопоставления, можно заключить, что в эпохи локального ухудшения климата (похолодание, или уменьшение числа осадков, или и то и другое) доминирующими оказываются тенденции к объединению племен и народов и массовым переселениям, образованию новых государств. В эти же времена происходит необычайное обострение человеческого разума и интеллекта, осуществляются невиданные доселе культурные и технологические прорывы. Эпохи улучшения климата оставляют совсем мало следов в истории – им сопутствуют лишь ослабление централизованной власти, внешне беспричинное обострение внутренних противоречий, распад веками существовавших государств, крушение империй. Не будет преувеличением сказать, что эпохи потепления с их материальным благополучием являются одновременно эпохами интеллектуальной и духовной деградации. Если задуматься над сказанным, то первоначальное крайнее удивление поразительной синхронности климатических и исторических событий уступает место вполне понятному рассуждению о соотношении духовного и материального прогресса. Конечно же, материальное процветание никогда не сопутствует духовному росту, и обстоятельства, способствующие тому и другому, зачастую не просто различаются, но прямо противоположны. Человек не способен обучаться иным, чем через страдания, путем. «Ибо Господь кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает» (Евреям 12; 6). И еще: «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притчи Соломоновы 3; 12).

В парадоксах Ветхого и Нового Заветов заключен глубокий смысл, вынесенный из наблюдений, подобных тем, которые привели современного автора к сходному заключению: «Духовный и светский идеалы постоянно сражаются между собой за господство над человеческими душами. Во времена успехов и процветания души людские глухи к зову духа, и, наконец, они улавливают даже слабый шепот его, когда суетные мирские дела оканчиваются катастрофой». (…)

Апология Священного Писания не является целью настоящей работы, тем более что ее выводы заставляют искать источник движения истории совсем в другом пространстве. В истории как будто нет смысла и нет божественного Промысла, а есть движение Земли и Луны, Солнца и планет, приливы и отливы вулканической и тектонической деятельности, пульсации геомагнитного поля, колебания циркуляции атмосферы и океана – все те причины, которые определяют изменения климата и их распределение по поверхности земного шара. Человек со всем его разумом и беспредельным эгоцентризмом есть такая же часть природы, как леса и реки, ледники и океанические течения, и управляется климатическими ритмами в такой же степени, как и другие части биосферы. Я не считаю этот вывод пессимистическим или фатальным – напротив, он открывает возможности для стратегического прогноза и предвидения.

Однако делать это следует с крайней осторожностью, поскольку прямое перенесение закономерностей, установленных на основе изучения истории Древнего мира, на более поздние эпохи, в том числе на современное высокотехнологическое общество, очевидно, затруднительно, поскольку развитие цивилизации сопряжено с постепенным процессом освобождения (конечно, частичного, неполного) от влияния окружающей среды. Тем не менее я бы не стал квалифицировать результаты проведенного исследования просто как любопытный экскурс в историю первых Высоких культур, хотя бы уже потому, что ни одно действительно историческое явление никогда не кончается – оно имеет продолжение во все времена: «Что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». И далее в ближайшем столетии мы войдем в эпоху потепления самого сильного с тех пор, как на Земле появился человек. Особый драматизм этой ситуации заключается в том, что предстоящее потепление обусловлено в основном антропогенными факторами – это значит, что современный человек неосознанно конструирует в большинстве районов земного шара обстоятельства, благоприятные для совершенствования материальной стороны жизни и освобождения от пут духовности. Но, как уже неоднократно подчеркивалось выше, глобальное потепление приведет одновременно к иссушению огромных пространств в Передней Азии, а также, как показывают данные новейших исследований, в Восточной Европе, Сибири и Северной Америке, где природа готовит человеку череду новых испытаний. Следуя логике тысячелетней истории, именно эти территории могут принять на себя в скором времени глобальные духовную и интеллектуальную миссии так, как это неоднократно бывало в прошлом. Достаточно вспомнить, что четыре мировые религии – две действующие и две угасшие (зороастризм и манихейство) – возникли в одной лишь Передней Азии в различные эпохи неблагоприятного климата. Учитывая масштаб и продолжительность предстоящего потепления, можно предположить, что борьба духовного и светского начал достигнет в ближайшие десятилетия необыкновенного накала (выделено мной. – М.Г.)».[501]

 

Заметка на полях.

О влиянии климата и условий сельскохозяйственного производства на социальные движения еще в 1920-х гг. писал [502] Питирим Сорокин – русско-американский социолог и культуролог, один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

В настоящее время ведутся исследования социальных конфликтов на Африканском континенте, и эти исследования также подтверждают довольно очевидную истину – зависимость частоты социальных конфликтов от общих погодных условий, влияющих на плодородие почв (см. статью [503] Антона Степнова «Горячо-голодно», а также источники [504], на основании которых она была написана).

Другие исследования [505] подтверждают связь между таким климатическим явлением, как Эль-Ниньо, и вооруженными конфликтами в странах, климат которых находится под его влиянием. Ученые подтверждают: указанные социальные катаклизмы с достоверно бó льшей вероятностью происходят в те годы, когда вызванные Эль-Ниньо погодные аномалии (прежде всего жара и засуха) выражены наиболее сильно.

Еще одна цитата: «В мае 2011 г. итальянская природоохранная организация Legambiente опубликовала доклад, в котором утверждается, что климатические изменения являются главной причиной массовой миграции людей. По прогнозам Верховного комиссара ООН по беженцам, к 2050 г. число таких переселенцев может достигнуть 200–250 млн. Об этом пишет римская газета La Repubblica.

Как утверждают авторы доклада, «последствия климатических изменений становятся все более серьезными – напряженность в бассейне Средиземного моря может обостриться». Если еще несколько лет назад главной причиной массового переселения людей были войны, то сегодня основной причиной бегства становится резкое изменение климата. По данным исследователей, это уже привело к тому, что в 2010 г. число переселенцев достигло 40 млн.

По словам известного эколога В. Калльцолайо, «миграции всегда были мотором обновления жизнедеятельности людей. Но сегодня климатические изменения рискуют придать этим процессам вызывающую тревогу скорость». [506]

Сопоставляя ПТЭ и триадную модель социума, нетрудно увидеть очевидные соответствия: пассионарии – это высокоэнергетичная группа лиц, представленная в основном Воинами – людьми, склонными к действию, к управлению массами, и частично Жрецами – носителями новейших идеологических конструктов. Склонность к самосохранению у представителей обоих указанных категорий невелика – эту склонность Л. Н. Гумилев приписывал субпассионариям, которые соответствуют Дельцам из нашей схеме.

Конечно, далеко не все Дельцы являются маргиналами, и среди них встречаются пассионарии (к примеру, неясно, к какому архетипу следует относить пассионариев, овладевших в XVI–XVII веках обеими Америками, – к Воинам или Дельцам). Но в подавляющем большинстве случаев Дельцы – это обоз, идущий вслед за Воинами с тем, чтобы пожать плоды их славных побед.

 

Заметка на полях.

«Субпассионарии отнюдь не так безобидны, как может показаться. Для них характерна безответственность и импульсивность. Им нельзя ничего доверить, ибо ради минутного наслаждения они способны загубить любое дело, даже государственное или общественное. Ради сегодняшней выгоды они уничтожают кормящие ландшафты, обрекая на голод своих потомков. Будущее их пугает, потому что они просто не в состоянии его вообразить. А тех, кто пытается их вразумить, они убивают. Этот процесс особенно отчетливо виден в истории Римской империи III–IV вв. Не рабы, и не варвары, и не христиане погубили Рим, а любители цирковых зрелищ, бездельники, которых кормили даром. Ведь именно ради них истребляли население провинций и природу собственной страны – Италии, где дубравы не восстановились доселе, а склоны Апеннин заросли колючим кустарником». [507]

 

Помимо пассионариев и людей, ведомых по жизни «разумным эгоизмом» (включая субпассионариев в качестве предельной формы людей второго вида), в схеме Гумилева мы находим третью категорию людей, демонстрирующих свойство «аттрактивности»: «Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, и также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется странное влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное представление), красоте (тому, что нравится без предвзятости) и справедливости (соответствию морали и этики). Это влечение значительно варьирует по силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом» (выделено мной. – М.Г.), но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит особь к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. Оно как бы является аналогом пассионарности в сфере сознания... Назовем его «аттрактивность». Природа аттрактивности неясна...»[508] Но действие этой «группы импульсов неясной природы» выражается, в частности, в том, что миллионы людей идут на смерть за «филиокве», гроб Господень или «за Сталина», а отнюдь не за материально-классовые интересы. Таким образом, в этногенезе обнаруживается даже не две, а три компоненты: социальная, пассионарная и аттрактивная».[509]

Как вы понимаете, в приведенной цитате речь идет уже о Жрецах.

 

Итак, с нашей точки зрения, пассионарному толчку на той или иной территории предшествует ухудшение условий существования населяющих ее народов. Если изменение климатических условий происходит достаточно медленно, народ имеет возможность приспособиться к этому традиционными средствами – к примеру, постепенно откочевывая в более плодородные регионы. Но в период резкого ухудшения климата, да еще когда ландшафт и/или соседние народы создают препятствия на пути к выживанию, народ обнаруживает себя запертым в «месте смерти». Вопрос перед людьми становится ребром: или погибнуть, или выжить ценой неимоверных усилий и жертв. Неудивительно, что в этот период к власти приходят Воины, поддерживаемые Жрецами, поставляющими Народу образы «светлого будущего».

Наиболее активная группа становится центром кристаллизации нового этноса. Она собирает вокруг себя наиболее пассионарных представителей своего народа и, вторгаясь на территории соседнего этноса, у которого все вполне благополучно и который зачастую переживает последнюю, мемориальную фазу своего существования, совершает то, что впоследствии будет названо «великим переселением народов».

Обратите внимание – в ходе развития пассионарного толчка смена доминирующего психотипа происходит все в той же ранее указанной нами восходящей последовательности. Находящийся в мемориальной фазе этнос атомизирован, не обладает объединяющей его идеологией и преимущественно представлен Дельцами. Вторгающаяся на территорию Дельцов пришедшая из «места смерти» волна переселения – Воины. Первоначально многочисленные Воины-пассионарии, завоевавшие новые земли для себя и своего нарождающегося этноса, постепенно замещаются Жрецами-гармониками. После чего пассионарность этноса постепенно падает, и опять приходит время субпассионариев, Дельцов, знаменующее собой конечную, финальную стадию этногенеза, предшествующую приходу новой пассионарной волны – приходу следующей волны Воинов.

 

Заметка на полях.

Последовательность смен фаз этногенеза в ПТЭ Гумилева совпадает с эволюцией власти в ходе развития политических циклов, описанных арабским мыслителем XIV века Ибн Халдуном: «Первая фаза (фаза Воинов. – М.Г. ): это фаза успеха, захвата царской власти у прежней династии и поражения ее защитников. На этой фазе правитель служит образцом для своего племени в том, как он добивается славы, как он собирает налоги, как он защищает и обороняет (их) владения. Он не пытается ничего захватить лично для себя, потому что (высокая) асабийа [510] не позволяет ему так поступать, а обладание ею является условием захвата власти (у старой династии), при том что (на этой фазе сила) асабийи еще не начинает уменьшаться.

Вторая фаза: это фаза, на которой (правитель) устанавливает полный контроль над своим народом, монополизирует царскую власть и отстраняет своих соплеменников от участия (в осуществлении власти). На этой фазе правитель озабочен максимальным увеличением числа своих приспешников и клиентов, для того чтобы удержать под контролем обладателей одной с ним асабийи, принадлежащих к одному с ним клану, одного с ним происхождения, имеющих сходные с ним права на царскую власть. Он отстраняет их от власти, оттесняет их от ее источников, так что вся полнота власти оказывается в руках его семьи. Он монополизирует всю славу в пользу своего дома. Он расходует столько же или больше сил на то, чтобы отстранить и подчинить (своих соплеменников), сколько его предшественники потратили на захват царской власти. Основатели династии боролись с иноплеменниками, в чем их поддерживали абсолютно все обладатели одной с ними асабийи; (правитель же второй фазы) борется со своими близкими, в чем его поддерживает лишь небольшое число далеких от него людей, так что ему приходится решать трудную задачу.

Третья фаза (фаза Жрецов. – М.Г. ): это фаза отдыха и покоя, когда династия наслаждается плодами царской власти, которые являются объектами человеческого вожделения; речь идет о приобретении имущества, увековечивании себя в разного рода сооружениях и самопрославлении; (правитель) расходует свою энергию на сбор налогов, сведение доходов и расходов, расчет затрат, строительство монументальных сооружений, гигантских строений, больших городов и высоких построек, дары благородным посольствам из других держав и племен, а также раздачу даров своим собственным людям. Кроме того, он удовлетворяет потребности своих приспешников и своего окружения в деньгах и назначениях. Он устраивает смотры своим войскам, хорошо им платит и выплачивает им в полном объеме ежемесячное содержание, что проявляется в (роскоши) их одеяний и блеске их вооружения, что производит впечатление на дружественные династии и устрашает династии враждебные. Эта фаза является последней, когда правитель обладает всей полнотой власти, потому что на всех этих фазах правители независимы в своих суждениях, они наращивают свою мощь и указывают дорогу тем, кто идет за ними.

Четвертая фаза: это фаза довольства и миролюбивости. На этой фазе правитель испытывает удовлетворение тем, что построили его предшественники. Он живет в мире с равными ему по статусу царями. Он следует традициям своих предшественников и старается идти стопа в стопу вслед за ними; он старательно имитирует стиль их поведения. Он полагает, что отход от их традиций будет значить разрушение его власти и что они знали лучше, (как сохранить ту) славу (династии), которой они сами и добились.

Пятая фаза (фаза Дельцов. – М.Г. ): это фаза расточительства и растрачивания. На этой фазе правитель растрачивает накопленное предшественниками на удовольствия и развлечения, (проявляя избыточную) щедрость по отношению к представителям своего окружения и устраивая с ними пиршества; он подыскивает себе подлых низкородных приспешников, которым поручает самые важные государственные дела, которые они сами не компетентны решать. Правитель преследует ведущих государственных деятелей и сподвижников своих предшественников, так что те начинают его ненавидеть и устраивают против него заговоры. Его войско тает, так как он расходует (деньги, предназначенные на) содержание войска, на свои удовольствия; он лишает (военных) доступа к нему, вместо того чтобы должным образом (о войске) заботиться. Таким образом он разрушает основание, заложенное его предшественниками, крушит то, что они построили. На этой фазе династию охватывает упадок, она заболевает неизлечимой хронической болезнью и с неизбежностью гибнет, что будет объяснено нами позднее при рассмотрении соответствующих условий». [511]

Как вы думаете, в какой из перечисленных фаз находится сейчас Россия, находящаяся с 2000 г. под контролем «питерской» асабийи?

 

Аналогично фазам развития этноса в ПТЭ существование социальной триады также можно разделить на периоды – рост, зрелость и деградацию. Входящий нестабильный период – наследие предыдущей фазы существования триады, стабильный период – период ее наивысшей силы, исходящий нестабильный период означает приближение нисходящей фазы развития триадной системы, фазы ее деградации.

Фаза роста триады начинается с бифуркации – с возникновения триадной системы как таковой. Любая новая триадная система наследует результаты распада прежде существовавшей триадной системы, возникает как перегруппировка элементов, ранее принадлежавших другой(им) триадной(ым) системе(ам).

В фазе роста триады, когда система черпает энергию из внешней среды, ее элементы усиливаются, несмотря на взаимное торможение (сдерживание). В стабильный период наступает равновесие – взаимное сдерживание уже не позволяет элементам триады усиливаться, но еще недостаточно для того, чтобы привести к их ослаблению.

В период исходящей нестабильности, в фазе деградации триады взаимное сдерживание ее элементов уже не компенсируется приходящими извне потоками энергии и приводит к ослаблению элементов системы, а значит, всей триады как целого.

Жизненный цикл триадной системы завершается либо единовременным распадом триады на составные части (в результате агрессии из внешней среды), либо фатальным ослаблением одного из ее элементов с дальнейшим его поглощением одним или двумя другими оставшимися элементами (в результате чего триада вырождается в диаду) и последующим присоединением возникшей диады к третьему, внешнему, недостающему элементу.

 

Заметка на полях.

После того как мы сделали третий Шаг, нам известно, что в настоящий момент Россия, как и любая другая страна мира, является именно такой диадой, нуждающейся для поддержания внутренней стабильности в третьем, внешнем элементе, роль которого выполняет соответствующий блок зарубежных стран.

 

Так элементы старой, отжившей свое триады переходят в следующую форму своего существования – интегрируются в новую триаду.

В приведенном выше рассуждении можно заметить, как положительное качество, усиливаясь, превращается в свою противоположность. Растущие по мере усиления триады и придающие ей стабильность силы взаимного сдерживания элементов триады становятся причиной ее гибели. Взаимодействие сил в системе – то, что делает систему системой, – в конечном итоге губит ее.

 

Заметка на полях.

В трактате Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин» читаем:

Чжан № 76:

«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеет того преимущества, что имеет нежное и слабое».

Чжан № 78:

«Вода – это самое мягкое и самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое».

 

Из общих соображений понятно, что все, имеющее начало, имеет конец. В частности, социальная триада гибнет по следующим причинам: триадное устройство социума есть воплощение существующей в нем системы разделения труда, включающей в том числе производственные отношения. Но, как справедливо утверждали римские патриции, absolutum obsoletum – если что-то работает, значит, оно уже устарело. И на следующий же день после того, как в социуме тем или иным способом утверждается новейшая, прогрессивная система социальных (производственных) отношений, система эта начинает устаревать.

Заметка на полях.

Получая Нобелевскую премию по литературе, Иосиф Бродский сказал: «Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будущему)... Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике, – всегда «вчера»…»

 

Для того чтобы не погибнуть, социальная триада, перманентно изменяясь, должна постоянно находиться в возможно полном соответствии с условиями своего существования, с окружающей внешней средой. Общество, социальное устройство, предполагающее этот процесс постоянного совершенствования, изменения, и станет образцом для подражания, Глобальным проектом, носителем новейшей Истины.

Откровением нашего времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.