Мы снова в горах

и водоотведения КубГАУ,

Слушатель отделения журналистики ФОПа

МЫ СНОВА В ГОРАХ

Мое воображение снова рисует картины заснеженных гор, лесов, горных перевалов. Для студентов нашего Кубанского государственного аграрного университета стало традицией проводить новогодние каникулы в горах. Ежегодно 2 января мы отправляемся на зимние сборы на плато Лагонаки.

Выезд туристов назначен на 9.00. Мы выехали ровно в этот час. В автобусе наступило сонное царство. Новый год дал о себе знать, ребята решили выспаться и со свежими силами «ринуться в бой».

За поселком Каменномостским дорога уходит вверх к Азишскому перевалу. Снега немного, и это радует. Ботинки обещают быть сухими. Вера Викторовна рассказывает нам легенды о происхождения названий «Лагонаки» и «Руфабго», историю большого камня, стоящего посреди дороги, ведущей на плато.

И вот мы в поселке Мезмай. Выгружаем рюкзаки из автобуса, располагаемся на перекус. Теплое зимнее солнце ласково светит в небе. Наш маршрут лежит на плато Лагонаки. Начинается он от развилки на пещеру Нежная. Нас три группы. Всего одиннадцать человек. Руководители - Алексей Петрович и Вера Викторовна Огер. Идем по старой мезмайской дороге через зимний лес. Машины укатали ее, и ботинки пытаются скользить. Нам весело, поем песни. Еньшин несет гитару. Саша Мальцев проверяет каждую большую лужу на прочность. Не провалился пока, лед держит его вместе с рюкзаком. Метеосводка чудесная: тепло, морозно, светит солнце, небо чистое, ни облачка.

Зашли в зону леса, холодает. Пытаюсь взять интервью у нашего руководителя: «Без комментариев!», - отмахивается он. Миша шуршит пакетом, потому что там есть «ништяк» - всякие вкусности. Настя улыбается. Руководители решают ставить лагерь. Что ж, отлично!

Две группы начинают трудиться, словно муравьи. Очень быстро образуется большая куча дров, импровизированные лавочки. Весело потрескивают дрова в костре, пугая стреляющими искрами. Дежурные запускают конвейер по производству воды из снега. Палатки поставлены. Вкуснейший ужин несет по волнам счастья наши души. Решили отпраздновать Новый год. Баночка ананасов не зря тряслась весь день в рюкзаке. Струны гитары весело звучат в тишине леса.

Ночь прошла очень быстро. Я решила засечь, сколько требуется времени, чтобы одеться и выбраться утром из палатки. Оказалось 15 минут. Это много. Нужно улучшать результат…

Завтрак, чай - все, как полагается. Команда «Под рюкзак!», и мы с фонариками отправляемся в дорогу. Очень скоро начинает светать. Идем по лесу. Тишина, только ветки да кусты шуршат под ногами. Сталкиваемся с водной преградой – рекой Курджипс. Натягиваем веревку и по одному начинаем переходить по бревну. Делаем серию фотографий: «Маша, улыбнись!». Успешно перебравшись через реку, идем вверх. Нужно выбраться из каньона. Находим чинарики. Съедобных чинариков для всех туристов мало. Алексей Петрович смеется: «Чудики, чинарики едят!» Идем дальше. По пути встречаем большое дерево. Удобно облокотиться на него с рюкзаком, отдохнуть. «Дерево для души» назвала я его. Идем дальше.

Наша группа впереди. Набрели на ручей. Набираем воду. По пути играем в крестики-нолики. Эта игра сопровождает нас на протяжении всех сборов. Снег отлично подходит для нее, и мы осваивали технику победы в этой игре. Доходим до развилки. Решаем идти вверх. Светит ослепительное солнце. Такая красота вокруг, что не радоваться невозможно!

Найдя подходящее место для ночевки, начинаем заниматься обустройством бивуака. Работа кипит. Стараниями Анастасии и, частично, Николая капуста зверски порезана на огромные куски. В одном котелке варится борщ, в другом - ароматнейший компот из сухофруктов. Как приятно, все-таки, быть туристом, жить в палатке, шагать по тропе с рюкзаком, а по вечерам ставить лагерь, вкусно ужинать и петь под гитару туристские песни у костра.

Утро следующего дня выдалось несколько хмурым. Снежок легко и быстро опускался на землю. На завтрак наша группа вкушала отличнейшее мюсли с сухофруктами. Наконец-то, мы с Мишей дождались нашего любимого блюда. Потушив костер, собрав лагерь и рюкзаки, выходим из лагеря.

Нашему взору открывается восходящее из-за гор солнце. Краски неба сменяют друг друга. Ни один цвет не был похож на другой. Счастьем переполняется душа. Фотографируемся на фоне поселка.

Выходим из зоны леса штурмовать гору Мезмай. Надеваем очки, так как солнце слепит глаза. Идем в гору. Некоторым участникам тяжеловато. Отдыхаем. Игорь, посоветовавшись с Алексеем Петровичем, дает команду двигаться в направлении коша. Туда и идем. Встречаемся все уже в коше. Готовим вкусный обед на две группы. За окнами метет снег, завывает ветер. Попив чаю, выходим из домика. Закутываемся, прячем носы от ветра. Идем штурмовать Мезмай (1999м). Ветер сдувает, но мне почему-то так смешно. Иду и вспоминаю про восхождение русских альпинистов на вершину К-2. Представляю себе, что мы тоже совершаем восхождение на сложную вершину. Прошусь тропить тропу. Андрей смеется: «Игорь, тут желающие тропить есть, пустим?»

Пустили. Иду первая, одухотворенная. И такая гордость меня распирает, что вот – вот взлечу! И тут руководители говорят, что на гору Мезмай мы не идем, а спускаемся вниз. Заходим в зону леса, натыкаемся на смешную палку. Саша говорит, что это палка снежного человека. Он тут якобы костры жжет. Идем и смеемся. И вдруг понимаем, что нет наших руководителей. Как-то они подозрительно отстали. Связываемся по рации. Два пострадавших: травма пальца руки и непонятно, что со вторым участником. Разделяемся на группы, ребята вяжут носилки. Виталик, Саша и я отправляемся оказывать первую помощь.

Импровизированные пострадавшие были очень скоро найдены. Мы с Виталиком, как доктора, оказали им первую медицинскую помощь. Не импровизированную, а настоящую. Ведь мы же на зимних сборах, где все максимально приближенно к реальным условиям. Вскоре подоспели ребята с носилками, решили, что часть участников из двух групп пойдут вперед ставить лагерь, остальные же будут транспортировать " пострадавшую" Веру Викторовну. Вот такая вот история получилась, интересная и в то же время реальная.

По приходу всех участников к месту установки лагеря, мы собрали дрова и приготовили вкуснейший рыбный суп из консервов. Все поужинали. К этому времени уже стемнело, и пошел снег. Крупные хлопья все падали и падали, преображая лес в новогоднюю сказку. Мне сложно передать эту красоту, ее нужно увидеть своими глазами.

Ночью капало с «потолка». Все ждали скорейшего наступления утра. Мы с Мишей дежурим. Укутавшись в белое покрывало, деревья безмолвно стоят в утренней тишине. Ни шелеста, ни шороха. Природа спит. Костер не хочет гореть, дабы не нарушать гармонии и покоя. В ходе долгих попыток яркий огонек все же весело затрещал. Сварили гречневую кашу, собрали лагерь.

Сегодня нам следует идти в пещеру. Просто прогуляться. Поэтому рюкзаки с собой было велено не брать. Сложив их в одну кучу, мы взяли только ледорубы, фонарики и каски. «Как будто спелеологи», - пробежала мысль в голове. Пещеру нашли быстро. Андрей и Виталик уже бывали в ней. Когда зашли внутрь, время остановилось. Все прошлое осталось там, снаружи, где солнце и снег. Маленькие капельки воды на стенах и потолке слишком сильно были похожи на золото. «Разбогатеем», - подумала я. Но, коснувшись первой из них, поняла, что это вода. Внутри пещера разделялась. Вправо проход был залит водой и сужался, поэтому мы пошли влево. Кое-где приходилось ползти на корточках. Дойдя до расширения, зашли в тупик. Развернулись и пошли обратно. Воздух в пещере иной. Здесь нет места ни панике, ни страху. Смелость ведет только вперед! Дневной свет приятно радует, когда выходишь наружу. Мы сфотографировались, сняли видео. А снег все падал и падал. Солнце, пытаясь пробиться сквозь тучи, слабо светило. Мы заторопились в лагерь.

Потом мы отправились к домикам, где традиционно встречаем рождество. Условились встретиться возле домика. Часа два наша группа петляла по лесу. Рюкзаки все тяжелели и тяжелели, плечи ныли, и ботинки начинали промокать. В итоге мы вышли к домику, где нас встретили все ребята, которые пришли немного раньше нас. Приятно было прийти сюда. Волной нахлынули теплые воспоминания, связанные с этим местом. Пока готовился обед на горелках, ребята шутили и смеялись.

Мне, Андрею и Игорю поручили найти место для лагеря. Мы нашли уютное место в глубине леса, где не дует ветер с плато, где много дров, где мало снега и удобно ставить палатки. Пообедав, с рюкзаками отправились туда. Сразу же получили задание обустроить лагерь. Работа закипела. Дружно собирали, пилили и складывали дрова, натягивали тент, обтягивали территорию лагеря, ставили палатки, разжигали костер. Трудились, словно муравьи. Через полтора часа Вера Викторовна приняла работу, поставила «хорошо с плюсом».

Незаметно подкрался вечер. Мы все собрались у костра. Алексей Петрович рассказал нам о лавинах, как следует себя вести в самом эпицентре, что нужно делать при поисках пострадавших, попавших под снег. Привел реальные случаи из жизни, когда люди попадали в лавины и выживали. Алексея Петровича интересно слушать. В такие моменты, сидя у костра, стирается грань «тренер – студент», мы одна большая семья туристов, мы друзья!

Потом мы пели песни под гитару, передавая ее по кругу. Мне не удастся передать тех эмоций, какие мы получаем, сидя у костра вместе с друзьями. Это нужно прочувствовать. Спать мы легли поздно. Уставшие, но счастливые.

На пятый день нашего путешествия состоялось традиционное посвящение в туристы. Ребят от души закидали снежками, Алексей Петрович бежал во главе новичков. Теперь в нашей семье туристов прибавилось еще трое ребят, которые прошли зимние сборы и справились со всеми заданиями.

Вечером мы долго сидим у костра и поем песни, слушая рассказы Алексея Петровича о его походах, случаях из туристской жизни, потрескивание дров в костре и тишину зимнего заснеженного леса. Завтра утром мы должны будем покинуть плато Лагонаки.

Безусловно, вернувшись в город, еще долго приходишь в себя, живя впечатлениями от зимних сборов. И ждешь опять новых походов и приключений, которые испытывают тебя, проверяя на прочность и устойчивость, которые дарят новых друзей и море позитива. Поэтому, дорогие друзья, ходите в горы, любите их, таких впечатлений вы не познаете больше нигде.