Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы структуры воздушного пространства






Для осуществления функций УВД воздушное пространство РФ делится на зоны и районы УВД.

Основные принципы деления воздушного пространства на зоны УВД:

v полный и исключительный суверенитет воздушного пространства;

v безопасное движение воздушных судов;

v оптимальное обслуживание воздушного движения;

v эффективность использования воздушного пространства.

Зона (район) ЕС ОрВД – наиболее крупные (по площади) и сложные по внутренней структуре элементы ВП, включающие другие элементы (из перечисленных ниже). Зона (районы) ЕС ОрВД представляет собой часть ВП установленных размеров. Планирование и координирование ИВП, ОрВД, обеспечения разрешительного порядка ИВП и контроля за соблюдением правил ИВП в своей зоне ответственности осуществляет Зональный (вспомогательный) центр – ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД.

Зона ЕС ОрВД обычно включает несколько районов ЕС ОрВД. В каждом из них свой Районный центр (РЦ ЕС ОрВД) осуществляет аналогичные функции в выделенном объеме воздушного пространства.

В настоящее время структура ВП России характеризуется следующими показателями: обслуживаемая территория – 25 млн кв.км, протяженность ВТ – 600 тыс.км.

ОВД осуществляется оперативными центрами (органами) ЕС ОрВД в состав которых входят:

v главный центр – 1;

v зональные центры – 7;

v районные центры – 71;

v вспомогательные центры – 47.

Зона управления воздушным движением – ВП в установленных для зонального центра (ЗЦ) ЕС ОрВД границах. В зависимости от местных условий планирование и координирование воздушного движения в установленной части зоны УВД может быть возложено на вспомогатель­ный зональный центр (ВЗЦ).

Район управления воздушным движением – ВП в установленных границах, в котором непосредственное УВД по ВТ и MBЛ, а также по установленным маршрутам осуществляется районным центром (РЦ) ЕС ОрВД. РЦ ЕС ОрВД в оперативном отношении подчиняются службы движения аэропортов, входящих в данный район УВД.

В состав районов УВД, расположенных в непосредственной близости от морской госграницы РФ, может быть включено, в установленном порядке, ВП над прилегающей к границе акваторией моря.

В районы УВД входят:

Ø районы вспомогательных районных центров (ВРЦ);

Ø районы местных диспетчерских пунктов (МДП);

Ø районы аэродромов и аэроузлов.

Районы МДП организуются для УВД и обеспечения полетов на МВЛ и постоянных маршрутах полетов воздушных судов ГА ниже нижнего эшелона.

В отдельных случаях диапазон высот полетов по MBЛ в районе МДП мо­жет быть увеличен в установленном порядке.

Близко расположенные аэродромы в целях координации полетов на них объединяются в аэроузлы.

Район аэродрома. Границы района аэродрома (или аэроузла, т.е. близко расположенных аэродромов, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координирования) устанавливаются с учетом многочисленных требований, стандартов, норм и процедур в области ИВП. Характеристики аэродрома (аэроузла) должны обеспечить полет в его районе в соответствии с правилами, которые определяются инструкцией по производству полетов (ИПП) или аэронавигационным паспортом аэродрома (АНПА). Эти сведения публикуются в документах АНИ.

В районах аэродромов (аэроузлов) устанавливаются воздушные коридоры входа и выхода, зоны взлета и посадки, ожидания и другие зоны. Воздушные коридоры должны быть маркированы ОПРС или VOR/DME.

Аэродромные зоны, а также установленные маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку удалены друг от друга и от границ воздушных трасс в горизонтальной плоскости при наличии радиолокационного контроля (РЛК) на расстояние не менее 10 км, а без радиолокационного контроля – не менее 20 км. В районах аэродрома (аэроузлов) с ограниченным воздушным пространством указанные величины могут быть уменьшены в два раза. В этих случаях аэродромные зоны, установленные маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку могут быть удалены друг от друга и от границ ВТ и МВЛ в вертикальной плоскости на расстояние не менее 600 м.

В отдельных случаях при выполнении полетов ВС в аэродромных зонах по ПВП со скоростью 300 км/ч и меньше могут устанавливаться значения ограничений (не менее):

Ø в вертикальной плоскости – не менее 300 м;

Ø в горизонтальной плоскости - 5 км.

При выполнении полетов с таких аэродромов военные секторы центров ЕС ОрВД могут вводить ограничения на ВТ, МВЛ и других элементах структуры ВП.

Зоны взлета и посадки для каждого аэродрома устанавливается с учетом ЛТХ ВС, выполняющих полеты на дан­ном аэродроме, и по своим размерам должна обеспечивать возможность РЛК, безопасного выполнения установленного манев­ра для набора высоты после взлета и для снижения при заходе на посадку.

Верхняя граница зоны взлета и посадки устанавливается, как правило, по второму эшелону зоны ожидания.

ВП районов УВД и районов аэродромов (аэроузлов) может быть разделено на секторы (направления) как в плане, так и по высоте.

Размеры и границы зон, районов УВД, районов МДП, районов аэродро­мов (аэроузлов) секторов (направлений) УВД диспетчерских пунктов, раз­мещение и количество воздушных коридоров, зон ожидания (ЗО), схемы движе­ния ВС в районах аэродромов устанавливаются с учетом тре­бований надежности и непрерывности связи с ВС и радио­технического контроля за воздушным движением, летно-технических данных (ЛТД) эксплуатируемых ВС, а также обеспечения безопасности и экономичности полетов.

Деление ВП по высоте и в плане показано на рис. 5. Аэродром окружает зона взлетов и посадок (ЗВП). Она ограничена по высоте вторым эшелоном зоны ожидания (эшелоном перехода), а по расстоянию - радиусом 30-50 км. Выше и дальше простирается район аэродрома. По высоте он огра­ничен высотой, разделяющей нижнее и верхнее ВП (как правило, 4500-6000 м (FL150-200)), а по расстоянию - радиусом 90-120 км.

Еще дальше и выше простирается район УВД, в которых организуются диспетчерские пункты РЦ. По высоте они, как правило, ограничены высотой полетов гражданских ВС, а по расстоянию - границей соседнего районного центра (рис 5).

 

с

Рис.5. Деление воздушного пространства по высоте и в плане.

Маршрут обслуживания воздушного движения (маршрут ОВД) - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения ОВД и в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу, маршрут зональной навигации (RNAV), местную воздушную линию.

Маршруты ОВД входят во все вышеперечисленные элементы структуры ВП ОВД.

Воздушная трасса Российской Федерации – установленная для полетов ВС область ВП, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и ОВД.

Ширина ВТ устанавливается, как правило, равной 10 км (по 5 км в обе стороны от ее оси). Однако в районах, не обеспеченных радиотехническими средствами, ширина ВТ может быть увеличена до 20 км (по 10 км в обе стороны от оси трассы). Расстояние между осями параллельных трасс при наличии РЛК должно быть не менее 20 км, при отсутствии – 40 км.

Маршрут зональной навигации устанавливается в соответствии с типом требуемых навигационных характеристик (RNP), который может быть обеспечен при полете по такому маршруту.

Типы требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации утверждаются МТ РФ.

Полеты по маршрутам зональной навигации осуществляют ВС, оборудованные для выполнения полетов методом зональной навигации по любой желаемой траектории в пределах зоны действия навигационных средств, основанных на опорных станциях (в том числе спутниковых), или в пределах, определяемых возможностями автономных бортовых навигационных средств, либо посредством комбинации указанных средств. Маршруты RNAV, как правило, опубликовываются выше FL100.

Маршруты RNAV подразделяются на:

Ø фиксированные маршруты RNAV;

Ø условные маршруты RNAV.

Фиксированные маршруты RNAV – это публикуемые маршруты RNAV, установленные для постоянного использования, по которым могут планироваться полеты ВС, оснащенных оборудованием RNAV.

Фиксированные маршруты RNAV должны начинаться и заканчиваться в основных точках.

Условные маршруты (С on d itional R outes – CDR) предназначены для гибкого ИВП. Концепция CDR основана на том, что ВП не может быть предназначено для использования только государственными или гражданскими ВС. Принимается во внимание, что ВП должно использоваться гибко в интересах всех пользователей на постоянной основе. Маршруты CDR не являются постоянными маршрутами ОВД и в этой связи могут проходить через ВП, которое резервируется для временно выделенных районов, опасных районов и районов ограниченного использования.

Условные маршруты дополняют сеть постоянных маршрутов ОВД и подразделяется на 3 категории:

Ø CDR1 – постоянно планируемый условный маршрут в период времени, опубликованного в сборнике АНИ. Такой маршрут во время его действия может быть использован при планировании, как и обыкновенный маршрут ОВД;

Ø CDR2 – не постоянно планируемый условный маршрут. Данный тип маршрута может быть использован при планировании только в соответствии с условиями сообщений о действии условных маршрутов;

Ø CDR3 – не планируемый условный маршрут, который может быть использован только по указанию органов УВД.

В планах по ИВП публикуется сообщение о действии условных маршрутов и охватывает промежуток времени в 24 часа и публикуется ежедневно в 15.00 UTC.

Данное сообщение содержит перечень условных маршрутов CDR2 и, когда это будет возможно, информацию относительно любого не действующего условного маршрута категории CDR1.

Данные о CDR1 и CDR2 включаются в электронную базу данных для использования в навигационных комплексах и спутниковых приемо-индикаторах.

Местные воздушные линии (МВЛ) открываются для полетов на высотах ниже нижнего эшелона по ПВП с учетом рельефа местности и препятствий на ней.

Устанавливаются, как правило, в нижнем воздушном пространстве и могут быть двух категорий:

v первой категории - для полетов на выделенных эшелонах шириной не более 10 км;

v второй категории - для полетов по ПВП на высотах ниже нижнего эшелона; ширина МВЛ второй категории устанавливается, как правило, не более 4 км с учетом рельефа местности и искусственных препятствий на ней.

МВЛ 1 категории, предназначенные для полётов самолётов 3 класса (взлётная масса от 10 до 30 т — Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.) в диапазоне высот 1500-6000 м (FL30-200) со скоростями 300—600 км/ч по правилам полёта по приборам (ППП), с радиолокационным контролем; МВЛ 1 категории оборудованы радиомаяками и соединяют аэродромы 3 класса (длина ВПП 1200—1800 м).

МВЛ 2 категории, предназначенные для полётов самолётов 4 класса (взлётная масса менее 10 т — Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т. п.) в диапазоне высот 100—1500 м (FL30) со скоростями 150—300 км/ч по правилам визуального полёта (ПВП), без радиолокационного контроля; МВЛ 2 категории соединяют аэродромы 4 класса (длина ВПП 600—1200 м), а в ряде случаев и посадочные площадки (длина ВПП 200—500 м).

МВЛ разрабатываются территориальными органами ФА ВТ (Росавиации). Оборудование МВЛ необходимыми средствами навигации и ОВД также производится территориальными органами ФА ВТ (Росавиации).

ВП, выделенное для МВЛ, классифицируется как ВП класса С.

В период, когда на МВЛ ОВД (УВД) не предоставляется, ВП МВЛ классифицируется как ВП класса G.

Маршруты ОВД утверждаются МТ РФ.

Организацию разработки и издания сборника маршрутов ОВД РФ и поправок к нему осуществляет ФГУП «ЦАИ ГА» совместно с Росавиацией (ФА ВТ).

Маршруты воздушных судов устанавливаются в ВП для полетов вне ВТ и МВЛ и прокладываются на определенном удалении от них.

В контролируемом воздушном пространстве для выполнения полетов вне маршрутов ОВД полеты ВС выполняются по маршрутам, ширина которых соответствует:

а) ниже эшелона перехода:

Ø при скорости полета не более 300 км/ч - 4 км;

Ø при скорости полета более 300 км/ч - 10 км;

б) от эшелона перехода включительно и выше:

Ø в районах, обеспеченных системой наблюдения ОВД - 10 км;

Ø в районах, не обеспеченных системой наблюдения ОВД - 20 км.

Рассмотрим вид ВТ в пространстве. На рис.6 представлен пример двух ВТ. Фактически, ВТ - это многоуровневая воздушная дорога для ВС, где существуют определенные правила движения, перекрестки (пересечения трасс) и пово­ротные пункты. Движение ВС на одной высоте осуществляется только в одном направлении. Встречные ВС следуют на высотах, отстоящих на определенные вертикальные интервалы.

Все значимые точки трассы (точки пересечения трассой границ районных центров, точки пересечения трасс между собой, поворотные пункты) имеют свое обозначение. Эти точки могут быть маркированными или немаркиро­ванными. Если точка маркирована приводом или VOR/DME (радиостанцией или VOR/DME, передающих на известной радиочастоте свой двухбуквенный или трехбуквенный позывной в эфир), то она обозначается своим позывным (например WU, MS или NLB и т.д.) или названием населенного пункта где установлен привод или VOR/DME (например Сосновка, Николь­ское и т. д.).

Если в данной точке трассы привод не установлен, то такая точка называ­ется немаркированной, у нее есть только известные географические коорди­наты и 5-буквенное имя (BATEL, LINRI и т.д.).

Рис.6. Пример пересечения участков двух воздушных трасс.

Рассмотрим те же два участка воздушных трасс в плане, т. е. как их видит диспетчер на экране радиолокатора (рис. 7).

Рис. 7. Пример пересечения участков двух воздушных трасс. Вид в плане






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.