Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иконография






К настоящему времени сложилась богатая иконографическая традиция изображения преподобного Далмата Исетского.

Наиболее ранним изображением Далмата, очевидно, являлся его портрет, который находился на северной стене в усыпальнице святого наряду с портретом его сына архимандрита Исаака[63]. По сообщению Г. С. Плотникова, оба изображения были прижизненными:

«...хранятся два портрета, написанные с натуры; один монаха Далмата, при коем его келейная мантия и клобук, а другой сына его Архимандрита Исаака, при котором находится его посох…»[64].

Судя по диапозитивам, портреты были выполнены предположительно в XVIII веке (возможно, в числе 8 живописных портретов по заказу архимандрита Иоакинфа в 60-70-х годах XVIII века тобольским иконописцем Матвеем Морозовым[65]), впоследствии поновлялись.

Далмат изображен вполоборота вправо, по пояс, облачен в клобук и мантию, правая рука с четками у груди, в левой высокий посох, внизу - пространный текст с его биографией. Индивидуальные черты лица старца переданы условно: большие глаза, четкая линия бровей, тонкий прямой нос, впалые щеки, на лбу над переносицей несколько морщин, слегка вьющиеся с проседью волосы до плеч, длинная окладистая борода. Портрет был воспроизведен погрудно на литографии конца XIX века. (сохранилась фотография из архива Далматовского монастыря[66]).

В 1740-х годах была создана деревянная раскрашенная скульптура Далмата (не сохранилась), которая стояла внутри пещеры в виде ниши в северной стене трапезной нижней Рождественской церкви Успенского собора обители («…выкладена печера, в ней двери, против оных, в печере патрет в человеческий рост, резной, начального здешней обители монаха Далмата, размалеван по приличности красками»[67]). Эта трехмерная композиция в 1770-х годах стала центром живописного цикла, иллюстрирующего историю Далматова монастыря: над нишей были написаны изображения каменного Успенского собора, по сторонам которого - фигуры Далмата и архимандрита Исаака, вверху - чтимая икона «Успение Пресвятой Богородицы», поддерживаемая двумя ангелами, а также стихи на эту тему.

В 1793 году иконописец малороссийского происхождения Иван Соколовский (прибыл в монастырь в 1777 году) расписал гробницу над могилой Далмата На 3 боковых панелях надгробия были изображены сюжеты из жизни преподобного, сопровождавшиеся подробными надписями на свитках: татарин Илигей, замыслив убить Далмата, направляется из Тюмени на Белое Городище; явление Божией Матери Илигею в сонном видении «с претящею розгою»; Илигей с родственниками исповедует перед Далматом свое злое намерение и уступает ему вотчину; на 4-й стороне помещалась стихотворная летопись монастыря, излагающая историю обители в бытность Далмата и его сына архимандрита Исаака. Сюжеты Жития Далмата были представлены в росписи интерьера каменной усыпальницы (1896 год) над могилой святого при церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Далмат назван преподобным на тоновой литографии, изданной в Екатеринбурге в 1890-х годах (цензорское разрешение 1890 г. прот. Симеона Вишнякова, экземпляры в частных собраниях). К первоначальному портрету восходит образ святого с нимбом конца XIX - начала XX века, очевидно, в технике хромолитографии (сохранилась фотография из архива Далматова монастыря), а также несколько современных образов: икона 1990-х годов - дар Далматовскому монастырю игумена Тихона (Затёкина) в бытность его наместником Верхотурского Никольского монастыря (Святой представлен на фоне монастырских построек, повторяющих вид обители на хромолитографии Е. И. Фесенко 1902 года; подобный образ - в Верхотурском монастыре); икона 1994 года насельника монастыря иконописца иеромонаха Давида (Эрназарова) в круге (помещена во фронтальную часть раки); икона 1997 года работы О. Вороновой Воскресенская церковь г. Шадринска.

К прославлению Далмата в 1994 году в московской мастерской И. Исакова была написана икона святого, изображенного фронтально, по пояс. К празднованию 300-летия преставления в 1997 году одесский иконописец И. Н. Стоянов выполнил образ для церкви святителя Николая Чудотворца в с. Боровском (в настоящее время в скиту во имя Далмата Катайского района Курганской области) - преподобный представлен в клобуке, мантии, с благословляющей именословно десницей и посохом в левой руке.

На поясной иконе 2000 года работы А. Маркова (кафедральный собор благоверного князя Александра Невского в Кургане) Далмат облачен в схиму с куколем на голове, в руках модель монастыря, вверху - образ Божией Матери «Знамение»; в икону вложена частица мощей святого. Поясной прямоличный образ Далмата с частицей мощей (2001, иконописец П. Рублёв) находится над ракой преподобного.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.