Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и понятие управления






Современные предприниматели все больше отходят от учений классических школ управления и ищут новые, более эффективные методики менеджмента. Одним из молодых направлений, пытающихся искать ответы и решения в этом ракурсе, считается социология управления. В отличие от классической школы научного менеджмента, которая акцентирует внимание на технологическом процессе, социология предлагает заниматься отношениями, сложившимися в коллективе. Чем занимается социальное управление Социология управления в качестве объекта своих интересов рассматривает все происходящие в обществе процессы (на всех уровнях). Объектом исследования становится и государство, и регион, и отдельный человек. Можно утверждать, что социология и психология управления интересуются всеми людьми в мире, а также организациями и процессами, протекающими во время их взаимодействия в любой исторической эпохе. Кроме того, эта наука изучает и спонтанность общественной самоорганизации, которая очень важна для управления предприятием. Ведь помимо формального коллектива – штата сотрудников – на предприятии постоянно образуются неформальные организации: между людьми завязываются дружеские отношения, у них появляются какие-то общие интересы, не связанные с работой, и т. д. [1]

А неформальный лидер может доставить руководству массу проблем, если вдруг решит противопоставить себя начальству.

В глобальном смысле социология определяет такие спонтанные процессы: репродуктивное поведение человека; образование теневой экономики; миграция населения; формирование общественного мнения; потребительское поведение. Предмет Важным аспектом изучения любой проблемы является определение не только интересов науки, но и характеристик, процессов и свойств объектов исследования, т. е. ее (дисциплины) предмет.

Социология управления анализирует закономерности функционирования отдельных социальных объектов и выявляет механизмы воздействия на их составляющие. При этом зарубежные и отечественные теоретики стремятся выделить алгоритмы, по которым реализуются социальные закономерности, и на их основе создают рекомендации по стратегическому и тактическому управлению предприятием. Кроме того, социология управления называет одним из своих предметных интересов изучение исторического пути менеджмента: от общинного общественного уклада до современного государственного управления. [2]

На современном этапе развития социологии управления выделено четыре блока задач, для решения которых требуются специальные знания и навыки: необходимость управления людьми в тех случаях, когда личные качества сотрудника оказываются выше его профессиональных умений; необходимость управления взаимоотношениями в коллективе, выделяя при этом вопросы руководства и лидерства, противопоставления формальных и неформальных структур и т. п.; необходимость разработки четких критериев определения эффективности управления; необходимость управления системами. Еще одним немаловажным вопросом, которым занимается социология управления, является прогнозирование развития спонтанных процессов и выработка методики их оптимизации.

Как и практически любая наука, социология управления занимается не только фундаментальными, но и прикладными исследованиями. Иерархические принципы построения общества диктуют руководителям свои правила и методики деятельности. Выделяя четыре уровня взаимодействия социума, теоретики ищут решения поставленных задач; переходя от общего к частному и наоборот, зачастую удается выработать по-настоящему эффективные рекомендации. На макросоциологическом уровне анализируются процессы межгосударственного, государственного, межэтнического и этнического характера.

Теория среднего уровня занята управлением обществом, проживающим в локальной местности (регион, муниципалитет, организация). Микроуровень анализирует деятельность и поведение личности: поведение в обществе, потребительские привычки, мотивацию и т. п. И, наконец, на операциональном уровне проводится анализ и выбор оптимальных для управления организацией методологий, разрабатываются программы конкретных исследований по вопросам менеджмента. Функции Каждая наука выполняет определенные функции. [3]

Исследователями выделены такие: познавательная – определяет сущность менеджмента, его роль и значение в развитии социума и подсистем; методологическая - позволяет сформировать принципы и подходы не только к изучению управленческих проблем, но и к их решению; социально-инженерная – дает возможность корректировать деятельность социальных институтов в заданном (актуальном) направлении; культурологическая – формирует культуру менеджмента и обеспечивает оптимальные условия для руководящего воздействия; поисково-прогностическая – занимается поиском возможных альтернатив развития менеджмента и изучением возможных состояний подсистем и систем; нормативная – вырабатывает управленческие технологии, которые помогут достичь оптимального состояния системы; идеологическая – соединяет современные взаимоотношения в обществе и интересы каждой отдельной личности (социальных групп).

В менеджменте имеется два таких понятия, как объект управления, субъект управления. Каждая организация представлена объединением двух подсистем. Одна из них является ведущей, а другая – управляемой. Но в обоих случаях они представляют собой отношения между людьми.

Менеджмент – это система взаимодействия взаимосвязанных элементов. Она представлена набором качественных характеристик, одной из которых является непредсказуемость всех протекающих в системе процессов.

Таким образом, управление и менеджмент развиваются. При этом всё происходящее должно поддаваться анализу, что позволяет упорядочивать и объяснять события. Субъект управления представляет собой орган или лицо, которым осуществляется управленческая деятельность. Она направлена на находящиеся в подчинении структуры или отдельных лиц. Они представляют собой объект управления. При этом одна и та же часть организации в отношении к разным структурам и органам может выполнять противоположные функции. То есть представлять собой объект управления, субъект управления одновременно. [4]

В теории рассмотрения менеджмента существенное значение отводится такому понятию, как «чёрный ящик». Оно рассматривается направлением «Теория организации». Для определённых границ и рамок свойственно объединение факторов, ресурсов, воздействий и прочих оказывающих влияние характеристик. В итоге появляется результат, немаловажными элементами которого являются объект управления, субъект управления. Он представлен количественными характеристиками, которые подлежат измерению и сопоставлению. То есть чёрный ящик – это знания, опыт, практические навыки, которые требуются для получения результата. Система должна быть направлена на достижение определённой цели. Имеющиеся ресурсы, а также внешнее воздействие должны приводить к результату. На этом основывается менеджмент. В чёрном ящике происходят определённые процессы, которые представляют интерес и подлежат изучению.

Это позволяет управлять происходящими действиями. А благодаря полному представлению об объекте и субъекте можно построить довольно взаимосвязанную структуру. То есть существует система, объединяющая такие понятия, как объект управления, субъект управления. В её рамках и происходит взаимодействие. Пример городского супермаркета Очень наглядно подобная система видна на примере обыкновенного супермаркета.

В нём директор и администрация формируют управленческий аппарат. Его воздействие направлено на отделы магазина. Они представляют собой управляемую систему. Каждый отдел возглавляет его руководитель. Он управляет продавцами, работающими в отведённой секции. Одновременно с этим директор универмага является подчинённым лицом в отношении вышестоящих органов. Но Министерство торговли выступает как субъект управления.[5]

На этом примере хорошо видно, что в основе понятий " управление" и " менеджмент" находятся взаимодополняющие объект и субъект управления. То есть ведущий и ведомый – относительные понятия.

Также субъекты управления представлены органами судебной и законодательной власти. Государство воздействует на находящиеся в подчинении структуры, используя судебные решения и законы. Классификация объектов, на которые воздействует государство Воздействие субъекта управления на объект управления часто проявляется как влияние на государственном уровне. В отношении подчинённых структур действует несколько видов классификации: По уровню подлежащих решению задач. Они могут касаться вопросов об экономике республики, отдельной сферы деятельности, а также региона или организации. В зависимости от видов регулируемой деятельности. С этим связаны капиталовложения, доходы, рынки, личное потребление и большое количество прочих факторов. В зависимости от адресата воздействия. Они могут быть представлены частными национальными компаниями, учебными заведениями, фондами и научно-исследовательскими центрами. Таким образом формируется система управления. Объект и субъект – это взаимодополняющие категории. Они способны трансформироваться в противоположные по отношению к различным структурам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.