Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неверные представления и мифы об инклюзии






Инклюзия, зачастую, окружена в обществе некими мифическими предположениями и определениями, которые связаны с недостаточностью информации по данной проблематике, отсутствием позитивного опыта знакомства с работой инклюзивных школ, либо вызваны изначальным предубеждением в отношении лиц и групп социальных меньшинств. Опыт, который имеется в сообществах разных стран в отношении инклюзивного образования, свидетельствует о том, что эти неверные представления так или иначе могут циркулировать в любом обществе, независимо от того, когда начались инклюзивные процессы в образовании. Важно понять истоки этих неадекватных представлений об инклюзии, и попытаться восполнить этот информационный пробел.

Итак – некоторые мифы об инклюзивном образовании гласят, что:

 

«Инклюзия – это модное западное заимствование, красивое название системы, при которой все ученики просто «свалены в одну кучу». Нет, это не так!

Прежде всего, для российских педагогов, родителей и администраторов образования важно знать, что инклюзивное образование – это компонент международного права в области образования лиц, которые могут быть подвергнуты дискриминации по состоянию здоровья, особенно, принимая во внимание положения Конвенции ООН о правах инвалидов (рассмотренные в первой главе), поэтому термины «мода» и «заимствование» в данном случае совершенно неуместны. Последовательное соблюдение норм международного права является признаком цивилизованного государства, и никак не может быть просто «модным поветрием».

Инклюзия – это не значит собрать всех детей «в одну кучу», используя для этого «новомодный термин». Это подход, учитывающий всё разнообразие учеников школы, при котором образовательная среда, учебные планы и программы подстраиваются под индивидуальные потребности «особого» ученика, а все дети получают преимущества в плане учёбы и социальной жизни. Инклюзия не сводится к физическому перемещению детей из системы специального образования в общее образование. Инклюзия – это реализация права и создание условий.

 

 

«При инклюзивном образовании ученики, имеющие специальные потребности, не будут получать необходимой помощи и поддержки».

Этот миф опирается, во многом, на представление о том, что учитель класса не будет в состоянии перестроить свою работу в инклюзивном классе таким образом, чтобы оказывать детям со специальными потребностями необходимую индивидуальную помощь. Между тем, инклюзивная школа – это гибкая по своей природе система, которая позволяет получить учителям и ученикам необходимую поддержку и услуги, когда это необходимо. Кроме того, инклюзивная школа предполагает командный стиль работы, при котором учитель никогда не остаётся один на один с проблемой. Соответственно, при таком характере работы объём и характер специальной помощи и поддержки определяется коллективно, всей командой, и с учётом всех особых потребностей ребёнка.

 

 

«Дети-инвалиды в обычном классе всегда будут изгоями, над которыми смеются и издеваются одноклассники»

Бесспорно, многие из нас знают, что детей-инвалидов в школах могут дразнить, причём достаточно жестоко и обидно. Но мы знаем также, что подвергаться жестоким насмешкам и оскорблениям в школе могут и ученики, не имеющие инвалидности, а отличающиеся от остальных детей лишним весом, или другими физическими особенностями (например, с угревой сыпью), или те, чья семья является нетипичной и т.д. Может быть, убрав группу детей с инвалидностью из школы, мы решим раз и навсегда вопрос насмешек и издевательств учеников над теми, кто чем-то отличается от других? Разумеется, нет. То есть вопрос заключается не столько в том, будут ли дети с инвалидностью всегда объектом школьных насмешек или травли, а в том, может ли данная школа создать у себя такой климат, в котором ВСЕ дети чувствуют себя уверенно и в безопасности? Инклюзивная школа именно такой и должна быть!

Построение инклюзивного пространства школы невозможно без работы по выстраиванию таких отношений между самими учениками, учениками и взрослыми, когда все принимают и ценят различия, чувствуют и понимают необходимость своего взаимодействия с другими членами школьного сообщества, а в школе царит дух сплочённости. Преодоление педагогами своих собственных дискриминационных установок может также играть здесь немаловажную роль, ибо дети в своём поведении в школе во многом копируют взрослых.

 

«Качество обучения при появлении в школе детей с особенностями развития снижается»

Дети «без особенностей развития» не являются неким монолитом – они очень разные и по уровню способностей, и по национальной и социальной принадлежности – любой учитель подтвердит это. Инклюзивная школа должна обеспечивать индивидуальный подход ко ВСЕМ детям, а это означает, что ученики без особенностей также будут обучаться в индивидуализированных условиях, и с использованием разных подходов к обучению. И конечно, высокие ожидания по отношению ко всем учащимся школы, а не только какой-либо одной группы – это важнейший принцип работы инклюзивной школы.

«Инклюзивные школы – это хорошая идея. Но у нас её невозможно воплотить, для учителей и директоров школ это очень трудно».

Безусловно, учить детей с разными особенностями достаточно трудно. Но учителя говорят о том, что труден не сам процесс обучения как таковой, а обучение таких детей в огромном переполненном классе, при отсутствии поддержки и ограниченных ресурсах. То есть, учителя обычно хорошо справляются с обучением разных детей, если они к этому подготовлены, имеют необходимые знания и навыки, дополнительные приспособления и время. То есть, важно не перепутать причину и следствие.

 

 

«Инклюзия – это слишком дорого, и стоит дороже традиционного специального образования»

 

Во многих странах, для которых инклюзивное образование является устойчивой практикой образовательной политики, многократно проводились исследования стоимости инклюзии. Выводы этих исследований показывают, что инклюзивное образование не дороже специального, а в некоторых компонентах существенно ниже (например, транспортные расходы сокращаются, поскольку дети обучаются по месту жительства).

Исследования, проведённые Фондом «Институт экономики города» в 2006 году в ряде российских регионов также показывают, что стоимость инклюзивного образования дороже, чем стоимость стандартного образования, но ниже стоимости специального. Многие затраты при переходе на инклюзивное образование оказываются достаточно большими, но однократными (например, создание доступной архитектурной среды в школе).

 

 

«Специальные классы и подразделения в общеобразовательной школе – это тоже вариант инклюзивного образования»

 

Специальные классы в общеобразовательной школе не могут рассматриваться как реализация инклюзивных подходов в образовании по многим причинам.

Прежде всего, инклюзивной может быть только вся школа в целом, а не отдельный класс или подразделение. Если в школе есть 2-ой «инклюзивный» класс А, то что происходит в «неинклюзивном» 2-ом Б? Вероятно, это эксклюзия – исключение детей с особыми потребностями из классного сообщества. Почему тогда эти взаимоисключающие процессы происходят в одном школьном пространстве? Как должно называться такое пространство? Частично инклюзивным? Инклюзивно-эксклюзивным? Полагаем, что ограниченность такого подхода очевидна для всех.

Конечно, школа при таких вариантах комплектования классов не может называться инклюзивной. Инклюзия — это целостная школьная политика, практика и культура, которая пронизывает все, буквально все аспекты школьной жизни, и она не может концентрироваться только в каком-либо отдельном подразделении школы.

Специальные классы в общеобразовательной школе — это не инклюзия, это «географический» процесс перехода детей с одной школьной территории на другую. Специальные классы не меняют политику и практику преподавания в общей школе, не стимулируют развитие индивидуального подхода и учёта индивидуальных потребностей в каждом классе, не делают школьное пространство адаптивным для любого ученика, что является самым важным для инклюзивной школы. Специальные классы в общей школе можно рассматривать только в плане территориальной интеграции, а если работа с учащимися обычных и специальных классов во второй половине дня будет достаточно успешной, то такой школьный дизайн будет заключать в себе и элементы социальной интеграции.

Инклюзия – это принадлежность КАЖДОГО ученика к школьному сообществу,

это обучение в классах, отражающих в своём составе естественную структуру местного сообщества,

это пространство, в котором дети не отделены друг от друга табличкой «специальный».

 

Обучение детей в специальных классах зачастую стигматизирует учащихся, выводит их на самую низшую ступень школьной академической и социальной иерархии, а это никак не может соотноситься с инклюзией, с целями и задачами этого процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.