Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мысль 1. Универсальный конструктор






Генно-модифицированная Вселенная

Я основываюсь на рассуждениях Дэвида Дойча и Ричарда Докинза. Просто не понимаю, как первый, строя свои умозаключения на идеях второго, не сложил 2 и 2, которые мне кажутся очевидными... Хотя, может, потому и не сложил, что мое мыследействие на самом деле в корне ошибочно... Не знаю. Но суть такая: я усматриваю совершенно конкретное функциональное подобие между такой структурной единицей как «ген» и структурной единицей более сложного порядка «человек» (я веду сравнение с человеком, потому что это наиболее высоко организованная форма биологической жизни, существование которой доказано).

Предположение заключается в том, что человек как собирательный абстрактный представитель самосознающей формы биологической жизни для Вселенной является тем же, чем ген является для организма человека. Тезис можно сформулировать так: «Вселенные способны эволюционировать подобно организмам и роль генов ДНК в процессе эволюции вселенных несёт вся биологическая жизнь (все формы биологической жизни), способная накапливать знания, продуцировать и передавать информацию о вселенной, в которой она живёт». Иными словами, идея заключается в том, что мыслящая определенным образом форма жизни - это в прямом смысле гены вселенной.

Зачем вообще сравнивать такие далёкие друг от друга объекты (ген – человек – вселенная)? Все дело в признаках самоподобия большинства структур вселенной и теории бесконечной вложенности материи, которым обычно уделяется не так много внимания, но совершенно невозможно отрицать наличие того и другого в природе. В случае сравнения человека и вселенной можно будет говорить о том, что имеет место как самоподобие, так и бесконечная вложенность.

И вот что получается, если принять вселенную за отдельный организм, а мыслящую форму биологической жизни – за его гены.

Мысль 1. Универсальный конструктор

Известно, что ген – это универсальный конструктор. Гены строят для себя машины выживания (изначально – простейшие организмы-оболочки, на данном этапе сложнейшей можно считать машину-человека), полностью управляют их поведением на каждом этапе жизни и функционирования организма. Функциональность организма-носителя достигается кодированием закономерностей среды или эмпирических приближений к законам природы на генном уровне.

Человек также является универсальным конструктором. Он использует объяснительные знания и создаёт новые путем выдвижения гипотез и их критики. Только создание человеческих знаний обусловливает все возрастающие возможности системы жизнеобеспечения человека как биологического вида. Только такая система мышления позволяет людям не жить в ограниченной более-менее дружелюбной среде, а трансформировать любую недружелюбную среду в благоприятную для себя. При этом человеческое тело, включая мозг, является фабрикой преобразования всего и во всё, что позволяют законы природы именно благодаря объяснительным знаниям. Что и делает человека универсальным конструктором (а его мозг – уникальной системой программирования). Т.е. пределы возможностей человека = пределам его объяснительного знания.

Проще говоря, как ген, так и человек сами создают свою среду обитания и делают её полностью подконтрольной своим нуждам. Отличие лишь в том, что ген получает знания о том, какую среду ему нужно создавать, исключительно биологическим путём – весь код в готовом виде (за исключением случайных мутаций) достаётся ему от генов предыдущего поколения, и любые приобретенные знания утрачиваются следующим поколением генов, поэтому биологическая эволюция требует гораздо больше времени и идёт методом проб и ошибок. Тогда как человеческий вид выживает за счет знаний, которые он может накапливать и передавать из поколения в поколение не на генетическом, а на культурном уровне. Человек – единственное живое существо, на которое преобладающее влияние оказывают приобретенные в результате научения и передачи следующим поколениям знания. За счёт этого информационная эволюция совершается гораздо быстрее, потому что идет путем выдвижения, критики и – что важно – перетасовки гипотез. Если биологическая эволюция движется поступательно, приращивая знания постепенно, и может привести к тупиковой ветви развития, когда придется начинать заново, то эволюция знаний может позволить себе быть скачкообразной и даже перескакивать через определенные этапы (пример: открытие теории струн как «физики XXI века в веке XX» - физика ясна, но математический аппарат для неё ещё не разработан).

Но по сути именно гены и создали этот более продвинутый способ эволюции: они снабдили свою машину выживания (человека) способностью к обучению и эффективным способом предсказывать будущее – моделированием. Этот способ продуктивнее метода проб и ошибок. Возможно, именно эволюция способности к моделированию привела к появлению субъективного осознания у организмов. Причем осознание может возникать как модель мира, создаваемая мозгом, и достигать такой полноты, что мозгу приходится включать в неё модель самого себя. Это кульминация эволюционного направления к независимости организмов, которые за счёт этого научаются принимать решения независимо от хозяев-генов. И даже могут взбунтоваться перед их диктатом (простейший пример: генная инженерия; продолжение этого пример – в мысли 5).

Таким образом, первое сходство – и ген, и человек являются универсальными конструкторами, причем человек ещё и представляет собой принципиально новый уровень возможностей конструирования. Это более продвинутый тип универсального конструктора. Этот тип конструктора достиг такой стадии развития способностей моделирования, что делает попытки обнаружить то, что ещё никогда не было обнаружено (пример: любая обсерватория, которая ищет в космосе каждая что-то свое). Биологическая эволюция к такой адаптации не приведет – только научное знание.

Но что это даёт при проведении параллели «человек – ген для организма-вселенной»? Никому в здравом уме не придет в голову, что молекулы ДНК могут обладать индивидуальным сознанием. Однако если человек целиком сам является универсальным конструктором, то он, по сути, и есть одна большая ходячая молекула ДНК, обладающая индивидуальным сознанием. Отсюда первый вопрос: если мы уже на начальном этапе имеем простейшую структурную операционную единицу «человек-ген» такой небывалой сложности (обладающую самосознанием и способностями к «сверхмоделированию»), то какой сложностью и какой степенью самосознания (и каким вообще уровнем знания и сознания) должен обладать организм, который является машиной выживания этого гена? Это вопрос о степени самосознания вселенной как организма. И на этот вопрос есть очень простой ответ: степень самосознания вселенной как организма отличается от степени самосознания человека как гена на столько же порядков, насколько отличаются самосознание у человека и, допустим, у амёбы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.