Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кратко об этапах развития инклюзивного образования в Республике Бурятия






Всего инвалидов в Бурятии на 1 января 2016 г. проживает 80052 человек, их них детей-инвалидов - 4095. Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» занимается продвижением инклюзивного образования в Бурятии с 2004 года. Финансирование этой работы шло за счет привлеченных нами грантовых средств, всего за 2004-2016 гг. реализовано более 20 проектов. В основном организацией «Общество без барьеров» велась информационная работа – круглые столы, семинары, акции. Снимались социальные ролики, проходили кинопоказы фильмов о людях с инвалидностью. Формировалось общественное мнение.

В городе Улан-Удэ в 2008 году были созданы две экспериментальные площадки инклюзивного образования на базе МОУ СОШ № 4 и № 65 в результате реализации РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» проекта «Создание инклюзивных школ в Улан-Удэ» на средства детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» и компании «Амвэй». В этих двух школах была создана минимальная безбарьерная среда – построены пандусы, сооружены поручни, специальные туалетные кабины, открыты ресурсные комнаты, в которых имеются развивающие игры, удобная мебель и необходимая методическая литература. Проведены обучающие семинары для персонала школ и уроки доброты для всех детей. В 2008-2009 в эти школы впервые пришли учиться дети с инвалидностью, которые должны были бы обучаться на дому. Впервые в Бурятии в обычной школе № 4 начала учиться девочка-колясочница Вика Сидоренко. В 2016 году в МОУ СОШ № 4 обучается 12 учащихся с разными видами инвалидности: аутизм, ЗПР, ДЦП (в том числе колясочники), гидроцефалия и др.

В 2010 году фонд «Общество без барьеров» начал работу с двумя другими школами - № 13 и № 47, по той же схеме работы. В школе № 47 за счет спонсоров (Сберегательный банк) построен пандус, в школе № 13 обустроена туалетная кабинка для маломобильных учеников и построен пандус (хозспособом, за счет привлеченных от спонсоров средств). Организована начальная подготовка учителей и персонала школы, проведены уроки доброты для всех учащихся. В 2012 году к проекту присоединилось муниципальное образовательное учреждение № 20, где в августе были проведены работы по сооружению пандуса к крыльцу. В 2013 году Комитетом по образованию г. Улан-Удэ были определены 3 базовые инклюзивные школы.

В 2011 году была сдана в эксплуатацию первая в Республике Бурятия ПОЛНОСТЬЮ ДОСТУПНАЯ средняя школа № 2 в городе Кяхта с тремя лифтами, двумя подъемниками, пандусами, доступными санузлами. В период строительства школы «Общество без барьеров» добивалось создания там безбарьерной среды. Специалисты РОФ «Общество без барьеров» несколько раз выезжали за 240 километров от Улан-Удэ для проведения семинаров для учителей как школы № 2, так и всех желающих педагогов Кяхтинского района по вопросам инклюзивного образования. Также были проведены уроки доброты для детей начальной школы. В один из приездов активисты из Улан-Удэ организовали шествие детей от школы до центральной площади города Кяхты с лозунгами, речевками на тему инклюзивного образования, сфотографировались на центральной площади с главой районной администрации. В шествии участвовали также кяхтинские дети-инвалиды на колясках – будущие ученики школы. Слоганы речевок «Мы за равные права – дети, родители, учителя», «Миру – мир, школа – для детей, пусть разные дети обучаются в ней», «Инклюзивное образование должно быть везде, это нужно и мне и тебе».

Летом 2011 года принят Закон «О нормативах финансирования общего образования в Республике Бурятия», где впервые для детей с инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных школах, установлен более высокий норматив 1, 2. Закон – большой шаг вперед. Ранее дети с инвалидностью, обучавшиеся в обычных школах, финансировались наравне с детьми без инвалидности. Администрации школ по всей Республики были никак не заинтересованы в создании благоприятных условий для особых детей в стенах общеобразовательных учреждений.

В дальнейшем Закон приобрел статус Постановления Правительства Республики Бурятия от 2 декабря 2014 года № 599 «О нормативах финансового обеспечения на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», в п. 3 Приложения № 1 которого говорится, «При обучении детей-инвалидов в общих классах муниципальных общеобразовательных организаций установить коэффициент 1, 2 к соответствующему нормативу финансового обеспечения»

В плане продвижения инклюзивного образования специалисты РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» тесно сотрудничает с Министерством образования и науки РБ и Комитетом образования г. Улан-Удэ, принимают участие в различных Конференциях. Систематически в рамках Байкальского Образовательного Форума выступают одним из инициаторов и организаторов проведения секции «Инклюзивное образование».

В 2012 году в России был принят Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", в котором вводится понятие «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» и «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

В статье 79 Закона «Об образовании» прописана организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, действующее законодательство на территории Российской Федерации предоставляет родителям право выбора учреждения для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

На основании данного закона в конце 2013 года на территории Республики Бурятия был принят Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V " Об образовании в Республике Бурятия" (принят Народным Хуралом РБ 05.12.2013)

В 2013 году в Республике Бурятия принята Концепция инклюзивного образования, утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 мая 2013 г. № 258, в задачи которой входит:

- создание условий для совершенствования системы образования, социальной и медицинской реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью, путем внедрения инновационных технологий, в частности, инклюзивного обучения

- обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с раннего дошкольного возраста, в школах и, далее, в средних профессиональных и высших учебных заведениях

- формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с нарушениями психофизического развития и инвалидностью.

Концепцией обозначены следующие формы организации инклюзивного образования:

Службы ранней помощи - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми при активном участии семьи.

Реабилитационный процесс направлен на развитие новых функций и способностей у ребенка, его цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь и развитие ребенка и его семьи. Специалисты совместно с родителями определяют ключевую информацию, которая должна быть передана в дошкольное учреждение, и готовят письменное заключение о программе раннего вмешательства, прогрессе ребенка за период прохождения программы и специфике поддержки, которая необходима ребенку в дальнейшем.

Инклюзивная дошкольная группа - осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и дошкольников с особенностями в развитии). Инклюзивная группа состоит из обычно развивающихся детей; в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.

Педагогом инклюзивной группы обязательно должен являться педагог-дефектолог (специальный педагог). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.

Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим, слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталым и со сложной структурой дефекта. В группах кратковременного пребывания детей с ОВЗ следует обеспечивать индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2 - 3 ребенка). На занятиях обязательно должны присутствовать родители.

Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС - центров). Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности. Обучение различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями через совместную игру - наиболее приемлемая форма социализации. Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему взрослым - мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Классы инклюзивного обучения создаются в общеобразовательных учреждениях с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, где создаются специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.

Инклюзивный класс состоит из обычно развивающихся детей, в него включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.

Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

 

Так как в 2010 году школа № 65 была закрыта из-за образовавшихся в результате землетрясения трещин на фасаде, перекрытиях, потолках, то при строительстве новой школы была возможность предусмотреть ее доступность для детей с инвалидностью. Строительство велось в 2013-2014 годах. И в декабре 2015 года СОШ № 65 была сдана в эксплуатацию. В школе постарались учесть и создать все условия доступности для инвалидов - колясочников. В школе предусмотрены на входе пандусы, в здании просторные коридоры с поручнями и широкие двери, ведущие в кабинеты, два лифта, специализированная туалетная кабина. В начале 2016 года специалисты РОФ «Общество без барьеров» посетили СОШ № 65 с уроками доброты, которые были нацелены на формирование толерантного отношения учащихся к людям с инвалидностью.

 

В 2014 году Республике Бурятия предоставлена субсидия из федерального бюджета по государственной программе «Доступная среда» на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в размере 72, 5 млн. рублей. На каждую школу были выделены средства порядка 2, 5 млн. рублей, на которые были выполнены общестроительные работы (поручни, пандусы, доступные туалеты, подъемные устройства).

В 2016 году по программе «Доступная среда» в ДОУ города Улан-Удэ - № 3, 72, 88 будут улучшены их материально-технические базы и проведены ремонтные работы по повышению доступности объектов образования для людей с инвалидностью.

В настоящее время два корпуса ДОУ № 3 «Колобок» имеют утвержденные паспорта доступности объектов для инвалидов. Идет работа по обследованию и паспортизации третьего корпуса детского сада, расположенного в п. Исток. Введенный в эксплуатацию, в 2015 году, третий корпус ДОУ № №3, который имеет оптимальные условия для безбарьерной среды: имеется подъемная платформа, пандусы, доступные входные группы и санитарно-гигиенические помещения, обустроена достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Также часть средств, выделенных по программе «Доступная среда» в 2016 году пойдут на оснащение специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее – образовательные учреждения общего типа).

С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья для того чтобы гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения и региона проживания. Функции этого стандарта: обеспечить качество образования детей с ОВЗ; эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного образовательного учреждения в другое. Инновационность и нововведения ФГОС: базирование на инклюзивной «философии» образовательной политики; снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым; закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ; в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»; определены 4 варианта образовательных программ.

 

Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования, наиболее важное и перспективное направление совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с обычно развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.