Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи проведения производственной (организационно-управленческой практики) практики






Целью прохождения производственной (организационно-управленческой) практики являются достижение следующих планируемых результатов образования (ПРО) – формирование компетенций:

ОК-4 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости решений;

ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учётом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;

ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;

ОПК-6 владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организации;

ПК-7 владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ.

Компетенции, знания и умения, а также опыт деятельности, приобретаемые студентами при прохождении производственной (организационно-управленческой) практики создают основу для реализации будущей профессиональной деятельности.

Производственная (организационно-управленческая) практика даёт студенту возможность усовершенствовать свои навыки в сфере управлений организацией. Подробное рассмотрение особенности функционирования конкретной организации и участие в процессе управления позволяют студенту самостоятельно оценить уровень приобретённых им за время обучения в вузе знаний и сопоставить их с тем уровнем, который сегодня и в дальнейшей перспективе будет необходим для управления современными организациями и предприятиями различных форм собственности.

На данной практике студент должен научиться решать конкретные задачи в области управленческой деятельности предприятия, а также зарекомендовать себя с позиции будущего работника данного предприятия и, в конечном итоге, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда после окончания вуза.

Главными задачами производственной (организационно-управленческой) практики являются:

- познакомиться с современными практическими методами и приёмами определения эффективности управленческой деятельности организации и предприятий;

- познакомиться с методами анализа результатов производственной деятельности;

- ознакомиться с техникой использования информационной базы для принятия управленческих решений;

- подготовка квалифицированного специалиста в какой-либо области менеджмента;

- применение знаний в области управленческой деятельности организации, полученных в ходе обучения в вузе, на практике;

- обогащение багажа знаний обучающегося информацией практического характера, закрепление уже имеющихся знаний в области управления организацией, менеджмента различных сфер и приобретения практических навыков решения актуальных организационных и управленческих задач.

 

1.2. Место прохождения производственной (организационно-управленческой) практики в структуре образовательной программы и объём практики

Согласно учебного плана образовательной программы направления 38.03.02 Менеджмент, профиль Производственной менеджмент производственная (организационно-управленческая) практика реализуется в 8 семестре 4 курса (при заочной форме обучения – 5 лет) в течение которой обучающейся осваивает общую трудоёмкость 540 часов (15 зач. ед.).

Базовыми местами прохождения производственной (организационно-управленческой) практики являются различные отделы подготовки производства, маркетинга, перспективного развития, кадровые службы предприятий различных отраслей и форм собственности, районных, городских органов управления, предприятий сферы услуг.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

№ пп Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля
I Установочная конференция    
  Инструктаж. Разъяснение студентам цели и содержания практики, выяснения готовности студентов к прохождению практики, выдаче задания на практику. Уточняются места и условия предстоящей деятельности, разъясняются формы ми виды отчётности. В работе принимают участие студенты, представители кафедры, руководители практики     Контроль явки студентов
II Прохождение практики    
  Задание 1. Изучить общие сведения об организации (полное название организации), форма собственности, история развития, год создания). Характеристика организации (отрасль, профиль выпускаемой продукции, внешнеэкономическая деятельность, география сбыта продукции, деловые партнёры); охарактеризовать организационную структуру управления.   Контроль явки студентов, отчёт по практике
    Задание 2. Управление производством. Данный раздел предполагает изучение: производственной функции предприятия; структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования, контроля; оперативного планирования выпуска продукции: нормирование труда и управление запасами; календарного планирования и диспетчеризации производства; мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора; управление производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и нижнего звена.   Контроль явки студентов, отчёт по практике
  Задание 4. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе: состав работающих; уровень профессиональной подготовленности и приспособлённости к видам данной работы; производительность труда: интенсивность труда; фонд оплаты труда   Контроль явки студентов, отчёт по практике
      Задание 5. Управление использованием материальных ресурсов. По данному разделу студент обязан изучить: эффективность использования материальных ресурсов (абсолютная материалоёмкость, удельная материалоёмкость, удельный вес затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материальных ресурсов, коэффициент соотношения темпов роста объёма производства и материальных затрат); нормирование расхода материальных затрат (перспективные нормы, годовые нормы, текущие нормы, состав материальных затрат);   Контроль явки студентов, отчёт по практике
  Задание 6. Управление издержками. В данном разделе студент обязан изучить: себестоимость продукции и издержек обращения; прибыльность работы предприятия; рентабельность работы предприятия; оценка финансового состояния предприятия. Рассмотреть информационную систему управления. По данному разделу студент должен изучить: массивы информации, коммуникационный процесс, коммуникации между уровнями управления и подразделениями, коммуникации между предприятием и внешней средой, характеристику общей схемы информационных потоков в организации     Контроль явки студентов, отчёт по практике
  Задание 7. Написание отчёта по производственной (организационно-управленческой) практике и сдача его на кафедру для проверки.   Отчёт по практике
III Итоговая конференция    
  Защита отчётов по производственной (организационно-управленческой) практике. В ходе защиты отчётов по практике принимают участие руководители практики от кафедры и служб организаций, в которых студенты проходили производственную (организационно-управленческую) практику. На итоговой конференции студенты выступают с сообщениями по результатам своей работы, вносят предложения, на основании полученных результатов и отвечают на вопросы присутствующих руководителей от кафедры и служб организации.     Ведомость с оценками за производственную (организационно-управленческую) практику
  Итого 540 часов  

 

Студентам рекомендуется ознакомиться с Памяткой (приложение 1).

 

3. Формы отчётности производственной (организационно-управленческой) практики

Установлены следующие формы отчётности по производственной (организационно-управленческой) практике:

1. Отчёт по производственной (организационно-управленческой) практике «Приложение 2).

2. Дневник прохождения практики (Приложение 3.)

3. Утверждённое руководителем практики индивидуальное задание по прохождению практики (Приложение 4).

4. Характеристику-отзыв (от организации – места прохождения практике) (Приложение 5)

5. Характеристику-отзыв (от образовательной организации – института) (Приложение 6).

При оформлении отчёта по производственной (организационно-управленческой) практике следует руководствоваться правилами оформления письменных работ студентов, которые изложены в Методических указаниях по подготовке и оформлению рефератов, курсовых работ и ВКР год издания 2014. Некоторые требования изложены в приложении 7.

 

3.1. Структура и содержание отчёта по производственной (организационно-управленческой) практике

По окончании производственной (организационно-управленческой) практики студент-практикант составляет письменный отчёт и представляет её на выпускающую кафедру для регистрации и проверки руководителем практики от института.

Отчёт о практике является основным документом, отражающим выполненную студентом работу во время практики, полученные организационно-экономические умения и навыки.

Необходимо обратить внимание на то, что отчёт по производственной (организационно-управленческой) практике может явиться базой для написания курсовой работы или выпускной квалификационной работы, в связи с этим, следует ответственно подойти к методам сбора информации и их качественной и количественной оценке.

Студент должен показать своё умение анализировать и оценивать полученные результаты исследований, дать свои выводы и конкретные предложения по каждому разделу программы практики, а также своё заключение о ходе практики и предложения по её улучшению. Отчёт иллюстрируется рисунками, фотоснимками, диаграммами, таблицами.

Отчёт по практике должен содержать:

1. Титульный лист (Приложение 2).

2. Индивидуальное задание на прохождение практики

3. Дневник прохождения практики

4. Содержание (с указанием номеров страниц).

5. Введение

6. Основную часть отчёта по практике, которая включает определённое количество разделов в соответствии с индивидуальным заданием,

7. Заключение

8. Список использованных источников

9. Приложения (при наличии)

Введение. Должно содержать наименование предприятия, организации, где студент проходил практику, подразделение, выполняемая работа, руководитель практики от предприятия, организации. Формулируются цель и задачи, которые практикант ставит и решает в ходе прохождения практики. Определяется, на формирование каких компетенций нацелены поставленные задачи.

В данном разделе отчёта можно использовать следующие шаблоны, применять такие обороты, как: «изучить», «ознакомиться», «принять участие в …», «составить», «освоить» и т. п.

Рекомендуемое содержание разделов отчёта по практике:

В разделе «Общая характеристика предприятия (организации) проводится анализ выбранного объекта, который осуществляется и утверждается руководителем практики от института с учётом предложений студента. В качестве объектов исследования могут быть приняты предприятия и их структурные подразделения в отраслях промышленности, строительства, бытового обслуживания, сервиса и прочих. Степень дифференциации объекта исследования определяется в первую очередь масштабом деятельности, т. е. в случае сравнительно небольшого масштаба деятельности в качестве объекта исследования может быть принято предприятие в целом, в случае больших масштабов деятельности, что характерно, прежде всего, для промышленных предприятий, в качестве объекта исследования может быть выбран филиал, отделение, производство, цех, функционально-структурное подразделение и т. п.

В разделе даётся:

- краткая характеристика обследуемого объекта – статус (правовое положение) предприятия, организации; цели и задачи предприятия, организации; связи подчинённости (система взаимодействия с другими органами управления, хозяйствующими субъектами); краткая история становления и развития предприятия, организации;

- правила делопроизводства; принципы и основные направления деятельности предприятия, организации; полномочия.

В разделе «Характеристика организационной структуры управления предприятием» должен быть представлен анализ:

- организационной структуры предприятия (схема с описанием типа оргструктуры и вывода, насколько она адаптивна данному предприятию, нет ли лишних или недостающих элементов);

- права, обязанности и функции основных структурных подразделений (органов управления) и должностных лиц;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, организации (нормативно-правовые акты, локальные правовые акты, в том числе учредительные документы, положения о структурном подразделении, должностные инструкции.

В разделе «Характеристика производственной структуры предприятия» даётся графическое изображение, состав и задачи производственных подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего производства. Устанавливается специализация подразделений, численность основных и вспомогательных рабочих и их распределение между подразделениями производственной структуры, объём производственной кооперации между подразделениями. Должен быть представлен анализ:

- типа, вида производства;

- структуры производственного отдела, цеха и её описание;

- специфики отдела, цеха, подразделения, в котором студент проходил практику.

В разделе управления производством студент должен получить и информацию и изучить:

- какие ставятся цели при управлении производством (производство продукции, оказания услуг, выполнения промышленных работ, снижения затрат, приобретения оборудования, продажа продукции и пр.);

- в чем особенности управления объектами и процессами;

- рассмотреть такие функции управления, которые применительно к предприятию (планирование, организация, нормирование, координация, мотивация, контроль регулирование)

- рассмотреть планирование как формулировку чётких заданий подразделениям и предприятию в целом на будущий период, прогнозирование тенденций развития в будущем и программирование (программы выполнения плановых заданий);

- рассмотреть организацию как функцию обеспечения предприятия и его подразделений факторами производства и выполнения при помощи их поставленных задач;

- рассмотреть нормирование как функцию разработки научно обоснованных расчётных производственных величин, закладываемых в задания исполнителям – это могут быть нормы времени, расходов материалов, режимы работы оборудования, нормы численности и пр.;

- рассмотреть функцию координации как обеспечение согласованной, слаженной работы отдельных звеньев и участков в пространстве и во времени;

- рассмотреть функцию мотивация как обеспечение заинтересованности исполнителей в выполнении заданий своевременно, с высоким качеством, в нужном количестве;

- рассмотреть функцию контроля как система мер, за счёт которых проверяется степень выполнения заданий, оценить применяемы виды контроля;

- рассмотреть функцию регулирование как принятие мер, позволяющих выполнить поставленные задачи при изменении параметров внешней и внутренней среды – это может быть рост цен на ресурсы, отказ покупателей от выполнения контрактов, смена поставщиков и пр.

Управление предприятием – сложная система отношений, которые складываются между субъектами и объектами управления, поэтому необходимо рассмотреть различные подходы управление в зависимости от задач, стратегических и тактических целей в деятельности:

- воспроизводственный подход – главными задачами управления при этом подходе являются сохранение используемых ресурсов основных и оборотных фондов;

- маркетинговый подход – так как важнейшей задачей руководство предприятия считает реализацию продукции, производство товаров и услуг, наиболее активно продаваемых на рынке;

- нормативный подход – важнейшей задачей управления является выполнение заданий и норм по производительности труда, себестоимости продукции и пр.;

- функциональный подход – при данном подходе предприятие стремиться выполнить заданные функции: производственные инновационные, социальные, так как при таком подходе предприятие является аккуратным налогоплательщиком, заботиться о своём имидже, не допускает отклонений от стандартов производства и пр.;

- количественный подход – это стремление увеличит свои производственные показатели, свой потенциал, оно считает успешным наращивание объёмов производства, расширение номенклатуры;

- эффективный подход – при данном подходе предприятие следит за качественными показателями (снижение затрат, рост рентабельности, повышение эффективности использования оборудования. Ресурсов и пр.);

- стратегический подход – при данном подходе руководство предприятия волнуют вопросы сохранения предприятия в будущем, его дальнейшее развитие.

В разделе управления персоналом необходимо рассмотреть следующее:

- рассмотрение принятой системы управления персоналом на предприятии и входящие подсистемы;

- рассмотреть экономические и социальные цели системы управления персоналом;

- определить главную цель системы управления персоналом организации;

- рассмотреть организационную структуру службы по управлению персоналом организации;

Управление персоналом рассматривается как сложная целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: формирования, использования и развития персонала организации. Но каждая подсистема в отдельности не может обеспечить эффективность персонала. Только комплексный, интегрированный подход к управлению персоналом является залогом кадрового менеджмента.

Для этого необходимо на предприятии рассмотреть следующие подсистемы управления персоналом:

- формирование персонала. В этой подсистеме закладывается база трудового и творческого потенциала организации и перспективы его дальнейшего наращивания. Цель данной подсистемы – своевременное обеспечение качественных и количественных потребностей в персонале, принятых стратегией предприятия;

- использование персонала. Эта подсистема реализует комплекс функций, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации интеллектуальных, профессиональных, творческих, предпринимательских способностей работников для достижения поставленных целей;

- развитие персонала как подсистема управления в организации приобретает исключительно важное значение в современных условиях, оно нацелено на повышение компетенций работников в соответствии с задачами стратегического развития предприятия.

В разделе управления материальными ресурсами необходимо рассмотреть следующее:

- управление основными производственными фондами, которые являются совокупностью производственных, материально-вещественных ценностей, действующих в процессе производства более одного года (недопущение чрезмерного морального износа основных фондов, особенно их активной части; недопущения чрезмерного физического износа оборудования; уменьшение потерь от инфляции; эффективное использование основных средств;

- управление оборотными средствами, как совокупностью материально-вещественных ценностей, используемых полностью в производственном процессе (организация и управление оборотными средствами на предприятии включает в себя определение потребности в оборотных средствах, формирование их оптимального состава и структуры, определение источников их пополнения, определение стратегии их использования;

- мероприятия по более эффективному нормированию оборотных средств и ускорения их оборачиваемости.

- рассмотреть систему планирования потребности предприятия в различных видах материальных ресурсов, их использования;

- мероприятия, направленные на повышение эффективности использования материальных ресурсов (совершенствование техники, технологии; организации производственных процессов; освоением более совершенных типов и моделей изделий; повышения качества продукции и пр.).

В разделе по управлению маркетингом необходимо отразить следующее:

- рассмотрите задачи службы маркетинга, систему организации;

- охарактеризуйте действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей предприятия;

- оцените внешнюю и внутреннюю среду маркетинга предприятии;

- рассмотрите планирование продукции и товарную политику маркетинга;

- мероприятия по продвижению товара на рынок;

- ознакомьтесь с методикой формирования отпускных цен на продукцию предприятия;

- рассмотрите систему оценки эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

В разделе управления издержками необходимо отразить следующее:

- изучить методику расчёта нормативной себестоимости по элементам затрат и по статьям калькуляции;

- познакомиться с работой экономического отдела, где осуществляется расчёт нормативной себестоимости, определить их задачи;

- ознакомиться с работой бухгалтерии, как организован учёт расходов на производство продукции, формирование фактической себестоимости, как поставлен бухгалтерский и управленческий учёт;

- как проводится сопоставление нормативной и фактической себестоимости, выявление несоответствий и в чём причины;

- какие разрабатываются корректирующие мероприятия для приведения в соответствие нормативной и фактической себестоимости (наличие бракованной продукции, простои оборудования, аварии, невыходы на работы, ошибки и пр.);

-разработка и реализация комплексного плана снижения нормативных затрат при производстве продукции;

- в каком направлении строится система управления затратами (прямые затраты, общехозяйственные и общепроизводственные затраты, затраты на освоение нового типа производства, коммерческие расходы;

- рассмотреть систему формирования прибыли;

- познакомиться с системой расчёта и уплаты налогов во все уровни бюджета и внебюджетных фондов предприятием;

- рассмотрите систему распределения прибыли, оставшейся на предприятия;

- дайте оценку использования прибыли;

- рассмотрите порядок оценки финансовой устойчивости предприятия по данным бухгалтерского баланса.

В разделе информационная система необходимо отразить следующее:

- как формируются массивы информации;

- как организован коммуникационный процесс;

- изучите коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- как организованы коммуникации между предприятием и внешней средой (органы государственного и местного управления, потребители, поставщики и др.);

- дайте характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

- ознакомьтесь с информационным процессом (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- познакомиться с документооборотом на предприятии и дать характеристику его;

- дайте предложения по совершенствованию коммуникаций в организации.

В заключении подводятся итоги практики. Заключение должно содержать описание компетенций (знаний, умений, навыков), которые приобрёл студент-практикант в период практики (необходимо указать, чему научился студент в ходе практики: какие документы составлять, какие программные продукты использовать, какие виды анализа осуществлять и т. п.), развитее каких особенностей обеспечило прохождение практики

Список использованных источников (в том числе нормативных и ведомственных документов) оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». (Приложение 8)

Приложения. К отчёту могутбытьприложены документы, которые составил студент или над которыми он работал (если размещение этих документов не составляет коммерческую или государственную тайну). В данном разделе необходимо подобрать примеры документов, которые были (могли бы быть) использованы в качестве образцов в работе.

Все приложения должны быть пронумерованы. В текстовой части отчёта должны быть ссылки на соответствующие приложения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.