Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь, Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его».






(Еф 5, 29–30)

Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены».

(1 Кор 12, 12–14, 27)

Именно это существо описано в статье Андрея Лазарчука и Петра Лелика «Голем хочет жить». Авторы, правда, утверждали, что описанное существо – это не весь социум, а только его бюрократический аппарат. Но по сути бюрократический аппарат любого человеческого сообщества, социума, является как его системой управления (а значит, нервной системой), так и, одновременно, носителем информации о его структуре – носителем социокода. И чем дальше развивается социум, тем в большей мере его аппарату присущи обе названные черты.

В настоящий момент социум находится в начальной стадии своего развития, на это указывает гиперболический закон увеличения численности населения планеты[269] (только за последние полвека количество людей на Земле увеличилось втрое!). Социальный организм только-только сформировал себе панцирь – по историческим меркам лишь совсем недавно человек начал возводить себе жилища и города (а до того жил в пещерах, подобно раку-отшельнику, в качестве панциря использующему найденную им раковину). По сути, социум находится в фазе развития, не очень далекой от стадии губки-актинии – реагирует на внешние воздействия, пассивно поглощает энергию и материю из внешней среды – из природы, в которой он существует. Но уже более века назад начали появляться теории, призванные проанализировать развитие человечества и предсказать его дальнейший ход – появился проектный подход к процессу развития цивилизации. Это значит, что на наших глазах нервная система социума-актинии усложняется, у нее появляются зачатки рефлексии, зачатки разума.

В любом случае сейчас сложность системы управления социума не превосходит сложности головного мозга человека.

День, когда сложность социума превзойдет максимальную индивидуальную сложность человека, станет днем перехода социума в его новую, следующую, эволюционно более высокую индивидуальную форму существования – в этот День социум обретет Разум. Это будет днем Сингулярности, днем рождения разумного Надсущества, Сверхчеловека – ГАМАЮН.

 

Заметка на полях.

Закономерно возникает вопрос, как иерархическая структура каждого из трех блоков, составляющих проектируемый социум, может быть подобна структуре нейронных ансамблей, которые скорее напоминают одноранговую ризому – известный из биологии вариант корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов.

Противоречие снимается, если принять во внимание следующие два момента.

Во-первых, подавляющее большинство нейронов обладает одним аксоном, по которому передаются входящие и исходящие сигналы, и до 20 тысяч дендритов, по которым нейрон принимает входящие и отправляет исходящие сигналы. Следовательно, при прохождении сигнала по нейронной сети возникает структура межнейронных связей, неотличимая от структуры сетевых многоуровневых компаний, где у каждого участника имеется один «спонсор» и в общем случае неограниченное число последователей, «рекрутеров».

Во-вторых, при прохождении через многомерный нейронный ансамбль нервного импульса в его передаче участвуют не все входящие в комплекс нейроны – проходящий через совокупность нейронов сигнал как бы проявляет ту самую многоуровневую ветвящуюся иерархию. Морфологически не обладающий иерархичностью в статике, нейронный ансамбль в динамике проявляет свою скрытую иерархичность – всякий раз разную, в зависимости от характеристик пришедшего в него нервного импульса (сигнала). Аналогичным образом проектируемое нами общество будет представлять собой множество взаимно вложенных, взаимно перекрывающихся иерархий.

Связь между эволюцией социума и филогенезом человека описана в ранее указанных статьях Сергея Щеглова.

«Как велик чрезвычайно скромный Дарвин, который не только сопоставляет, группирует и подвергает обработке тысячи фактов из всей биологии, но и с радостью упоминает о каждом из своих предшественников…»

Фридрих Энгельс

Согласно модели, разработанной Сергеем Игоревичем, развитие общества, его онтогенез сводится к последовательной замене одной системы управления (СУ) обществом на следующую, более совершенную[270].

Как мы знаем, марксизм объясняет развитие социума разрешением противоречия, периодически возникающего между относительно плавно (аналогово) развивающимися производительными силами и относительно резко (дискретно) меняющимися производственными отношениями. По сути, С. Щеглов конкретизируют марксистское понятие «производственные отношения», предлагая считать их основным элементом, их сущностью систему управления созданными социумом ресурсами, – и это несомненно является их вкладом в науку о развитии человечества.

Что делает обсуждаемую теорию действительно уникальной, так это сопоставление стадий развития социума со стадиями развития нервной системы входящих в социум существ – при этом, исходя из наших знаний о нашем же мозге, мы получаем возможность прогнозировать, какой тип СУ грядет на смену ныне существующему.

 

Следующие два очень важных вопроса – как возникают в социуме СУ более высокого уровня и куда деваются предшествовавшие СУ?

Примитивная замена одних «устаревших» на другие «прогрессивные» не проходит. Новая форма СУ возникает в социуме на периферии его деятельности, его основного способа производства и долго является маргинальной технологией, выживающей в редких анклавах в окружении древних СУ, ранее выдавленных на периферию жизни общества. При этом в центре находится доминирующая СУ, соответствующая доминирующему в социуме способу производства, овладевшая его основными ресурсами, в недалеком прошлом поставившая его под свой контроль-управление. По мере развития производительных сил новая СУ постепенно (или революционно – как повезет) распространяется, занимая все более центральное место (подчиняя себе все больший ресурс). Таким образом, все когда-либо существовавшие СУ остаются в социуме, перемещаясь из центра на периферию (пример: даже в странах с доминирующей СУ-3 во многих семьях мужчина – эдакий комнатный тиран, осуществляющий СУ-1 над членами семьи). Социум, таким образом, представляет собой матрешку вложенных друг в друга СУ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.