Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Науки исламской религии






Как по исламу человек должен получать знания? На этом уроке мы постараемся ответить на этот вопрос, с дозволения Аллаха.

Для того, чтобы иметь правильное представление об исламе, мусульмане должны изучать религиозные науки. Для этого существуют определённые дисциплины. Давайте поговорим о них. Сегодня многие мусульмане, не знающие даже названий этих дисциплин, рассказывают людям об исламе. Но ведь не изучив исламские науки, просто невозможно понимать религию правильно. Например, многие люди полагают, что достаточно прочитать пару книг или просмотреть несколько передач, и ты уже можешь дискутировать на религиозные темы. Это, конечно же, очень большое заблуждение. Потому что в книгах и передачах часто выступают писатели, поэты, философы или простые люди, не имеющие религиозного образования, а читатели заблуждаются после прочтения этих книг и просмотра этих передач. К примеру, часто от лекторов и прочих выступающих можно услышать примерно такое: «Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: “Ищите знаний, (если нужно, то) даже в Китае! ”». Но этот хадис – вымышлен. Китай во время посланника Аллаха (ﷺ) был довольно странной аморфной территорией, погрязшей в язычестве – какие там знания?! И даже если бы хадис был просто слаб, то и тогда было бы неправильно говорить «посланник Аллаха (ﷺ) говорил», ведь это не что иное, как ложь на посланника Аллаха (ﷺ)!

Итак, религиозные знания не берутся из фильмов о мусульманах, пьес, книг советского периода, статей в газетах и журналах, написанных под впечатлениями от поездок в мусульманскую страну! Будьте внимательны, братья и сёстры.

Как и у кого мы можем взять знания об исламе? Конечно же, в первую очередь у Того, Кто дал нам ислам и Коран. Книга Всевышнего, то есть Коран – это первый источник. А кому ниспослан Коран? Конечно же, пророку Мухаммаду (ﷺ). Значит, кто лучше всех понимал Коран? Он (ﷺ) сам. Слова, дела, жесты и даже молчаливое согласие пророка Мухаммада (ﷺ) называются «сунной». Значит, сунна посланника Аллаха (ﷺ) – это подробное объяснение Корана и его практический пример. То есть, если у нас спросят: «Каким должен быть человек, водворивший заповеди Корана в жизнь на все 100%?», мы ответим: «Этим человеком был никто иной, как сам пророк (ﷺ)». Сунну, как второй великий источник религиозных знаний, тоже нужно изучать хорошо.

Лишь тот, кто хорошо знает Коран и сунну, позна́ ет ислам хорошо, и других путей для этого просто нет. В наше время встречаются такие люди, которые пытаются объяснять ислам, не удосужившись сначала изучить Коран, а когда им советуешь это, они начинают «философствовать», говоря, что мы, мол, «пока не доросли до понимания Корана», «сначала нужно достичь какого-то уровня в светских науках», «Коран был ниспослан арабам, а у нас совершенно другие реалии» и т. п. Но ведь Сам Аллах сказал нам в Коране: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» (Сура «Месяц», аят 40). Одним из чудес Корана является то, что неисчерпаемость его смыслов передана таким слогом, который понятен и академику 3-4 наук, и простому пастуху. Те, кто знают арабский язык, могут сравнить с Кораном стихи времён пророка (ﷺ), которые невозможно понять без словаря даже арабу: настолько поразительно отличие этих стихов от речи Всевышнего, обратившегося ко всему человечеству, к каждому из нас персонально!..

Для удобства учёные ислама разделили изучение Корана и сунны на семь основных дисциплин:

1) Аки́ да (положения исламского вероубеждения).

2) Таджви́ д (правила чтения Корана).

3) Тафси́ р (толкование, разъяснение Корана).

4) Фи́ кх (исламское право, юриспруденция).

5) Хади́ сы (высказывания пророка Мухаммада (ﷺ) или высказывания его сподвижников о нём (ﷺ)).

6) Сира (жизнеописание пророка Мухаммада (ﷺ)).

7) Арабский язык.

Коротко объясним суть этих дисциплин.

1) Первая наука называется по-арабски «аки́ да». В переводе «аки́ да» означает «глубокое убеждение». На уроках по акиде мы проходим, кто есть Всевышний, каковы Его качества, как нам до́ лжно укреплять и беречь нашу веру и тому подобные вопросы. Короче, эта дисциплина поправляет, углубляет нашу веру, защищает её от разных сомнений и неправильных мыслей.

2) Вторая наука – это таджвид, то есть правила чтения Корана. Слово «таджвид» в переводе с арабского означает «делание чего-то хорошо». Каждый мусульманин должен уметь читать Коран в оригинале. Ведь любой мусульманин должен совершать в день пять намазов, во время которых он читает суры из Корана на арабском. А для этого нужно знать, как правильно произносится каждая арабская буква, какой звук получается в результате её соединения с другой; когда эта буква поглощается, когда видоизменяется, что нужно говорить перед чтением Корана, что означает тот или иной символ в Коране – всё это мы узнаём на уроках по таджвиду. Пророк Мухаммад (ﷺ) завещал нам читать Коран и учить наизусть из него то, что мы можем. Не делая этого, не очистятся наши сердца, не сможем мы найти для них излечение.

3) Третья наука – это тафсир. В арабском языке это слово означает «толкование, разъяснение чего-то». Наука тафсира – это дисциплина, помогающая нам понять Коран правильно. Учёный по тафсиру знает смысл каждого аята в Коране: что означает каждое слово этого аята, что говорил пророк Мухаммад (ﷺ) об этом аяте, что сказали о нём сподвижники и так далее. Значит, для правильного понимания того или иного аята мы должны знать соответствующий хадис и слова сподвижников об этом аяте. Иначе, пытаясь самим делать вывод из тех или иных слов Всевышнего, мы ошибёмся и впадём в заблуждение.

4) Четвёртая наука – это фикх. Слово «фикх» в переводе с арабского означает «глубокое понимание». Эта дисциплина даёт мусульманину все необходимые знания – начиная с того, как брать омовение, заканчивая самыми глобальными вопросами государственности. Говоря иначе, фикх – это исламское право. Он изучает предписания, возложенные Всевышним на человека; какие обязанности есть у мусульманина в отношении самого себя, семьи, соседей и так далее. К примеру, если в данную минуту наступило время намаза, мы должны исполнить один из ежедневных дел перед Аллахом – намаз. А как подготовиться к намазу, как совершить омовение, в какую сторону повернуться во время молитвы, что читать в начале, в середине, в конце, как реагировать на то, что кто-то из родителей окликнул тебя во время намаза... Всё это – темы фикха.

5) Пятая наука – это хадисы. «Хадис» в переводе с арабского означает «рассказ, предание». То есть хадисы – слова посланника Аллаха (ﷺ) или то, что рассказали о нём (ﷺ) его сподвижники. Например, широко известен следующий хадис от пророка (ﷺ):

Передал Абдулла ибн Зубайр от Суфьяна, тот – от Яхьи ибн Сагида Аль-Ансарий, тот – от Мухаммада ибн Ибрахима, тот – от Галкамы ибн Уаккаса, а тот – от Омара ибн Аль-Хаттаба[27], что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «И́ ннамаль-агма́ лю би́ н-ния́ т». Перевод: «Поистине, дела – по намерениям».

Теперь постараемся объяснить науку о хадисах на примере приведенных слов пророка (ﷺ). Учёные-хадисоведы тщательно исследуют каждое слово, сказанное пророком (ﷺ) или то, что сказано о нём. Например, что значит в арабском языке «и́ ннама», что означает «агма́ лю», как понять словосочетание «би́ н-ния́ т» и так далее. Отдельный раздел хадисоведения изучает людей, находящихся в иснаде – хадисоведы анализируют каждого передатчика: где и когда он родился, как принял ислам, можно ли ему доверять, и если можно, то насколько и так далее. Если обнаружится, что кто-то из передатчиков хадиса – лжец, или забывчив, или часто ошибавшийся в именах и событиях, то хадис, переданный им, считается слабым, недостоверным «даги́ ф». В слабые хадисы верить нельзя, если только другой хадис не подтвердит правильность его смысла. Значит, для того, чтобы правильно понять какой-то хадис, нужно знать его иснад, каждое слово, общий смысл. Также у каждого хадиса есть подробное толкование, так называемый «шарх». То есть, если мы хотим полностью понять, о чём говорится в хадисе, нам нужно знать его шарх. А то бывает так, что человек узнаёт один хадис, понимает его по-своему, и не смотрит на то, как растолковывают его учёные. Это, разумеется, открывает путь ко всяким заблуждениям.

6) Шестая наука – это сира, то есть жизнеописание пророка Мухаммада (ﷺ). На уроке № 9 мы коротко пересказали сиру. Слово «сира» переводится как «биография», «образ жизни», «репутация». Действительно, не зная жизненного пути пророка (ﷺ), того, что он говорил или делал в том или ином случае, как мы можем понять, что есть жизнь по Корану? Никак! Жизнь пророка Мухаммада (ﷺ) целиком и полностью отражает Коран. Ведь не зря мать правоверных Аиша, супруга пророка (ﷺ), сказала о нём, когда её спросили про его нрав: «Его нравом был Коран». То есть, его характер, стиль жизни, поведение – всё было живым отражением заповедей Корана. Вот почему мы должны хорошо знать сиру.

7) Седьмая наука – это арабский язык. Как известно, Всевышний ниспослал Свою последнюю книгу Коран на арабском языке. Не зная арабский, невозможно понять смысл и глубину слов Аллаха[28]. У каждого языка есть свои особенности и тонкости. Для того, чтобы понять, что́ означает то или иное слово в Коране, мы должны знать, какой смысл вкладывают в него арабы. На начальной стадии, разумеется, мы вынуждены ограничиваться только переводами, но тому, кто хочет узнать о Коране больше, нельзя останавливаться на этом. Для этого даже сами арабы изучают арабский, ведь во времена ниспослания Корана некоторые слова носили иной смысл, нежели сейчас. Например, если сегодня мы попробуем почитать повесть «Слово о полку Игореве», что-то из неё мы не поймём. Потому что любой язык претерпевает изменения с течением времени. Таким образом, арабский язык – это первый ключ для открытия Корана. Он нужен для изучения и других наук, так как самые основные книги по исламу написаны именно на нём.

Итак, мы пояснили, что основных наук ислама семь. Пока мы поговорили о них кратко, всего лишь дав им определение в виде одного абзаца. На следующих уроках мы будем говорить об этих дисциплинах более подробно.

Конец тринадцатого урока.

 

Урок №14






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.