Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Квалифицированные пасынки цивилизации






 

Великое множество людей ведут образ жизни узких, даже сверхузких, специалистов. Медики иногда шутят, что скоро хирурги, оперирующие левую коленку, не будут понимать тех, кто оперирует правую.

Только шутка? Но уже прошли времена ухо-горло-носа. В наши дни ухом занимаются одни специалисты, горлом – другие, носом – третьи. И вообще число медицинских специализаций зашкалило за 300 наименований.

Присмотритесь к титрам после американских фильмов, особенно космобоевиков и фильмов про роботов. Там число специалистов по спецэффектам редко бывает меньше трех-четырех. А вообще специальностей у тех, кто организует спецэффекты, не менее двадцати.

Специалистов каждой категории (например, организаторов звуков от взрывов в космическом пространстве) нужно немного, буквально несколько десятков на всю Америку. Но тем не менее они необходимы – и вот они есть.

В чем опасность такого положения вещей? Их три.

Первое: опасна сама по себе такая сверхспециализация – зависимость именно от такого положения вещей! Опасна для самих людей: ведь они умеют только что-то одно... И не умеют ничего другого.

Каждый из них потратил десятки лет, чтобы сделать именно такую карьеру, но чуть изменится конъюнктура–и что они будут делать?

Второе: исчезает общая культура – религиозная, национальная, языковая.

Еще тридцать лет назад никак не могло быть так, чтобы житель СССР не прочитал Константина Симонова, а интеллигент не читал бы братьев Стругацких. Тем более никак не могло быть так, чтобы он не читал Пушкина и Льва Толстого. Хотя бы в школе «проходил» – но ведь «прошел» же, никуда не девался.

Точно так же советский человек не мог не посмотреть «Семнадцать мгновений весны» или «Ирония судьбы, или С легким паром».

Когда появился реальный выбор программ, фильмов и газет, люди, естественно, начинают читать и смотреть то, что им ближе, интереснее, понятнее. И в результате сегодня люди, образованные на русском языке, воспитаны на совершенно разных текстах.

Есть сочинения Сорокина и Ерофеева, в которых герои пытают, обмазывают калом, поедают друг друга, в которых матерщина – чуть не на каждой странице.

Есть «последний имперский роман» «Господин Гексаген», сочинение А. Проханова, где происходит примерно то же самое, «зато» идейно.

А есть Т. Толстая, Н. Шмелев и М. Веллер, которые испытывают к насилию и всему не эстетичному нескрываемое отвращение.

Есть Бушков, героини которого то ли воспитаны в казарме, то ли сбежали из сумасшедшего дома.

И тут же, рядом с Бушковым, лежат на лотках дамские романы... от комментариев которых воздержусь.

Есть Дашкова, героини которой ведут образ жизни весьма симпатичных, но довольно заурядных обитательниц большого города. И вовсю устраивают свою личную жизнь.

А есть Маринина, героини которой чуть ли не феминистки.

Можно читать Маринину и никогда не взять в руки Булгакова (или наоборот). Можно читать Гроссмана и не знать, о чем писал Симонов. Некоторые молодые люди обожают Стивена Кинга и Бушкова, но ни разу в жизни не открывали томика Льва Толстого и путают Пушкина с Некрасовым. А некоторые учителя литературы никогда не брали в руки Бушкова – в том числе и принципиально.

Михаил Веллер неплохо знаком с Александром Бушковым. Но я лично знаком с фанатами Бушкова, которые никогда не читали Веллера, и с фанатами Веллера, которые никогда не читали Бушкова.

Точно так же одни упиваются фильмами Рязанова, другие – космобоевиками. Одни не в силах оторваться от «Просто Марии» и уж тем более от «Бедной Насти», другие презрительно фыркают в сторону «мыльных опер» и смотрят на своих видеомагнитофонах строго «Короля Лира» или «Обыкновенное чудо».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.